г. Челябинск |
|
28 ноября 2022 г. |
Дело N А34-2860/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Агропромышленное объединение "Муза" на решение Арбитражного суда Курганской области от 09 сентября 2022 года по делу N А34-2860/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Агропромышленное объединение "Муза" - Багач В.Н. (паспорт, доверенность от 07.02.2022 N 1, диплом);
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - Черепенников В.А. (паспорт, доверенность от 27.12.2021 N 237, диплом).
Открытое акционерное общество "Агропромышленное объединение "Муза" (далее - заявитель, ОАО "АПО "Муза") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту агропромышленного комплекса Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным решение об отказе в предоставлении ОАО "АПО "Муза" субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса, выраженное в уведомлении от 07.12.2021 N 15/60-тп, и обязать Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "АПО "Муза", для чего принять решение о предоставлении ОАО "АПО "Муза" субсидии за счет средств областного бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса, на основании заявки от 18.11.2021 в целях возмещения части затрат (без учета НДС), на приобретение техники и оборудования для технического перевооружения производства в области животноводства, растениеводства и овощеводства и совершить все иные необходимые действия, в том числе заключить соглашение с ОАО "АПО "Муза"; в установленные сроки передать заявку на финансирование расходов; перечислить ОАО "АПО "Муза" суммы субсидии в срок не превышающий 10 рабочих дней со дня принятия решения о ее предоставлении.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство), Правительство Курганской области (далее - Правительство).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 09.09.2022 (резолютивная часть решения объявлена 08.09.2022) по делу N А34-2860/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ОАО "АПО "Муза" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что порядок предоставления субсидий из областного бюджета не содержит такого основания для отказа в предоставлении субсидии, как превышение выделенных лимитов бюджетных обязательств. Исходя из системного толкования пунктов 4 и 16 Порядка предоставление субсидий осуществляется в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств и основанием для отказа в предоставлении субсидии является их реализация в полном объеме. По мнению апеллянта, суд неправомерно отклонил довод заявителя о том, что установление правила об очередности подачи заявок не соответствует законодательству, поскольку соответствующих запретов не установлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание представители Департамента и Правительства не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
До начала судебного заседания Департамент, Министерство и Правительство направили отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель Министерства просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, согласно представленной выписке из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности ОАО "АПО "Муза" по ОКВЭД является "Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных". Общество зарегистрировано и осуществляет свою деятельность в Курганской области.
Распоряжением директора Департамента от 20.10.202-1 N 423 в период с 26.10.2021 по 24.11.2021 назначено проведение отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей на право предоставления субсидий из областного бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса... в рамках мероприятий "Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления "Производство зерновых и зернобобовых культур".
ОАО "АПО "Муза" составило и подало заявку от 18.11.2021 для участия в отборе на право получения субсидии из областного бюджета на объявленные мероприятия по форме, утвержденной Порядком с приложением информации, иных необходимых сведений (прил. N 2, N 4) о сельскохозяйственной технике и оборудовании приобретенных обществом в 4 кв. 2020 и в текущем 2021 году.
Согласно представленным сведениям, в указанный период ОАО "АПО "Муза" приобрело за счет собственных средств 15 (пятнадцать) наименований сельскохозяйственной техники, сумма фактических затрат на приобретение составила 135 517 963 руб. 42 коп.
Заявка ОАО "АПО "Муза" с приложением сведений и информации подана в Департамент 18.11.2021.
Уведомлением от 07.12.2021 N 15/60-тп, подписанном начальником управления финансов Департамента, заявителю сообщено о рассмотрении поданной заявки и принятии решения об отказе в предоставлении субсидии на основании подпункта "б" пункта 16 Порядка (отсутствие на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, доведенных в установленном порядке до Департамента агропромышленного комплекса Курганской области, на цели, указанные в пункте 3 Порядка).
В уведомлении также указано, что при выделении дополнительных бюджетных ассигнований на предоставление субсидий в текущем финансовом году, субсидия будет предоставлена без повторного прохождения отбора в порядке очередности подачи документов в соответствии с пунктом 6 Порядка.
Не согласившись с вынесенным решением об отказе в предоставлении субсидии, ОАО "АПО "Муза" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение об отказе в предоставлении ОАО "АПО "Муза" субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса, выраженное в уведомлении от 07.12.2021 N 15/60-тп, соответствует закону и не нарушает прав заявителя.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за установленными в этой норме исключениями), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Пунктом 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом настоящего пункта порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств.
Под бюджетными ассигнованиями на исполнение действующих расходных обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, не предлагаемыми (не планируемыми) к изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к признанию утратившими силу [либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, заключенные (подлежащие заключению) получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).
Под бюджетными ассигнованиями на исполнение принимаемых обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к принятию либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, подлежащие заключению получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).
Планирование бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых обязательств осуществляется с учетом действующих и неисполненных обязательств при первоочередном планировании бюджетных ассигнований на исполнение действующих обязательств.
Постановлением Правительства Курганской области от 18.02.2016 N 36 "О поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей Курганской области" утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в рамках мероприятий "Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления "Производство зерновых и зернобобовых культур", "Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления "Производство овощей открытого грунта", "Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления "Производство молока" и "Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления "Развитие овцеводства и козоводства" (далее - Порядок).
На основании пункта 4 Порядка субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных в установленном порядке до Департамента как получателя средств областного бюджета, осуществляющего функции главного, распорядителя бюджетных средств, на цели, установленные пунктом 3 Порядка - возмещение части затрат на техническое перевооружение производства в рамках приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в размере не более 40 процентов фактически осуществленных расходов.
Согласно пункту 9 Порядка участник отбора должен соответствовать определенным требованиям на дату подачи заявки участником отбора.
Между Министерством и Правительством заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 26.12.2020 N 082-09-2021-116 (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2021-2023 гг. бюджету Курганской области субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета.
Пунктом 1.3 Соглашения предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установлены постановлением Правительства Курганской области от 14.02.2017 N 45 "О государственной программе Курганской области "Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области", постановлением Правительства Курганской области от 17.03.2014 N 96 "Об утверждении порядков предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса Курганской области", постановлением Правительства Курганской области от 18.02.2016 N 36 "О поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей Курганской области", постановлением Правительства Курганской области от 02.02.2016 N 20 "Об утверждении Порядка Предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в рамках мероприятия "Развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов", постановлением Правительства Курганской области от 10.07.2012 N 321 "Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в рамках мероприятия "Поддержка начинающих фермеров", постановлением Правительства Курганской области от 28.08.2012 N 412 "Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в рамках мероприятия "Развитие семейных ферм".
В соответствии с пунктом 2.2 Соглашения общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Курганской области в соответствии с Соглашением, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях которого предоставляется субсидия: уровня софинансирования, равного 99 %, составляет в 2021 году не более 200 405 000 руб.
Пункт 2.2.1 Соглашения предусматривает в случае уменьшения общего объема бюджетных ассигнований, указанного в пункте 2.1 Соглашения, субсидия предоставляется в размере, определённом исходя из уровня софинансирования от уточненного общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в финансовом году в бюджете Курганской области.
Согласно пункту 3.1 Соглашения субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству как получателю средств федерального бюджета на финансовый год.
Между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Курганской области 10.12.2021 заключено дополнительное соглашение к соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 26.12.2020 N 082-09-2021-116, которым приложение 1 изложено в новой редакции, объем финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия в размере 80 101 884 руб. 52 коп.
Данная сумма доведена до получателей в полном объеме, что подтверждается реестрами N N 1, 3 получателей субсидий из областного бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в рамках мероприятий "Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления "Производство зерновых и зернобобовых культур", "Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления "Производство овощей открытого грунта", "Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления "Производство молока" и "Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления "Развития овцеводства и козоводства".
В соответствии с Порядком сведения о субсидии размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при формировании проекта закона Курганской области об областном бюджете.
Способом проведения отбора для предоставления субсидий является запрос предложений. Отбор осуществляется путем рассмотрения заявок, направленных заявителями для участия в отборе, исходя из соответствия участников отбора требованиям, указанным в пункте 9 Порядка, и очередности поступления заявок на участие в отборе.
Срок проведения отбора устанавливается распоряжением Департамента. Объявление о проведении отбора размещается на едином портале и на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как видно из материалов дела, 18.11.2021 ОАО "АПО "Муза" подало заявку, с приложенным пакетом документов для участия в отборе на право получения субсидии из областного бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования.
На основании пункта 14 Порядка для рассмотрения поступивших заявок Департамент формирует Комиссию по решению вопросов о предоставлении либо отказе в предоставлении субсидии (далее - Комиссия). Положение о Комиссии и ее состав утверждается распоряжением Департамента. Решение комиссии оформляется в виде уведомления и направляется почтовым отправлением либо на адрес электронной почты.
Пунктом 16 Порядка предусмотрены основания для отказа в предоставлении субсидии, в том числе отсутствие на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, доведенных в установленном порядке до Департамента.
Уведомление об отказе в предоставлении субсидии из областного бюджета на производство и реализацию зерновых культур заявителю направлено 07.12.2021. Комиссией соблюден порядок проведения заседания комиссии, нарушения отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии такого основания для отказа в предоставлении субсидии, как превышение выделенных лимитов бюджетных обязательств, является необоснованным.
В соответствии с Порядком субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заинтересованного лица, а также в порядке очередности по каждому направлению в отдельности.
Субсидия распределена между заявителями, подавшими свои заявки в период с 26.10.2021 по 11.11.2021.
ОАО "АПО "Муза" обратилось к заинтересованному лицу с заявкой на участие в отборе 18.11.2021.
Таким образом, на момент подачи заявки ОАО "АПО "Муза" денежные средства были распределены между заявителями, в связи с чем Департамент правомерно отказал ОАО "АПО "Муза" в предоставлении субсидии на основании пункта 16 Порядка в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.
Довод апелляционной жалобы о несоответствии законодательству установления правил очередности при подаче заявок является несостоятельным, так как не имеет отношения к предмету настоящего спора и направлен на оспаривание положений Порядка.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не установлено несоответствие Порядка иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту (в том числе законодательству о защите конкуренции), в связи с чем отсутствовали основания для рассмотрения спора в соответствии с иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для применения в данном случае положений статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем спорная субсидия носит стимулирующий характер, установлена и выплачивалась по решению публично-правового образования в соответствии с Порядком.
Субсидия призвана оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам (пункт 1.1 Порядка устанавливает механизм предоставления субсидий из областного бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в рамках мероприятий).
Выплачивается на основании соответствующего соглашения, и не является обязательной (не имеет императивного указания закона) (пункт 21 Порядка Соглашение заключается в течение семи рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии).
Предоставление субсидии ограничено наличием в бюджете денежных средств на указанные цели (либо исчерпании выделенных средств) (пункт 4 Порядка Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год).
Само по себе соответствие заявителя требованиям, установленным для получения субсидии и направления им заявки на получение субсидии, не являются гарантией предоставления субсидии и не порождают обязанности по выплате субсидии.
Согласно разъяснениям, приведенным в 4.1 Определения Конституционного суда Российской Федерации от 23.06.2022 N 1479-0, в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации публичный субъект, предусматривая предоставление подобного рода субсидий, обязан принять нормативный правовой акт, определяющий критерии, которым должен соответствовать получатель субсидии. Однако этот нормативный правовой акт - в силу бюджетного законодательства - сам по себе не служит достаточным основанием возникновения права на получение субсидий, он является актом общего предписания, предполагающим необходимость последующей оценки соблюдения подателем заявки предусмотренных им критериев, принятия уполномоченным органом решения о предоставлении субсидии в определенном размере и заключения соответствующего договора (соглашения) о предоставлении субсидии.
Таким образом, до принятия решения органом государственной власти о предоставлении субсидии и изъявления воли получателя на принятие на себя дополнительных обязательств не возникает субъективного права на получение субсидии даже у лица, объективно отвечающего требованиям нормативного правового акта, установившего возможность получения субсидии на определенных условиях.
Следовательно, при предоставлении рассматриваемой в данном случае субсидии в качестве меры поддержки деятельности индивидуальных предпринимателей право на получение субсидии возникает не из нормативного правового акта, определяющего условия ее получения, и не из самого факта выполнения этих условий, а из индивидуальных актов (решение и/или договор) о предоставлении субсидии. До принятия соответствующих актов какой-либо обязанности публичного субъекта, кроме как принять заявку лица и ее рассмотреть, не возникает.
Кроме того, в соответствии с выводами, изложенными в определении Верховного суда Российской Федерации от 04.06.2018 N 307-ЭС18-6221, применительно к стимулирующим субсидиям, только заключение публично-правовым образованием (в лице уполномоченного органа) соглашения с хозяйствующим субъектом, содержащего обязанность по предоставлению субсидии при выполнении определенных условий лицом, претендующим на получение финансовой поддержки, и принятие уполномоченным органом ненормативного правового акта о предоставлении субсидии в конкретном размере этому лицу порождает у хозяйствующего субъекта право на получение денежных средств - имущественное право, которое подлежит судебной защите.
Поскольку какое-либо соглашение о выплате субсидии между заявителем и Департаментом не заключалось, ОАО "АПО "Муза" не вправе требовать выплаты спорной субсидии.
Довод апелляционной жалобы о том, что превышение выделенного лимита не является основанием для отказа в предоставлении субсидии, противоречит действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 4 Порядка субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных в установленном порядке до Департамента агропромышленного комплекса Курганской области как получателя средств областного бюджета, осуществляющего функции главного распорядителя бюджетных средств, на цели, установленные пунктом 3 Порядка.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 16 Порядка основаниями для отказа в предоставлении субсидии является отсутствие на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, доведенных в установленном порядке до Департамента, на цели, установленные пунктом 3 Порядка.
Превышение выделенного лимита, то есть его фактическое отсутствие к моменту рассмотрения соответствующей заявке, является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции, в связи с чем они подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права, ведущих к отмене судебного акта, не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на её подателя.
При обращении с апелляционной жалобой в суд ОАО "АПО "Муза" уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб. на основании платежного поручения от 30.09.2022 N 3563.
В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций государственная пошлина уплачивается в размере 3 000 руб.
Учитывая изложенное, ОАО "АПО "Муза" следовало уплатить государственную пошлину в размере 1 500 руб., в связи с чем ошибочно уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета, на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 09 сентября 2022 года по делу N А34-2860/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Агропромышленное объединение "Муза" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Агропромышленное объединение "Муза" (ОГРН 1094524000010, ИНН 4525006063) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 30 сентября 2022 года N 3563.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-2860/2022
Истец: ОАО "Агропромышленное объединение "МУЗА"
Ответчик: Департамент агропромышленного комплекса Курганской области
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Правительство Курганской области