г. Челябинск |
|
25 ноября 2022 г. |
Дело N А76-9099/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Челябинвестстрой" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07 сентября 2022 года по делу N А76-9099/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Челябинвестстрой" - Калимбет В.В. (паспорт, доверенность от 21.03.2022 N 15, диплом);
Министерства имущества Челябинской области - Сипко Д.К. (паспорт, доверенность от 10.01.2022 N 1/8, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Челябинвестстрой" (далее - заявитель, ООО "Челябинвестстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству имущества Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство), в котором просит:
1. Признать недействительным решение Министерства имущества Челябинской области от 14.03.2022 N 5/2956 о рассмотрении обращения ООО "Челябинвестстрой" об исключении объекта недвижимости из перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости (далее - оспариваемое решение);
2. Исключить из перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимость, на 2022 год объект недвижимости с кадастровым номером: 74:36:0516001:249, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Энтузиастов, д. 2 (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.09.2022 (резолютивная часть решения объявлена 31.08.2022) по делу N А76-9099/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Челябинвестстрой" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что существенным обстоятельством по настоящему делу, подлежащему доказыванию, является установление судом наличия либо отсутствия у общества обязанности исчислять и уплачивать налог на имущество исходя из его кадастровой стоимости с учетом включения в Перечень спорного объекта недвижимости. Апеллянт, обосновывая жалобу, ссылается на то, что суд первой инстанции фактически не указал, в чем именно выражается отсутствие нарушения прав и охраняемых законом интересов общества.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель Министерства возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Челябинвестстрой" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 74:36:0516001:955 площадью 856 кв.м., 74:36:0516001:956 площадью 878,3 кв.м., 74:36:0516001:957 площадью 931,3 кв.м., 74:36:0516001:958 площадью 930, 5 кв.м., 74:36:0516001:959 площадью 932,7 кв.м., 74:36:0516001:960 площадью 926,3 кв.м. в нежилом здании с кадастровым номером 74:36:0516001:249 площадью 5 452,2 кв. м., расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Энтузиастов, д. 2, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об объекте недвижимости (л.д. 50-73).
Приказом Министерства от 28.12.2021 N 214-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2022 год" нежилое здание с кадастровым номером 74:36:0516001:249, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Энтузиастов, 2 (далее - Нежилое здание), включено в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости (далее - Перечень) под номером 1252 (материалы электронного дела, документы от 06.05.2022).
Общество 03.03.2022 обратилось в Министерство с заявлением об исключении Нежилого здания из Перечня (л.д. 7-8).
Решением Министерства имущества Челябинской области от 14.03.2022 N 5/2956 о рассмотрении обращения ООО "Челябинвестстрой" в удовлетворении указанного заявления общества отказано, по результатам проведения 05.05.2021 мероприятия по определению вида фактического использования Нежилого здания установлено, что 56,53 % общей площади данного нежилого здания фактически используется для размещения офисов и объектов общественного питания, а также объектов бытового обслуживания, при этом общая площадь Нежилого здания составляет 5 452,2 кв. м., что соответствует критериям включения в Перечень (л.д. 48-49).
Полагая указанное решение не соответствующим закону и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества в рассматриваемой ситуации установлены положениями Закона Челябинской области от 25.11.2016 N 449-ЗО "О налоге на имущество организаций".
Пунктом 3 статьи 2 Закона Челябинской области от 25.11.2016 N 449-ЗО "О налоге на имущество организаций" определено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания площадью 1 500 квадратных метров и более.
Постановлением Правительства Челябинской области от 29.01.2016 N 35-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок), Министерство определено уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования осуществляются в целях выявления следующих видов объектов нежилого фонда, признаваемых объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке: нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Приказ Министерства имущества Челябинской области от 28.12.2021 N 214-П "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2022 год" издан уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Министерства, а также в официальном печатном издании "Южноуральская панорама" N 115 за 30.12.2021 (спецвыпуск N 20).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с Планом мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения на 2021 год, утвержденным приказом Министерства от 18.12.2020 N 210-п (л.д. 120-121) на основании распоряжения Министерства проведена плановая проверка нежилого здания с кадастровым номером 74:36:0516001:249 площадью 5 452,2 кв. м., расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Энтузиастов, дом 2, по вопросу фактического использования данного здания для целей налогообложения. Согласно акту о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения от 07.05.2021 N 45 (материалы электронного дела, документы от 06.05.2022).
Нежилое здание фактически используется для размещения офисов, объектов бытового обслуживания, объектов общественного питания. Доля площадей такого назначения по результатам мероприятия в указанном объекте составляет 56,53 %, что отражено в расчете и подтверждено представленными фотоматериалами.
Суммарная площадь нежилых помещений общества в нежилом здании по сведениям ЕГРН составляет 5 455, 7 кв. м, по сведениям ЕГРН площадь нежилого здания в целом составляет 5 452,2 кв. м.
В суд первой инстанции не представлено доказательств, что нежилое помещение фактически не используется для указанных в Акте от 07.05.2021 N 45 целей. При этом заявитель не представил доказательств, очевидно свидетельствующих о том, что спорное нежилое здание используется в каких-либо иных целях.
При указанных обстоятельствах у Министерства отсутствовали основания для исключения спорного объекта недвижимости из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, его действия соответствуют требованиям Порядка.
Кроме того, суд пришел к правильному выводу о том, что на момент обращения в суд оспариваемый отказ Министерства (то есть фактическое нахождение спорного здания в Перечне объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости) не может нарушить права и интересы заявителя, поскольку право собственности на нежилое здание, как на единый объект недвижимости, за заявителем не зарегистрировано, какие либо налоговые обязательства, вытекающие из рассмотренных обстоятельств, в настоящее время не установлены.
С учетом изложенного судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение Министерства не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказано обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ.
Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права, ведущих к отмене судебного акта, не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции, в связи с чем они подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подателя апелляционной жалобы по уплате государственной пошлины относятся на его счет.
При обращении с апелляционной жалобой в суд ООО "Челябинвестстрой" уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб. на основании платежного поручения от 06.10.2022 N 453.
В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций государственная пошлина уплачивается в размере 3000 руб.
Учитывая изложенное, ООО "Челябинвестстрой" следовало уплатить государственную пошлину в размере 1500 руб., в связи с чем ошибочно уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета, на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07 сентября 2022 года по делу N А76-9099/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Челябинвестстрой" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Челябинвестстрой" (ОГРН 1097453001590, ИНН 7453204510) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 06 октября 2022 года N 453.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-9099/2022
Истец: ООО "Челябинвестстрой"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ