г. Санкт-Петербург |
|
28 ноября 2022 г. |
Дело N А56-48500/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Чечеткой С.С.,
при участии:
от заявителя: Абрамова Д.И. по доверенности;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29510/2022) ПАО "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.08.2022 по делу N А56-48500/2022, принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее - заявитель, Общество, ПАО "Россети Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, административный орган) от 19.04.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-726/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением суда от 17.08.2022 оспариваемое постановление изменено в части назначенного наказания, штраф снижен до 300 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества отсутствует состав правонарушения, поскольку задержка сроков выполнения технологического присоединения связана с действиями третьих лиц - подрядных организаций, также Общество полагает, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным. Кроме того, Общество ссылается на наличие обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал.
Ответчик извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Управление поступило заявление Лопаревой А.Г. с информацией о нарушении Обществом положений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В ходе административного расследования Управлением установлено, что 17.01.2021 между Лопаревой А.Г. и Обществом заключен договор N ОД-СЭС-0100117-21/550130-Э-21 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта "индивидуальный жилой дом", расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский м. р-н, Щегловское с.п., ЗАО "Щеглово", кад. N47:07:0915001:888.
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по Договору составляет 6 месяцев с даты его заключения (пункт 13 Технических условий).
По результатам проверки Управление пришло к выводу о нарушении ПАО "Россети Ленэнерго" требований Правил N 861, в связи с чем определением от 24.03.2022 в отношении ПАО "Россети Ленэнерго" возбуждено дело об административном правонарушении N 047/04/9.21-726/2022 по статье 9.21 КоАП РФ.
Уполномоченным должностным лицом Управления 06.04.2022 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 047/04/9.21-726/2022.
Постановлением Управления от 19.04.2022 N 047/04/9.21-726/2022 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, вместе с тем посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначенного наказания, снизив размер административного штрафа до 300 000 руб.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Указанные Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
На основании пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Судом первой инстанции установлено, что договор N ОД-СЭС-0100117-21/550130-Э-21 заключен 17.01.2021, срок выполнения мероприятий по Договору составляет 6 месяцев.
Между тем, технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя в сроки, установленные Правилами N 861 и условиями Договора, не осуществлено.
Факт нарушения сетевой организацией срока осуществления технологического присоединения по Договору подтверждается материалами административного дела и установлен судом первой инстанции.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 указанной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В апелляционной жалобе Общество настаивает на отсутствии его вины в совершении административного правонарушения, поскольку задержка сроков выполнения технологического присоединения связана с действиями третьих лиц - подрядной организации, которая не связана сроками выполнения технологического присоединения в отличие от сетевой организации.
Так, Общество указывает, что им в рамках договора технологического присоединения 01.04.2022 по итогам торгово-закупочных процедур с ООО "Энергиястрой" заключен договор для производства строительно-монтажных работ. Срок исполнения договора до 30.06.2021.
В установленный договором срок строительно-монтажные работы ООО "Энергиястрой" не произведены.
Между тем, нарушение сроков подрядной организацией, с которой сетевой организацией заключен договор, не исключает наличие вины Общества во вмененном правонарушении.
Будучи субъектом естественной монополии и профессиональным участником правоотношений по производству и сбыту электрической энергии, Общество было обязано учесть сроки осуществления технологического присоединения, установленные Правилами N 861, а также сроки, установленные договором подряда, контролировать сроки выполнение подрядной организацией строительно-монтажных работ, направлять соответствующие претензии и требования.
Более того, задержка в исполнении договора технологического присоединения на момент обращения заявителя составила более 9 месяцев, доказательства уважительности причин нарушения срока технологического присоединения объекта заявителя на момент вынесения оспариваемого постановления Обществом не представлены.
Таким образом, вина Общества установлена судом и подтверждается материалами дела.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, апелляционным судом не установлено.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Вместе с тем, Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 06.04.2022 часть 5 статья 4.4 КоАП РФ, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 17.01.2021 между Лопаревой А.Г. и Обществом были заключены договор N ОД-СЭС-0100117-21/550130-Э-21 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта "индивидуальный жилой дом", расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский м. р-н, Щегловское с.п., ЗАО "Щеглово", кад. N47:07:0915001:888, и договор N ОД-СЭС-0100113-21/550119-Э-21 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта "индивидуальный жилой дом", расположенной по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский м. р-н, Щегловское с.п., ЗАО "Щеглово", кад. N 47:07:0915001:887.
В ходе проведения одной проверки обращений Лопаревой А.Г. Управлением было выявлено два правонарушения, допущенных Обществом при проведении технологического присоединения, в связи с чем было вынесено два постановления от 19.04.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-726/2022 и от 19.04.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N047/04/9.21-727/2022.
Постановление от 19.04.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-727/2022 обжаловано Обществом в рамках дела N А56-49344/2022.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2022 по делу N А56-49344/2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, постановление от 19.04.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-727/2022 признано законным, в удовлетворении заявления отказано.
Поскольку оба правонарушения выявлены Управлением в ходе одного контрольного-надзорного мероприятия и ответственность за которые предусмотрена одной статьей КоАП РФ, учитывая положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, постановление от 19.04.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-726/2022 подлежит признанию не подлежащим исполнению.
При этом апелляционная коллегия, признавая не подлежащим исполнению оспариваемое постановление, принимает во внимание, что несмотря на вступление в силу Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ до вынесения постановления УФАС, Общество не довело до сведения суда первой инстанции информацию о том, что антимонопольным органом по результатам одной проверки вынесено два постановления о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. При этом, у суда отсутствовала возможность установить самостоятельно указанные обстоятельства.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 августа 2022 года по делу N А56-48500/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россетти Ленэнерго" - без удовлетворения.
Признать постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 19.04.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-726/2022, которым публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не подлежащим исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-48500/2022
Истец: ПАО "Россети ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области