г. Хабаровск |
|
28 ноября 2022 г. |
А73-9766/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Ротаря С.Б., Самар Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: Зарецкая Д.А., представитель по доверенности от 10.01.2022 N ЖКС 1-3
от акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": Жуланова А.Н., представитель по доверенности от 19.09.2022 N 51/260;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 14.09.2022
по делу N А73-9766/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания"
о расторжении договоров
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745, далее - ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363, далее - АО "ДГК") о расторжении договоров теплоснабжения жилого фонда управляющей организации от 28.10.2021 N 3/1/05214/6809, от 29.09.2021 N 3/1/05214/6813.
Решением суда от 14.09.2022 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Учреждение просит решение суда от 14.09.2022 отменить.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что суд первой инстанции неверно определил отсутствие оснований для расторжения договоров теплоснабжения от 28.10.2021 N 3/1/05214/6908, от 29.09.2021 N 3/1/05214/6813. Обращает внимание, что расходы по оплате государственной пошлины не подлежат взысканию с Учреждения, так как последний является органом военного управления, входит в структуру Минобороны России и является лицом, освобожденным от оплаты государственной пошлины.
АО "ДГК" в отзыве на жалобу просит решение суда от 14.09.2022 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Присутствовавшие в судебном заседании представители сторон, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно, поддержали в полном объеме, дав по ним пояснения.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Установлено, что между АО "ДГК" (ресурсоснабжающая организация) и ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (исполнитель коммунальных услуг) заключены договоры теплоснабжения жилого фонда управляющей организации от 28.10.2021 N 3/1/05214/6809, от 29.09.2021 N 3/1/05214/68813.
При этом основанием для заключения договоров теплоснабжения послужил договор управления жилищным фондом, закрепленный за Вооруженными Силами Российской Федерации от 26.09.2017 N 3-УЖФ/ВВО-1, заключенный между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и Министерством обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России).
Далее, единоличным решением собственника всех жилых помещений в домах со 100% долей собственности Минобороны России от 02.11.2021 принято решение о расторжении договора управления от 26.09.2017 N 3-УЖФ/ВВО-1.
Соглашением от 03.11.2021 договор расторгнут.
Решением Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования от 26.11.2021 многоквартирные дома, расположенные по адресу: г.Хабаровск, ул.Подгаева N N 2а, 3, 3а, 4, 4а, 6, 6а, 8, 8а, проспект 60-летия Октября N 42 корп. 1, корп. 2, корп.3, ул.Дзержинского N 76, ул.Запарина N N 118, 120, ул.Истомина N 53 а, исключены из реестра лицензий ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
При этом установлено, что многоквартирные дома по ул.Подгаева N 2а, N 4 28.03.2022 переданы в управление общества с ограниченной ответственностью "Магнит" (далее - ООО "Магнит") и решением Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования от 24.03.2022 включены в реестр лицензии ООО "Магнит"; многоквартирные дома по ул.Подгаева N 3а, N 3 переданы в управление общества с ограниченной ответственностью УК "Гранд" (далее - ООО УК "Грант") 29.03.2022 и решением Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования от 28.03.2022 включены в реестр лицензии ООО УК "Гранд"; многоквартирный дом по ул. Подгаева N 6а передан в управление ООО "КОЖФ" 24.03.2022 и решением Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования от 23.03.2022 включен в реестр лицензии ООО "КОЖФ"; многоквартирный дом по ул. Подгаева N 4а передан в управление общества с ограниченной ответственностью "РегионСтрой" (далее - ООО "РегионСтрой") 24.03.2022 и решением Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования от 23.03.2022 включен в реестр лицензии указанного Общества; многоквартирный дом по ул.Запарина N 118 передан в управление ООО "РегионСтрой" 26.04.2022 и решением Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования от 25.04.2022 включен в реестр лицензии ООО "РегионСтрой"; многоквартирный дом по ул.Подгаева N 6 передан в управление ООО "Галеон" 24.03.2022 и решением Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования от 23.03.2022 включен в реестр лицензии ООО "Галеон"; многоквартирные дома по ул.Подгаева N 8, N 8а, ул.Истомина N 53а переданы в управление ООО УК "Надежный дом" 30.03.2022 и решением Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования от 29.03.2022 включены в реестр лицензии данного Общества.
В свою очередь, в отношении многоквартирных домов по проспекту 60-летия Октября N 42 корп.1, корп.2, корп.3, ул.Дзержинского N 76, ул.Запарина N 120 до настоящего времени не выбран способ управления.
ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, в связи с завершением отопительного периода 2021-2022 года, прекращает обслуживание с 01.06.2022.
Далее, в связи с прекращением договора управления и исключением многоквартирных домов из реестра лицензий Учреждения, последним сопроводительными письмами от 05.05.2022 в адрес АО "ДГК" направлены соглашения о расторжении договоров теплоснабжения от 28.10.2021 N 3/1/05214/6809, от 29.09.2021 N 3/1/05214/6813.
АО "ДГК" соглашения о расторжении договоров не подписаны.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в суд первой инстанции с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассматривая заявленные требования, исходил из следующего.
Так, в силу пункта 13 Правил "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Из пункта 2 указанной статьи следует, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Как верно указано судом первой инстанции, условиями договоров теплоснабжения от 28.10.2021 N 3/1/05214/6809, от 29.09.2021 N 3/1/05214/6813 порядок их расторжения не предусмотрен.
На основании пункта 32 Правил N 354 обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, договор ресурсоснабжения прекращается одновременно с прекращением договора управления многоквартирным домом в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована.
Установлено, что договор управления жилищным фондом, закрепленный за Вооруженными Силами Российской Федерации от 26.09.2017 N 3-УЖФ/ВВО-1, заключенный между ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ и Министерством обороны Российской Федерации, расторгнут 03.11.2021.
При этом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России являлось управляющей компанией в отношении ряда многоквартирных домов в городе Хабаровске: ул.Подгаева N N 2а, 3, 3а, 4, 4а, 6, 6а, 8, 8а, проспект 60-летия Октября N 42 корп. 1, корп. 2, корп.3, ул. Дзержинского N 76, ул. Запарина N N 118, 120, ул. Истомина N 53 а.
Вместе с тем, на основании решений Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования указанные многоквартирные дома исключены из реестра лицензий Учреждения и переданы в управление иным управляющим организациям, что, в свою очередь, подтверждается материалами дела.
В связи с чем, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ документация по многоквартирным домам передана новым управляющим организациям по актам приема-передачи, имеющимся в материалах дела.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции, учитывая, что обязанности Учреждения, как исполнителя коммунальной услуги, в многоквартирных домах прекращены, следовательно, одновременно с прекращением договора управления жилищным фондом и исключением сведений о многоквартирных домах из реестра лицензий ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, пришел к правомерному выводу о прекращении действий договоров теплоснабжения, и в этой связи отсутствием основания для расторжения договоров теплоснабжения в судебном порядке.
В этой связи отклоняется довод жалобы о необходимости расторжения договоров в судебном порядке.
Ссылки жалобы на то, что расходы по оплате государственной пошлины не подлежат взысканию с Учреждения, так как последний является органом военного управления, входит в структуру Минобороны России и является лицом, освобожденным от оплаты государственной пошлины, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку, как следует из судебного акта от 14.09.2022, государственная пошлина с заявителя жалобы не взыскивалась.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, проверив доводы, указанные в апелляционной жалобе, приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, основания для отмены решения суда от 14.09.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.09.2022 по делу N А73-9766/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
С.Б. Ротарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9766/2022
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по восточному военному округу, ФГБУ ЖКС N1 филиал "ЦЖКУ" Минобороны Россиипо ВВО
Ответчик: АО "ДГК"