г. Москва |
|
25 ноября 2022 г. |
Дело N А40-78285/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2022 по делу N А40-78285/22
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: ГУП "МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН"
о признании незаконным уведомления
при участии:
от заявителя: |
Поволяев Е.С. по доверенности от 21.03.2022; |
от заинтересованного лица: |
Аверкиев А.В. по доверенности от 17.01.2022; |
от третьего лица: |
Улюмджиев М.И. по доверенности от 19.04.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Управлению Росреестра по г. о признании незаконным уведомления от 02.03.2022 N КУВД-001/2021-50722173/6 и обязании регистрирующего органа устранить нарушения прав заявителя.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.08.2022 требование Департамента удолетворено.
Не согласившись с указанным решением, регистрирующий орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУП "Московский метрополитен"
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 156, 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, заслушав позицию лиц, участвующих в деле, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 22.11.2021 N М-02-056871.
Уведомлением от 02.03.2022 N КУВД-001/2021-50722173/6 отказало в осуществлении действий по государственной регистрации Договора аренды.
Причинами отказа в государственной регистрации Договора аренды послужило: - "На государственную регистрацию представлен Договор аренды земельного участка от 22.11.2021 предоставляемого правообладателю зданий, сооружений, расположенных на земельном участке, при этом предметом указанного Договора аренды является земельный участок площадью 86 кв.м. Вместе с тем согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 77:02:0016008:11 имеет общую площадь 356 кв.м. Документы, устраняющие данное противоречие между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных вами документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости, в регистрирующий орган не представлены".
Не согласившись с данным решением, заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как установлено судом, между Департаментом городского имущества города Москвы и ГУП "Московский метрополитен" заключен договор аренды от 22.11.2021 N М-02-056871 земельного участка площадью 86 кв.м с кадастровым номером 77:02:0016008:11 по адресу: г. Москва, пр-кт Мира, вл. 224, стр. 2 для эксплуатации нежилого здания в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка сроком до 27.05.2070.
Согласно п. 1.5. Договора аренды на Участке расположено нежилое здание общей площадью 69,6 кв. м по адресу: г. Москва, пр-кт Мира, д. 224, строен. 2 принадлежащее на праве хозяйственного ведения третьему лицу (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27 мая 2021 г. N КУВИ-002/2021-62787650, запись в Едином государственном реестре недвижимости от 21 мая 2021 г. N 77:02:0016008:1040-77/051/2021-5).
Согласно ч. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ, основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации). Соответственно, регистратор не вправе подвергать проверке наличие или отсутствие условий для заключения спорного договора, поскольку вопрос определения наличия соответствующих условий относится к компетенции органов, уполномоченных на осуществление функций по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.
Согласно актуальным сведениям из ЕГРН (выписки 02.11.2021 г. N КУВИ002/2021-145790890, от 06.03.2022 г. N КУВИ-001/2022-31062051) земельный участок с кадастровым номером 77:02:0016008:11 с адресным ориентиром: г Москва, пр-кт Мира, вл. 224, стр. 2 имеет площадь 86 +/- 2 кв.м.
При этом, согласно плану межевания территории, входящему в состав утвержденного проекта планировки территории, для эксплуатации здания трансформаторной подстанции по адресу: г. Москва, пр-кт Мира, д. 224, стр. 2 установлен участок N 254 площадью 86 кв. м, что соответствует земельному участку с кадастровым номером 77:02:0016008:11.
В целях устранения причин, препятствующих государственной регистрации договора аренды Департаментом в адрес Управления Росреестра по Москве было направлено письмо от 10.12.2021 N ДГИ-И-86203/21 с разъяснениями.
Ранее земельный участок с кадастровым номером 77:02:0016008:11 сформирован Департаментом на основании распоряжения Префектуры Северо-Восточного округа от 02.09.2004 N 2971 и предоставлен в аренду по договору от 17.01.2003 N М-02-019432 (в редакции дополнительного соглашения от 10.10.2004).
Договор аренды прошел процедуру государственной регистрации.
Согласно указанным правоустанавливающим и правоудостоверяющим документам площадь земельного участка 77:02:0016008:11 составляла 356 кв. м.
Кроме того, 24.07.2012 на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности города Москвы (запись 77-77-14/021/2012-867 от 24.07.2012).
В этой связи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним были внесены сведения о площади 356 кв. м указанного земельного участка.
При этом границы земельного участка при формировании были установлены по материалам топографической основы Департамента, без проведения геодезических измерений. ГУП "Мосгортранс" были проведены работы по подготовке межевого плана по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 77:02:0016008:11. Границы земельного участка с кадастровым номером 77:02:0016008:11 были уточнены посредством проведения кадастровых работ согласно требованиям земельного законодательства, по результатам которых органом кадастрового учета (в настоящее время - органом регистрации прав) принято положительное решение о внесении в Государственный кадастр недвижимости сведений о площади указанного земельного участка 86 кв. м. Земельный участок сформирован по габаритам здания.
В соответствии со ст. 28 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Форма выписки, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 6 ст. 62 Закона N 218-ФЗ, сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, выписки из Единого государственного реестра недвижимости или ином виде, установленном органом нормативно-правового регулирования.
В силу ч. 7 ст. 62 Закона N 218-ФЗ, выписка, содержащая общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости, должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, ограничения прав и обременения такого объекта, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В соответствии с Приказом Росреестра от 04.09.2020 N П/0329 "Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, а также об установлении иных видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" сведения в выписки из ЕГРН заносятся в полном соответствии со сведениями, внесенными в ЕГРН, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Согласно актуальным сведениям из ЕГРН (выписки 02.11.2021 г. N КУВИ002/2021-145790890, от 06.03.2022 г. N КУВИ-001/2022-31062051) земельный участок с кадастровым номером 77:02:0016008:11 с адресным ориентиром: г Москва, пр-кт Мира, вл. 224, стр. 2 имеет площадь 86 +/-2 кв.м.
Таким образом, площадь земельного участка с кадастровым номером 77:02:0016008:11 по договору аренды не противоречит сведениям о площади данного земельного участка, указанным в выписках из ЕГРН.
Учитывая изложенное, Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве соблюдены требования и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, основания для отказа в государственной регистрации договора аренды отсутствовали.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ст. 432 ГК РФ).
Договор аренды подписан без замечаний и разногласий, а значит между сторонами достигнуто соглашения по все существенным условиям. При этом действующим законодательством регистрирующему органу не предоставлено право вмешиваться в договорные отношения сторон по сделке и давать оценку условиям договора, а также давать оценку предшествующим заключению договора аренды документам.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ права по владению, пользованию и распоряжению имуществом принадлежат собственнику такого имущества. Департамент осуществляет управление и распоряжение земельными участками города Москвы. Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Условия Договора аренды не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Учитывая изложенное, отказ Управления Росреестра по Москве в регистрации Дополнительного соглашения не соответствует ст. ст. 26, 27 Федерального закона N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы Департамента в экономической деятельности, поскольку он лишен возможности осуществлять полномочия собственника земельного участка, предусмотренные ст. 209 ГК РФ.
В силу п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд. В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно положениями Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
При этом согласно п. 5 ст. 21 Закон о регистрации, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В данном случае в регистрирующий орган заявителем представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для внесения в ЕГРН записи об аренде земельного участка.
Таким образом, требования подлежали правомерному удовлетворению в силу ст. 198 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.08.2022 по делу N А40-78285/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-78285/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ МЕТРОПОЛИТЕН ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА"