г. Москва |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А40-70150/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: С.Л. Захарова,
судей: И.В. Бекетовой, В.А. Свиридова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания П.С. Бурцевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Домоуправление" на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2022 по делу N А40-70150/22 (122-459)
по заявлению ООО "Домоуправление"
к Мосжилинспекции
третье лицо: ООО "Ультра М"
о признании незаконным распоряжения,
при участии от заявителя: Аляутдинов М.Х. по дов. от 01.09.2022; от ответчика: Рыжикова Т.А. по дов. от 27.12.2021; от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление" (далее - заявитель, ООО "Домоуправление", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании распоряжения Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее - ответчик, административный орган, Мосжилинспекция) от 20.01.2022 года N 11263-РЛ об отказе во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы и возврате заявления.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Ультра М".
Решением суда от 27.07.2022, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований заявителя отказано в полном объеме в связи с отсутствием совокупности необходимых условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, доводы которой представитель Общества в судебном заседании поддержал в полном объеме, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Обосновывая доводы апелляционной жалобы, заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 5 Порядка, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.01.2019 N 44/пр, в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства Обществом были размещены решения собственников, относящиеся к общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме. Также апеллянт указывает, что при добавлении протокола общего собрания собственников помещений в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, если организация в текущем периоде не управляет домом, то единственным возможным типом вопроса является "Выбор способа управления многоквартирным домом". Данная организация в этом случае автоматически будет указана в качестве инициатора. Общество полагает, что поскольку оно не являлось инициатором собрания, обязанность по заполнению указанного раздела не могла быть возложена на него.
Представитель ответчика в судебном заседании, а также в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 АПК РФ, возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что 18.11.2021 Общество обратилось в адрес ответчика с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы, в связи с тем, что заявитель на основании протокола N 1 от 11.11.2021 общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Москва, ул.4-я Гражданская, д.39, корп.6, выбран управляющей организацией в отношении указанного многоквартирного дома.
По результатам рассмотрения заявления, ответчиком вынесено оспариваемое распоряжение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы, указав на несоответствие заявлений и документов требованиям, установленным подпунктом "б" пункта 5 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок), выявленным по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка: выявлена недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях и представленных документах (в нарушение пункта 5 Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.01.2019 N 44/пр), в открытом доступе, в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства не размещены скан-образы решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г.Москва, ул.4-я Гражданская, д.39, корп.6 от 11.11.2021 N 1, а также не размещена информация об общем собрании, оформленном протоколом от 11.11.2021 N1, в соответствии с пунктом 19 раздела 10 приказа Минкомсвязи России N74, Минстроя России N114/пр от 29.02.2016.
Полагая, что указанное распоряжение Мосжилинспекции незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя ввиду фактического лишения его возможности внесения соответствующих изменений в действующую лицензию на управление многоквартирными домами, что, соответственно, исключает право Общества на осуществление такой деятельности в отношении спорного многоквартирного дома, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании распоряжения незаконным.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не выполнено обязательное условие для внесения изменений в реестр лицензий, а именно не размещены в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства скан-образы решений, протоколов, которыми подтверждается выбор собственниками многоквартирных домов способа управления ими, а также суд, установив, что в настоящее время распоряжением от 06.07.2022 N 12180-РЛ Общество включено в реестр лицензий города Москвы на управление спорным многоквартирным домом, пришел к выводу об отсутствии в настоящем случае нарушения прав и законных интересов заявителя и неопределенности в его правовом положении, устранение которой было бы возможно путем удовлетворения заявленного требования, а также об изначальной возможности Общества соблюсти требования жилищного законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Деятельность по управлению многоквартирными домами (МКД) осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 192 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 3 означенной статьи в случае изменения перечня МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 данной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утверждены приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
Пунктами 2, 4, 5 6, 7 и 14 Порядка N 938/пр установлено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Согласно части 1.1 статьи 46 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений от инициаторов проведения собрания, обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе, с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно материалам дела, ООО "Домоуправление" выбрана управляющей организацией, в соответствии с протоколом общего собрания собственников в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу.
В соответствии с пунктами 2, 3 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок): изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия).
К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания; б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса; в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем: г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра; д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
В рассматриваемом случае, перечисленные документы были представлены заявителем в адрес Мосжилинспекции в объеме, указанном в Порядке.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктам 2 и 3 Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункта 3 Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в МКД решения о выборе непосредственного способа управления таким МКД в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г"-"е" пункта 5 Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка.
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
В рассматриваемом случае по спорному многоквартирному дому, Общество направило в адрес Мосжилинспекции заявление о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы в связи с заключением договора управления многоквартирным домом, которое содержит следующую информацию: г.Москва, ул.4-я Гражданская, д.39, корп.6, дата подачи в Мосжилинспекцию 18.11.2021 (согласно штампу), сведения о размещении в ГИС ЖКХ N 177090634 от 17.11.2021, сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола 17.11.2021, нарочно в Мосжилинспекцию - г.Москва, Проспект Мира. д.19.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.01.2019 N 44/пр, в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства Обществом были размещены скан-образы решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г.Москва, ул.4-я Гражданская, д.39, корп.6.
В подтверждение данного факта Обществом представлены результаты заключения специалиста N 204-03/22 от 29.03.2022, по исследованию цифровой информации, проведенной в период: начало 19.03.2022 -16:00; окончание 25.03.2022 - 17:00 (том 1 л.д.14-29). Основание проведение для исследования: договор N 204 от 19.03.2022.
Исследование проводилось в отношении размещения в Государственном информационной системе жилищно-коммунального хозяйства решений собственников многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул.4-я Гражданская, д.39, корп.6.
Перед специалистом поставлено три вопроса, на которые были даны следующие ответы:
по вопросу N 1: провести исследование Интернет-сайта https://dom.gosuslugi.ru/#!/main; зафиксировать на скриншотах буквенно-символьные и иные значения, имеющиеся на отдельных Интернет-страницах сайта;
ответ специалиста: в ходе исследования общедоступного Интернет-сайта hitps://dom.gosuslugi.ru/#!/main "ГИС ЖКХ" все условия корректности, перечисленные в разделе "Методика" - соблюдены. Специалист, опираясь на свои знания и опыт работы, заключил, что вся информация найденная и отображенная являлась корректной и актуальной. Не обнаружено каких-либо различий в передаваемой исследуемым веб-сайтом информации, в зависимости от того, с какого IP-адреса и каким клиентом (браузером) делался запрос. Не обнаружено каких-либо признаков некорректности работы используемых элементов или признаков подмены данных. Результат фиксации представлен в исследовательской части настоящего заключения;
по вопросу N 2: провести исследование Интернет-сайта https://dom.gosuslugi.ru/#!/main: зафиксировать на скриншотах буквенно-символьные и иные значения, имеющиеся на отдельных Интернет-страницах сайта. Зафиксировать дату размещения сведений по домам, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат - ООО "Домоуправление";
ответ специалиста: в ходе исследования специалистом зафиксирована дата размещения сведений по домам, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат - ООО "Домоуправление". Согласно данным, представленным в таблице "Результаты поиска" (на Интернет-странице https://dom.gosuslugi.rU/#l/licensee-houses-info/cea52582-078f-4dcb-b2b2-c56cdabb8822), 17.11.2021 была размещена информация о том, что в период с 01.12.2021 по 01.12.2022, согласно договору управления 4Г-39-6/21 от 01.12.2021, управление домом, расположенным по адресу 107370, Москва г, ул.4-я Гражданская, д.39, корп.6 осуществлялось/-ется ООО "Домоуправление";
по вопросу N 3: провести исследование Интернет-сайта https://dom.gosuslugi.ru/#!/main. Установить каким образом происходит заполнение данных в разделе "Инициатор голосования" при заполнении данных о протоколе общего собрания;
ответ специалиста: в ходе исследования специалистом установлено, что при заполнении протокола общего собрания на Интернет-сайте https://dom.gosuslugi.ru/#!/main в разделе "Инициатор голосования" автоматически появляются следующие значения "Общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление" (ОГРН: 1187746691890)". Изменить или удалить данные значения невозможно.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Обществом предоставлены все документы, содержащие необходимые сведения в соответствии с действующим законодательством.
Отклоняя доводы Мосжилинспекции об обратном, апелляционный суд отмечает, что, исходя из буквального толкования пункта 5 Порядка, части 2 статьи 198 ЖК РФ и пунктов 2 и 2.1 Состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (утвержден приказом Минкомсвязи России N 368, Минстроя России N 691/пр от 29.09.2015, в ГИС ЖКХ, действительно, подлежит размещению протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации со всеми приложениями, однако данный документ подлежит размещению "в системе", то есть на информационной платформе в сети "Интернет", без указания того, где конкретно должны размещаться документы, и имеет ли значение факт размещения документов в иной вкладке с точки зрения возникновения у Мосжилинспекции оснований отказать управляющей организации в предоставлении государственной услуги, даже если сотрудники лицензионного органа полагают нарушенными права граждан на распространение персональных данных или доступность подлежащих размещению сведений.
При таких обстоятельствах у Мосжилинспекции отсутствовали основания для отказа Обществу во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы.
Ссылка Мосжилинспекции на то, что в настоящее время распоряжением от 06.07.2022 N 12180-РЛ Общество включено в реестр лицензий города Москвы на управление спорным многоквартирным домом, отклоняется апелляционным судом, поскольку, исходя из толкования положений статей 198, 200 АПК РФ, законность и обоснованность ненормативного правового акта государственного органа проверяется применительно к тем обстоятельствам, которые существовали на дату его принятия.
Законность оспариваемого распоряжения ответчиком не подтверждена, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о наличии условий, предусмотренных статьями 13 ГК РФ и частью 1 статьи 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта незаконным.
На основании части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования Общества о признании незаконным распоряжения Мосжилинспекции от 20.01.2022 года N 11263-РЛ, подлежат удовлетворению согласно части 2 статьи 201 АПК РФ с обязанием лицензирующего органа в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2022 по делу N А40-70150/22 отменить.
Признать недействительным распоряжение Государственной жилищной инспекции города Москвы от 20.01.2022 года N 11263-РЛ.
Обязать Государственную жилищную инспекцию города Москвы восстановить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Домоуправление".
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-70150/2022
Истец: ООО "ДОМОУПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ООО "УЛЬТРА-М"