г. Челябинск |
|
25 ноября 2022 г. |
Дело N А76-32162/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Злоказовского сельского поселения на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.09.2022 по делу N А76-32162/2021.
В судебном заседании принял участие представитель:
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области - Самохин А.П. (доверенность от 21.12.2021, диплом).
Администрация Злоказовского сельского поселения (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - административный орган, ГУ МЧС) о признании недействительным предписания N 87/1/1 от 27.05.2021 (далее - оспариваемое предписание).
Судом первой инстанции в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Кусинского муниципального района Челябинской области, Главное управление лесами Челябинской области.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
Администрация, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, признать предписание от 27.05.2021 N 87/1/1 недействительным в части пунктов N N 2, 7, 14, 20, 29, 5, 26, 27, 33, 34.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что пункты N N 2, 7, 14, 20, 29 противоречат пункту 4 статьи 5 Устава Злоказовского сельского поселения, пункту 9 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статье 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), поскольку полномочия Администрации по обеспечению первичных мер противопожарной безопасности осуществляются только в границах населенных пунктов, а не вокруг них. Статьей 6 Закона N 123-ФЗ не определено, что создание минерализованной полосы вокруг населенных пунктов является мерой первичной пожарной безопасности. Пункты NN 5, 26, 27, 33, 34 предписания не относятся к полномочиям и расходным обязательствам Администрации, так как в соответствии с частью 4 статьи 6 Закона N 123-ФЗ проведение работ по уборке мусора не закреплено, свалку Администрация в указанных местах не организовывала.
В представленном отзыве ГУ МЧС ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие возражений сторон судебный акт проверен в обжалуемой части в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения ГУ МЧС от 20.04.2021 N 87 (материалы электронного дела, документы от 15.11.2021) 30.06.2021 должностным лицом ГУ МЧС в отношении Администрации Злоказовского Сельского поселения проведена плановая выездная проверка в рамках надзора за выполнением требований пожарной безопасности с целью исполнения ежегодного плана плановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2021 год, размещенного на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, официальном сайте прокуратуры Челябинской области, официальном сайте Главного управления МЧС России по Челябинской области, задачами настоящей проверки являются: предупреждение, выявление, пресечение нарушений требований пожарной безопасности в части выполнения первичных мер пожарной безопасности и принятие мер. направленных на их устранение; предмет проверки - исполнение органом местного самоуправления нормативных правовых актов и нормативных документов Российской Федерации при осуществлении соответствующих полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
21.04.2021 Администрации в качестве уведомления вручена копия распоряжения, о чем в соответствующей графе распоряжения имеется подпись Главы Администрации Злоказовского сельского поселения Устюгова В.В. (материалы электронного дела, документы от 15.11.2021).
Мероприятия по проведению плановой проверки осуществлялись должностным лицом административного органа по адресам: Челябинская область, Кусинский район, Злоказовское сельское поселение, село Злоказово, село Аршинка, село Вознесенка, поселок Никольский, поселок Октябрьский, поселок Северный в период с 29.04.2021 по 27.05.2021; проверочные мероприятия в отношении Администрации проводились в присутствии Главы Администрации Злоказовского сельского поселения Устюгова Владимира Валерьевича.
По результатам проверки должностным лицом составлен акт проверки N 87 от 27.05.2021, полученный Главой Администрации Злоказовмского сельского поселения Устюговым В.В. (материалы электронного дела, документы от 15.11.2021), где описаны выявленные ГУ МЧС в деятельности Администрации нарушения, а именно:
1. Не обеспечено проведение обслуживания наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся в населенных пунктах Злоказовского сельского поселения, а также проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью), организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющих специальное разрешение (лицензию МЧС России). Документы по обслуживанию наружных водопроводов (договоры, акты выполненных работ и т.п.) и акты проверок, проведенных организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющих специальное разрешение отсутствуют, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6, п. 2 ст. 63; Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ст. 3, ст. 10, ст. 19; Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479 (далее по тексту предписания - ППР в РФ) п. 48, п. 54.
По селу Аршинка:
2. В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территорию населенного пункта с. Аршинка не создана до начала пожароопасного периода 2021 года вокруг населенного пункта противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров, чем нарушены Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6; ППР в РФ п. 63.
3. На территориях общего пользования в границах с. Аршинка не произведена уборка сухой растительности и не осуществлен покос травы, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6; ППР в РФ п. 67.
4. В восточной части с. Аршинка подъезд к естественному противопожарному водоисточнику не имеет твердое покрытие по всей протяженности, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6, п. 2 ст. 63; ППР в РФ п. 75; СП 8.13130 п. 10.10.
5. На территории общего пользования (в конце ул. Береговая) в с. Аршинка устроена свалка горючих отходов, чем нарушены Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6; ППР в РФ п. 69.
6. На территории с. Аршинка не организовано надлежащим образом обучение населения мерам пожарной безопасности и проведение пропаганды в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний, а также оказание содействия органам государственной власти Челябинской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения. Население с. Аршинка составляет 57 человек. В 2020 и 2021 году обучено всего 5 чел. и проведен всего 1 сход, чем нарушены: Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ ст. 19, ст. 25, ст. 26; Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6, п. 8 ст. 63.
По селу Вознесенка:
7. В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территорию населенного пункта с. Вознесенка не создана до начала пожароопасного периода 2021 года вокруг населенного пункта противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров, чем нарушены Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6; ППР в РФ п. 63.
8. На территориях общего пользования в границах с. Вознесенка не произведена уборка сухой растительности и не осуществлен покос травы, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6; ППР в РФ п. 67.
9. Не обеспечено проведение очистки территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером в южной части с. Вознесенка в районе р. Большая Арша, чем нарушены Федеральный закон от 22.07.2008. N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6; ППР в РФ п. 70.
10. Населенный пункт - с. Вознесенка обеспечен недостаточным количеством (имеется только один естественный, с возможностью забора воды, с пирса на р. Большая Арша юго-восточнее д. 20 по ул. Школьная) источников наружного противопожарного водоснабжения, а именно: отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения для зданий, расположенных по ул. Набережная, ул. Северная, в юго-западной и северо-восточной частях ул. Школьная. Пожарные гидранты, пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе не более 200 м, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6, ст. 62, ст. 63, ст. 68; ППР в РФ п. 75; СП 8.13130 п. 4.1, п. 4.2, п. 5.1, таблица 1, п. 5.17, п. 5.18, п. 8.9, п. 10.4.
11. На территории с. Вознесенка не организовано надлежащим образом обучение населения мерам пожарной безопасности и проведение пропаганды в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний, а также оказание содействия органам государственной власти Челябинской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения. Население с. Вознесенка составляет 80 человек. В 2020 и 2021 году обучено всего 21 чел. и проведен всего 1 сход, чем нарушены Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ ст. 19, ст. 25, ст. 26; Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6, п. 8 ст. 63.
По поселку Северный:
12. На территориях общего пользования в границах п. Северный не произведена уборка сухой растительности и не осуществлен покос травы, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6; ППР в РФ п. 67.
13. На территории п. Северный не организовано надлежащим образом обучение населения мерам пожарной безопасности и проведение пропаганды в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний, а также оказание содействия органам государственной власти Челябинской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения. Население п. Северный составляет 3 человека. В 2020 и 2021 году обучение в населенном пункте не проводилось, чем нарушены: Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ ст. 19, ст. 25, ст. 26; Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6, п. 8 ст. 63.
По поселку Октябрьский:
14. В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территорию населенного пункта п. Октябрьский не создана до начала пожароопасного периода 2021 года вокруг населенного пункта противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6; ППР в РФ п. 63
15. Не обеспечено проведение очистки территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером в п. Октябрьский, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6; ППР в РФ п. 70.
16. На территориях общего пользования в границах п. Октябрьский не произведена уборка сухой растительности и не осуществлен покос травы, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6; ППР в РФ п. 67.
17. В юго-западной части п. Октябрьский естественный противопожарный водоисточник (р. Сарайка), предназначенный для целей пожаротушения, не оборудован подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6, п. 2 ст. 63; ППР в РФ п. 75; СП 8.13130 п. 10.10.
18. В п. Октябрьский направление движения к источникам противопожарного водоснабжения (естественный противопожарный водоисточник на р. Сарайка, пожарный гидрант по ул. Школьная) не обозначено указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6, п. 2 ст. 63; ППР в РФ п. 48.
19. На территории п. Октябрьский не организовано надлежащим образом обучение населения мерам пожарной безопасности и проведение пропаганды в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний, а также оказание содействия органам государственной власти Челябинской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения. Население п. Октябрьский составляет 215 человек. В 2020 и 2021 году обучено всего 0 чел, сход проводился 1 раз, чем нарушены: Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ ст. 19, ст. 25, ст. 26; Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6, п. 8 ст. 63.
По поселку Никольский:
20. В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территорию населенного пункта п. Никольский не создана до начала пожароопасного периода 2021 года вокруг населенного пункта противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6; ППР в РФ п. 63.
21. Не обеспечено проведение очистки территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером в п. Никольский, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6; ППР в РФ п. 70.
22. На территориях общего пользования в границах п. Никольский не произведена уборка сухой растительности и не осуществлен покос травы, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6; ППР в РФ п. 67.
23. В п. Никольский направление движения к источнику противопожарного водоснабжения (пожарный гидрант по ул. Дачная, напротив д. 2) не обозначено указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6, п. 2 ст. 63; ППР в РФ п. 48.
24. Населенный пункт - п. Никольский обеспечен недостаточным количеством (имеется только один - пожарный гидрант по ул. Дачная, напротив д. 2) источников наружного противопожарного водоснабжения, а именно: отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения для зданий, расположенных по ул. Клубная, ул. Дорожная, ул. Центральная, ул. Дачная (с 18 по 33). Пожарные гидранты, пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе не более 200 м, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6, ст. 62, ст. 63, ст. 68; ППР в РФ п. 75; СП 8.13130 п. 4.1, п. 4.2, п. 5.1, таблица 1, п. 5.17, п. 5.18, п. 8.9, п. 10.4.
25. В населенном пункте - п. Никольский территории общего пользования не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6; Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ ст. 19.
26. На территории общего пользования (в районе пересечения улиц Школьная и Центральная) в п. Никольский устроена свалка горючих отходов, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6; ППР в РФ п. 69.
27. Вдоль автодороги, севернее дома 14 по ул. Дорожная, п. Никольский, устроена большая свалка горючих отходов, чем нарушены Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6; ППР в РФ п. 69.
28. На территории п. Никольский не организовано надлежащим образом обучение населения мерам пожарной безопасности и проведение пропаганды в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний, а также оказание содействия органам государственной власти Челябинской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения. Население п. Никольский составляет 205 человек. В 2020 и 2021 году обучено всего 6 чел. и проведен всего 1 сход, чем нарушены: Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ ст. 19, ст. 25, ст. 26; Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6.
По селу Злоказово:
29. В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территорию населенного пункта с. Злоказово не создана до начала пожароопасного периода 2021 года вокруг населенного пункта противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров, чем нарушены: п. 8 ст. 63 Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6; ППР в РФ п. 63.
30. Не обеспечено проведение очистки территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером в с. Злоказово, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6; ППР в РФ п. 70.
31. На территориях общего пользования в границах с. Злоказово не произведена уборка сухой растительности и не осуществлен покос травы, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6; ППР в РФ п. 67.
32. Населенный пункт - с. Злоказово обеспечен недостаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, а именно: отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения для зданий, расположенных по ул. Нагорная, ул. Заводская, ул. Береговая, ул. Советская, ул. Красная горка, ул. Комсомольская, ул. Северная, ул. Горького, ул. Молодежная, ул. Лесная (с 30 по 42 по четной стороне), ул. Вокзальная (с 39 по 55 по нечетной стороне), ул. Метелева (с 1 по 9 и с 41 по 55 по нечетной стороне, с 2 по 16 и с 42 по 50 по четной стороне), ул. Трактовая (с 24 по 30 по четной стороне, с 77 по 99 по нечетной стороне). Пожарные гидранты, пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе не более 200 м, чем нарушены Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6, ст. 62, ст. 63, ст. 68; ППР в РФ п. 75; СП 8.13130 п. 4.1, п. 4.2, п. 5.1, таблица 1, п. 5.17, п. 5.18, п. 8.9.
33. На территории общего пользования, западнее д. 40 и д. 22 по ул. Лесная, в с. Злоказово устроены свалки горючих отходов, чем нарушены: п. 10.4 Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6; ППР в РФ п. 69.
34. На территории общего пользования, севернее д. 7 по ул. Северная, в с. Злоказово устроена свалка горючих отходов, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6; ППР в РФ п. 69.
35. На территории общего пользования, в районе д. 43 по ул. Вокзальная, в с. Злоказово устроена свалка горючих отходов, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6; ППР в РФ п. 69.
36. В районе ул. Школьная и ул. Заводская с. Злоказово естественный противопожарный водоисточник (р. Большая Арша), предназначенный для целей пожаротушения, не оборудован подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6, п. 2 ст. 63; ППР в РФ п. 75; СП 8.13130 п. 10.10.
37. На территории с. Злоказово не организовано надлежащим образом обучение населения мерам пожарной безопасности и проведение пропаганды в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний, а также оказание содействия органам государственной власти Челябинской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения. Население с. Злоказово составляет 1034 человека. В 2020 и 2021 году обучено всего 129 чел. и проведен всего 1 сход, чем нарушены Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ ст. 19, ст. 25, ст. 26; Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ ч. 4 ст. 6, п. 8 ст. 63.
27.05.2021 должностным лицом ГУ МЧС вынесено предписание N 87/1/1, полученное Главой Администрации Злоказовского сельского поселения Устюговым В.В., о чем в предписании в соответствующей графе, имеется подпись Устюгова В.В. (материалы электронного дела, документы от 15.11.2021), содержащее требование в срок до 15.09.2021 устранить выявленные в акте проверки N 87 от 27.05.2021 нарушения.
Посчитав, что оспариваемое предписание ГУ МЧС не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Администрация обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности требований предписания.
Заслушав объяснения представителя административного органа, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, в свою очередь, под государственным пожарным надзором понимается осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.
Согласно статье 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности вправе беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю.
Согласно абзацу 2 пункта 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение N 290), органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
В силу подпункта "а" пункта 5 Положения N 290 органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.
В силу статьи 6 Закон N 69-ФЗ и подпункта "е" пункта 9 Положения N 290 государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Таким образом, предписание N 87/1/1 от 27.05.2021 выдано уполномоченным должностным лицом органа государственного пожарного надзора в рамках предоставленных ему полномочий.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что основанием для выдачи предписания послужил вывод административного органа о нарушении Администрацией Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479).
Положения Закона N 123-ФЗ обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности. При этом, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Закона N 123-ФЗ (части 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
Таким образом, для признания объекта защиты обеспеченным требованиям пожарной безопасности, необходимо либо расчет противопожарного риска с допустимыми значениями с применением требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, либо при превышении значения пожарного риска необходимо соблюдение требований технических регламентов, нормативных документов по пожарной безопасности.
Пункты N N 2, 7, 14, 20, 29 оспариваемого предписания содержат требования о создании до начала пожароопасного периода вокруг населенного пункта противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 10 метров, в целях исключения возможных переходов природных пожаров на территорию населенною пункта.
В обоснование незаконности указанных требований предписания Администрация указывает, что она не уполномочена создавать минерализованную полосу вокруг населенного пункта.
Согласно пункту 9 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования (статья 10 Закона N 69-ФЗ).
На основании статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, руководители органов местного самоуправления.
В силу статьи 1 Закона N 69-ФЗ под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно части 4 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе:
реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Судебная коллегия отмечает, что положения, содержащиеся в Правилах N 1479, носят технический характер, следовательно, выполняя требования данных Правил, орган местного самоуправления решает вопросы технического обеспечения пожарной безопасности населенного пункта, выполняет первичные меры пожарной безопасности.
Абзац 5 статьи 21 Закона N 69-ФЗ устанавливает, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны реализовывать меры пожарной безопасности, направленные на защиту населенных пунктов от пожаров, разработанные и утвержденные в установленном порядке, независимо от конкретизации данных требований по субъекту, который обязан их выполнять.
Пунктом 63 Правил N 1479 установлено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
Апеллянт полагает, что требование предписания направлено на использование Администрацией земельных участков за пределами территории муниципального образования, что является невозможным.
Между тем, указанный довод основан на неверном толковании заявителем норм действующего законодательства, а также без учета исполнения требований предписания, кроме того, приведенное заявителем толкование положений нормативных предписаний и требований предписания фактически приводит к выводу об отсутствии у него обязанности по созданию противопожарной минерализованной полосы, что в целях соблюдения противопожарной безопасности недопустимо.
Так, из материалов дела не следует, что создание противопожарной минерализованной полосы возможно исключительно на землях лесного фонда. Противопожарная минерализованная полоса представляет собой искусственно созданную полосу на поверхности земли, очищенную от горючих материалов или обработанную почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы, создающая барьер от распространения огня по поверхности земли вокруг населенных пунктов. Фактически устройство защитной противопожарной минерализованной полосы происходит по периметру населенного пункта, соответственно, основания для вывода о том, что противопожарной минерализованная полоса может быть организована исключительно на землях лесного фонда, отсутствуют.
Пунктами N N 5, 26, 27, 33, 34 предписания указано Администрации на необходимость устранения свалок горючих отходов на территориях общего пользования.
В указанной части Администрация указывает, что такие действия не относятся к расходным обязательствам Администрации, свалка в указанных местах не организовывалась.
Согласно пункту 67 Правил N 1479 правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
На территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов (пункт 69 Правил N 1479).
В силу требований Закон N 131-ФЗ органы местного самоуправления должны формировать и исполнять местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения.
Поскольку на органы местного самоуправление возложена обязанность по осуществлению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности (статья 63 Закона N 123-ФЗ, пункт 9 части 1, части 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ), то доводы Администрации о невозможности отнесения устранения выявленных административным органом нарушений к расходным обязательствам заявителя несостоятельны.
Также ввиду наделения именно органов местного самоуправления полномочиями по разрешению вопросов местного значения, к которым относится и обеспечение пожарной безопасности, то при наличии на территориях общего пользования свалок горючих отходов, создающих угрозу противопожарному режиму, их устранение также возлагается на орган местного самоуправления, в связи с чем выявленные и отражении в оспариваемом предписании нарушения подлежат устранению именно Администрацией.
Судебная коллегия отмечает, что отраженная локализация обнаруженных Управлением свалок позволяет прийти к выводу об отнесении территорий к территориям общего пользования (конец улицы, пересечение улиц, вдоль автодороги и т.п.)
На основании установленного, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления Администрации о признании пунктов N N 2, 7, 14, 20, 29, 5, 26, 27, 33, 34 предписания от 27.05.2021 N 87/1/1 незаконными.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.09.2022 по делу N А76-32162/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Злоказовского сельского поселения - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-32162/2021
Истец: Администрация Злакозовского городского поселения, Администрация Злоказовского сельского поселения
Ответчик: ГУ МЧС России по Челябинской области
Третье лицо: Администрация Кусинского муниципального района Челябинской области, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ