г. Хабаровск |
|
29 ноября 2022 г. |
А73-13551/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кляузер М.А.
при участии в заседании:
от Администрации города Комсомольска-на-Амуре: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Фабрика химчистки "Блеск": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фабрика химчистки "Блеск"
на решение от 22.08.2022
по делу N А73-13551/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Администрации города Комсомольска-на-Амуре (ОГРН 1032700030373, ИНН 2703000150)
к обществу с ограниченной ответственностью "Фабрика химчистки "Блеск" (ОГРН 1092703002589, ИНН 2703052038)
о взыскании 1918222,25 руб.
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Комсомольска-на-Амуре (далее - Администрация; истец) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фабрика химчистки "Блеск" (далее - ООО "Фабрика химчистки "Блеск", общество, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения за период 01.07.2019-30.06.2021 в сумме 1807177,01 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период 11.07.2019-16.08.2021, в размере 111045,24 руб.
Решением суда от 22.08.2022 иск удовлетворен частично: с ООО "Фабрика химчистки "Блеск" в пользу Администрации взысканы неосновательное обогащение в сумме 1807177,01 руб., проценты в размере 72085,74 руб., в остальной части в удовлетворении иска отказано; с ООО "Фабрика химчистки "Блеск" взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 31539 руб.
Не согласившись с принятым по делу решением суда, ООО "Фабрика химчистки "Блеск" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт.
Ответчик считает обжалуемый судебный акт необоснованным и подлежащим отмене, выводы суда первой инстанции - не соответствующими фактическим обстоятельствам и материалам дела.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, администрация просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, муниципальное образование городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" является собственником объектов недвижимости, имеющих адресную привязку: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Путейская, д. 93, корп. 2, в том числе: 2-х этажного нежилого здания - химчистка общей площадью 2360 кв. м, кадастровый номер 27:22:0030701:100 (право собственности зарегистрировано 25.08.1999); земельного участка площадью 5672,2 кв. м с кадастровым номером 27:22:0030701:27, в границах которого находятся здание химчистки и здание склада (право собственности зарегистрировано 12.01.2013).
Между Администрацией (арендодатель) и ООО "Фабрика химчистки "Блеск" (арендатор) заключены договоры аренды N N 26960, 26961, 29501 согласно которым во временное владение и пользование общества переданы части площади здания химчистки (объекта с кадастровым номером 27:22:0030701:100) площадью 337,9 кв. м., 271,1 кв. м., 1751 кв. м., по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Путейская, д. 93, корп. 2.
Действие соглашений распространено на период до 22.06.2022 и 28.08.2022 соответственно (пункт 1.2).
Согласно условиям указанных договоров, общество с 29.08.2017 полностью использует здание химчистки общей площадью 2360,6 кв. м (271,7+337,9+1751).
По пунктам 3.1 договоров арендная плата рассчитана на основании постановления администрации города от 10.10.2014 N 3619-па "Об утверждении расчета платы за пользование недвижимым имуществом муниципальной собственности городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", постановления администрации города от 23.12.2016 N 3340-па "Об утверждении льготной ставки арендной платы за использование муниципального имущества, включенного в Перечень имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства)".
Плата за земельный участок, занимаемый арендуемым помещением, вносится арендатором в соответствии с законодательством, регулирующим земельные правоотношения (пункты 3.3 договоров).
Как указано в пункте 2.3.1 договоров в обязанности арендатора включено условие о том, что в течение месяца после подписания договора аренды в управлении архитектуры и градостроительства администрации города в соответствии с действующим законодательством необходимо: определить границы зоны по содержанию прилегающей территории; оформить земельные отношения на земельный участок, необходимый для обслуживания используемого здания (части здания) в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Актом проверки от 30.11.2017 установлен факт использования обществом земельного участка в кадастровом квартале N 27:22:0030701 площадью 5 583,3 кв. м в целях эксплуатации арендуемых по ранее указанным договорам помещений.
Администрацией в период, с декабря 2017 года, в адрес общества направлялись письма: от 05.12.2017 N 15к/9613 с актом от 30.11.2017 N 25048, подтверждающим факт использования земельного участка, для подписания; площадь используемого земельного участка определена в размере 5583,3 кв. м; от 30.01.2019 N 15к/698 с расчетом задолженности за использование земельного участка за 2019 год и требованием о ее погашении; от 27.02.2020 N 8-14к/1268 о наличии по состоянию на 25.03.2020 задолженности за использование земельного участка, необходимости ее оплаты; 31.05.2021 N 10-16к/3615 о направлении расчета платы за земельный участок на 2021 год.
На что, обществом в адрес комитета направлено гарантийное письмо от 10.08.2018 со ссылкой на акты N N 24815, 25048, где общество гарантирует погашение задолженности по арендной плате за использование земельного участка в сумме 1195535,82 руб. в соответствии с приложенным графиком.
Уведомлениями от 05.12.2017, 31.01.2019, 27.02.2020, 31.05.2021 Администрация проинформировала общество о необходимости внесения платы за использование земли, представила расчеты платежей.
ООО "Фабрика химчистки "Блеск" гарантийными письмами от 10.08.2018, 11.03.2020 признало наличие вмененной задолженности, указало на осуществление поэтапной ликвидации долга.
ООО "Фабрика химчистки "Блеск" претензией от 31.05.2021 извещалось о задолженности и необходимости исполнения обязательства, однако указанные требования оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе вследствие неосновательного обогащения.
В силу статьей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) (пункт 1 статьи 1102 ГК РФ).
Правила о взыскании неосновательного обогащения применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 ГК РФ).
Следовательно, удовлетворение иска о взыскании неосновательного обогащения возможно при доказанности совокупности фактов приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца, а также отсутствия правовых оснований для получения имущества ответчиком.
В предмет доказывания по спорам данной категории входит: факт обогащения одного лица за счет другого; отсутствие законных оснований для обогащения; размер неосновательного полученных имущественных благ.
ООО "Фабрика химчистки "Блеск" является арендатором по заключенным с Администрацией договорам N N 26960, 26961, 29501 от 23.06.2017, 29.08.2017, в соответствии с которыми во владение и пользование общества переданы части площади здания химчистки (объекта с кадастровым номером 27:22:0030701:100) площадью 337,9 кв. м., 271,1 кв. м., 1751 кв. м., по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Путейская, д. 93, корп. 2.
Согласно акту от 30.11.2017 установлен факт использования обществом земельного участка в кадастровом квартале N 27:22:0030701 площадью 5 583,3 кв. м в целях эксплуатации арендуемых по ранее указанным договорам помещений.
Так, земельный участок площадью 5672,2 кв. м с кадастровым номером 27:22:0030701:27 и объект недвижимости - здание химчистки общей площадью 2360,6 кв. м, полностью предоставленное в аренду ООО "Фабрика химчистки "Блеск", находятся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре".
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 652 ГК РФ по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования; в случаях, когда арендодатель является собственником земельного участка, на котором находится сдаваемое в аренду здание или сооружение, арендатору предоставляется право аренды земельного участка или предусмотренное договором аренды здания или сооружения иное право на соответствующий земельный участок; если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования земельным участком, который занят зданием или сооружением и необходим для его использования в соответствии с его назначением.
В силу разъяснений, данных в пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 11) арендатор здания или сооружения может пользоваться земельным участком, занятым арендуемым зданием или сооружением, без соответствующего договора в силу закона в течение срока аренды недвижимости; вопросы арендной платы за пользование земельным участком в данном случае решаются с учетом пункта 2 статьи 654 ГК РФ.
Следовательно, установленная в договоре аренды здания или сооружения плата за пользование зданием или сооружением включает плату за пользование земельным участком, на котором оно расположено, или передаваемой вместе с ним соответствующей частью участка, если иное не предусмотрено законом и договором.
Кроме того согласно пунктам 2.3.1, 3.3 договоров от 23.06.2017 N N 26961, 26960, от 29.08.2017 N 29501, они имеют идентичные условия, отражающие плату за земельный участок, занимаемый арендуемыми помещениями, обязанность арендатора по определению границ зоны по содержанию прилегающей территории и оформлению земельных отношений на земельный участок, необходимый для эксплуатации помещений, в частности здания химчистки, полностью занимаемого обществом.
Как указано в пункте 3.1 договоров от 23.06.2017 N N 26961, 26960, от 29.08.2017 N 29501, арендная плата по договорам определена по формуле, установленной постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 10.10.2014 N 3619-па "Об утверждении расчета платы за пользование недвижимым имуществом муниципальной собственности Городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", согласно базовой ставки платы за пользование 1 кв. м. площади помещений равной 371,10 руб. и утвержденной этим же постановлением, также из площади помещений (271,1 кв. м по договору N 26961, 337,9 кв. м по договору N 26960, 1751 кв. м. по договору N 29501).
Между тем, поскольку арендная плата по указанным договорам фактически урегулирована постановлением администрации N 3619-па, не являлась рыночной, положения указанного постановления подлежат применению к спорным правоотношениям.
Согласно пункту 3 постановления администрации N 3619-па в расчет арендной платы не входит налог на добавленную стоимость и платежи за землю, которые перечисляются пользователем самостоятельно в соответствии с действующими НК РФ и ЗК РФ.
Указанное условие внесено в пункт 3.3 названных договоров аренды, действие которого взаимосвязано с пунктом 2.3.1 договоров, который устанавливает обязанность арендатора определить границы земельного участка, необходимого для эксплуатации здания химчистки и оформления земельных отношений.
Между тем необходимость определения границ пользования земельным участком с кадастровым номером 27:22:0030701:27 связана с тем, что в пределах этого участка находятся 2 объекта: здание химчистки и здание склада.
Кроме того на момент заключения указанных договоров в арендную плату не была включена плата за пользование земельным участком, на котором расположено здание химчистки, предоставленное обществу, необходимым для эксплуатации здания, или соответствующей долей в земельном участке.
При этом расчет платы за использование участка осуществлялся в порядке постановления администрации N 3619-па, а в связи с утратой им юридической силы в порядке Постановлений Администрации от 02.12.2019 N 2693-па, N 2541-па от 04.12.2020, а в настоящее время действует Постановление Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 17.12.2021 N 2228-па.
Все указанные акты содержат идентичное предписание, в силу которого в расчет платы не входит налог на добавленную стоимость и платежи за землю, которые перечисляются пользователем самостоятельно в соответствии с действующими Налоговым и Земельным кодексами Российской Федерации.
Также на арендатора объектов муниципальной собственности возлагается обязанность производить внесение платы за использование земельного участка, необходимого для обслуживания таких объектов.
Суд, проверив расчет, пришел к правомерному выводу о соответствии использованных Администрацией показателей расчета предписаниям нормативных актов, постановлениям Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 27.04.2010 N 1169-па, от 21.12.2017 N 3134-па, от 25.12.2019 N 2926-па, от 23.12.2020 N 2749-па, приказу МИиЗИП Хабаровского края от 21.09.2018 N 42.
Между тем, доказательства внесения ответчиком платы за использование занимаемого зданием земельного участка в период с 01.07.2019 по 30.06.2021 в материалах дела отсутствуют, таким образом, в действиях общества имеются установленные статьей 1102 ГК РФ признаки неосновательного обогащения.
В связи с чем, как верно установил суд, на основании статей 309, 310, 1102 ГК РФ 1 807 177,01 руб. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Спорная задолженность охватывает июль 2019 года - август 2021 года.
Согласно частям 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году.
Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации. Кроме того, размер арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года.
Арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ).
Как указано в части 4 статьи 19 Закона N 98-ФЗ арендатор, являющийся субъектом малого или среднего предпринимательства и осуществляющий деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, вправе потребовать уменьшения арендной платы на срок до одного года по договору аренды, заключенному до принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в отношении зданий, сооружений, нежилых помещений или их частей, используемых в целях осуществления этим арендатором указанной деятельности.
При этом в случае недостижения соглашения между арендатором и арендодателем об уменьшении арендной платы или ином изменении условий договора в течение 14 рабочих дней с момента обращения арендатора к арендодателю с требованием об уменьшении арендной платы по договору аренды арендатор вправе не позднее 1 октября 2020 года отказаться от указанного договора аренды, заключенного на определенный срок, в порядке, предусмотренном статьей 450.1 ГК РФ.
Убытки в виде упущенной выгоды, убытки при прекращении договора, предусмотренные статьей 393.1 ГК РФ, связанные исключительно с досрочным расторжением договора аренды, иные денежные суммы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 310 ГК РФ договором аренды право арендатора на односторонний отказ от договора было обусловлено необходимостью выплаты определенной денежной суммы арендодателю, с арендатора не взимаются, а обеспечительный платеж, если он был предусмотрен договором аренды и уплачен арендодателю, возврату арендатору не подлежит; иные убытки (денежные суммы) подлежат возмещению (уплате) в соответствии с гражданским законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 (далее - Постановление Правительства РФ N 439) установлены требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества.
Согласно пунктам 1, 2, 3 требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 439, они применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции; при этом отсрочка предоставляется в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, за исключением жилых помещений.
Отсрочка предоставляется на срок до 1 октября 2020 года начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации на следующих условиях: задолженность по арендной плате подлежит уплате не ранее 1 января 2021 года и не позднее 1 января 2023 года поэтапно не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды; отсрочка предоставляется на срок действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации в размере арендной платы за соответствующий период и в объеме 50 процентов арендной платы за соответствующий период со дня прекращения действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации до 1 октября 2020.; штрафы, проценты за пользование чужими денежными средствами или иные меры ответственности в связи с несоблюдением арендатором порядка и сроков внесения арендной платы (в том числе в случаях, если такие меры предусмотрены договором аренды) в связи с отсрочкой не применяются; установление арендодателем дополнительных платежей, подлежащих уплате арендатором в связи с предоставлением отсрочки, не допускается; размер арендной платы, в отношении которой предоставляется отсрочка, может быть снижен по соглашению сторон; если договором аренды предусматривается включение в арендную плату платежей за пользование арендатором коммунальными услугами и (или) расходов на содержание арендуемого имущества, отсрочка по указанной части арендной платы не предоставляется, за исключением случаев, если в период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации арендодатель освобождается от оплаты таких услуг и (или) несения таких расходов.
В данном случае между сторонами отсутствует договор, корректировка которого позволила бы реализовать соответствующую правовую гарантию.
Договоры на использование локализованных в границах участка объектов были заключены органом государственной власти субъекта Российской Федерации (Хабаровского края) в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения о введении режима повышенной готовности (Распоряжение Правительства Хабаровского края от 13.02.2020 N 120-рп).
Согласно пункту 1.1 Распоряжения Правительства Хабаровского края от 15.04.2020 N 355-рп "О мерах поддержки, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики в период режима повышенной готовности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции", Министерству имущественных отношений края, органам исполнительной власти края и подведомственным им организациям края, являющимся арендодателями по договорам аренды, заключенным до принятия распоряжения Правительства Хабаровского края от 13.02.2020 N 120-рп "О введении режима повышенной готовности", предписано обеспечить в течение семи рабочих дней со дня обращения субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - субъект МСП), включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, заключение дополнительных соглашений к договорам аренды, предусматривающих: предоставление отсрочки внесения арендных платежей на период с 13 февраля по 01 октября 2020 года, а для арендаторов, освобожденных от уплаты арендных платежей в соответствии с подпунктом "б" настоящего подпункта, с 13 февраля по 31 марта 2020 года и с 01 июля по 01 октября 2020 года включительно и их уплату поэтапно не чаще одного раза в месяц равными платежами в объеме половины ежемесячной арендной платы по договору аренды в сроки, предусмотренные договором аренды, но не ранее 01 января 2021 года и не позднее 01 января 2023 года; освобождение от внесения арендной платы по договорам аренды на период с 01 апреля по 30 июня 2020 года включительно в отношении субъектов МСП, включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции"; кроме того арендатор определяется по основному или дополнительным видам экономической деятельности, информация о которых содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01 апреля 2020 года.
Между тем, пунктом 2.2 Постановления Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 26.05.2020 N 971-па "О мерах поддержки арендаторов муниципального имущества" установлено, что предоставление отсрочки осуществляется по обращению арендатора муниципального имущества с заключением дополнительного соглашения к договору аренды в течение семи рабочих дней со дня поступления такого обращения.
Согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, разъяснено, что арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению (независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в силу судебного акта о понуждении арендодателя к изменению арендной платы в части уменьшения арендной платы); если арендодатель необоснованно уклонялся от заключения дополнительного соглашения об уменьшении арендной платы, размер сниженной арендной платы может определяться с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата в сложившейся ситуации (вопрос 5).
Таким образом, арендатор недвижимого имущества, осуществляющий деятельность в отраслях российской экономики, признанных в наибольшей степени пострадавших в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и утративший возможность использовать арендованное имущество по назначению, вправе требовать уменьшения размера арендной платы; арендодатель, отказавший в уменьшении арендной платы в отсутствие на то обоснований, может быть понужден судом к уменьшению размера арендной платы.
Законом установлен детально урегулированный порядок снижения размера арендной платы и прекращения правоотношений по временному возмездному использованию чужого имущества.
В рассматриваемом случае, ответчиком такой порядок не был соблюден, принимая во внимание момент обращения общества за реализацией соответствующей правовой гарантии (обращение общества о перерасчете платы N 209/09 от 13.09.2021), конкретное содержание такого обращения и отмеченную особенность в виде отсутствия арендного соглашения.
При этом возникшее на стороне ответчика денежное обязательство обусловлено самим фактом нахождения в пользовании общества объектов недвижимости, локализованных в границах такого участка, следовательно, владение и пользование обществом участка в спорный период не было сопряжено с наличием каких-либо ограничений (сохранен беспрепятственный доступ к использовавшимся объектам аренды), таким образом, в данном случае пользование земельным участком не прекращалось и не приостанавливалось.
В качестве самостоятельного требования Администрацией заявлено о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период 11.07.2019-16.08.2021 в размере 111045,24 руб.
Согласно пункту 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга; размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды; эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором (пункт 1 статьи 395 ГК РФ).
В связи с тем, что факт возникновения неосновательного обогащения подтвержден, требование о взыскании процентов заявлено правомерно.
Проверив расчет процентов, суд пришел к следующему.
Пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что для обеспечения стабильности экономики Правительство Российской Федерации вправе в исключительных случаях ввести на определенный срок мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами.
Такой мораторий введен Правительством Российской Федерации на период с 06.04.2020 на шесть месяцев Постановлением от 03.04.2020 N 428 и впоследствии Постановлением от 01.10.2020 N 1587 с 07.10.2020 продлен еще на три месяца.
При этом, мораторием предусматривался запрет на применение финансовых санкций за неисполнение пострадавшими компаниями денежных обязательств по требованиям, возникшим до введения моратория (пункт 2 части 1 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Запрет не ставился в зависимость ни от причин просрочки исполнения обязательств, ни от доказанности факта нахождения ответчика в предбанкротном состоянии.
Предоставление государством таких мер поддержки наиболее пострадавшим отраслям экономики прежде всего было обусловлено серьезным экономическим ущербом, причиненным пандемией, и направлено на недопущение еще большего ухудшения их положения.
Согласно пункту 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве Правительству Российской Федерации предоставлено право определить категории лиц, подпадающих под действие моратория, в том числе и по признаку видов экономической деятельности, предусмотренных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).
В данном случае Правительство Российской Федерации указало, что мораторий применяется к должникам по признаку основного вида экономической деятельности, предусмотренного ОКВЭД, которым занималась пострадавшая компания (подпункт "а" пункта 1 Постановления N 428).
Между тем, общероссийский классификатор видов экономической деятельности "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)" утвержден приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст и используется для решения различных задач, связанных с классификацией видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации; определением осуществляемых ими основного и дополнительных видов экономической деятельности; обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.
Сведения об основном виде деятельности юридического лица подлежат внесению в его регистрационные документы согласно пунктам 1.1, 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", приказ ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств").
Упоминание этой деятельности в постановлении Правительства Российской Федерации, которым введен мораторий, предполагает, что в данной экономической сфере объективно возникли проблемы, требующие государственной поддержки, и, как следствие, осуществление лицом этой деятельности является достаточным обстоятельством для применения такого вида поддержки, как освобождение от гражданско-правовой ответственности за неисполнение денежных обязательств.
Как верно установлено судом, возникновение долга по причинам, не связанным с теми, в связи с которыми введен мораторий, не имеет значения, при этом освобождение от ответственности направлено на уменьшение финансового бремени на должника в тот период его просрочки, когда она усугубляется объективными, непредвиденными и экстраординарными обстоятельствами.
Основным видом деятельности Общества является "Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий", что соответствует коду 96.01 по ОКВЭД, такой же вид деятельности указан в регистрационных документах общества.
Указанный вид деятельности относится к перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Таким образом, на общество распространялись нормы об освобождении от ответственности за невыполнение денежных обязательств на период моратория.
Следовательно, как верно установил суд, согласно статье 395 ГК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты в сумме 72085,74 руб.
Оснований для дальнейшего снижения сумм процентов, в том числе с применением положений статьи 333 ГК РФ, суд верно не усмотрел.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Какие-либо мотивированные доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведены.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22 августа 2022 года по делу N А73-13551/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13551/2021
Истец: Администрация города Комсомольска-на-Амуре
Ответчик: ООО "ФАБРИКА ХИМЧИСТКИ "БЛЕСК"
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5838/2022
22.08.2022 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-13551/2021
18.04.2022 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1322/2022
07.02.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-145/2022
09.12.2021 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-13551/2021