г. Томск |
|
25 ноября 2022 г. |
Дело N А03-5374/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Подцепиловой М.Ю.,
Судей Марченко Н.В.,
Сухотина В.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сухих К.Е., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Параллель" (N 07АП-9030/2022) на решение от 15.08.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-5374/2022 (судья Зверева В.А.)
по иску Администрации города Рубцовска Алтайского края (ОГРН 1022200813656, ИНН 2209011079), г. Рубцовск, к обществу с ограниченной ответственностью "Параллель" (ОГРН 1202200024377, ИНН 2209050832), г. Рубцовск, о признании незаконным бездействий, обязании совершить действия,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс", Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Рубцовска Алтайского края (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Параллель" (далее - ООО "Параллель"), которым просит признать незаконным бездействие ответчика по неисполнению обязанности организовать и содержать место (площадку) накопления ТКО, образующихся при эксплуатации многоквартирных домов в соответствии с действующим законодательством, по определению места накопления ТКО для домов по ул. Алтайская, 98, ул. Октябрьская, 27 в городе Рубцовске; обязать ответчика ООО "Параллель" провести общее собрание собственников для домов по ул. Алтайская, 98, ул. Октябрьская, 27 в городе Рубцовске с постановкой вопроса об определении места (площадки) накопления ТКО; определить место (площадку) накопления ТКО для домов по ул. Алтайская, 98, ул. Октябрьская, 27 в городе Рубцовске; обратиться в Администрацию города Рубцовска с заявкой о согласовании места (площадки) накопления ТКО для домов по ул. Алтайская, 98, ул. Октябрьская, 27 в городе Рубцовске; в случае принятия решения об использовании контейнерной площадки, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности Администрации города Рубцовска, обратиться в Администрацию города Рубцовска с заявлением о согласовании размещения объекта элемента благоустройства - места (площадки) накопления ТКО на земельном участке, территории, находящейся в муниципальной собственности без предоставления земельного участка и установления сервитута; организовать и содержать место (площадку) накопления ТКО для домов по ул. Алтайская, 98, ул. Октябрьская, 27 в городе Рубцовске в соответствии с действующим законодательством.
Требования истца обоснованы неисполнением ответчиком обязанности по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), образующихся при эксплуатации многоквартирных домов, по согласованию мест накопления ТКО.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (далее - ООО "ВторГеоРесурс"), Инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 15.08.2022 признано незаконным бездействие ООО "Параллель" по неисполнению обязанности организовать и содержать место (площадку) накопления ТКО, образующихся при эксплуатации многоквартирных домов по определению места накопления ТКО для домов по ул. Алтайская, 98, ул. Октябрьская, 27 в городе Рубцовске. ООО "Параллель" обязано провести общее собрание собственников для домов по ул. Алтайская, 98, ул. Октябрьская, 27 в городе Рубцовске с постановкой вопроса об определении места (площадки) накопления ТКО; определить место (площадку) накопления ТКО для домов по ул. Алтайская, 98, ул. Октябрьская, 27 в городе Рубцовске; обратиться в Администрацию города Рубцовска с заявкой о согласовании места (площадки) накопления ТКО для домов по ул. Алтайская, 98, ул. Октябрьская, 27 в городе Рубцовске; в случае принятия решения об использовании контейнерной площадки, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности Администрации города Рубцовска, обратиться в Администрацию города Рубцовска с заявлением о согласовании размещения объекта элемента благоустройства - места (площадки) накопления ТКО на земельном участке, территории, находящейся в муниципальной собственности без предоставления земельного участка и установления сервитута; организовать и содержать место (площадку) накопления ТКО для домов по ул. Алтайская, 98, ул. Октябрьская, 27 в городе Рубцовске. С ООО "Паралелль" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ООО "Параллель" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее подателем указывается на то, что у жителей жилого фонда, обслуживаемого ответчиком, заключены публичные договоры с ООО "ВторГеоРесурс", по которым жители складируют и утилизируют отходы в баки ООО "ВторГеоРесурс", установленные на контейнерных площадках, которые внесены в территориальную схему обращения с отходами Алтайского края; жители складируют мусор в баки регионального оператора, установленные на контейнерных площадках, а ООО "ВторГеоРесурс" производит вывоз и утилизацию отходов.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Параллель" на основании договоров управления осуществляет функции управляющей организации в городе Рубцовске по отношению к многоквартирным домам, расположенным по адресам: ул. Алтайская, 98, ул. Октябрьская, 27.
Администрацией города Рубцовска в адрес ответчика направлялось письмо с предложением оборудовать места (площадки) накопления ТКО на земельном участке, предназначенном для обслуживания жилых многоквартирных домов, находящихся в управлении, либо обратиться с заявлением об использовании места (площадки) накопления ТКО к собственнику земельного участка в срок до 01.12.2021 (N 266/п/8712 от 28.10.2021).
От ООО "Параллель" 29.11.2021 в Администрацию города Рубцовска поступил ответ, согласно которому управляющей организацией проводится работа со согласованию существующих мест (площадок) накопления ТКО. Однако до настоящего времени никаких обращений со стороны ответчика в Администрацию города более не поступало, неисполнение которого послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ, руководствуясь положениями статьями 36, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, суд пришел к выводу о том, что установка и содержание контейнеров (контейнерных площадок) для накопления ТКО многоквартирных жилых домов является обязанностью управляющей компании, обслуживающей многоквартирные дома.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
На основании части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень N 290).
В силу пункта 26 (1) Перечня N 290 в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
На основании подпункта "д (2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
На территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края действуют Правила благоустройства города Рубцовска, утвержденные решением Рубцовского городского Совета депутатов от 26.03.2021 N 593 (далее - Правила благоустройства).
Согласно пункту 2.8 указанных Правил благоустройства организация сбора твердых коммунальных и жидких бытовых отходов, крупно габаритного и строительного мусора от ремонта жилых помещений в жилых многоквартирных домах, содержание мест (площадок) накопления ТКО осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья (далее - ТСЖ), товариществами собственников недвижимости (далее - ТСН), жилищно-строительными кооперативами (далее - ЖСК), а также собственниками многоквартирных домов, выбравшими непосредственный способ 8 управления многоквартирными домами в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Пункт 2.11 Правил благоустройства устанавливает ряд обязанностей управляющих организаций по обслуживанию жилищного фонда, ТСЖ, ТСН, ЖСК и собственников помещений многоквартирных жилых домов, выбравших непосредственный способ управления, в том числе размещение на своем земельном участке контейнерной площадки либо использование контейнерной площадки по договору с ее владельцем
При разрешении спора судом первой инстанции принято во внимание письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами", в котором разъяснено, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами.
Проанализировав приведенные выше нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении, что исключает наличие такой обязанности у Администрации.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).
ООО "Параллель", осуществляя функции управления в отношении спорных многоквартирных домов, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, положений Правил N 491, отвечает за надлежащее содержание общего имущества МКД и именно на него возложена обязанность в силу вышеприведенных норм по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также принять меры исполнения указанной обязанности.
Таким образом, поскольку обязанность по созданию и содержанию площадки накопления ТКО лежит на ответчике, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Администрации в полном объеме.
Также, судом верно отмечено, что невозможность размещения мест (площадок) для накопления ТКО в соответствии с установленными нормативами не может являться основанием для освобождения управляющих организаций от возложенной на нее обязанности по созданию для жилых домов таких мест (площадок).
Действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора твердых бытовых отходов за границами земельного участка под МКД и в случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под МКД ввиду сложившейся застройки управляющая организация вправе ее разместить на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора.
При этом нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за МКД, не освобождает управляющую организацию от обязанности по ее содержанию.
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств обращения в Администрацию г. Рубцовска, на территории которой планируется размещение контейнерной площадки, о согласовании места накопления ТКО, а также доказательств того, что в удовлетворении таких заявлений было отказано, при этом, Администрацией города Рубцовска в адрес ответчика направлялось письмо N 266/п/8712 от 28.10.2021 с предложением оборудовать места (площадки) накопления ТКО на земельном участке, предназначенном для обслуживания жилых многоквартирных, находящихся в управлении, либо обратиться с заявлением об использовании места (площадки) накопления ТКО к собственнику земельного участка в срок до 01.12.2021, чего сделано не было.
Таким образом, правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, отсутствуют.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для их иной оценки апелляционным судом, в зависимости от доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.08.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-5374/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
М.Ю. Подцепилова |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-5374/2022
Истец: Администрация г.Рубцовска.
Ответчик: ООО "Параллель"
Третье лицо: Инспекция Строительного и жилищного надзора Алтайского края, ООО "ВторГеоРесурс"