г. Пермь |
|
28 ноября 2022 г. |
Дело N А50-26780/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Гуляевой Е.И., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черногузовой А.В.,
при участии от заявителя, Гаражного кооператива N 28 "Уралец", - Мазунина Н.В., доверенность от 14.11.2022;
от заинтересованного лица, Администрации Чайковского городского округа, Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского, - Зайцев А.Н., доверенности от 15.12.2021, 22.07.2022, соответственно,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Гаражного кооператива N 28 "Уралец",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 02 сентября 2022 года
по делу N А50-26780/2021
по заявлению Гаражного кооператива N 28 "Уралец" (ОГРН 1025902031935, ИНН 5920013105)
к Администрации Чайковского городского округа (ОГРН 1185958069351, ИНН 5959002433), Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа (ОГРН 1185958071562, ИНН 5959002592),
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (1045900116162, ИНН 5902293114), Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Чайковский историко-художественный музей" (ОГРН: 1095920001759, ИНН: 5920032669), Федеральное Государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН: 1027700485757, ИНН: 7705401340); Гарипова Яна Вадимовна, кадастровый инженер ООО "Чернушинский кадастровый центр "Земля" Чепкасова Ирина Федоровна, общество с ограниченной ответственностью "Чернушинский кадастровый центр "Земля" (ОГРН 1075957000118 ИНН 5957012115),
о признании недействительным проекта планировки и проекта межевания территории части кадастрового квартала, об установлении границ земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
гаражный кооператив N 28 "Уралец" (далее - заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Администрации Чайковского городского округа (далее - администрация), Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа (далее - управление) о признании недействительным проекта планировки и проекта межевания территории части кадастрового квартала 59:12:0010246, утвержденных постановлением администрации Чайковского городского поселения от 04.04.2018 N 670 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания", в части формирования земельного участка с кадастровым номером 59:12:0010246:272 без учета земельного участка с кадастровым номером 59:12:0000000:21422; установлении границ земельных участков с кадастровыми номерами 59:12:0000000:21422 и 59:12:0010246:272 согласно проекта межевого плана кадастрового инженера ООО "Чернушинский кадастровый центр" Азановой А.В. в приведенных координатах согласно проекта межевого плана от 02.08.2022, с указанием координат характерных точек каждого из участков (с учетом принятого судом протокольным определением от 03.08.2022 изменения исковых требований в порядке ст.49 АПК РФ).
На основании ст.51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Чайковский историко-художественный музей", ФГБУ "ФКП Росреестра", Гарипова Яна Вадимовна, кадастровый инженер ООО "Чернушинский кадастровый центр "Земля" Чепкасова Ирина Федоровна, общество с ограниченной ответственностью "Чернушинский кадастровый центр "Земля".
Решением суда от 02.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, кооператив обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, требования удовлетворить. В обоснование жалобы кооператив указывает на неприменение судом подп. 4 п. 1 ст. 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и ошибочность вывода о том, что участок с кадастровым номером 59:12:0010246:272 сформирован правильно. Как указывает кооператив, названный участок сформирован в том числе за счет участка, на котором находятся гаражи членов кооператива, следовательно, оснований для признания законным формирования участка не имеется. До обращения в суд с рассматриваемым заявлением, участок, ранее предоставленный кооперативу, поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, в результате проведения кадастровых работ было выявлено, что он накладывается на участок с кадастровым номером 59:12:0010246:272, который в свою очередь образован в соответствии с Проектом планировки, не учитывающим прав членов кооператива на участок, занятый гаражами. Как полагает заявитель, при проведении кадастровых работ и подготовке межевого плана участка 59:12:0010246:272 была допущена реестровая ошибка и не учтены границы ранее учтенного участка 59:12:0000000:21422. Таким образом, в настоящее время данная реестровая ошибка может быть исправлена только при рассмотрении судом спора о границах участков.
Заинтересованное лицо и Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Чайковский историко-художественный музей" представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 31.12.1987 Исполнительным комитетом Чайковского городского Совета народных депутатов было принято решение N 423 "Об отводе земельного участка во временное пользование Воткинской ГЭС для установки металлических гаражей индивидуального пользования".
Указанным решением утвержден акт выбора и обследования земельного участка от 19.11.1987. Распоряжением исполнительного комитета Чайковского городского Совета народных депутатов от 02.10.1989 N 277 зарегистрирован устав автокооператива "Уралец" при Воткинской ГЭС.
Постановлением Администрации г. Чайковского от 15.02.1993 N 104 зарегистрирован как юридическое лицо автокооператив N 28 "Уралец". Согласно Постановлению Администрации города Чайковского от 25.08.1993 N 799 принято решение перерегистрировать землепользования предприятиям, организациям и учреждениям, товариществам, посторонним землепользователям и закрепить используемые ими земельные участки на условиях аренды, согласно приложению, и обязать указанных в приложениях лиц заключить с администрацией города договоры о предоставлении участков на условиях аренды. В приложении N 2 к постановлению под номером 33 указан автокооператив "Уралец".
После принятия названных ненормативных актов, землепользование оформлено не было, договор аренды не заключался.
Из материалов дела следует, что 12.03.2018 на основании Постановления администрации Чайковского городского поселения от 07.02.2018 г. N 319 проведены публичные слушания по Проекту планировки и проекту межевания территории части кадастрового квартала 59:12:0010246 площадью 2,75 га, расположенного по адресу: Пермский край, г. Чайковский, микрорайон "Сайгатский".
Постановлением Администрации Чайковского городского поселения от 04.04.2018 г. N 670 утверждены проект планировки и проект межевания части кадастрового квартала 59:12:0010246 площадью 2,75 га, расположенного по адресу: Пермский край, г. Чайковский, микрорайон "Сайгатский".
Из проектов следует, что на проектируемой территории планируется строительство архитектурно - этнографического комплекса "Сайгатский", при этом размещение гаражей или гаражного кооператива согласно проекту планировки и проекту межевания в вышеуказанном квартале не предусмотрено.
Помимо памятника регионального значения на проектируемой территории расположены памятники истории и культуры местного значения - Крестьянская изба начало XX века и Крестьянская изба конец XIX века, утвержденные Постановлением администрации города Чайковского Пермской области от 18.12.2002 г. N 3262. Постановлением Правительства Пермского края от 11.04.2019 г. N 252-п "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Изба курная", а также режима использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон" установлена зона охраны объекта культурного наследия, а также режим использования земель в границах данной зоны. Размещение автостоянок и гаражей (капитальных и некапитальных) в соответствии с вышеуказанным постановлением запрещено.
04.12.2018 сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 59:12:0010246:272, общей площадью 15 157 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Гагарина, с видом разрешенного использования обслуживание жилой застройки, для объектов жилой застройки, на участок зарегистрировано право собственности Муниципального образования Чайковский городской округ Пермского края, право постоянного (бессрочного) пользования МБУ культуры "Чайковский историко-художественный музей".
Земельный участок образован путем перераспределения участка с кадастровым номером 59:12:0010246:20 площадью 2744,4 кв.м с землями.
На данном земельном участке располагается объект культурного наследия регионального значения "Изба курная", расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Гагарина, д. 98, который включен в Государственный список недвижимых памятников истории и культуры регионального значения на основании распоряжения губернатора Пермской области от 05.12.2000 г. N 713-р. В соответствии с приказом Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края от 14.12.2017 г. NСЭД-55-01- 05-377 установлены границы территории, предмет охраны, режим использования территории объекта культурного наследия регионального значения - памятника "Изба курная" расположенного по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Гагарина, д. 98.
01.03.2022 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 59:12:0000000:21422 общей площадью 7 500 кв.м с видом разрешенного использования - для установки металлических гаражей индивидуального пользования, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, с северо-востока ул. Камская, с юго-востока - ул. Гагарина в Прикамском районе, без установления границ земельного участка.
Из заключения кадастрового инженера ООО "ЧКЦ "Земля" следует, что земельный участок с кадастровым номером 59:12:0000000:21422 накладывается на земельный участок с кадастровым номером 59:12:0010246:272. По мнению кадастрового инженера, в данном случае имеет место реестровая ошибка, ввиду неиспользования сведений ЕГРН.
Обращаясь в суд с рассматриваемым заявлением, кооператив указал, что уточнить границы участка, предоставленного гаражному кооперативу при наличии утвержденной документации по планировке территории, невозможно, при этом, по мнению кооператива, проект планировки и межевания является незаконным, так как он не был опубликован в газете "Чайковский вестник" и не размещен на сайте администрации, отсутствует информация об опубликовании извещения о проведении публичных слушаний и заключения по их результатам, проект не соответствует Генеральному плану Чайковского городского округа, имеет противоречия, предполагает фактическое изъятие земельных участков в отсутствие информации об изымаемых участках, не учитывает нахождение на образуемом участке более 300 штук гаражей и отведение земельного участка под их размещение с 1987 года, в связи с чем, нарушает права истца.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу п.1 ст.64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" и п. 2 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", к искам о правах на недвижимое имущество относятся иски об установлении границ земельного участка.
В соответствии со ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Согласно ст.11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов; при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (пункты 2 и 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В статье 42 названного кодекса предусмотрено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется в том числе для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры (часть 1). Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2).
В соответствии со статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (часть 1). Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (часть 3).
Утверждение проекта планировки и межевания территории, предполагающего ее развитие в соответствии с генеральным планом поселения, является элементом градостроительной деятельности и не означает нарушение прав и законных интересов несогласных лиц.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15.07.2010 N 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
По смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки и межевания конкретной территории призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав пользователей земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Из материалов дела следует, что Генеральный план Чайковского городского округа Пермского края утвержден решением Думы Чайковского городского округа от 20.10.2021 N 549, и содержит существующие объекты культурного наследия, а также сведения о планируемом развитии архитектурно-этнографического комплекса "Сайгатка".
Материалами дела также подтверждается факт публикации как постановления о проведении публичных слушаний, заключения по результатам публичных слушаний, так и постановления об утверждении проекта планировки и межевания со всеми материалами.
В связи с чем, доводы кооператива об обратном правомерно судом отклонены.
В данном случае, планировка и межевание призваны обеспечить публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований и сохранением объектов культурного наследия. Доводы кооператива о том, что проекты планировки и межевания территории не учитывают нахождение на образуемом участке гаражей, судом отклоняется, так как сведения о наличии территории, на которой расположены гаражи, в проекте имеются.
Кроме того, на момент утверждения проекта планировки и межевания, а также при формировании участка с кадастровым номером 59:12:0010246:272, земельный участок гаражного кооператива не был сформирован и поставлен на кадастровый учет, отсутствовали сведения о правах гаражного кооператива на участок, а также отсутствовали принадлежащие гаражному кооперативу объекты недвижимости.
Представленный истцом технический паспорт на гаражный бокс о несоответствии проектов планировки и межевания, а также допущенных нарушениях при формировании участка с кадастровым номером 59:12:0010246:272 не свидетельствует, поскольку техническими характеристиками не подтверждается капитальность данного объекта и его прочная связь с землей, кроме того, имеются отметки органа технического учета о том, что на возведение постройки разрешение не представлено.
Доказательств того, что участок кооператива формировался и в отношении него был заключен договор аренды, материалы дела не содержат.
Указанные доводы ранее приводились кооперативом также и при рассмотрении дела N А50-19044/2020, были оценены судами и отклонены.
Поскольку кооперативом не доказано наличие ранее возникших прав на земельный участок, не доказано расположение на нём объектов недвижимости, принадлежащих кооперативу или его членам, оснований полагать, что при формировании участка с кадастровым номером 59:12:0010246:272 была допущенная реестровая ошибка, а разработанные проекты планировки и межевания территории являются незаконными и нарушают права кооператива, судом правомерно не установлено.
Доводы кооператива об обратном рассмотрены апелляционным судом и отклонены как противоречащие представленным в дело доказательствам и положениям действующего законодательства. В отсутствие прав на земельный участок с кадастровым номером 59:12:0000000:21422, оснований для удовлетворения требований об установлении границ участка с кадастровым номером 59:12:0010246:272 с учетом участка 59:12:0000000:21422, не имеется.
Таким образом, в удовлетворении заявленных гаражным кооперативом требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Возражения кооператива, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают приведенных выводов суда первой инстанции.
Несогласие стороны с этими выводами и иное толкование ею норм законодательства не свидетельствует о неправильном применении их судом или допущенной ошибке и не являются основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 сентября 2022 года по делу N А50-26780/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-26780/2021
Истец: ГАРАЖНЫЙ КООПЕРАТИВ N 28 "УРАЛЕЦ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЧАЙКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЧАЙКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "ЧАЙКОВСКИЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ", ООО Чернушинский кадастровый центр "Земля", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ, Чепкасова Ирина Федоровна, Гарипова Яна Вадимовна, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"