г. Ессентуки |
|
28 ноября 2022 г. |
Дело N А61-1056/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.11.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Токаревой М.В., судей Марченко О.В. и Счетчикова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Наниковым Д.А., при участии представителя истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (г. Владикавказ, ОГРН 1161513054890, ИНН 1513061265) - Лолаевой Д.А. (доверенность N 137/22 от 20.05.2022), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Бесланспецсервис" (г. Беслан, ОГРН 1121511000159, ИНН 1511019814), рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бесланспецсервис" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 22.08.2022 по делу N А61-1056/2022,
УСТАНОВИЛ :
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Владикавказ", компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Бесланспецсервис" (далее - ООО "Бесланспецсервис", общество, ответчик) о взыскании задолженности по договору поставки газа от 01.11.2020 N 39-3-15232/21Д за сентябрь-октябрь 2021 года в размере 203 375 руб. 16 коп., неустойки за период с 19.10.2021 по 28.02.2022 в размере 5 484 руб. 51 коп. (т. 1, л. д. 5-6).
До рассмотрения дела по существу, истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), уточнил исковые требования в части взыскания неустойки, в результате чего просил взыскать с ответчика задолженность в размере 203 375 руб. 16 коп. и неустойку за период с 19.10.2021 по 31.03.2022 в размере 7 213 руб. 09 коп. (т. 1, л. д. 79-80). Судом уточнения приняты.
Решением суда от 22.08.2022 уточненные исковые требования удовлетворены : с общества в пользу компании взысканы задолженность в размере 203 375 руб. 16 коп., неустойка в размере 7 213 руб. 09 коп. и расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 7 177 руб. 84 коп.; с ответчика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 33 руб. 16 коп. (т. 1, л. д. 83-89). Судебный акт мотивирован тем, что факт поставки ответчику газа в спорный период подтвержден документально, обществом доказательств оплаты не представлено, в связи с чем, требования компании являются обоснованными. Проверив произведенный истцом расчет неустойки, суд первой инстанции, признав его арифметически верным, отклонил возражения общества о необходимости применения при расчете тарифа для потребителей группы "население", а не для категории "промышленные предприятия".
В жалобе ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что ООО "Бесланспецсервис" является исполнителем коммунальных услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, поэтому, при расчете стоимости поставленного обществу газа следует применять тариф, установленный для категории "население". В подтверждение данного обстоятельства ссылается на заключенный с ООО УК "Мастер" договор теплоснабжения N 21-12Д от 15.05.2012 (с учетом дополнительного соглашения), согласно которому ООО "Бесланспецсервис" обязуется обслуживать котельные, входящие в состав общего имущества МКД, а также подавать через присоединенную сеть тепловую энергию в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов МКД. Таким образом, поскольку ответчик приобретает газ (коммунальный ресурс) у поставщика не в целях перепродажи, а исключительно для обеспечения бытовых нужд граждан, проживающих в МКД, являющихся потребителями коммунального ресурса, то к ООО "Бесланспецсервис" подлежит применению цена природного газа, установленная для группы потребителей "население".
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи, представитель истца поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей с оформленными полномочиями в апелляционный суд не направил.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 29.10.2022 15:32:54 МСК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Кодекса и с этого момента является общедоступной.
Ответчик ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил. Суд апелляционной инстанции не признавал его явку обязательной, в связи с чем, неявка представителей ответчика в судебное заседание не может служить препятствием для рассмотрения дела.
Судебное заседание проведено в отсутствие ответчика в соответствии со статьями 156, 266 Кодекса.
Обжалуемый судебный акт проверен апелляционной инстанцией в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между компанией (поставщик) и обществом (покупатель) заключен договор поставки газа от 01.11.2020 N 39-3-15232/21Д (далее - договор), по условиям которого поставщик обязался с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно поставлять газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, добытый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, либо газ, добытый независимым поставщиком, не являющимся аффилированным лицом ПАО "Газпром", а покупатель - получать (выбирать) и оплачивать газ.
Договорные объемы поставки газа и точки подключения согласованы сторонами в пунктах 2.1, 2.2 договора, порядок учета газа - в разделе 4 договора.
Так, согласно пункту 4.1 договора, количество поставляемого газа (объем) определяется по узлу учета газа поставщика, установленного у покупателя.
Определение количества газа (объема) производится по контрольно-измерительным приборам узла учета газа, указанного в техническом соглашении, подписанном сторонами (Приложение N 4), в соответствии с требованиями ГОСТ 8.899-2015, ГОСТ 8.586.1-5 2005, ГОСТ 8.741-2011, ГОСТ 8.740-2011 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.1-3-2015, с учетом ГОСТ 31369-2008 (ИСО 6976:1995) и ГОСТ 31370-2008 (ИСО 10715:1997) и иными нормативными документами, вступившими в силу в течение действия договора (пункт 4.2 договора).
В соответствии с пунктом 4.11 договора, покупатель представляет поставщику ежесуточные и часовые сведения о количестве поданного-принятого газа и режимах работы или остановки газоиспользующих агрегатов (оборудования) до 11 часов московского времени в диспетчерскую службу доступными видами связи. Стороны договорились, что покупатель не позднее 10 часов первого числа месяца, следующего за месяцем поставки (время московское), передает конечные месячные показания приборов учета газа в группу режимов газоснабжения доступными видами связи или нарочно.
Объемы газа, выбранные/поставленные за месяц, в силу пункту 4.12 договора отражаются в актах поданного-принятого газа по каждой точке подключения, которые подписываются сторонами на территориальных участках (абонентских пунктах) поставщика, в которых также отражаются ежесуточные сведения (Приложение N 1). Месячный акт поданного-принятого газа является основанием для формирования товарной накладной на отпуск газа, конденсата ТОРГ-12 (газ), выставления счетов-фактур и дальнейшего проведения окончательных расчетов с поставщиком за поставленный газ, оказанные снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа в расчетном периоде.
В пункте 4.13 договора закреплено, что при наличии у покупателя двух и более точек подключения, указанных в пункте 2.2 договора, на основании месячных актов поданного-принятого газа по каждой точке подключения покупателя составляется сводный акт поданного-принятого газа с отражением суммарного объема газа, потребленного покупателем (Приложение N 2).
Согласно пункту 5.4.1 договора, оплата производится до 18-го числа месяца, следующего за месяцем за который осуществляется оплата.
Во исполнение договорных обязательств, истцом на объекты ответчика в период с 01.09.2021 по 31.10.2021 поставлен ресурс в объеме 25,536 тыс. куб. м. на сумму 203 357 руб. 16 коп., что подтверждается представленными в материалы дела актом поданного-принятого газа N 42171/09 от 30.09.2021, товарной накладной N 41431 от 30.09.2021 на сумму 83 руб. 28 коп., счет-фактурой N 41431 от 30.09.2021, сводным актом поданного-принятого газа от 31.10.2021, товарной накладной N 45093 от 31.10.2021 на сумму 203 273 руб. 88 коп., счет-фактурой N 45093 от 31.10.2021 (т. 1, л. д. 34-40).
В целях досудебного порядка урегулирования спора, истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием оплатить задолженность в размере 203 357 руб. 16 коп. (т. 1, л. д. 43).
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате стоимости поставленного в спорный период ресурса послужило основанием для обращения компании в арбитражный суд с настоящим иском.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Суд апелляционной инстанции установил наличие у сторон разногласий по применимым в расчетах тарифах за газ.
В обоснование заявленных требований, истец ссылается на то, что ответчик в спорный период не являлся исполнителем коммунальных услуг по отношению к гражданам, проживающим в многоквартирных домах, теплоснабжение и горячее водоснабжение осуществляется не только жилых домов, поэтому при расчете стоимости поставленного ответчику газа надлежит применять тариф, установленный для категории "промышленные предприятия".
Вместе с тем, по мнению ответчика, поскольку приобретенный газ используется в качестве топлива для котельных, то при расчете его стоимости следует применять тариф, установленный для категории "население".
Поскольку спорным является вопрос о тарифах, применению подлежат Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее по тексту - Основные положения N 1021).
Для целей Основных положений N 1021 к категории "население" отнесены физические лица (граждане) - собственники (наниматели) жилого помещения; лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах; иные лица, приобретающие газ, потребляемый физическими лицами (гражданами), а именно: исполнители коммунальных услуг (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы); наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, - служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан.
Исходя из положений пунктов 1, 3, 41 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее по тексту - Правила N 162), названным нормативным актом регулируются правоотношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, при этом, абонентом в данных правоотношениях может являться управляющая организация, приобретающая газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению. Размер платы за газ в указанном случае определяется для данной организации по розничным ценам, установленным для населения.
Из содержания пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354), а также понятия "население", приведенного в пункте 2 Основных положений N 1021, следует, что розничная цена на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, может применяться в случае приобретения газа исполнителем коммунальных услуг для самостоятельного производства тепловой энергии с помощью котельных и иного оборудования (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В таком случае, расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению, горячему водоснабжению определяется исполнителем для потребителей исходя из объема газа, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению, и тарифа на газ.
В соответствии с письмом Минрегиона России от 28.05.2012 N 12793-АП/14, для оплаты доставляемого газа по ценам для населения необходимым условием является использование котельных, являющихся общим имуществом многоквартирных домов.
Однако, доказательств, подтверждающих принадлежность котельных собственникам многоквартирных домов, подключенных к данным котельным, в материалах дела не имеется, как и не имеется доказательств, свидетельствующих об использовании ответчиком приобретаемого у истца газа в потребительских бытовых целях, а не для производственных нужд.
Между тем, по смыслу Правил N 162 в понятие коммунально-бытовых нужд не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами.
При этом, организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса, как для населения, так и для иных лиц (это обстоятельство не оспаривается сторонами), не отнесены к категории потребителей.
Установив, что в спорных правоотношениях по покупке газа ответчик выступает не в качестве исполнителя коммунальной услуги, а в качестве субъекта, осуществляющего регулируемую деятельность по производству и продаже тепловой энергии, суд апелляционной инстанции признает обоснованными требования истца о взыскании задолженности с применением тарифа для категории "промышленные предприятия".
Повторно проверив расчет истца, апелляционный суд признает его соответствующим требованиям закона, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования компании о взыскании основного долга в размере 203 357 руб. 16 коп.
Возражения ответчика о наличии у него статуса исполнителя коммунальной услуги по теплоснабжению со ссылкой на договор теплоснабжения-поручения N 21-12Д от 15.05.2012 и дополнительное соглашения к указанному договору от 01.06.2012 N 1/21/12Д подлежат отклонению.
Согласно пункта 2.2. дополнительного соглашения от 01.06.2012, к заключенному договору от 15.05.2012 N 21-12Д, пункт 1.1. раздела 1 изложен в следующей редакции: "1.1. исполнитель обязуется обслуживать котельные, входящие в состав общего имущества МКД, а также подавать через присоединенную сеть тепловую энергию, в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов (МКД), указанных в приложении N 1 к настоящему договору, находящихся в управлении заказчика, а заказчик обязуется оплачивать принятую энергию и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии".
В приложении N 1 к договору теплоснабжения-поручения N 21-12Д от 15.05.2012 определен перечень многоквартирных домов, которыми управляет ООО УК "Мастер", в число которых включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Беслан, ул. Мира, 1 (пункт 1).
Таким образом, из анализа условий заключенного договора следует, что исполнителем коммунальных услуг для жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Беслан, ул. Мира, 1 является ООО УК "Мастер", а ООО "Бесланспецсервис" - ресурсоснабжающей организацией.
При этом, ссылка ответчика на условия указанного договора и дополнительного соглашения к нему, регулирующие возможность сбора и приема платежей исполнителем - ООО "Бесланспецсервис", не свидетельствует о наделении ответчика статусом исполнителя коммунальных услуг в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Беслан, ул. Мира, 1, поскольку оплата за полученный ресурс собственниками/нанимателями МКД и выдача в подтверждение произведенной оплаты ООО "Бесланспецсервис" соответствующих квитанций в рассматриваемом случае свидетельствует лишь о погашении обязанности исполнителя коммунальных услуг - ООО УК "Мастер" перед ресурсоснабжающей организации по оплате полученной тепловой энергии в оплаченной части в порядке статьи 313 ГК РФ.
Представленное ООО "Бесланспецсервис" постановление администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания N 768 от 22.11.2013 с приложением N 2, в котором в списке мини-котельных при муниципальных многоквартирных домах, переданных в аренду ООО "Бесланспецсервис" по договорам аренды, указана котельная по ул. Мира, 1 (пункт 23) само по себе не свидетельствует о переходе статуса исполнителя коммунальной услуги к ресурсоснабжающей организации в отношении указанного многоквартирного дома.
Представленное ответчиком постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания N 14 от 28.06.2021 об установлении тарифов на тепловую энергию и теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями Республики Северная Осетия-Алания с 01.07.2021, также не является доказательством того, что приобретенный ответчиком газ предназначен для использования исключительно в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, поскольку, согласно пунктам 5 и 8 Правил N 162, поставка и транспортировка газа производятся на основании соответствующих договоров между поставщиками, газораспределительными организациями и потребителями.
Из материалов дела следует, что при заключении договора поставки газа от 01.11.2020 N 39-3-15232/21Д стороны в пункте 5.1 договора согласовали, что цена за газ по договору (без НДС) на выходе из сетей газораспределения ГРО формируется из регулируемых оптовой цены на газ, рассчитанной по формуле цены газа, утвержденной Федеральной антимонопольной службой, платы за снабженческо-сбытовые услуги, тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО и специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО (с учетом дополнительных налоговых платежей, возникающих в связи с введением специальной надбавки), определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" N 69-ФЗ от 31.03.1999 (далее по тексту - Закон N 69-ФЗ), под потребителем газа понимается лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.
По смыслу Правил N 162, в понятие коммунально-бытовых нужд (нужд коммунально-бытовых потребителей) не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами.
Указанный вывод также соответствует пункту 2 Основных положений N 1021, согласно которому к категории "население" отнесены лица, приобретающие газ, в том числе, исполнители коммунальных услуг для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
Основные положения N 1021 определяют исчерпывающий перечень потребителей, относящихся к категории "население". В указанном перечне отсутствуют потребители - исполнители, приобретающие газ для его использования в котельных, относящихся к общедомовому имуществу, для производства тепловой энергии в целях удовлетворения нужд нежилых помещений, используемых для осуществления предпринимательской деятельности и расположенных в многоквартирном жилом доме.
Ссылка ответчика на необходимость применения в данном случае тарифа, установленного для категории "население" несостоятельна, поскольку ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса, как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к указанной категории потребителей.
Ответчик, фактически осуществляя деятельность по производству тепловой энергии, и с этой целью приобретающей газ в целях его преобразования в иной вид энергоресурса (тепло, горячую воду), использовал газ, в том числе, в коммерческих целях.
В спорных правоотношениях по покупке газа у истца общество выступает не в качестве исполнителя коммунальной услуги, а в качестве субъекта, осуществляющего регулируемую деятельность по производству и продаже тепловой энергии.
Представленная ООО "Бесланспецсервис" информация о размещении договора теплоснабжения в средствах массовой информации не является достаточным доказательством необходимости применения при расчете стоимости газа тарифа, установленного для категории "население".
Ссылки в жалобе на положения пунктов 9, 10 Правил N 354 подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании ответчиком норм материального права.
Суд апелляционной инстанции, оценив по правилам статьи 71 Кодекса в совокупности договор поставки газа от 01.11.2020 N 39-3-15232/21Д, опубликованный в газе "Вестник Беслана" публичный договор теплоснабжения, постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания N 14 от 28.06.2021, постановление администрации местного самоуправления Правобережного района РСО-Алания N 768 от 22.11.2013, приходит к выводу о том, что они не подтверждают факт потребления обществом газа в потребительских бытовых целях, а не для производственных нужд (в коммерческих целях), как установлено судом первой инстанции.
Истцом также заявлено требование о взыскании неустойки за период с 19.10.2021 по 31.03.2022 в сумме 7 213 руб. 09 коп.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В соответствии с абзацем 4 статьи 25 Закона N 69-ФЗ, управляющие организации, приобретающие газ для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации) в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа уплачивают поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Следовательно, действующим законодательством установлена ответственность ответчика за просрочку исполнения обязательств.
В силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" N 190-ФЗ от 27.07.2010 теплоснабжающая организация - это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Как следует из договора, актов поданного-принятого газа, счетов-фактур, истец поставляет газ в котельные. Следовательно, в рассматриваемом случае ответчик при осуществлении деятельности использует газ для выработки иного вида ресурса - теплоснабжения и фактически является теплоснабжающей организацией, что соответствует основному коду его деятельности исходя из сведений из ЕГРЮЛ - 35.30 (производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха).
В соответствии с разъяснениями по вопросам, возникающим в судебной практике, приведенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (вопрос 3), размер законной неустойки за просрочку исполнения обязательств по оплате потребления энергетических ресурсов определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок сумму.
Согласно пункту 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, разъяснения, изложенные в ответах на вопросы 1 и 3 Обзора судебной практики N 3 (2016), распространяются исключительно на случаи, когда основной долг не погашен.
Следовательно, при добровольной уплате названной неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа.
При этом, закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке.
Вместе с тем, по смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.
Данный механизм расчета неустойки позволяет обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 11.12.2015 N 3894-У, значение ставки рефинансирования Банка России с 01.01.2016 приравнено к значению ключевой ставки Банка России.
Суд первой инстанции, проверив расчет исковых требований в части неустойки, признал его методологически и арифметически верным, в связи с чем, удовлетворил требование истца о взыскании неустойки в размере 7 213 руб. 09 коп.
Оснований полагать, что определенная истцом сумма неустойки несоразмерна последствиям нарушения обязательства, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Расчет пеней ответчиком арифметически, методологически и по исходным данным не оспорен. Контррасчет не представлен.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены, в связи с чем, не являются основанием для отмены принятого судебного акта.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что аналогичный правовой подход изложен в постановлениях Арбитражного Северо-Кавказского округа от 29.07.2022 по делу N А61-1607/2021 и от 11.08.2022 по делу N А61-3307/2021.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), не установлены.
Поскольку определением от 28.10.2022 апеллянту предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины, то с ООО "Бесланспецсервис" в доход федерального бюджета подлежит взысканию 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 22.08.2022 по делу N А61-1056/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Бесланспецсервис" (г. Беслан, ОГРН 1121511000159, ИНН 1511019814) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Токарева |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1056/2022
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Владикавказ"
Ответчик: ООО "Бесланспецсервис"
Третье лицо: Багаева Мадина Феликсовна