г. Челябинск |
|
28 ноября 2022 г. |
Дело N А47-9664/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Оренбурга, Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области, общества с ограниченной ответственностью "Орентрансгрупп", индивидуального предпринимателя Юзефович Марии Викторовны, индивидуального предпринимателя Шипиловой Нины Григорьевны на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.08.2022 по делу N А47-9664/2021.
В судебном заседании посредством видеоконференц-связи, организацию которой осуществил Арбитражный суд Оренбургской области, приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Юзефович Марии Викторовны - Андрющенко А.В. (паспорт, доверенность от 27.10.2022, диплом);
индивидуального предпринимателя Шипиловой Нины Григорьевны - Андрющенко А.В. (паспорт, доверенность от 27.10.2022, диплом);
Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области - Михайлов Д.В. (служебное удостоверение, доверенность 30.12.2021, диплом);
общества с ограниченной ответственностью "Орентрансгрупп" - Мынгалов М.А. (паспорт, выписка из ЕГРЮЛ от 18.11.2022), Пиминов А.М. (паспорт, диплом, доверенность от 20.10.2022).
Индивидуальный предприниматель Юзефович Мария Викторовна (ОГРНИП 311565802800092, ИНН 561109774581) (далее - ИП Юзефович М.В.), индивидуальный предприниматель Шипилова Нина Григорьевна (ОГРНИП 304560903400111, ИНН 560900222880) (далее - ИП Шипилова Н.Г.) обратились в Арбитражный суд Оренбургской области к Министерству строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области (ОГРН 1065610000015, ИНН 5610091390) (далее - Министерство), Администрации города Оренбурга (ОГРН 1035605504175, ИНН 5610013779) (далее также - Администрация) с заявлением:
- о признании действия Администрации по согласованию обращений исх.N 07/05-270 от 14.04.2021, исх. N 07/05-432 от 28.06.2021 в виде направления в адрес Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области писем исх. N 01-07/2554 от 29.04.2021, исх. N 01-07/4424 от 19.07.2021 об отсутствии оснований для отказа в изменении межмуниципальных маршрутов N N 156,158 (информации о согласовании обращений) незаконными;
- о признании бездействия Администрации по не подготовке и не направлению в адрес Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области мотивированных заключений о невозможности согласования обращений исх. N 07/05-270 от 14.04.2021, исх. N 07/05-432 от 28.06.2021 незаконными;
- о признании решения Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области N 12 от 30.04.2021 "Об изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок "Оренбург-парк-отель "Нежинка" незаконным;
- о признании решения Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области N 13 от 30.04.2021 "Об изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок N 156 "Оренбург-Пригородный" незаконным;
- о признании решения Министерства строительства жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области N 19 от 21.07.2021 "Об изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок N 156 "Оренбург-Пригородный" незаконным;
- об обязании Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области аннулировать изменения межмуниципальных маршрутов N N 156,158, внесенные решениями NN 12,13 от 30.04.2021, решением N 19 от 21.07.2021;
- об обязании Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области внести следующие изменения в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок:
в виде исключения сведений в отношении межмуниципального маршрута N 156: о наименовании промежуточных остановочных пунктов: ж/д вокзал, гостиница "Факел", парк им.Перовского, Караван Сарай, ТС "Центр", ул. 8 Марта (ул. Пролетарская), Банк "Русь" (ул. Кирова), Драм.театр, Аграрный университет, ДК "Газовик", Оренбургское казачество, ул. Парковская, ул. Молодежная, ул. 60 лет Октября, ул. Луговая, Национальная деревня, ул. Мира, Горбольница N 1, 23 микрорайон, 24 микрорайон,
в виде исключения сведений в отношении межмуниципального маршрута N 158: о наименовании промежуточных остановочных пунктов: ул. Волгоградская, ул. Всесоюзная, магазин "Энергия", просп. Дзержинского, магазин "Золотая осень", ул. Брестская, ул. Театральная, магазин "Сакмара", ул. Сергея Лазо, АТП, Трансгаз, ул. Нефтяников, ул. Хабаровская, ул. Новая, магазин "Салют", ул. Мичурина, ул. Октябрьская, ул. Кичигина, Школа, Горбольница N 4, Театр музыкальной комедии, Центральный рынок, ул. Маршала Жукова, ул. Туркестанская, ДК "Газовик", Оренбургское казачество, ул. Парковая, ул. Молодежная, ул. 60 лет Октября, ул. Луговая, Национальная деревня, ул. Мира, 23 микрорайон, 24 микрорайон;
- об обязании Администрации направить в адрес Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области информацию об аннулировании информации, изложенной в письмах исх. N 01-07/2554 от 29.04.2021, исх. N 01-07/4424 от 19.07.2021;
- об обязании Администрации направить в адрес Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области мотивированные заключения о невозможности согласования обращений исх. N 07/05-270 от 14.04.2021, исх. N 07/05-432 от 28.06.2021 (с учетом уточнений от 06.05.2022).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Орентрансгрупп" (далее - ООО "Орентрансгрупп").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.08.2022 заявленные требования удовлетворены частично: действия Администрации по согласованию обращений исх.N 07/05-270 от 14.04.2021, исх. N 07/05-432 от 28.06.2021 в виде направления в адрес Министерства писем исх. N 01-07/2554 от 29.04.2021, исх. N 01-07/4424 от 19.07.2021 об отсутствии оснований для отказа в изменении межмуниципальных маршрутов NN156,158 (информации о согласовании обращений), бездействие Администрации по не подготовке и не направлению в адрес Министерства мотивированных заключений о невозможности согласования обращений исх. N 07/05-270 от 14.04.2021, исх. N 07/05-432 от 28.06.2021, решения Министерства N12 от 30.04.2021 "Об изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок "Оренбург-парк-отель "Нежинка", N13 от 30.04.2021 "Об изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок N156 "Оренбург-Пригородный", N19 от 21.07.2021 "Об изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок N156 "Оренбург-Пригородный" признаны незаконными. В удовлетворении остальной части требований отказано.
ИП Юзефович М.В., ИП Шипилова Н.Г., Администрация, Министерство, ООО "Орентрансгрупп", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратились с апелляционными жалобами.
ИП Юзефович М.В., ИП Шипилова Н.Г. в своей апелляционной жалобе просят решение суда от 29.08.2022 изменить, указав как на восстановительную меру на обязанность Министерства внести следующие изменения в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок:
- в виде исключения сведений в отношении межмуниципального маршрута N 156: о наименовании промежуточных остановочных пунктов: ж/д вокзал, гостиница "Факел", парк им.Перовского, Караван Сарай, ТС "Центр", ул. 8 Марта (ул.Пролетарская), Банк "Русь" (ул.Кирова), Драм.театр, Аграрный университет, ДК "Газовик", Оренбургское казачество, ул.ПарковскаЯ, ул. Молодежная, ул. 60 лет Октября, ул. Луговая, Национальная деревня, ул.Мира, Горбольница N 1, 23 микрорайон, 24 микрорайон;
- в виде исключения сведений в отношении межмуниципального маршрута N 158: о наименовании промежуточных остановочных пунктов: ул. Волгоградская, ул.Всесоюзная, магазин "Энергия", просп. Дзержинского, магазин "Золотая осень", ул. Брестская, ул. Театральная, магазин "Сакмара", ул. Сергея Лазо, АТП, Трансгаз, ул.Нефтяников, ул.Хабаровская, ул. Новая, магазин "Салют", ул. Мичурина, ул. Октябрьская, ул. Кичигина, Школа, Горбольница N 4, Театр музыкальной комедии, Центральный рьшок, ул.Маршала Жукова, ул. Туркестанская, ДК "Газовик", Оренбургское казачество, ул. Парковая, ул.Молодежная, ул. 60 лет Октября, ул.Луговая, Национальная деревня, ул. Мира, 23 микрорайон, 24 микрорайон.
В обоснование доводов апелляционной жалобы предприниматели указывают, что суд необоснованно не применил к отношениям сторон норму процессуального права, подлежащую применению (пункт 3 части 4, пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не указал в резолютивной части решения на конкретную восстановительную меру, что является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным. Само по себе признание незаконным решения об изменении межмуниципального маршрута не влечет за собой аннулирование незаконно принятых изменений межмуниципального маршрута. При таких обстоятельствах, надлежащим способом восстановления права и устранения нарушения в рассматриваемом случае является обязание уполномоченного на ведение реестра межмуниципальных маршрутов органа - Министерства внести соответствующие изменения в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок N N 156,158, чем будут непосредственно аннулированы незаконные изменения и восстановится прежнее (до нарушения) положение.
Администрация в своей апелляционной жалобе просит решение суда от 29.08.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт. Указывает на то, что, основания для подготовки заключения о невозможности согласования обращений Министерства N 07/05-270 от 14.04.2021, N 07/05-432 от 28.06.2021 отсутствовали, в связи с чем указанные обращения были согласованы в установленном порядке. Кроме того, проведение оценки спроса населения в перевозках в соответствии с нормами действующего законодательства и муниципального права не входит в компетенцию органов местного самоуправления муниципального образования "город Оренбург". Также в силу пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 проверка целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом, не осуществляется.
Министерство в своей апелляционной жалобе просит решение суда от 29.08.2022 отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом не принято во внимание, что Администрация г. Оренбурга, рассмотрев представление прокурора города Оренбурга от 10.06.2021 N 07-02-2021, не согласилась с ним, указав, что маршрут N 156 "Оренбург-Пригородный" и маршрут N 158 "Оренбург-Нежинка" создают новые транспортные связи между указанными населенными пунктами, а другие действующие маршруты, которые удовлетворяют спрос населения в перевозках на данном направлении, не предусмотрены. По маршрутам N156 и N158 открытый конкурс не проводился и не будет проводиться, маршруты включены в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в порядке ст. 39 Федерального закона. При принятии спорных решений министерства от 30.04.2021 N 12 и N 13, от 21.07.2021 N 19 отсутствуют нарушения закона о конкуренции, так как новые маршруты не вводятся, преимущества для ООО "Орентрансгрупп" не создаются. Изменённые межмуниципальные маршруты имеют общие остановочные пункты, с уже установленными муниципальными маршрутами, однако это не является препятствием для согласования данных изменений, поскольку межмуниципальные и муниципальные маршруты, имеют разные схемы движения, расписания, стоимость проезда (тариф). Более того, указанные маршруты, ориентированы на разные группы пассажиров, в одном случае, это внутригородские, а в другом это жители сельской местности. Наличие промежуточных остановочных пунктов позволяет жителям Оренбургского района попасть в необходимую им точку города, в том числе к месту нахождения социально-значимых объектов. Следовательно, нарушение прав заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности является недоказанным. Также отмечает, что УФАС по Оренбургской области в июне 2021 года рассматривалось аналогичное обращение перевозчиков г.Оренбурга, по результатам которого нарушений закона о конкуренции в действиях Министерства не выявлено.
В адрес суда от Министерства поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых апеллянт указывает на то, что постановлением Администрации города Оренбурга от 28.06.2022 N 1206-п в документ планирования регулярных перевозок, утвержденный постановлением Администрации города Оренбурга от 14.10.2016 N3150-п, внесены следующие изменения: с 01.07.2023 отменены все муниципальные маршруты регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, действие свидетельств на право осуществления перевозок по действующим муниципальным маршрутам регулярных перевозок продлено до 30.06.2023 и определено время проведения конкурсов на право осуществления перевозок по новым муниципальным маршрутам регулярных перевозок - первое полугодие 2023 года. В число отмененных маршрутов входят маршруты, перевозки по которым осуществляют заявители: N61 "МОЛЛ "Армада" - п. Солнечный" и N56 "п. Ростоши - ж/д вокзал". Новая маршрутная сеть разработана и утверждена на заседании транспортной комиссии г. Оренбурга в октябре текущего года. В новой маршрутной сети маршруты N61 "МОЛЛ "Армада" - п. Солнечный" и N56 "п. Ростоши - ж/д вокзал" отсутствуют.
В соответствии со статьей 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнения к апелляционной жалобе судом приняты к рассмотрению.
Общество в своей апелляционной жалобе просит решение суда от 29.08.2022 отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, у Администрации имелись достаточные основания направить в адрес Министерства письма исх. N 01-07/2554 от 29.04.2021, исх. N 01-07/4424 от 19.07.2021 об отсутствии оснований для отказа в изменении межмуниципальных маршрутов NN 156,158 (информации о согласовании обращений), а необходимость в подготовке заключений о невозможности согласования обращений исх. N07/05-270 от 14.04.2021, исх. N 07/05-432 от 28.06.2021 - отсутствовала. Процедура согласования Министерством была соблюдена в полном объеме, таким образом, основания для признания незаконными вышеназванных решений Министерства отсутствуют. Судом не приняты во внимание доводы ООО "Орентрансгрупп", изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, о том, что межмуниципальные маршруты не могут конкурировать с муниципальными маршрутами. Восстановление потенциально нарушенного права субъекта предпринимательской деятельности не должно приводить к нарушению социальных прав граждан.
К апелляционной жалобе общества приложено дополнительное доказательство: решение Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области N 20 от 27.06.2019.
В силу разъяснений высшей инстанции, приведенных в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" поскольку арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам.
Между тем, податель жалобы надлежащим образом не обосновал невозможность представления указанных дополнительных доказательств в арбитражный суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
Соответственно, арбитражный суд апелляционной инстанции не признает причины непредставления доказательства арбитражному суду первой инстанции уважительными, в связи с чем, в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказывает в приобщении к материалам дела указанных дополнительных доказательств.
От ИП Юзефович М.В. и ИП Шипиловой Н.Г. поступил отзыв на апелляционные жалобы Министерства, Администрации и общества, который в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса. От Администрации поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Юзефович М.В. и ИП Шипилова Н.Г. зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляют регулярные пассажирские перевозки в границах муниципального образования город Оренбург на основании лицензий на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами N АК-56-000401 от 24.05.2019 и N АК-56-000374 от 21.05.2019 (т. 1, л.д. 30-31). Указанные лицензии предоставлены на срок: бессрочно.
Заявителям выданы свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. Так, ИП Шипилова Н.Г. на основании свидетельства серия 56 N 000266 (т. 2, л.д. 85) в период с 01.01.2022 по 30.06.2022 и серия 56 N 000275 (т. 4, л.д. 66) в период 01.07.2022 по 30.06.2023 осуществляет перевозку пассажиров по маршруту N 61 (регистрационный номер в реестре 46); ИП Юзефович М.В. на основании свидетельства серия 56 N 000265 (т. 3, л.д. 26) в период с 01.01.2022 по 30.06.2022 и серия 56 N 000274 (т. 4, л.д. 56) в период 01.07.2022 по 30.06.2023 осуществляет перевозку пассажиров по маршруту N 56 (регистрационный номер в реестре 43).
Согласно выписки из реестра маршрутов регулярных перевозок, полученной из официального интернет портала администрации города Оренбург ИП Юзефович М.В. осуществляет перевозку по муниципальному маршруту N 56 (регистрационный номер маршрута 43) с промежуточными остановочными пунктами по маршруту: пос. Ростоши, Золотая подкова, Автосервис, Ростошинская, Березовая Ростошь, Воскресенская, Стадион, Поликлиника, Детский сад, ул. Нежинская, ул. Славы, ул. Казачья, Тубдиспансер, 24 микрорайон, 23 микрорайон, Горбольница N 1, ул. Мира, Национальная деревня, ул. Луговая, ул. 60 лет Октября, ул. Молодежная, ул. Парковская, Оренбургское казачество, ДК "Газовик", Аграрный университет, банк "Русь", ул. 8 Марта, ТС "Центр", Дом Советов, Караван-Сарай, парк им. Перовского, Гостиница "Факел", ж/д Вокзал и в обратном направлении; ИП Шипилова Н.Г. осуществляет перевозку по муниципальному маршруту N 61 (регистрационный номер маршрута 46) с промежуточными остановочными пунктами по маршруту: МОЛЛ "Армада", Студенческая, Оренбургоптторг, 10 микрорайон, автосалон "Автомир", просп. Дзержинского, Детская аптека, Поликлиника, МНТК, м-н "Уют", Северная, ул. Родимцева, ул. Дружбы, ул. Юных Ленинцев, ул. Брестская, ул. Театральная, м-н "Сакмара", ул. Сергея Лазо, АТП, Трансгаз, ул. Нефтяников, ул. Хабаровская, ул. Новая, м-н "Салют", ул. Мичурина, ул. Октябрьская, ул. Кичигина, Школа, Автовокзал, театр Музкомедии, ул. 8 Марта, Драмтеатр, Аграрный университет, ДК "Газовик", Оренбургское казачество, ул. Парковская, ул. Молодежная, ул. 60 лет Октября, ул. Луговая, Национальная деревня, ул. Мира, Горбольница N 1, 23 микрорайон, 24 микрорайон, пос. Солнечный и в обратном направлении (т. 1, л.д. 32-37).
13.04.2021 в Министерство от ООО "Орентрансгрупп" поступили заявления об изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок N 158 "Оренбург-парт-отель "Нежинка" (вх. N 07/1722) (т. 2, л.д. 1) и N 156 "Оренбург-Пригородный" (вх. N 07/1923) (т. 2, л.д. 1), в которых предусмотрены промежуточные остановочные пункты (п. 5 заявлений):
- по маршруту N 158: ул. Волгоградская, ул. Всесоюзная, магазин "Энергия", просп. Дзержинского, магазин "Золотая осень", ул. Брестская, ул. Театральная, магазин "Сакмара", ул. Сергея Лазо, АТП, ул. Нефтяников, ул. Хабаровская, ул. Новая, магазин "Салют", ул. Мичурина, ул. Октябрьская, ул. Кичигина, Школа, Автовокзал, Горбольница N 4, Театр музыкальной комедии, Центральный рынок, ул. Маршала Жукова, ул. Туркестанская, ДК "Газовик", Оренбургское казачество, ул. Парковская, ул. Молодежная, ул. 60 лет Октября, ул. Луговая, Национальная деревня, ул. Мира, Горбольница N1, 23 микрорайон, 24 микрорайон, МОЛ Армада-2, Крона, Нежинка-2.
- по маршруту N 156: Гостиница "Факел", парк им. Перовского, Караван-Сарай, ТС "Центр", уд. 8 Марта (ул. Пролетарская), "Русь" (ул. Кирова), Аграрный университет, ДК "Газовик", Оренбургское казачество, ул. Парковская, ул. Молодежная, ул. 60 лет Октября, ул. Луговая, Национальная деревня, ул. Мира, Горбольница N1, 23 микрорайон, 24 микрорайон.
Министерством 19.04.2021 на имя главы города Оренбурга направлено письмо о возможности согласования изменения межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок N 156 "Оренбург-Пригородный", N 158 "Оренбург-парт-отель "Нежинка", по результатам рассмотрения которого Администрацией 29.04.2021 направлена информация об отсутствии оснований для отказа в изменении указанных межмуниципальных маршрутов.
30.04.2021 Министерством принято решение N 12 об изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок "Оренбург-парк-отель "Нежинка" (по маршруту N 158) (т. 1, л.д. 23-24).
Также, Министерством приняты решения об изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок "Оренбург-Пригородный" (по маршруту N 156) N 13 от 30.04.2021 и N 19 от 21.07.2021 (т. 1, л.д. 25-27).
Указанными решениями внесены изменения в указанные межмуниципальные маршруты, а именно включены промежуточные остановочные пункты, указанные в заявлениях ООО "Орентрансгрупп" от 13.04.2021 вх. N 07/1722 и вх. N 07/1923.
Полагая, что своими действиями по принятию оспариваемых решений Министерством, под видом внесения изменений в схему движения по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок N 156, N 158 фактически установив новый маршрут без проведения конкурса, дублирующий муниципальные маршруты N 56, N 61, нарушены права и законные интересы заявителей, последние обратились в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением за защитой своих прав.
Удовлетворяя частично заявленные требования арбитражный суд первой инстанции, пришел к выводу, что оспариваемые действия (бездействия) Администрации, оспариваемые ненормативные правовые акты, вынесенные Министерством, не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, вместе с тем, указал, что избранный заявителями способ защиты не соответствует содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения, и не приведет к восстановлению предполагаемого нарушенного права заявителей.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
В силу статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N220-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ, порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 1.1 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что установление или изменение муниципального маршрута регулярных перевозок либо межмуниципального маршрута регулярных перевозок, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленным соответственно муниципальным маршрутом регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок, осуществляется по согласованию между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено установление данных маршрутов.
Порядок указанного согласования устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области регулируются Законом от 09.03.2016 N 3801/1039-V-ОЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области" (далее - Закон N 3801/1039-V-ОЗ).
В соответствии со статьей 6 Закона N 3801/1039-V-ОЗ, постановлением Правительства Оренбургской области от 18.10.2016 N 721-п "Об утверждении порядка установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области" (далее - Постановление N 721-п) утвержден порядок установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области.
Согласно пункту 5 Постановления N 721-п, маршруты изменяются по предложению инициаторов, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа по соответствующему маршруту, а также по инициативе уполномоченного органа или органа местного самоуправления.
В силу пункта 6 данного Постановления, для установления или изменения маршрута инициатор или орган местного самоуправления представляют в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении маршрута (далее - заявление) по форме, установленной уполномоченным органом, непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявление регистрируется уполномоченным органом в день поступления.
Согласно пункту 10 Постановления N 721-п, заявление рассматривается уполномоченным органом с участием владельцев расположенных по данному маршруту остановочных пунктов, владельцев автомобильных дорог, по которым проходит данный маршрут.
Уполномоченный орган уведомляет лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, о поступлении заявления и о необходимости представить заключение о наличии или об отсутствии оснований для отказа в установлении или изменении данного маршрута, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 12 настоящего Порядка.
Подпунктом 8 пункта 12 Постановления N 721-п установлено, что уполномоченный орган отказывает в установлении или изменении маршрута при наличии мотивированного заключения уполномоченного органа местного самоуправления о невозможности согласования установления или изменения маршрута, который имеет два и более общих остановочных пункта с ранее установленным муниципальным маршрутом регулярных перевозок.
Порядок согласования установления или изменения муниципального маршрута регулярных перевозок либо межмуниципального маршрута регулярных перевозок, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленным соответственно муниципальным маршрутом регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок, утвержден постановлением Правительства Оренбургской области от 09.06.2017 N 403-п "О реализации отдельных положений Закона Оренбургской области от 09.03.2016 N 3801/1039-V-ОЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области" (далее - Постановление N 403-п).
Нормами вышеуказанного регионального законодательства предусмотрено, что Министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области при рассмотрении заявления о внесении изменений в межмуниципальный маршрут регулярных перевозок согласовывает принятие решения с органом местного самоуправления по которому планируется изменение маршрута.
Приложением N 2 к Постановлению N 403-п (действовавшему на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов) утвержден перечень остановочных пунктов, расположенных в муниципальных образованиях Оренбургской области, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в зависимости от направления регулярных перевозок и пути подъезда к данным остановочным пунктам.
Приложение N 4 к Постановлению N 403-п "Порядок согласования установления или изменения муниципального маршрута регулярных перевозок либо межмуниципального маршрута регулярных перевозок, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленным соответственно муниципальным маршрутом регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок" (далее - Приложения N 4 к Постановлению N 403-п) определяет процедуру согласования уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области - министерством строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области и уполномоченным органом местного самоуправления установления или изменения межмуниципального маршрута либо муниципального маршрута регулярных перевозок, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленным соответственно межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок, муниципальным маршрутом регулярных перевозок.
Согласно п. 3 Приложения N 4 к Постановлению N 403-п, в случае если устанавливаемый (изменяемый) муниципальный маршрут регулярных перевозок имеет два и более общих остановочных пункта с ранее установленным межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок, уполномоченный орган местного самоуправления направляет на согласование в уполномоченный орган обращение о согласовании установления (изменения) муниципального маршрута регулярных перевозок.
По результатам рассмотрения обращения уполномоченный орган или уполномоченный орган местного самоуправления согласовывают его либо готовят мотивированное заключение о невозможности согласования обращения, о чем уполномоченный орган уведомляет уполномоченный орган местного самоуправления или уполномоченный орган местного самоуправления уведомляет уполномоченный орган (п. 6 к Постановлению N 403-п).
Согласно п. 7 Приложения к Постановлению N 403-п, в случае если маршрут не создает новые транспортные связи, а действующие маршруты удовлетворяют спрос населения в перевозках в данном направлении в полном объеме, дается мотивированное заключение о невозможности согласования изменения межмуниципального маршрута готовится мотивированное заключение о невозможности согласования обращения.
В части 2 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ определено, что муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.
Согласно Федеральному закону N 220-ФЗ допуск перевозчиков на муниципальные маршруты для перевозок как по регулируемым, так и по нерегулируемым тарифам осуществляется по результатам открытого конкурса. Исключения из этого правила, позволяющие выдать свидетельство и карту не на конкурсных условиях, немногочисленны и исчерпывающим образом названы в пунктах 3, 6 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ, без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок: 1) после вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и вступления в законную силу решения суда о прекращении действия свидетельства (пункты 1 и 2 части 1 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ). Второе основание пункт 6 статьи 19 - по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.
Как установлено судом первой инстанции, прокуратурой города Оренбурга в результате рассмотрения коллективных обращений субъектов предпринимательства в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров регулярными маршрутами сделаны выводы о нарушении Администрацией п. 7 Приложения N 4 к Постановлению N 403-п, которым предусмотрено, что в случае если маршрут не создает новые транспортные связи, а действующие маршруты удовлетворяют спрос населения в перевозках в данном направлении в полном объеме, дается мотивированное заключение о невозможности согласования изменения межмуниципального маршрута.
В нарушении указанной нормы Администрацией города Оренбурга мотивированное заключение о невозможности согласования установления или изменения маршрута, который имеет два и более общих остановочных пункта с ранее установленным муниципальным маршрутом регулярных перевозок не составлялось, что подтверждается объяснениями Довжанской Е.З. (т. 1, л.д. 136-137). Доказательств обратного материалы дела не содержат.
На основании чего, Прокуратурой города Оренбурга вынесены представления об устранении нарушений закона в адрес заинтересованных лиц.
Довод Министерства о том, что Администрация г. Оренбурга, рассмотрев представление прокурора города Оренбурга от 10.06.2021 N 07-02-2021, не согласилась с ним, указав, что маршрут N 156 "Оренбург-Пригородный" и маршрут N 158 "Оренбург-Нежинка" создают новые транспортные связи между указанными населенными пунктами, а другие действующие маршруты, которые удовлетворяют спрос населения в перевозках на данном направлении, не предусмотрены, не может быть принят судом апелляционной инстанции, поскольку несогласие с представлением прокурора не означает, что представление утратило свою силу, доказательств, что представление было оспорено и признано незаконным, в материалы дела не представлено.
Судом установлено и не оспаривается заинтересованными лицами тот факт, что проведение открытого конкурса для осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок не проводилось.
В своей апелляционной жалобе Министерство указывает, что по маршрутам N 156 и N 158 открытый конкурс не проводился и не будет проводиться, маршруты включены в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в порядке ст. 39 Федерального закона.
Довод Министерства о том, что указанные маршруты, ориентированы на разные группы пассажиров, в одном случае, это внутригородские, а в другом это жители сельской местности, не может быть принят судом во внимание, поскольку противоречит материалам дела. Так, материалы дела подтверждают посадку и высадку пассажиров на остановочных пунктах муниципального образования межмуниципальными маршрутами N 156, N158. Письмом Министерства о тарифе на перевозку пассажиров на межмуниципальных маршрутах N 156, N 158 от 01.11.2021 N 07/05-952 представлена информация о стоимости проезда по городу (22 руб.) на указанных маршрутах (т. 1, л.д. 133). Данный факт также подтверждается фото- и видеоматериалами, представленными в материалы дела, что свидетельствует о фактическом осуществлении перевозки пассажиров в границах муниципального образования г. Оренбург.
Также материалами дела подтверждается, что действующие муниципальные городские маршруты N 56 и N 61, осуществляют посадку и высадку пассажиров на остановочных пунктах города, идентичных тем остановочным пунктам, которые внесены в спорные межмуниципальные маршруты оспариваемыми решениями, при этом действующие муниципальные маршруты удовлетворяют спрос населения в перевозке в данном направлении в полном объеме, обратного заинтересованными лицами не доказано.
Из представленных в материалы дела доказательств суд установил, что фактически межмуниципальные маршруты регулярных перевозок N 156, N158 имеют совпадения более десяти остановочных пунктов по пути следования с уже имеющимися муниципальными маршрутами, право перевозок по которым приобрели победители торгов на право заключения договоров об организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга, с которыми в 2012 году Администрацией заключены договоры (договор с ИП Юзефович М.В. N 13 от 28.05.2012, с ИП Шипиловой Н.Г. N 14 от 28.05.2012).
Таким образом, судом сделан вывод, что фактически промежуточные остановочные пункты указанных межмуниципальных маршрутов в редакции оспариваемых изменений образуют полноценный муниципальный маршрут, что приводит к уменьшению потока пассажиров для городских маршрутов, в связи с установлением дублирующих межмуниципальных маршрутов.
Ссылка заинтересованных лиц на существование иных межмуниципальных маршрутов, имеющих промежуточные остановочные пункты в г. Оренбурге, а именно N 116А "Оренбург-Первомайский", N 171А "Оренбург-Караванный", N 149А "Оренбург-Чкалов" не может быть принята судом, поскольку в материалах дела содержатся сведения об отказе в добавлении всех остановочных пунктов города по пути следования межмуниципальных маршрутов N 149А, N 171А по причине наличия мотивированного заключения Администрации о невозможности согласования изменения маршрутов, которые имеют два и более общих остановочных пунктов с ранее установленными муниципальными маршрутами регулярных перевозок (письмо Администрации от 24.12.2021 N 01-07/7595 (т. 3 л.д. 51-52, решения Министерства N 2, N 3 о 28.01.2022 (т.3, л.д. 58, 59)). Указанные маршруты имеют в своем составе единицы промежуточных остановочных пунктов "социального" значения в пределах муниципального образования (маршрут 161А: 4 городская больница, Музкомедия; маршрут 171А: ДК "Газовик", ул. 60 лет Октября, Горбольница N 1, 24 микрорайон; маршрут 149А: ДК "Газовик", ул. 60 лет Октября, Горбольница N 1, 24 микрорайон).
Вышеизложенное, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, свидетельствует о неоднозначном подходе Администрации при определении основания для изменения межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Относительно проведенного Администрацией мониторинга периодичности движения пассажирского транспорта на муниципальных маршрутах N 56, N 61 суд отмечает следующее.
Из представленных в материалы дела актов не представляется возможным установить в рамках какой административной процедуры проведены данные мероприятия муниципального контроля. Кроме того, претензия в адрес заявителей о нарушении качества оказания транспортных услуг (нарушения расписания движения) материалы дела не содержат. Доказательств обратного заинтересованным лицом также не доказано.
К представленным Администрацией в материалы дела регистрационным карточкам обращений (жалоб) жителей города на оказание транспортных услуг на муниципальных маршрутах N 56, N 61 суд относится критически, так как указанные жалобы поступили после принятия оспариваемых решений и не могли быть положены в основу при их вынесении. Регистрационные карточки датированы: 20.06.2022, 30.05.2022, 27.05.2022, 25.07.2022, 18.01.2022 (т. 5, л.д. 72-76).
Также несостоятелен довод Министерства о том, что поскольку пропускная способность остановочного пункта согласована с Администрацией (владельцем остановочного пункта) заинтересованное лицо сделало вывод об отсутствии превышений пропускной способности остановочных внесенных пунктов. Так, материалы дела свидетельствуют о том, что заинтересованными лицами не проводился анализ вопроса пропускной способности остановочных пунктов, в связи с чем, оснований для включения в схему межмуниципальных маршрутов N 156, N 158 дополнительных остановочных пунктов не имелось.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия (бездействия) незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, действием или бездействием гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые действия (бездействия) Администрации, оспариваемые ненормативные правовые акты, вынесенные Министерством, не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Относительно указания способов восстановления нарушенных прав судом первой инстанции указано на то, что избранный заявителями способ защиты не соответствует содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения, и не приведет к восстановлению предполагаемого нарушенного права заявителей.
Доводы предпринимателей об отсутствии указания способа восстановления нарушенных прав, что является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным, апелляционной коллегией рассмотрены и признаны подлежащими отклонению.
В подпункте 2 пункта 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно правовому подходу, изложенному в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 21 от 28.06.2022, признав оспоренное решение незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в заявлении, вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений.
Суд вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса (например, при признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество административного истца или при состоявшемся добровольном удовлетворении предъявленных требований).
При указанных обстоятельствах в соответствии с требованиями части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в абзаце 5 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции правомерно частично удовлетворил заявленные требования.
Как верно указал суд первой инстанции, избранный заявителями способ защиты не соответствует содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения, и не приведет к восстановлению предполагаемого нарушенного права заявителей.
Доводы апелляционных жалоб не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалоб не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная ООО "Орентрансгрупп" государственная пошлина в размере 1 500 рублей по платежному поручению N 630 от 22.09.2022 подлежит возврату обществу из федерального бюджета. Поскольку Администрация и Министерство являются лицами, освобожденными от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела с указанных лиц судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.08.2022 по делу N А47-9664/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Оренбурга, Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области, общества с ограниченной ответственностью "Орентрансгрупп", индивидуального предпринимателя Юзефович Марии Викторовны, индивидуального предпринимателя Шипиловой Нины Григорьевны - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Орентрансгрупп" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей излишне уплаченную по платежному поручению N 630 от 22.09.2022.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-9664/2021
Истец: ИП Шипилова Нина Григорьевна, ИП ЮЗЕФОВИЧ МАРИЯ ВИКТОРОВНА
Ответчик: Администрация города Оренбурга, Министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, ИП Шипилова Нина Григорьевна, ЮЗЕФОВИЧ МАРИЯ ВИКТОРОВНА, ООО "ОРЕНТРАНСГРУПП"