г. Санкт-Петербург |
|
28 ноября 2022 г. |
Дело N А21-5672/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29463/2022) общества с ограниченной ответственностью "Вест-Алко" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.08.2022 по делу N А21-5672/2022 (судья Кузнецова О.Д.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вест-Алко" в лице конкурсного управляющего Колесниковой М.М. (далее - ООО "Вест-Алко", заявитель) обратилось в Петроградский районный суд города Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление) от 23.12.2021 N 0203/101121/05659 по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Петроградского районного суда города Санкт-Петербурга от 17.02.2022 по делу N 12-182/2022 жалоба передана по подведомственности в Калининградский областной суд.
Определением Калининградского областного суда от 19.05.2022 по делу N А15-11/2022 жалоба направлена по подведомственности в Арбитражный суд Калининградской области.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 01.06.2022 заявление принято к производству с присвоением делу номера А21-5672/2022.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 25.07.2022, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано; мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 04.08.2022.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Вест-Алко" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции от 04.08.2022 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы полагает, что в действиях Общества отсутствует вина во вмененном административном правонарушении, поскольку конкурсный управляющий ООО "Вест-Алко" предпринял все необходимые меры для недопущения совершения правонарушения, направлял в Межрайонную ИФНС России N 1 по Калининградской области заявления о внесении изменений в сведения, указанные в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ)относительно адреса Общества, а также неоднократно предпринимал попытки получения электронной цифровой подписи и осуществлял поиск организации, которая могла бы осуществить списание остатков алкогольной продукции; в настоящее время конкурсным управляющий ООО "Вест-Алко" получена усиленная квалифицированная электронная подпись. Податель жалобы ссылается на то, что ООО "Вест-Алко" находится в процедуре конкурсного производства, деятельность не осуществляет, допущенное нарушение не повлекло значительного вреда охраняемым общественным отношениям; полагает, что в рассматриваемом случае имеются основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Управлением представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы Общества отклонены.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с правилами статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Вест-Алко" осуществляло деятельность по производству, хранению и поставкам произведенной алкогольной продукции (винные напитки без добавления этилового спирта) на основании лицензии, выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, регистрационный номер от 21.09.2016 N 39ПВН0005917; место нахождения организации, указанный в лицензии: 236040 Калининградская обл., г.Калининград, ул. Сергеева, д. 14, адрес осуществления деятельности указанный в лицензии: 238158, Калининградская область, г. Черняховск, ул. Калининградская, д 23-в, Литер Б, этажи 1, 2, 3; Блок складов цех N 1, Литер А, этаж 1; Корпус цеха N 5, Литер Б, этаж 1, помещения NN 12-20, КПП 391432001.
Срок действия лицензии от 21.09.2016 N 39ПВН0005917 истек 20.09.2021.
В соответствии с поручением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.09.2021 N 16051/01-01 Управлением произведено снятие остатков алкогольной продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях недопущения производства и реализации спиртосодержащей продукции (виноматериалов) и алкогольной продукции по результатам которого составлен акт снятия остатков алкогольной продукции, сырья и полуфабрикатов от 01.10.2021 Nу/2-а562/07.
Согласно акту снятия остатков алкогольной продукции, сырья и полуфабрикатов от 01.10.2021 N у/2-а562/07 по адресу: Калининградская область, г. Черняховск, ул. Калининградская, д. 23-В, литер Б, этажи 1, 2, 3; блок складов цех N1, литер А, этаж 1; корпус цеха N5, литер Б, этаж 1, помещения NN 12-18, Управлением выявлено по состоянию на 01.10.2021 расхождение между фактическим объемом спиртосодержащей продукции (виноматериала), количества алкогольной продукции (винные напитки без добавления этилового спирта) находящегося в обороте (хранении) ООО "Вест-Алко" и сведениями об обороте спиртосодержащей продукции (виноматериала), алкогольной продукции (винные напитки без добавления этилового спирта) зафиксированным ООО "Вест-Алко" в единой государственной автоматизированной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) (Отчет об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сформированный по ООО "Вест-Алко" по состоянию на 01.10.2021).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества протокола от 10.11.2021 N 0203/101121/05659 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 14.19 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 23.12.2021 N 0203/101121/05659 по делу об административном правонарушении ООО "Вест-Алко" привлечено к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 75000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 04.08.2022 в связи со следующим.
Статьей 14.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения образуют действия (бездействие), нарушающие порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте, а также нефиксация информации в ЕГАИС в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
В силу пункта 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие указанного Закона.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 171-ФЗ учет объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, объема собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции, осуществляется посредством внесения в единую государственную автоматизированную информационную систему информации, передаваемой автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и (или) с использованием технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате).
Порядок ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2466 утверждены Правила ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции (далее - Правила N 2466).
Согласно подпункту 1 пункта 4 Правил N 2466 к участникам ЕГАИС относятся организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объем информации, содержащейся в ЕГАИС, определен в пункте 8 Правил N 2466.
В силу пункта 48 Правил N 2466 учет объема оборота этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей (за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий) продукции осуществляется организациями, осуществляющими оборот такой продукции.
Управлением и судом первой инстанции установлено, а также подтверждается материалами дела, что в ходе проведения 01.10.2021 снятия остатков готовой продукции ООО "Вест-Алко" была произведена сверка фактически имеющегося объема этилового спирта, количества алкогольной продукции находящегося в обороте (хранении) ООО "Вест-Алко" со сведениями об обороте этилового спирта, алкогольной продукции, зафиксированными Обществом в ЕГАИС по состоянию на 01.10.2021, содержащиеся в "Отчете об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", сформированному по ООО "Вест-Алко" на 01.10.2021).
В результате проведенной сверки, были установлены расхождения между фактическим объемом спиртосодержащей продукции (виноматериала), количества алкогольной продукции (винные напитки без добавления этилового спирта) находящегося в обороте (хранении) ООО "Вест-Алко" и сведениями об обороте спиртосодержащей продукции (виноматериала), алкогольной продукции (винные напитки без добавления этилового спирта) зафиксированным ООО "Вест-Алко" в ЕГАИС.
Указанные расхождения отражены в акте снятия остатков от 01.10.2021 N у/2-а562/07 (таблица N 3) и Обществом не опровергнуты.
При таких обстоятельствах Управление и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества объективной стороны состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.19 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Обществом во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о том, что конкурсный управляющий ООО "Вест-Алко" предпринял все необходимые меры для недопущения совершения правонарушения, поскольку направлял в Межрайонную ИФНС России N 1 по Калининградской области заявления о внесении изменений в сведения, указанные в ЕГРЮЛ относительно адреса Общества, а также неоднократно предпринимал попытки получения электронной цифровой подписи и осуществлял поиск организации, которая могла бы осуществить списание остатков алкогольной продукции, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Согласно пункту 28 раздела II Правил N 2466 направление информации об объеме производства оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, с использованием средств измерения и (или) программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме и в формате, в порядке и сроки, которые утвержденных приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 N 397 "Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Приказ N 397).
Согласно пункту 1.1. Технических требований Универсального транспортного модуля (далее - УТМ) ЕГАИС, фиксация документов в ЕГАИС осуществляется с использованием программного обеспечения УТМ организации.
Для работы с УТМ необходим действующий ключ квалифицированной электронной подписи (далее - КЭП). КЭП используется в УТМ для подписания в соответствие с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ) электронных документов перед их фиксацией в ЕГАИС. Запись КЭП для его использования в УТМ осуществляется на аппаратный ключ
В соответствии с абзацем 1 пункта 1.2 Порядка заполнения и сроков представления заявки о фиксации в ЕГАИС информации об акте списания продукции с остатков на складе (Приложение к Приказу N 397) заявка о фиксации в ЕГАИС информации об акте списания продукции с остатков на складе предоставляется в ЕГАИС не позднее следующего рабочего дня после дня первичного учетного документа в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", подтверждающего факт списания продукции.
Согласно пункту 33 Правил N 2466 при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель с использованием программно-аппаратных средств вносят изменение в ранее направленную заявку о фиксации, указанную в пункте 29 Правил N 2466.
Как указано в пункте 33 Правил N 2466 в случае если у программно-аппаратных средств участников единой информационной системы, указанных в подпункте 1 пункта 4 Правил N 2466, отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем внесения изменения в ранее представленную заявку о фиксации, организация направляют в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, по месту нахождения организации заявление с уточненными данными, при этом:
- организация, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции вносят уточнения в ранее направленную информацию после принятия территориальным органом решения о возможности уточнения этой информации;
- к заявлению прилагаются документы, подтверждающие обоснованность уточнения информации, содержащейся в единой информационной системе, или их копии, заверенные организацией;
- заявление подается организацией в территориальный орган в электронном виде посредством единой информационной системы, федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", официального сайта Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- заявление и документы (документы, подтверждающие обоснованность уточнения информации, содержащейся в единой информационной системе, или их копии, заверенные организацией) должны быть подписаны квалифицированной электронной подписью, выданной в соответствии с требованиями Закона N 63-ФЗ.
В рассматриваемом случае, Обществом не представлены в материалы дела доказательства принятия своевременных и действенных мер для получения квалифицированной электронной подписи и осуществления надлежащего учета (списания) остатков алкогольной продукции в соответствии с требованиями статьи 14 Закона N 171-ФЗ и Правил N 2466.
Заявления о государственной регистрации изменения сведений в ЕГРЮЛ были направлены конкурсным управляющим Общества уже после выявления Управлением правонарушения (16.11.2021, 17.01.2022)
Конкурсный управляющий Общества не обосновал причины невозможности получения квалифицированной электронной подписи, а также не представил в материалы дела доказательств того, что им предпринимались попытки получения квалифицированной электронной подписи.
Тот факт, что ООО "Вест-Алко" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении должника введена процедура конкурсного производства (дело N А21-12533/2017) в силу статьи 24.5 КоАП РФ не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.19 КоАП РФ.
Судом проверено соблюдение процедуры привлечения Общества к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 и пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, совершенное Обществом правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, посягает на экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции; при этом установленный государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен, в том числе, на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая охраняемые общественные отношения, на которые посягает совершенное Обществом нарушения (нарушение требований в сфере оборота алкогольной продукции), принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Наказание (административный штраф в размере 75000 руб.) назначено Обществу оспариваемым постановлением от 23.12.2021 0203/101121/05659 с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере
минимальной санкции статьи 14.19 КоАП РФ. Суд апелляционной инстанции полагает, что наказание в указанном размере является справедливым и соразмерным характеру и тяжести совершенного Обществом правонарушения, отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании незаконным и отмене постановления Управления от 23.12.2021 N 0203/101121/05659.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда от 04.08.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04 августа 2022 года по делу N А21-5672/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вест-Алко" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5672/2022
Истец: ООО "ВЕСТ-АЛКО"
Ответчик: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка по СЗФО
Третье лицо: к/у Колесникова М.М., Колесникова Мария Михайловна, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ