г. Москва |
|
25 ноября 2022 г. |
Дело N А40-259836/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2022 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.А. Комарова,
судей Ю.Л. Головачевой, С.А. Назаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ФОРМЕТ" на определение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2022 по делу N А40-259836/21 о включении требования ООО "ГРМ" в размере 48 457 077,51 руб. в реестр требований кредиторов по делу о признании несостоятельным (банкротом) ООО "ТД ФОРМЕТ"
при участии в судебном заседании:
от ООО ТД "ФОРМЕТ" - Костин А.А.( дов. от 07.11. 2022 г.)
от ООО"ГРМ"- Почерняев В.В. ( дов. от 07.09.2021 г.)
Иные лица не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2022 г. в отношении ООО "ТД ФОРМЕТ" (ОГРН 5067746276880 ИНН 7726547050) введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Яковлев Олег Олегович.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 21(7222) от 05.02.2022 г.
17.02.2022 г. (штамп канцелярии) в Арбитражный суд города Москвы поступило требование ООО "ГРМ" в размере 48.457.077,51 руб. о включении в реестр требований кредиторов должника.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 19.07.2022 суд признал требование ООО "ГРМ" к должнику ООО "ТД ФОРМЕТ" обоснованным в размере 48 457 077,51 руб. и включил в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ФОРМЕТ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить, отказать во включении требований в реестр.
От ООО "ГРМ" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу в порядке статей 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения определения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Как установлено судом, между ООО "ГРМ" (Подрядчик) и ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ФОРМЕТ" (Субподрядчик) заключен Договор строительного подряда N 109/18-ДП-ГРМ от 01.02.2018 г.
Согласно п. 1.1. Договора - Подрядчик поручает, а Субподрядчик принимает на себя обязательства выполнить собственными силами и средствами и/или привлеченными силами работы по бетонированию технологических отверстий на объекте Офисно-гостиничный комплекс с подземной автостоянкой, по адресу: г. Москва, ЦАО, Смоленский бульвар, вл. 13, стр. 2-5 и сдать их Подрядчику в установленном Договором срок.
Также между сторонами заключены Дополнительные соглашения к Договору на выполнение дополнительных соглашений.
ООО "ГРМ" перечислил ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ФОРМЕТ" по договору строительного подряда N 109/18-ДП-ГРМ от 01.02.2018 г. аванс на общую сумму 139 753 119,35 руб.
ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ФОРМЕТ" сдал, а ООО "ГРМ" принял выполненные работы по Договору строительного подряда N 109/18-ДП-ГРМ от 01.02.2018 г. на сумму 47 953 083,15 руб.
05.08.2021 г. ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ФОРМЕТ" передал ООО "ГРМ" по реестру документов по объемам выполненных работ за 2020 г. по Договору строительного подряда N l09/18-ДП-ГРМ от 01.02.2018 г., акты о приемке выполненных работ по ф. КС 2, справки о стоимости выполненных по ф. КС 3, дополнительные соглашения к договору на общую сумму 90 965 341,19 рублей.
ООО "ГРМ" принял работы без замечаний по актам о приемке работ по ф. КС 2 N 1 от 25.07.2020 г. на сумму 4 499 995,30 рублей, N 2 от 25.07.2020 г. на сумму 4 499 999,92 рублей. Всего принято работ без замечаний на общую сумму 8 999 995,22 рублей.
Согласно п.9.1. договора - приемка выполненных работ производится приемочной комиссией Подрядчика. Датой приемки работ является дата подписания Подрядчиком Акта о приемке выполненных на соответствующем этапе работ.
Согласно п.9.3. договора устанавливает, что Подрядчик обязуется подписать предъявленные Акты по форме КС-2 и Справки по форме КС-3 в течение 5 рабочих дней с даты их получения от Субподрядчика, а именно со дня получения либо при доставке курьером, либо со дня доставки в отделение связи, обслуживающего адрес, указанный в настоящем договоре как юридический и/или фактический адрес местонахождения.
При неполучении мотивированного отказа Подрядчика от его подписания, односторонний акт Субподрядчика будет признаваться Сторонами подтверждением выполнения Субподрядчиком работ, обозначенных в нем в сумме, обозначенной в Справке о стоимости работ по форме КС-3.
На основании пункта 4 статьи 743 Гражданского кодекса у Должника, не выполнившего обязанности по согласованию дополнительных работ (пункт 3 статьи 743 Гражданского кодекса) не возникает право требовать от ООО "ГРМ" их оплаты и возмещения вызванных этим убытков.
Также, в материалы дела не представлены доказательства того, что Должник получал указания ООО "ГРМ" на производство вышеуказанных дополнительных работ, не предусмотренных Договором.
ООО "Торговый дом ФОРМЕТ" не выполнил требования, а именно должник не направлял уведомления в адрес ООО "ГРМ" о необходимости выполнения дополнительных работ до начала проведения работ, работы Должником не приостанавливались в нарушение абз. 2 п.З. ст. 743 ГК РФ, договор не расторгался.
Согласно материалам дела, 11.08.2021 г. ООО "ГРМ" направил в адрес ООО "ТД ФОРМЕТ" письмо исх.М838 от 11.08.2021 г., являющееся мотивированным отказом от принятия работ, в связи с невыполнением Субподрядчиком работ по Договору и наличии недостатков, в том числе о невыполнении работ в тех объемах, которые указаны в следующих актах о приемке работ по ф.КС2:
1. Акт о приемке выполненных работ ф.КС-2 N 2 и Справка о стоимости выполненных работ по ф.КС-3 N 2 по ДС N 5 от 27.03.2019 г. отчетным периодом 01.05-20.05.2020 на сумму 27 015 170,91 руб. Исправить объем по п. 2 на 120м2, по п. 3 на 130,8м2, по п.4 на 409,0 м2. КС2N 2 по ДС N 5 от 27.03.2019 г. отчетным периодом 01.05.20-20.05.20 с учетом корректировки объемов согласован на сумму 20 887 774,28р.
2.Акт о приемке выполненных работ ф.КС-2 N 3 и Справка о стоимости выполненных работ ф.КС-3 N 3 по ДС N 6 от 16.05.2019 г. отчетным периодом 01.07.20-25.07.20 на сумму 899 112,00 р. Исправить объем по п.6 на 2шт. КС-2 N 3 по ДС N 6 от 16.05.2019 г. отчетным периодом 01.07.20-25.07.20 с учетом корректировки объемов согласован на сумму 149 852,0р.
3.Акт о приемке выполненных работ ф.КС-2 N 3 и Справка о стоимости выполненных работ ф. КС-3 N 3 по ДС N 7 от 05.06.2019 г. отчетным периодом 01.05-20.05.20 на сумму 20 444 594,90р. Подтверждается принятие 72 дверей на сумму 5 496 071,82р.
4.Акт о приемке выполненных работ ф.КС-2 N 4 и Справка о стоимости выполненных работ ф.КС-3 N 4 по ДС N 7 от 05.06.2019 г. отчетным периодом 01.05-20.05.20 на сумму 15 245 518,86р. Подтверждается принятие 30 дверей на сумму 10 561 323,44 р.
5.Акт о приемке выполненных работ ф.КС-2 N 5 и Справка о стоимости выполненных работ ф. КС-3 N 5 по ДС N 7 от 05.06.2019 г. отчетным периодом 01.05-20.05.20 на сумму 746 508,09р. Подтверждается принятие 7 дверей Пункту 1-4, 6, 7, 9 на сумму 326 014,67 р.
6.Акт о приемке выполненных работ ф.КС-2 N 6 и Справка о стоимости выполненных работ ф. КС-3 N 6 по ДС N 7 от 05.06.2019 г. отчетным периодом 01.05-20.05.20 на сумму 4 038 066,13р. Не принимается. Объемы не выполнены.
7. Акт о приемке выполненных работ ф.КС-2 N 3 и Справка о стоимости выполненных работ ф. КС-3 N 3 по ДС N 8 от 05.07.2019 г. отчетным периодом 01.07.20-20.07.20 на сумму 54 979.20 р. Не принимается ввиду замечаний по качеству, коррозии.
8. Акт о приемке выполненных работ ф.КС-2 N 2 и справка о стоимости выполненных ф. КС-3 N 2 по ДС N 9 от 09.08.2019 г. отчетным периодом 01.05.20-20.05.20 на сумму 4 008 705,87 р. Исправить объем по п.2 на 108м2, по п. 3 на 44,7м2. КС-2 N 2 по ДС N 9 от 09.08.2019 г. отчетным периодом 01.05.20-20.05.20 с учетом корректировки объемов согласован на 3 634 620,55р.
9. Дополнительное соглашение N 10 от 19.11.2019 г. Дополнительное соглашение N 10 откорректировать с учетом принимаемых объемов. Акт о приемке выполненных работ ф.КС-2 N 1 и Справка о стоимости выполненных работ ф. КС-3 N 1 по ДС N 10 от 19.11.2019 г. отчетным периодом 01.05-20.05.20 на сумму 1 947 505,25р. Объемы по пунктам 1-12, 15 - не приняты, исправить объем по п.13 на 23 шт. - КС-2 N 1 по ДС N 10 от 19.11.2019 г. отчетным периодом 01.05.20-20.05.20 с учетом корректировки объемов согласован на сумму 111 122,20р.
10.Дополнительное соглашение N 11 от 19.11.2019 г. Дополнительное соглашение N 11 откорректировать с учетом подтверждаемых объемов: пункт 1 Стоимость изделий 351шт х 5612,57 = 1 970 012,31., пункт 2 Монтаж изделий 1 комп. х* 43612,37= 343 612,37. Согласованная сумма 2 313 624,68 р. Акт о приемке выполненных работ ф.КС-2 N 1 и справка о стоимости выполненных работ ф. КС-3 N 1 по ДС N 11 от 19.11.2019 г. отчетным периодом 01.05 -20.05.2020 г. на сумму 3 400 749,32 р. - Откорректировать с учетом принимаемых объемов: пункт 1 - 351шт, пункт 2 - 0,6 комп. Согласованная сумма 2 176 179,73 р.
11.Дополнительное соглашение N 15 от 01.07.2020 г., акт о приемке выполненных работ ф.КС-2 N 1 и Справка о стоимости выполненных работ ф. КС-3 N 1 по ДС N 15 от 01.07.2020 г. отчетным периодом 01.09 -10.09.2020 г. на сумму 3 534 132,48р.
ООО "ГРМ" не приняло работы указанные в вышеуказанных Актах на общую сумму 81 965 346,04 рублей.
Также ООО "ГРМ" подтвердило в мотивированном отказе, что ООО "ТД ФОРМЕТ" выполнило работы в объемах на сумму 43 342 958,69 рублей.
ООО "ТД ФОРМЕТ" замечания указанные в письме исх.N 838 от 11.08.2021 г., которое является мотивированным отказом от принятия работ, не устранил, работы не выполнил.
Согласно расчету кредитора, общая сумма неотработанного аванса, подлежащая возврату составляет: 139 753 119,35 рублей (общая сумма выплаченного аванса) - 47 953 083,15 рублей (стоимость принятых работ до 05.08.2021 г.) - 43 342 958,69 рублей (стоимость принятых работ после 05.08.2021 г.) = 48 457 077,51 рублей.
20.01.2022 г. ООО "ГРМ" направило в адрес ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ФОРМЕТ" уведомление о расторжении Договора подряда N 109/18-ДП-ГРМ от 01.12.2018 г. в одностороннем порядке с досудебной претензией о возврате неотработанного аванса (исх. N 16 от 19.10.2022 г.).
ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ФОРМЕТ" неотработанный аванс в сумме 48 457 077,51 рублей не возвратил.
Учитывая, что на дату расторжения договора работы не выполнены, то в данном случае имеет место неосновательное обогащение.
С учетом изложенного, суд первой инстанции признал требование ООО "ГРМ" к должнику ООО "ТД ФОРМЕТ" обоснованным в размере 48 457 077,51 руб. и включил в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Суд апелляционной инстанции признает верными выводы суда первой инстанции, а доводы апелляционной жалобы необоснованными по следующим основаниям.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что должником были выполнены работы на сумму, превышающую размер аванса, в связи с чем на стороне заказчика не возникло неосновательное обогащение.
Указанный довод судом не принимается в силу следующего
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и выводов суда, что не может служить основанием к отмене определения.
Так апеллянт не учитывает, что часть работ не была принята заказчиком в связи с наличием замечаний по качеству, объему работ, в связи с чем был направлен мотивированный отказ от подписания актов в представленной редакции.
Согласно п. 1 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
В соответствии с п. 2 ст. 720 ГК РФ заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.
Таким образом, заказчиком правомерно были неприняты работы со ссылкой на недостатки по качеству и объему работ, согласно расчету кредитора, общая сумма неотработанного аванса, подлежащая возврату составляет: 139 753 119,35 рублей (общая сумма выплаченного аванса) - 47 953 083,15 рублей (стоимость принятых работ до 05.08.2021 г.) - 43 342 958,69 рублей (стоимость принятых работ после 05.08.2021 г.) = 48 457 077,51 рублей. Расчет проверен судами обеих инстанций, признан верным. Достоверных, относимых и допустимых доказательств, подтверждающих выполнение работ в заявленном объеме и надлежащего качества в материалы обособленного спора не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно включил требования ООО "ГРМ" в реестр требований кредиторов должника.
На основании изложенного коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции в полном объёме выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда, изложенные в определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, им дана надлежащая правовая оценка; судом правильно применены нормы материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы влияли или опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 110, 269 - 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2022 по делу N А40-259836/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу "ТОРГОВЫЙ ДОМ ФОРМЕТ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.А. Комаров |
Судьи |
Ю.Л. Головачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-259836/2021
Должник: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ФОРМЕТ"
Кредитор: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 20 ПО Г. МОСКВЕ, ООО "АВИ СТРОЙКОМПЛЕКТ 2014", ООО "ГРМ", ООО "КОМПАНИЯ НЕФТЕГАЗПРОМСЕРВИС", ООО "МЕТАЛЛСЕРВИС-МОСКВА", ООО "МСЕТ", ООО "НАЯДА-СТОЛИЦА", ООО "ОЛИМП-СТРОЙ", ООО "СТРОИТЕЛЬНО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ "ЛАДОГА", ООО "ТЕХПРОЕКТ", ООО "ТРАСТ СТРОЙ ГЛОБАЛ", ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"
Третье лицо: Союз АУ "СРО СС", Яковлев Олег Олегович
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2025 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-77671/2024
08.02.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-89942/2022
05.12.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-32232/2022
25.11.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-68855/2022
18.08.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-259836/2021
19.07.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31931/2022