город Москва |
|
25 ноября 2022 г. |
Дело N А40-257688/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.11.2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25.11.2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Савенкова О.В.
судей Александровой Г.С., Бондарева А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Резниковым А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ПромИнвест"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2022
по делу N А40-257688/21-64-1721, принятое судьей Чекмаревой Н.А.,
по иску Департамента культурного наследия города Москвы
(ИНН 7705021556, ОГРН 1027700151170)
к ООО "ПромИнвест" (ИНН 7726440237, ОГРН 1187746817477)
о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Макарова Г.В. по доверенности от 09.12.2021, диплом ИВС 0432498 от 28.01.2004;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Департамент культурного наследия города Москвы (далее - Истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "ПромИнвест" (далее - Ответчик) об обязании ответчика провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Доходный дом с лавками, 1-я пол. XVIII в. 1764-1774 гг., 1-я пол. XIX в., 1887 г.", расположенного по адресу: г. Москва, Солянка ул., д. 2/6, стр. 1 в части занимаемого помещения с кадастровым номером: 77:01:0001021:1902, в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, а именно: в течение 9 месяцев с даты согласования Департаментом проектной документации по разрешению Департамента выполнить в соответствии с ней работы по сохранению объекта, предоставить Департаменту отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "ПромИнвест" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение от 31.08.2022 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, обжалуемое решение является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель истца в судебном заседании апелляционной инстанции возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в сети Интернет (http://kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в порядке ст.ст. 266, 268, 269 АПК РФ.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Положением о Департаменте культурного наследия города Москвы (истец), утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011 N 154-ПП (далее - Положение), Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Москвы.
Объект культурного наследия регионального значения "Доходный дом с лавками, 1-я пол. XVIII в. 1764-1774 гг., 1-я пол. XIX в., 1887 г." pacположен по адресу: г. Москва, Солянка ул., д. 2/6, стр. 1. ООО "ПРОМИНВЕСТ" (ответчик) является собственником нежилого помещения площадью 104,8 кв.м. (кадастровый номер: 77:01:0001021:1902), расположенного в Объекте, о чем в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись о государственной регистрации права от 24.09.2019 N 77:01:0001021:1902-77/011/2019-3.
Протоколом заседания архитектурной секции Экспертной комиссии по вновь выявленным памятникам истории и культуры при УГК СИП города Москвы от 18.10.1995 N 62 Объект утвержден в статусе вновь выявленного памятника архитектуры.
Распоряжением Правительства Москвы от 15.07.2009 N 1556-РП Объект принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Распоряжением Департамента от 11.11.2011 N 64 утвержден предмет охраны Объекта.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 27.11.2015 N 23308-р Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и ему присвоен регистрационный номер 771410280880005.
На Объект Департаментом оформлен акт технического состояния от 07.09.2018 N ДКН-16-44-2523/8 (далее - АТС), согласно которому Ответчику надлежало:
- пункт 1: установить информационную табличку (срок - до 24.12.2019);
- пункт 2: на основании задания Мосгорнаследия на проведение работ по сохранению Объекта, выводов и рекомендаций инженерно-технического обследования разработать и согласовать в Мосгорнаследии проект реставрации и приспособления Объекта для современного использования (срок - 24.09.2020);
- пункт 3: выполнить работы по реставрации и приспособлению Объекта для современного использования по согласованному Мосгорнаследием проекту и выданному разрешению (срок - до 24.09.2021;
- пункт 4: представить на утверждение отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ (срок - до 24.03.2022);
- пункт 5: проводить ремонт на основании выданного Мосгорнаследием разрешения.
Требования АТС Ответчиком не исполнены.
Ответчику выдано предписание от 24.01.2020 N ПР-АТС-30/2020.
В ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий Департаментом установлены факты невыполнения работ по сохранению Объекта, что подтверждается актом осмотра от 09.10.2020 N 595/2020и-АО, отчетом о проведении мероприятия от 9 октября 2020 г. N 595/2020и.
Также Ответчику выдано повторное предписание от 09.10.2020 N ПР-АТС-595/2020и, которое до настоящего времени не исполнено.
За неисполнение требований предписаний Департамента ООО "ПРОМИНВЕСТ" Чертановским районным судом города Москвы 21.12.2020 привлечено к административной ответственности по части 18 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Со ссылкой на вышеуказанные обстоятельства, истец обратился с настоящим иском в суд. Особенности владения и пользования объектами культурного наследия, а также отношения в области государственной охраны и пользования недвижимыми объектами культурного наследия регулируются положениями: Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ); Закона города Москвы от 14.07.2000 N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее Закон города Москвы от 14.07.2000 N 26).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с данным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Согласно статье 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно статье 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, обязаны:
- осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
- не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
- не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В соответствии с пунктом 7 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
Соответствующие требования к оформлению охранного обязательства собственника объекта культурного наследия содержит статья 21 Закона города Москвы от 14.07.2000 N 26. При этом собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия включает в себя требования к сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные требования, которые обеспечивают сохранность объекта.
В отношении Объекта приказом Департамента от 23.01.2018 N 19 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.
В силу статьи 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Состав (перечень) работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются Департаментом с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного Департаментом акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования.
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
На основании части 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных Департаментом, проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласованной Департаментом, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
В силу статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ Департамент как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочен осуществлять региональный государственный надзор в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Предметом такого надзора является, в том числе осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами мер по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия.
Таким образом, указанные обстоятельства в соответствии с положениями пункта 6 части 6 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ являются основанием для понуждения ООО "ПромИнвест" исполнить обязательства по сохранению Объекта.
В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Согласно пункту 4.11.7 Положения Департамент осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, а также обращается в суд в случаях нарушения законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе с исками об обязании собственника (пользователя) принять меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия и (или) провести работы по сохранению объекта культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации).
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом.
В силу положений ч.1. ст.3. и ч.1. ст.4 ГПК РФ условием реализации этих прав является указанием в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.
Статья 1 (п.1) ГК РФ к числу основных начал гражданского законодательства относит, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а абзац 1 ст. 12 ГК РФ устанавливает такой способ защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает, что заявление требования о пресечении действий, нарушающих право, может быть использовано конкретным субъектом в качестве способа защиты его нарушенного права.
В силу п.47 постановления Пленума N 10/22, удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
При таких обстоятельствах, поскольку доказательств исполнения обязательств, предусмотренных законом и устранения нарушения прав истца, ответчиком не представлено, судом обоснованно удовлетворены исковые требования об обязании ответчика провести работы по сохранению объекта культурного наследия.
В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В силу пункта 3.1. ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для их переоценки.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2022 по делу N А40-257688/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-257688/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "ПРОМИНВЕСТ"
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-73356/2022
31.08.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-257688/2021
22.07.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-43889/2022
16.03.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1783/2022