г. Челябинск |
|
25 ноября 2022 г. |
Дело N А34-15638/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 26.08.2022 по делу N А34-15638/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области - Созонова Т.В. (доверенность от 20.04.2022, диплом),
Управления Федерального казначейства по Курганской области - Печенов С.В. (доверенность от 07.11.2022, диплом).
Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области (далее - заявитель, Управление МЧС, ГУ МЧС по Курганской области, Главное управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным представления от 16.08.2021 N 43-45-14/45-76, вынесенного Управлением Федерального казначейства по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, административный орган, УФК, казначейство).
Судом первой инстанции в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, представление от 16.08.2021 N 43-45-14/45-76 признано недействительным.
УФК, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что представление соответствует закону и не нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, представление имеет профилактический характер, направлено на предупреждение норм законодательства, представление не обязывает к совершению каких-либо конкретных действий. По пункту 1 представления указывает, что нарушение было выявлено в ходе контрольных действий и не устранено на момент проведения проверки, в представление включается информация о выявленном нарушении с требованием о принятии мер по устранению причин и условий его совершения даже в случае устранения бюджетного нарушения объектом контроля после начала соответствующего контрольного мероприятия. По пункту 2 представления указывает, что бухгалтерская справка, оформленная бухгалтером, не является разрешением для возмещения дополнительных расходов (суточных). Приказ МЧС России от 23.05.2013 N 337 не устанавливает обязательный порядок доначисления командировочных, без предоставления работником по возвращении из командировки работодателю авансового отчета об израсходованных в связи с командировкой суммах. Какие-либо подтверждающие документы о понесенных расходах сотрудники не представляли, соответственно, не было какого-либо разрешения руководителя. По пункту 3 представления указывает, действующим положением о территориальных органах МЧС РФ не предусмотрено предоставление помещений в зданиях пожарных депо для проживания. Полагает, что названное нарушение напрямую относится к осуществлению объектом контроля финансовых и хозяйственных операций при осуществлении своей деятельности.
В представленном отзыве заявитель ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа УФК по Курганской области от 27.05.2021 N 434 "О назначении плановой выездной проверки ГУ МЧС по Курганской области", приказа УФК по Курганской области от 23.06.2021 N 494 "О внесении изменений в приказ УФК по Курганской области от 27.09.2018 N 574 "О продлении срока плановой выездной проверки ГУ МЧС по Курганской области, назначенной приказом Управления Федерального казначейства по Курганской области от 27.05.2021 N 434", в соответствии с пунктом 15 раздела I Плана контрольных мероприятий УФК по Курганской области в финансово-бюджетной сфере на 2021 год казначейством была проведена выездная плановая проверка.
Тема выездной плановой проверки: проверка финансово-хозяйственной деятельности.
Проверяемый период: 2019-2020 годы.
По итогам проверки составлен акт от 29.06.2021, в котором зафиксированы нарушения Управления МЧС нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (т.1, л.д. 74-175).
В том числе, установлены следующие нарушения:
- списание на расходы текущего финансового года ГСМ, с превышением установленной нормы расхода моторных топлив, что привело к расходу моторных топлив сверх установленных норм на общую сумму 640,39 рублей, в том числе в 2019 году - 236,67 рублей, в 2020 году - 403,73 рублей, что является неправомерным использованием средств федерального бюджета (КБК 177 0310 10 2 01 90049 244).
В ходе проверки нарушение устранено заявителем путем внесения денежных средств в кассу Главного управления приходным кассовым ордером от 29.06.2021 N 145;
- в нарушение статей 70, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 11, 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749, Главным управлением произведено неправомерное расходование средств федерального бюджета за 2019 год в сумме 169 655,35 рублей по КБК 177- 0310-1010390049-112, выразившееся в оплате командировочных расходов (суточных в размере свыше 100 рублей) по 121 работнику Главного управления при отсутствии соответствующих авансовых отчетов о произведенных расходах (сверх установленных норм) утвержденных, руководителем и приказа начальника Главного управления о распределении средств экономии;
- в нарушение пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации помещения, расположенные в нежилых зданиях пожарных депо, являющихся федеральным имуществом - собственностью Российской Федерации и находящиеся в оперативном управлении Главного управления, по адресам:
г. Курган, ул. Панфилова, д.20, согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:020809;1229;
г. Курган, ул. Куйбышева, д. 62, согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:070311:341;
г. Курган, ул. Омская, д. 86; согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:040104:272;
г. Курган, ул. Пушкина, д. 58; согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:070209:17;
г. Курган, ул. Автозаводская, д.1в; согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:010606:574;
Курганская область, г. Шадринск, ул. Первомайская, д. 63; согласно ЕГРН кадастровый номер 45:26:080112:154;
г. Курган, пр-т Машиностроителей, д. 42, согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:030601:48,
использовались Главным управлением в проверяемом периоде (2019-2020 годах) и на момент проведения контрольного мероприятия не в соответствии с установленными задачами и функциями, определенными Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.03.2020 N 217, а именно: в помещениях, расположенных в нежилых зданиях пожарных депо, проживают граждане, в том числе не являющиеся сотрудниками и работниками Главного управления.
По указанным фактам Управлению выдано представление от 16.08.2021 N 43-45-14/45-76, где требовалось в срок до 01.10.2021 принять меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений (т.1, л.д. 18-21).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности требований представления заинтересованного лица.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и бюджетному законодательству Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)).
Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (подпункт "а" пункта 6 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (в редакции, действовавшей на момент вынесения представления) (далее - Правила N 1092)).
В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Следовательно, оспариваемое представление вынесено в рамках предоставленных полномочий заинтересованному лицу.
Довод Управления о том, что оспариваемое представление не нарушает права заявителя, а носит профилактический характер, подлежит отклонению.
Из пунктов 10, 47, 68 Правил N 1092 следует, что органы Федерального казначейства (в том числе, его территориальные органы) по результатам проведенных проверок вправе выдавать представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
При этом за неисполнение законных требований, изложенных в представлении, возможно привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, выносимые казначейством представления содержат властные предписания, обладают признаками ненормативного правового акта, поскольку создают, порождают и изменяют правоотношения, характеризуется принудительным воздействием на проверяемое лицо, обязывают его к принятию мер, направленных на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, тем самым затрагивая сферу его имущественных прав и законных интересов.
Соответственно, представление от 16.08.2021 N 43-45-14/45-76 может быть предметом обжалования.
Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное, в том числе, государственным (муниципальным) заказчиком:
1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; 2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; 3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; 5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.
В пункте 1 оспариваемого представления Управлением зафиксировано нарушение статьи 70, подпункта 5 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 114 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, пунктов 5, 6 Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенных в действие распоряжением Министерством транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р, приказов МЧС России от 23.06.2008 N 336 "Об упорядочении нормирования расхода и порядка списания горюче-смазочных материалов при эксплуатации автомобильной техники в системе МЧС России", от 13.02.2012 N 56 "О применении показателей расхода топлива", от 18.09.2012 N 555 "Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", от 01.10.2020 N 737 "Об утверждении Руководства по организации материально-технического обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", приказов Главного управления от 18.04.2014 N 184, от 01.07.2019 N 269, от 15.05.2020 N 371, от 03.08.2020 N 531 "О нормах расхода топлив и смазочных материалов" в соответствии с Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденными распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р, пункта 3.16 Учетной политики Главного управления, а именно:
списание на расходы текущего финансового года ГСМ, с превышением установленной нормы расхода моторных топлив, что привело к расходу моторных топлив сверх установленных норм на общую сумму 640,39 рублей, в том числе в 2019 году - 236,67 рублей, в 2020 году - 403,73 рублей, и является неправомерным использованием средств федерального бюджета (КБК 177 0310 10 2 01 90049 244).
Вместе с тем, административным органом в акте проверки и в оспариваемом представлении зафиксировано, что в ходе проверки нарушение заявителем устранено путем внесения в кассу денежных средств (представлен приходный кассовый ордер от 29.06.2021 N 145 на сумму 640,39 рублей), с последующим перечислением в доход федерального бюджета по платежному поручению от 08.07.2021 N 881605.
Таким образом, спорное нарушение выявлено и устранено Главным управлением МЧС России по Курганской области до оформления административным органом результатов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Апеллянт полагает, что, несмотря на устранение нарушений, в представление подлежала включению информация о таком нарушении.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ представление должно содержать информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Принимая во внимание приведенные нормы БК РФ, при устранении нарушения объектом контроля повторно требовать его устранения в представлении не требуется (подпункт 1 пункта 2 статьи 270.2 БК РФ), а требование о принятии мер по устранению причин и условий подлежит отражению в представлении только в случае невозможности его устранения (подпункт 2 пункта 2 статьи 270.2 БК РФ).
Следовательно, нарушение, указанное в пунктах 1 представления, выявлено и устранена заявителем до оформления казначейством результатов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а поэтому на основании пункта 5 статьи 270.2 БК РФ не подлежало указанию в представлении.
Доводы об отсутствии устранения нарушения прямо противоречат содержанию представления от 16.08.2021 N 43-45-14/45-76.
В пункте 2 оспариваемого представления административным органом зафиксировано нарушение объектом контроля положений статей 70, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 11, 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение N 749), а именно: Главным управлением произведено неправомерное расходование средств федерального бюджета за 2019 год в сумме 169 655,35 рублей по КБК 177-0310-1010390049-112, выразившихся в оплате командировочных расходов (суточных в размере свыше 100 рублей) по 121 работнику Главного управления при отсутствии соответствующих авансовых отчетов о произведенных расходах (сверх установленных норм) утвержденных, руководителем и приказа начальника Главного управления о распределении средств экономии.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 3 Положения N 749 работники Главного управления МЧС России по Курганской области в течение 2019 года направлялись в служебные командировки на основании приказов начальника Главного управления МЧС России по Курганской области или лица, его замещающего, на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
На основании приказа Главного управления МЧС России по Курганской области о командировании работникам оформлялось командировочное удостоверение, в котором отметками "прибыл" и "выбыл" - с указанием даты, фамилии, инициалов и подписи должностного лица, подтверждался факт нахождения последнего в командировке.
По возвращении из служебных командировок работники Главного управления МЧС России по Курганской области представляли в финансово-экономическое управление авансовые отчеты ф. 0504505 об израсходованных суммах, с приложением всех документов, подтверждающих фактические затраты работников в служебных командировках. Авансовые отчеты утверждались начальником Главного управления или лицом, его замещающим.
На основании заявок на кассовый расход и реестров на перечисление денежных средств, утвержденных руководителем, с подотчетными лицами производился расчет по расходам, связанным с их командированием.
Все дополнительные расчеты, связанные с доначислением сумм командировочных расходов, произведенные после утверждения начальником Главного управления МЧС России по Курганской области или лицом, его замещающим, авансовых отчетов и принятия их финансово-экономическим управлением к учету, производятся на основании бухгалтерской справки ф.0504833, которая является унифицированной формой документа системы бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации организаций государственного сектора.
Пунктом 11 Положения N 749 установлено, что работникам возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации.
На основании статьи 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При направлении работника в командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой (статья 167 ТК РФ).
Статьей 168 ТК РФ установлено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" размер суточных за каждый день нахождения в командировке составляет 100 рублей.
В силу пункта 3 Положения N 729 расходы, превышающие размеры, установленные пунктом 1 настоящего Постановления, а также иные связанные со служебными командировками расходы, при условии, что они произведены работником с разрешения или ведома работодателя, возмещаются организациями за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание, а также за счет средств, полученных организациями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Таким образом, возмещение расходов в установленных размерах производится организациями в пределах ассигнований, выделенных им из федерального бюджета на служебные командировки, либо, в случае использования указанных ассигнований в полном объеме, за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание.
Пунктом 1 Приказа МЧС России от 23.05.2013 N 337 разрешено возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, и гражданскому персоналу спасательных воинских формирований МЧС России за счет средств федерального бюджета в размере не более 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
При этом, из пункта 2 вышеуказанного приказа следует, что возмещение суточных расходов в размерах, превышающих 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке, но не более размеров, установленных пунктом 1 Приказа МЧС России от 23.05.2013 N 337, производить за счет экономии бюджетных средств, выделенных в установленном порядке на возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками, в соответствии с утвержденными планами основных мероприятий.
Таким образом, возместить суточные расходы в размерах, превышающих 100 рублей, но не более 300 рублей, как это предусмотрено Приказом МЧС России от 23.05.2013 N 337, возможно только при наличии экономии бюджетных средств, которая определяется в конце финансового года.
Действительно, согласно пункту 26 Положения N 749 для возмещения командировочных расходов к авансовому отчету прилагаются следующие документы: командировочное удостоверение, оформленное надлежащим образом, документы о найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и об иных расходах, связанных с командировкой.
Позиция казначейства сводится к отсутствию авансовых отчетов (при расходовании свыше 100 руб.) как обоснование невозможности дополнительного возмещения суточных (со 100 руб. до 300 руб.).
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с учетной политикой Главного управления, утвержденной приказом от 29.12.2018 N 585, при наличии экономии по командировочным расходам в 4 квартале текущего года производится доначисление суточных в размере не более 300 рублей за сутки, оформляется бухгалтерской справкой ф.0504833 и выплачивается в соответствии с заявкой на кассовый расход и реестром.
При этом, как верно указано судом первой, учитывая, что действующее законодательство не предусматривает возможность внесения изменений в ранее утвержденные авансовые отчеты об израсходованных в связи с командировкой суммах и не предоставляет право работнику представлять дополнительные авансовые отчеты, а наличие экономии бюджетных средств, из которой и осуществляется дополнительное возмещение до 300 руб., определяется в конце финансового года, то не представляется возможным дополнительно отразить в авансовом отчете начисленные суточные расходы на основании Приказа МЧС России от 23.05.2013 N 337.
Авансовый отчет составляется и утверждается руководителем единожды по каждому факту пребывания в служебной командировке, все дополнительные расчеты, связанные с доначислением либо удержанием сумм командировочных расходов, произведенные после утверждения и принятия к учету авансового отчета ф. 0504505, на основании бухгалтерской справки ф.0504833, распределение и выплата сумм экономии по командировочным расходам в пределах, установленных Приказом МЧС России от 23.05.2013 N 337, производится на основании реестра на перечисление денежных средств и заявки на кассовый расход, утвержденных руководителем.
Из материалов дела следует, что все дополнительные расчеты, связанные с доначислением сумм командировочных расходов произведены Главным управлением на основании бухгалтерской справки ф. 0504833 от 25.12.2019, которая является унифицированной формой документа системы бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации организаций государственного сектора, а дополнительно начисленные и подлежащие возмещению суточные расходы выплачены работникам на основании заявки на кассовый расход N ГУ004144 от 25.12.2019, подписанной исполняющим обязанности начальника Главного управления МЧС России по Курганской области.
Таким образом, расходование бюджетных средств с целью дополнительного возмещения суточных расходов работникам, направленным в служебные командировки на основании Приказа МЧС России от 23.05.2013 N 337, произведено Главным управлением МЧС России по Курганской области на основании решения, принято уполномоченным на то лицом.
Таким образом, по пункту 2 представления нарушение также отсутствует.
В пункте 3 оспариваемого представления административным органом зафиксировано нарушение объектом контроля положений пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно: помещения, расположенные в нежилых зданиях пожарных депо, являющиеся федеральным имуществом - собственностью Российской Федерации и находящиеся в оперативном управлении Главного управления, по адресам:
г. Курган, ул. Панфилова, д. 20, согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:020809;1229;
г. Курган, ул. Куйбышева, д. 62, согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:070311:341;
г. Курган, ул. Омская, д. 86; согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:040104:272;
г. Курган, ул. Пушкина, д. 58; согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:070209:17;
г. Курган, ул. Автозаводская, д. 1в; согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:010606:574;
Курганская область, г. Шадринск, ул. Первомайская, д. 63; согласно ЕГРН кадастровый номер 45:26:080112:154;
г. Курган, пр-т Машиностроителей, д. 42, согласно ЕГРН кадастровый номер 45:25:030601:48,
использовались Главным управлением в проверяемом периоде (2019-2020 годах) и на момент проведения контрольного мероприятия не в соответствии с установленными задачами и функциями, определенными Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.03.2020 N 217, а именно, в помещениях, расположенных в нежилых зданиях пожарных депо, проживают граждане, в том числе не являющиеся сотрудниками и работниками Главного управления.
В соответствии с установленными задачами и функциями, определенными Положением N 217 не предусмотрено предоставление помещений в зданиях пожарных депо для проживания.
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжениями Росимущества N 302 и N 303 от 28.04.2010 Главному управлению России по Курганской области переданы на праве оперативного управления "здания пожарного депо" по следующим адресам: г. Курган, ул. Панфилова, д. 20; г. Курган, ул. Куйбышева, д. 62; г. Курган, ул. Омская, д. 86; г. Курган, ул. Пушкина, д. 58; г. Курган, ул. Автозаводская, д. 1в; Курганская область, г. Шадринск, ул. Первомайская, д. 63, Курган, пр-т Машиностроителей, дом 42.
На основании вышеуказанных распоряжений Главным управлением МЧС России по Курганской области приняты на баланс здания пожарных депо по вышеуказанным адресам как единый имущественный комплекс.
При этом на момент строительства и ввода объектов в эксплуатацию в зданиях пожарных частей имелись жилые помещения, которые в период с 1968 по 2005 годы предоставлялось работникам пожарной охраны и членам их семей для проживания в соответствии с действовавшим законодательством.
Из материалов дела следует, что все проживающие в жилых помещениях зданий пожарных депо зарегистрированы по месту жительства до передачи Главному управлению в оперативное управление вышеуказанных зданий, что подтверждается карточками прописки и карточками регистрации.
Соответственно, как правомерно указано судом первой инстанции, Управление, как лицо, в чьем оперативном ведении находится недвижимое имущество, мероприятий по его передаче в пользование не осуществляло, нежилые помещения не предоставляло, а имущество уже было предоставлено Управлению, где проживали лица.
Из материалов дела не следует, что собственник федерального имущества предпринял меры для освобождения имущества от проживающих в нем лиц.
Как верно указано судом первой инстанции, законность предоставления жилых помещений в вышеуказанных зданиях пожарных депо гражданам, проживающим в них, при проведении проверки административным органом не проверялась.
Коллегия судей соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что из оспариваемого пункта представления не представляется возможным установить какое конкретно нарушение требований бюджетного законодательства вменяется Управлению.
Так, как следует из представления, УФК указывает на пункт 1 статьи 296 ГК РФ, обязывающий лицо, в чьем оперативном управлении находится имущества использовать его в соответствии с установленными целями, распоряжаться имуществом с согласия собственника.
Однако, как указывалось ранее, Управление лицом, предоставившим в пользование жилые помещения физическим лицам, не являлось, а УФК законность предоставления имущества не исследовало, к собственнику имущества не обращалось.
Статья 264.1 ГК РФ содержит общие основы бюджетного учета и отчетности, однако, Казначейством не установлено, что находящееся в оперативном управлении имущества на счетах и в отчетности Управления учитывается с нарушением установленных требований.
Более того, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о необоснованности проведения казначейством порядка использования имущества, переданного в оперативное управление.
Как следует из материалов дела, проверка Управлением проведена на основании централизованного задания Федерального казначейства, доведенного до Управления письмом Федерального казначейства от 24.12.2020 N 07-04-05/16-27196, где органам Федерального казначейства поручено провести проверку финансово-хозяйственной деятельности в территориальных органах, подведомственных учреждениях и организациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, за 2019 - 2020 годы.
Целью данного контрольного мероприятия являлось осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при использовании средств федерального бюджета.
Среди полномочий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля выделены, в том числе:
контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;
контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов.
В силу положений пунктов 6, 68 Правил N 1092, пункта 3 статьи 265, статьи 269.2 БК РФ Федеральное казначейство (его территориальный орган) осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании.
Соответственно, вышеприведенные нормативные положения, вопреки доводам апеллянта, наделяют органы казначейства осуществлять проверку расходования денежных средств при управлении либо использовании государственного (муниципального) имущества, порядок бухгалтерского учета имущества, но не порядок использования переданного в оперативное управление имущества.
Цель проводимого контрольного мероприятия также касалась исключительно порядка использования денежных средств федерального бюджета.
Из буквальной формулировки правонарушения следует, что заявителю вменяется именно использование вышеуказанного имущества не в соответствии с установленными задачами и функциями, определенными Положением, а не отсутствие в бюджетном учете Главного управления МЧС России по Курганской области жилых помещений в нежилых зданиях пожарных депо.
Соответственно, указание в пункте 3 представления на нарушение при использовании имущества выходит за пределы полномочий казначейства.
На основании установленного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя и признал оспариваемое предписание недействительным, как не соответствующее бюджетному законодательству и нарушающему права и законные интересы заявителя в экономической сфере.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 26.08.2022 по делу N А34-15638/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-15638/2021
Истец: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Курганской области
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ И КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТЯХ