г. Санкт-Петербург |
|
27 ноября 2022 г. |
Дело N А56-7359/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: ген.директор Юдин А.А.
от заинтересованного лица: предст. Вавилова Ю.А. - доверенность от 17.01.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31537/2022) общества с ограниченной ответственностью "Яблоновское охотхозяйство" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2022 по делу N А56-7359/2022 (судья Ресовская Т.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Яблоновское охотхозяйство"
к Комитету по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области
об оспаривании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Яблоновское охотхозяйство" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным требования Комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области (далее - Комитет) от 28.10.2021 N И-4591/2021 "О мерах по сокращению численности дикого кабана" как не соответствующее положениям статей 38, 43 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказу Минприроды России от 25.11.2020 N 965, распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.09.2016 N 2048-р, пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", части 1 статьи 9 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", статьи 2.2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", приказу Минсельхоза России от 28.01.2021 N 37. Общество также просило обязать Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем отзыва требования от 28.10.2021 N И-4591/2021.
Решением суда от 18.08.2022 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ООО "Яблоновское охотхозяйство" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 18.08.2022, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве третьих лиц в порядке статьи 51 АПК РФ все поименованные в приложении к оспариваемому требованию от 28.10.2021 N И-4591/2021 организации. Податель жалобы указывает на то, что оспариваемое требование принято на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.09.2016 N 2048-р; выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое требование принято на основании приказов Комитета о регулировании численности кабана от 23.04.2021 N 17, от 10.06.2021 N 19, от 02.08.2021 N 22, от 04.10.2021 N 27 являются необоснованными; полагает, что приказы Комитета о регулировании численности не могут быть отнесены к обязательным требованиям, так как не соответствуют части 1 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Также податель жалобы ссылается на то, что предусмотренные в требовании от 28.10.2021 N И-4591/2021 мероприятия по снижению численности дикого кабана до показателя 0,25 на 1000 га не соответствуют нормативам хозяйственно-целесообразной численности кабана, установленным статьей 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 209- ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приказом Минприроды России от 25.11.2020 N 965. Податель жалобы также ссылается на то, что судом первой инстанции не приняты во внимание положения статьи 43 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 2.2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", Приказа Минсельхоза России от 28.01.2021 N 37.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, ранее приведенным в суде первой инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Яблоновское охотхозяйство" осуществляет пользование охотничьими ресурсами на территории закрепленных за ними охотничьих угодий на основании заключенного с Комитетом Охотхозяйственного соглашения N 74 от 05.08.2014.
Комитет направил руководителям организаций, осуществляющих ведение охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области, требование от 28.10.2021 N И-4591/2021 "О мерах по сокращению численности дикого кабана", согласно которому в целях исполнения Плана действий по предотвращению заноса на территорию Российской Федерации африканской чумы свиней и ее распространению на территории Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2016 N 2048-р (с изменениями от 16.09.2020 N 2359-р) требуется:
- включить в план работы охотхозяйства мероприятия по снижению численности дикого кабана до показателя 0,25 на 1000 га;
- в срок до 26 ноября 2021 года доложить в Комитет о принятых мерах по снижению численности кабана и показателях его плотности в охотничьих хозяйствах.
В приложении к требованию от 28.10.2021 N И-4591/2021 приведен перечень список охотпользователей, которым адресовано данное требование, в котором под номером 35 указано ООО "Яблоновское охотхозяйство".
Не согласившись с указанным требованием, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 18.08.2022 ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ) в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания осуществляются меры по регулированию численности отдельных объектов животного мира.
Объекты животного мира, численность которых подлежит регулированию, определяются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 названного Закона.
Порядок регулирования численности объектов животного мира определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов осуществляется при проведении мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, указанных в статье 48 названного Закона, в охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов.
Охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
В соответствии со статьей 48 Закона N 209-ФЗ регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания (часть 1). Регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется на основании решений органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 настоящего Федерального закона. В таких решениях содержатся сведения о видах, поле, возрасте охотничьих ресурсов, численность которых регулируется, сроках и способах такого регулирования, об орудиях охоты, применяемых при регулировании численности охотничьих ресурсов (часть 2). Решения органов государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов принимаются на основе данных о численности охотничьих ресурсов, об их размещении в охотничьих угодьях, о динамике их состояния и других данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, данных федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (часть 3). Проведение мероприятий по регулированию численности охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, а в общедоступных охотничьих угодьях - органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 -34 настоящего Федерального закона (часть 4).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2016 N 2048-р (далее - Распоряжение N 2048-р), утвержден План действий по предотвращению заноса на территорию Российской Федерации африканской чумы свиней и ее распространения на территории Российской Федерации (далее - План) в виде таблицы (столбцы "Наименование мероприятий", "Срок исполнения", "Ответственные исполнители"), которая включает разделы: I "Меры по нормативно-правовому регулированию в области ветеринарии", II "Оперативные меры, подлежащие реализации на всей территории Российской Федерации", III "Оперативные меры, подлежащие реализации на территории субъектов Российской Федерации, где выявлялись очаги африканской чумы свиней или существует угроза ее возникновения".
Пунктом 1 раздела III Плана (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 2359-р) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее также - Минприроды России), федеральным органам исполнительной власти (на подконтрольных территориях) рекомендовано в срок до 01.01.2021 и далее ежегодно обеспечить снижение численности и миграционной активности диких кабанов в текущий сезон охоты до показателя плотности популяции не более 0,25 особи на 1000 га в пределах муниципального района на территориях, перечисленных в данном пункте, в том числе на территории Ленинградской области (Волховский, Всеволожский, Гатчинский, Ломоносовский, Лужский, Тосненский районы) и поддерживать указанную плотность популяции.
Пунктом 1(1) раздела III Плана (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 2359-р) рекомендовано поименованным выше органам в срок до 01.04.2021 и далее ежегодно обеспечить снижение численности и миграционной активности диких кабанов в текущий сезон охоты до показателя плотности популяции не более 0,25 особи на 1000 га в пределах муниципального района на территориях перечисленных в данном пункте субъектов Российской Федерации, в том числе Ленинградской области, включая особо охраняемые природные территории регионального значения, за исключением районов, указанных в пункте 1 Плана действий, и поддерживать указанную плотность популяции.
В целях исполнения пункта 1(1) раздела III Плана, пунктов 1,5 распоряжения Губернатора Ленинградской области от 01.10.2012 N 602-рг "Об установлении ограничительных мероприятий на территории Ленинградской области в связи с угрозой возникновения распространения африканской чумы свиней", снижения численности и миграционной активности диких кабанов в текущих сезон охоты до показателя плотности не более 0,25 особи на 1000 га в пределах муниципального района на территории Ленинградской области, включая особо охраняемые территрории регионального значения, и поддержания указанной плотности популяции, в соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 48 Закона N 209-ФЗ Комитетом в 2021 году поэтапно на основании данных, полученных от охотпользователей о численности кабана, проводились мероприятия по регулированию численности на основании приказов Комитета от 23.04.2021 N 17, от 10.06.2021 N 19, от 02.08.2021 N 22, от 04.10.2021 N 27.
В Приложениях к приказам Комитета от 23.04.2021 N 17, от 10.06.2021 N 19, от 02.08.2021 N 22, от 04.10.2021 N 27 установлено распределение количества охотничьих ресурсов (кабанов), планируемых к добыче в рамках регулирования численности по территориям Ленинградской области (в том числе в отношении ООО "Яблоновское охотхозяйство" установлено количество охотничьих ресурсов 8 особей в каждом из приказов)
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.09.2016 N 2048-р, распоряжение Губернатора Ленинградской области от 01.10.2012 N 602-рг, а также приказы Комитета от 23.04.2021 N 17, от 10.06.2021 N 19, от 02.08.2021 N 22, от 04.10.2021 N 27 в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.
Оспариваемое в рамках настоящего дела требование Комитета от 28.10.2021 N И-459/2021 "О мерах по сокращению численности дикого кабана" издано с целью исполнения как распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.09.2016 N 2048-р, так, фактически, и приказов Комитета от 23.04.2021 N 17, от 10.06.2021 N 19, от 02.08.2021 N 22, от 04.10.2021 N 27, которым установлено количество охотничьих ресурсов (кабанов), планируемых к добыче в рамках регулирования численности.
Из материалов дела усматривается, что Обществом представлены в Комитет отчеты от 02.06.2021 N 34, от 04.08.2021 N 56, от 30.08.2021 N 61, от 30.11.2021 N 85 о регулировании численности охотничьих ресурсов (кабана) в соответствии с приказами Комитета от 23.04.2021 N 17, от 10.06.2021 N 19, от 02.08.2021 N 22, от 04.10.2021 N 27.
Оспариваемое в рамках настоящего дела требование Комитета от 28.10.2021 N И-4591/2021, которым поименованным в нем организациям предписано включить в план работы охотхозяйство мероприятия по снижению численности дикого кабана до показателя 0,25 на 1000 га и в срок в срок до 26 ноября 2021 года доложить в Комитет о принятых мерах по снижению численности кабана и показателях его плотности в охотничьих хозяйствах, не противоречит положениям статьи 48 Закона N 209-ФЗ, Распоряжению N 2048-р и приказам Комитета от 23.04.2021 N 17, от 10.06.2021 N 19, от 02.08.2021 N 22, от 04.10.2021 N 27.
Ссылки подателя жалобы на то, что мероприятия по снижению численности дикого кабана до показателя 0,25 на 1000 га не соответствуют нормативам хозяйственно-целесообразной численности кабана, установленным статьей 38 Закона N 209-ФЗ и приказа Минприроды России от 25.11.2020 N 965, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку данные показатели определены в пункта 1(1) раздела III Плана, утвержденного Распоряжением N 2048-р, которое не признано недействительным в установленном порядке и не отменено.
Судом апелляционной инстанции также отклоняются ссылки Общества на положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N294-ФЗ), поскольку в рассматриваемом случае проверка в рамках Закона N 294-ФЗ в отношении Общества не проводилась.
Кроме того, из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае, оспариваемое требование Комитета от 28.10.2021 N И-4591/2021 (с учетом содержания требуемых к проведению мероприятий) не влечет нарушения прав и законных интересов Общества, незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как уже указывалось выше, количество охотничьих ресурсов (кабанов), планируемых к добыче в рамках регулирования численности установлено для Общества приказами Комитета от 23.04.2021 N 17, от 10.06.2021 N 19, от 02.08.2021 N 22, от 04.10.2021 N 27, которые в установленном порядке не признаны недействительными.
Неисполнение мероприятий указанных в требовании Комитета от 28.10.2021 N И-4591/2021 не влечет для Общества каких-либо юридических последствий, в том числе не влечет привлечение к административной ответственности. Представленным в материалы дела постановлением от 10.06.2022 N АП-1005-2/22 Общество привлечено к административной ответственности в связи с неисполнением иного приказа Комитета от 08.04.2022 N 2 "О регулировании численности охотничьих ресурсов".
При таких обстоятельствах, оценив обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае совокупности установленных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания недействительным оспариваемого требования Комитета от 28.10.2021 N И-4591/2021, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы подателя жалобы о том, что судом первой инстанции не привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц в порядке статьи 51 АПК РФ все поименованные в приложении к оспариваемому требованию от 28.10.2021 N И-4591/2021 организации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
По смыслу статьи 51 АПК РФ основанием для вступления в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанностью основного спорного правоотношения между стороной и третьим лицом.
В рассматриваемом случае, оспаривая требование Комитета от 28.10.2021 N И-4591/2021, Общество защищало собственные интересы и выражало несогласие со снижением численности кабана в охотничьих угодьях Общества. Ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, охотпользователей, поименованных в приложении к оспариваемому требованию, Обществом в суде первой инстанции не заявлено; сами охотпользователи также не обратились в суд с ходатайством о привлечении к участию в настоящем деле либо с самостоятельными заявлениями об оспаривании требования Комитета от 28.10.2021 N И-4591/2021 (доказательства обратного в материалы дела не представлены).
Каких-либо выводов относительно прав или обязанностей иных охотпользователей, перечисленных в приложении к требованию Комитета от 28.10.2021 N И-4591/2021 (помимо ООО "Яблоновское охотхозяйство"), в решении суда первой инстанции не содержится.
При таких обстоятельствах, предусмотренных статьей 51 АПК РФ оснований для привлечения к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, остальных поименованных в приложении к оспариваемому требованию от 28.10.2021 N И-4591/2021 организации, не имеется.
Нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 18.08.2022 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежат оставлению на заявителе.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 августа 2022 года по делу N А56-7359/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Яблоновское охотхозяйство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-7359/2022
Истец: ООО "ЯБЛОНОВСКОЕ ОХОТХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: Комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1813/2023
27.11.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31537/2022
19.08.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-7359/2022
06.04.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5777/2022