г. Тула |
|
29 ноября 2022 г. |
Дело N А09-3375/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.11.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю., в отсутствие представителей истца - управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курской области (г. Курск, ул. Димитрова, 6) и ответчика - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России (Брянская обл., г. Стародуб, ул. Семашко, 1), извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Калужской области от 15.09.2022 по делу N А09-3375/2022 (судья Малюгов И.В.),
УСТАНОВИЛ:
управление Федеральной службы исполнения наказаний по Курской области (далее - УФСИН России по Курской области) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области) о взыскании неустойки по государственному контракту от 25.01.2021 N 2121320800032001441000104/3 в размере 787 руб. 25 коп.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 21.09.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает на то, что судом неправомерно не применен подпункт "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между УФСИН России по Курской области и ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области заключен государственный контракт от 25.01.2021 N 2121320800032001441000104/3 (далее - контракт), согласно которому поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (далее - товар) заказчику в обусловленный настоящим контрактом срок, согласно спецификации и техническому заданию, а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом (пункт 1.1 контракта).
Наименование и количество поставляемого товара указаны в спецификации; функциональные, технические и качественные характеристики товара установлены в техническом задании (пункт 1.2 контракта).
В соответствии с пунктом 2.1 цена контракта составляет 2 350 000 руб., НДС не облагается в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 контракта товар поставляется заказчику (получателям) партиями согласно графику (этапам) поставки и в соответствии с условиями настоящего контракта. Количество товара в каждой партии определяется настоящим контрактом.
На основании приложения N 4 к контракту поставка товара осуществляется этапами с 01.02.2021 по 31.05.2021.
Поставка с 01.02.2021 по 28.02.2021 в количестве 20 000 кг на сумму 470 000 руб., поставлено 03.03.2021, что подтверждается актом приемки по количеству товарно-материальных ценностей от 03.03.2021 N 9.
Поставка с 01.05.2021 по 15.05.2021 в количестве 10 000 кг на сумму 5000 руб., поставлено 28.05.2021 в количестве 20 000 кг, что подтверждается актом приемки по количеству товарно-материальных ценностей от 28.05.2021 N 47.
Поставка с 16.05.2021 по 31.05.2021 в количестве 20 000 кг на сумму 470 000 руб., поставлено 02.06 2021, в количестве 10 000 кг на сумму 235 000 руб., что подтверждается актом приемки по количеству товарно-материальных ценностей от 02.06.2021 N 30.
Товар ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области доставлен с просрочкой и, как следствие, обязательства со стороны ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области по контракту исполнены ненадлежащим образом.
УФСИН России по Курской области направило уведомление о взыскании пени и штрафа от 07.07.2021 N исх-47/ТО/30-7512 и претензионное письмо о взыскании неустойки (пени штрафа) от 21.01.2022 N исх-47/ТО/3-746 с требованием оплатить данную задолженность, которая ответчиком без удовлетворения.
Указанное явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Рассматривая заявление, суд первой инстанции, правильно квалифицировав отношения сторон нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), его удовлетворил.
Между тем судом первой инстанции не принято во внимание следующее.
Частью 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2021 N 476-ФЗ) предусмотрено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
При этом, исходя из содержания Федерального закона от 30.12.2021 N 476-ФЗ, вступившего в силу, в отношении изменений в части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, с 30.12.2021, он, применительно к коррекции части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, применяется и к правоотношениям, возникшим до указанной даты, поскольку регламентирует правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств в 2021 году.
Правилами списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783).
Согласно пункту 2 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением перечисленных в данном постановлении контрактов.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил N 783 определено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в случае, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" данного пункта.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 783 установлено, что при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 данных Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом.
Апелляционным судом установлено и материалами дела подтверждается, что товар поставлен ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области и принят УФСИН России по Курской области по актам приемки по количеству товарно-материальных ценностей от 03.03.2021 N 9, от 28.05.2021 N 47 и от 02.06.2021 N 30, но с просрочкой. Размер начисленной УФСИН России по Курской области пени составляет 787 руб. 25 коп., что не превышает 5 % цены контракта (2 350 000 руб., 5 % - 117 500 руб.).
Согласно пункту 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
При этом даже наличие спора относительно начисленной неустойки (штрафа) не может трактоваться как условие, препятствующее списанию неустойки (штрафа), поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных (муниципальных) контрактов (определения Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2017 N 302-ЭС17-13455 и от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
Согласно позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712, указанный порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
Таким образом, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, является обязанностью государственного (муниципального) заказчика.
Аналогичная позиция приведена в определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2022 N 302-ЭС21-25561.
Пункт 11 Правил N 783 устанавливает, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 данных Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242).
Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении спора не применены вышеуказанные нормы материального права, подлежащие применению.
С учетом того, что обязательства по контракту исполнены ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области полностью в 2021 году, и сумма начисленной заказчиком неустойки не превышает 5 % цены контракта, начисленная и не оплаченная ответчиком сумма неустойки (пени) по контракту в рассматриваемом случае подлежит списанию, ввиду чего УФСИН России по Курской области должно быть отказано в удовлетворении иска.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, вследствие чего оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 21.09.2022 по делу N А09-3375/2022 отменить.
В удовлетворении искового заявления управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курской области отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-3375/2022
Истец: УФСИН России по Курской области
Ответчик: ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области