г. Самара |
|
28 ноября 2022 г. |
Дело N А55-5741/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Публичного акционерного общества "Т Плюс" - представитель не явился, извещено,
от акционерного общества "Управляющая компания "Жилстройэксплуатация" - представителя Чевозеровой Е.А. (доверенность от 01.01.2021 N 4),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 августа 2022 года по делу N А55-5741/2022 (судья Шлинькова Е.В.),
по иску Публичного акционерного общества "Т Плюс"
к акционерному обществу управляющая компания "Жилстройэксплуатация"
о взыскании 3 076 740 руб. 47 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к акционерному обществу управляющая компания "Жилстройэксплуатация" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 3 076 740 руб. 47 коп. по договору теплоснабжения и поставки горячей воды N 35171к от 08.12.2015.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 августа 2022 года в иске отказано.
В апелляционной жалобе истец просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 09 августа 2022 года по делу N А55-5741/2022 и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В материалы дела поступил отзыв ответчика на апелляционную жалобу, в котором АО УК "Жилстройэксплуатация" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 09 августа 2022 года по делу N А55-5741/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просила суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель истца в судебное заседание апелляционного суда не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя истца, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор теплоснабжения (снабжения тепловой энергией и горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) от 08.12.2015 N 35171к, в соответствии с которым истец, как теплоснабжающая организация обязуется подавать ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в т.ч. на нужды горячего водоснабжения, а ответчик обязуется принимать и оплачивать поставляемые энергетические ресурсы, а также соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных данным договором.
Из пункта 1.2 договора следует, что потребитель (ответчик) является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов и жилых домов, указанных в приложении N 3 к договору, и приобретает тепловую энергию и горячую воду в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в названных домах коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения.
Цена, сроки и порядок оплаты определены сторонами разделом 4 договора.
Договор подписан сторонами с протоколом разногласий от 25.12.2015.
В соответствии с пунктом 4.1 договора потребитель оплачивает теплоснабжающей организации стоимость тепловой энергии и стоимость горячей воды.
Расчеты по договору осуществляются в срок до последнего рабочего дня месяца следующего за истекшим расчетным периодом. Перечисление денежных средств, полученных в качестве оплаты коммунальных услуг, производится потребителем на расчетный счет теплоснабжающей организации не реже, чем 1 раз в 5 рабочих дней и в последний рабочий день месяца следующего за расчетным. Датой исполнения обязательств по оплате считается дата поступления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации (пункт 4.4 договора в редакции протокола разногласий).
Согласно пункту 4.8. договора основанием для расчетов являются акт поданных-принятых тепловой энергии и горячей воды за договорную тепловую нагрузку (мощность), фактически принятое количество энергетических ресурсов за расчетный период по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным.
Во исполнение условий договора истец предъявил к оплате Акт поданной-принятой тепловой энергии от 31.10.2021 на сумму 11 648 273 руб. 16 коп., согласно которому объем тепловой энергии составляет 6524,5852 Гкал, объем теплоносителя - 22045,2783 м. Ответчиком принято тепловой энергии в объеме 5633,0896 Гкал, объем теплоносителя - 22045,2783 м
, итого на сумму 10 168 834 руб. 18 коп.; Акт поданной-принятой тепловой энергии от 30.11.2021 на сумму 15 335 114 руб. 88 коп., согласно которому объем тепловой энергии составляет 8 666,3211, объем теплоносителя - 25571,8863 м
. ответчиком принято тепловой энергии в объеме 7702,5704 Гкал, теплоносителя в объеме 25571,8863 м
, итого на сумму 13 733 144 руб. 21 коп.
Принятые объемы оплачены ответчиком. что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями 3 1182 от 18.11.2021, N 1209 от 25.11.2021, N 1224 от 30.11.2021, N 1225 от 01.12.2021, N 1235 от 03.12.2021, N 1319 от 23.12.2021, N 1343 от 30.12.2021, N 36 от 14.01.2022.
Таким образом, ответчик не согласился с объемом тепловой энергии в объеме 1855,2463 на сумму 3 076 740 руб. 46 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с ответчика 3 076 740 руб. 46 коп..
Разрешая исковые требования, суды первой инстанции правомерно руководствовался положениями статей 309, 310, 539, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 4, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Российской Федерации.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирных домах установлен Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Согласно пункту 2 Правил N 124 к коммунальным ресурсам относятся в том числе горячая вода и отопление.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 38 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Изложенное, в частности, означает, что объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, должен определяться в том же порядке, что и объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями (приложение N 2 к Правилам N 354).
В соответствии с примечанием 1 к приложению N 2 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению единицей измерения объема потребленного коммунального ресурса является кубический метр.
Применительно к горячему водоснабжению указанными Правилами N 354 предусмотрен различный порядок определения подлежащего оплате объема в зависимости от того, производится ли соответствующий коммунальный ресурс (коммунальная услуга) самостоятельно исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД (раздел IV приложения N 2), либо приобретается исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации и без каких-либо преобразований или изменений физических и химических свойств передается конечным потребителям (разделы I, VII приложения N 2).
В последнем случае установлен различный порядок определения объема подлежащей оплате горячей воды в зависимости от оборудования помещений МКД приборами учета, а также в зависимости от того, какой установлен тариф на горячую воду - однокомпонентный или двухкомпонентный. Таким образом, указанный порядок подлежит применению при расчетах исполнителя коммунальной услуги с ресурсоснабжающей организацией, поставляющей в МКД горячую воду.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2017 N 862 установлены тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) и закрытой системе горячего водоснабжения для филиала "Самарский" ПАО "Т Плюс".
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду установлен в разделе VII Приложения 2 к Правилам N 354.
В соответствии с пунктом 26 Приложения 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 Приложения 2 к Правилам N 354.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды утвержден приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 N 119, на территории г.о. Тольятти применяется с 01.01.2018 и для МКД с неизолированными стояками и полотенцесушителями составляет 0,068 Гкал/куб.м.
Указанный порядок не противоречит части 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Данная правовая позиция содержится в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, население должно оплачивать ее в объеме установленного норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Поскольку для целей определения количества тепловой энергии, необходимого для подогрева воды, исполнителем коммунальных услуг применяется норматив, а не показания общедомового прибора учета, предприятие не вправе предъявлять к оплате стоимость тепловой энергии на ГВС в размере, превышающем обязательства общества по оплате коммунальной услуги горячего водоснабжения.
Согласно произведенному ПАО "Т Плюс" расчету объем тепловой энергии, использованной на нужды ГВС, определяется исходя из объема теплоносителя, определенного по показаниям общедомового прибора учета теплоносителя, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом, как установлено судами, итоговые значения объемов тепловой энергии, предъявленных к оплате в рассматриваемый период, соответствуют показаниям общедомовых приборов учета, что не соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, указанной в обзоре судебной практики N 5 (2017).
Как установлено судами при рассмотрении дел N А55-2974/2021, А55-2168/2020 и N А55-10853/2020 по спорам между теми же лицами, что и в настоящем деле и по тому же договору, многоквартирные дома, являющиеся объектами договора теплоснабжения оборудованы общедомовыми приборами учета (узлами учета) тепловой энергии, теплоносителя в соответствии с принципиальной схемой размещения точек измерения количества тепловой энергии и массы теплоносителя, а также его регистрируемых параметров в открытых системах теплоснабжения (рис. 6 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр).
Общедомовые приборы учета горячей воды в спорных многоквартирных домах отсутствуют.
Согласно схемам размещения точек измерения в узлах учета, соответствующим Методике N 99/пр, в спорных многоквартирных домах учитывается и общее количество тепловой энергии, поступившее в многоквартирный дом, и количество тепловой энергии, поступившее в систему горячего водоснабжения.
В соответствии с абзацем 8 пункта 42 (1) Правил N 354 при открытой системе теплоснабжения при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии, учитывающего общий объем тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний общедомового прибора учета тепловой энергии и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Определение объема тепловой энергии на отопление согласно расчетному методу истца возможно при одновременном соблюдении следующих условий: в МКД открытая система теплоснабжения, узел учета тепловой энергии МКД общедомовым прибором учета, учитывающим общий объем тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, выбран способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода.
Согласно материалам дела, объем потребления тепловой энергии на отопление истец определил как разницу между объемом тепловой энергии, определенной по ОДПУ и результата расчета тепловой энергии на ГВС.
Между тем, согласно доводам ответчика, в управляемых им МКД объем тепловой энергии, поступивший в систему горячего водоснабжения, определяется прибором учета отдельно от объема тепловой энергии, поступившей в систему отопления дома, то есть, общедомовые приборы учета позволяют определить количество тепловой энергии, поступившей в систему отопления и в систему горячего водоснабжения. Кроме того, способ оплаты коммунальной услуги по отоплению установлен для потребителей равномерно в течение всего календарного года на основании приказа Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 13.09.2012 N 207. Доказательств обратного суду не представлено.
Как было указано выше, согласно схемам размещения точек измерения в узлах учета, соответствующим Методике N 99/пр, в спорных многоквартирных домах учитывается и общее количество тепловой энергии, поступившее в многоквартирный дом, и количество тепловой энергии, поступившее в систему горячего водоснабжения.
При такой схеме учета, как правильно указал ответчик, последний при расчете стоимости коммунальной услуги "отопление" обязан руководствоваться Правилами N 354 и не вправе увеличивать стоимость коммунальной услуги "отопление" за счет включения дополнительных объемов коммунального ресурса, который отдельно фиксируется ОДПУ при поступлении ресурса в систему горячего водоснабжения.
Как следует из материалов дела, предъявляя к оплате ответчику за спорный период весь объем тепловой энергии, зафиксированный общедомовым прибором учета тепловой энергии, истец не учитывал схемы размещения точек измерения количества тепловой энергии в спорных многоквартирных домах (как было указано выше, общедомовой прибор учета фиксирует общий объем тепловой энергии, потребленной на нужды ГВС и отопления, а также отдельно учитывает объем коммунального ресурса на нужды ГВС в двух единицах измерения - в Гкал и в куб.м.).
Таким образом, отнесение разницы, возникшей между количеством тепловой энергии, поступившим в систему ГВС, и количеством тепловой энергии для нужд ГВС, рассчитанным по нормативу, в отопление недопустимо, как не соответствующее законодательству.
Аналогичный правовой подход сформирован правоприменительной практикой, в частности, при рассмотрении дел N А55-2974/2021 (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.02.2022), N 55-2168/2020, N А55-10853/2020 и др.
Более того, объемы коммунальных ресурсов, предъявляемых теплоснабжающей организацией к оплате потребителю, документально не подтверждены.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что объем тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, рассчитан потребителем по установленной методике и полностью оплачен, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
С позиции изложенных обстоятельств и приведенных мотивов, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для принятия доводов апелляционной жалобы истца и для ее удовлетворения, суд первой инстанции принял законное решение по делу.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются, как указано выше, с позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 14.02.2022 по делу N А55-2974/2021, принятом по спору, возникшему в рамках этого же договора N 35171к от 08.12.2015 и между теми же сторонами, что и в настоящем деле.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы - истца по делу.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 августа 2022 года по делу N А55-5741/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5741/2022
Истец: ПАО "Т Плюс", ПАО "Т Плюс" филиал "Самарский"
Ответчик: АО Управляющая компания "Жилстройэксплуатация"