г. Москва |
|
29 ноября 2022 г. |
Дело N А40-86591/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Ж.В. Поташовой,
судей: |
И.В. Бекетовой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Центрального таможенного управления
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.09.2022 по делу N А40-86591/22
по заявлению ООО "Геа Фарм Технолоджиз Рус"
к Центральному таможенному управлению
о признании незаконными и отмене решений о внесении изменений в сведения, заявленные в декларациях на товары,
при участии:
от заявителя: |
Литовченко А.Ю. по дов. от 09.11.2022; |
от ответчика: |
Ткачева Ю.В. по дов. от 28.12.2021; Ханов Р.М. по дов. от 28.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГЕА ФАРМ ТЕХНОЛОДЖИЗ РУС" (далее - заявитель, ответчик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене решений Центрального таможенного управления (далее - таможенный орган) о внесении изменений в сведения, заявленные в декларациях на товары, принятых по результатам проведения камеральной таможенной проверки (акт камеральной таможенной проверки от 21.07.2021 N 10100000/210/210721/А000028), направленных письмом от 23.09.2021 N 43-09/29067.
Решением суда от 02.09.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика доводы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя поддержал решение суда в полном объеме.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Обществом в период с 01.10.2018 по 25.12.2018 на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в рамках исполнения внешнеторговых контрактов по декларациям на товары N N 10013010/011018/0018482, 10013010/011018/0018500, 10013010/011018/0018502, 10013010/031018/0018688, 10013010/031018/0018712, 10013010/041018/0018776, 10013010/041018/0018808, 10013010/081018/0018926, 10013010/081018/0018967, 10013010/081018/0018969, 10013010/081018/0018973, 10013010/101018/0019131, 10013010/111018/0019220, 10013010/111018/0019221, 10013010/111018/0019223, 10013010/121018/0019278, 10013010/181018/0019655, 10013010/181018/0019656, 10013010/181018/0019664, 10013010/221018/0019820, 10013010/221018/0019828, 10013010/221018/0019831, 10013010/241018/0019999, 10013010/241018/0020043, 10013010/241018/0020045, 10013010/251018/0020104, 10013010/291018/0020261, 10013010/291018/0020301, 10013010/291018/0020323, 10013010/311018/0020431, 10013010/311018/0020449, 10013010/311018/0020464, 10013010/311018/0020483, 10013010/011118/0020523, 10013010/021118/0020632, 10013010/061118/0020692, 10013010/061118/0020731, 10013010/061118/0020816, 10009030/071118/0009322, 10013010/071118/0020858, 10013010/071118/0020894, 10013010/071118/0020897, 10013010/071118/0020899, 10013010/081118/0020956, 10013010/081118/0020960, 10013010/081118/0020976, 10013010/081118/0020979, 10013010/091118/0021049, 10013010/141118/0021335, 10013010/141118/0021338, 10013010/141118/0021359, 10013010/141118/0021362, 10013010/191118/0021658, 10013010/191118/0021662, 10013010/201118/0021744, 10013010/201118/0021773, 10013010/211118/0021873, 10013010/211118/0021879, 10013010/221118/0021946, 10013010/261118/0022096, 10013010/261118/0022130, 10013010/261118/0022133, 10013010/271118/0022233, 10013010/291118/0022413, 10013010/031218/0022579, 10013010/031218/0022604, 10013010/041218/0022711, 10013010/061218/0022839, 10013010/061218/0022840, 10013010/061218/0022852, 10013010/101218/0023027, 10013010/101218/0023048, 10013010/101218/0023052, 10013010/111218/0023188, 10013010/111218/0023237, 10013010/121218/0023304, 10013010/131218/0023352, 10009030/171218/0010318, 10013010/171218/0023562, 10013010/171218/0023602, 10013010/171218/0023604, 10013010/171218/0023605, 10013010/171218/0023636, 10013010/171218/0023639, 10013010/171218/0023648, 10013010/181218/0023701, 10013010/181218/0023703, 10013010/191218/0023816, 10013010/191218/0023833, 10013010/191218/0023860, 10013010/191218/0023892, 10013010/201218/0023999, 10013010/201218/0024003, 10013010/201218/0024007, 10013010/201218/0024009, 10013010/211218/0024093, 10013010/251218/0024362 (далее - ДТ) ввезены товары.
Товары выпущены Акуловским таможенным постом Московской областной таможни в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
При таможенном декларировании таможенная стоимость проверяемых товаров определена и заявлена Обществом в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (далее - первый метод) с учетом дополнительных начислений к цене товара, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС.
Так, Обществом в графе 17 ДТС-1 заявлены суммы расходов по перевозке (транспортировке) товаров до места их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС на основании соответствующих договоров, а именно: Договора транспортной экспедиции от 15.02.2012 N ТГЛ20120215 с ООО "Трансгрупплогистик" (Республика Беларусь, УНП: 190682551); Договора транспортной экспедиции от 01.08.0215 N 15-010815/04К с ООО "Крафттранс Атлас" (ИНН: 7718877464); Договора об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в международном сообщении от 23.05.2014 N 7696 с ЗАО "Рустранс-Спедишн" (ИНН: 7729500163); Договоров транспортной экспедиции от 21.09.2011 N TLC/m006, от 10.01.2012 N TLC/m022 с ООО "Теле Логистик" (ИНН: 7733767307).
При проведении таможенной проверки от лиц, участвующих в доставке товаров на территорию ЕАЭС (от места погрузки на иностранной территории до места выгрузки на территории Российской Федерации) в рамках указанных договоров, получены соответствующие документы и сведения, которые могли свидетельствовать о заявлении Обществом в графе 17 ДТС-1 произвольных сведений о расходах по транспортировке товаров.
Камеральная таможенная проверка в отношении Общества проведена Управлением в период с 29.03.2021 по 21.07.2020 по вопросу достоверности заявления сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных по проверяемым ДТ (акт камеральной таможенной проверки от 29.03.2021 N 10100000/210/210721/А000028 (далее-Акт).
В ходе таможенной проверки Управлением установлено, что Общество в нарушение требований пункта 3 статьи 40 ТК ЕАЭС заявило при таможенном декларировании товаров сведения о дополнительных начислениях к цене товара, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС, на основании документально неподтвержденной информации (описание выявленных фактов, свидетельствующих о нарушениях международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании изложены в Акте).
Таможенная проверка проведена в соответствии со статьями 331, 332 ТК ЕАЭС, статьей 228 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Федеральный закон).
При проведении проверки Управлением соблюдены права Общества, предусмотренные статьей 336 ТК ЕАЭС. По результатам камеральной таможенной проверки Управлением принято 97 решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
Вместе с тем, при определении таможенной стоимости товаров подлежащие включению в её структуру расходы на перевозку (транспортировку) товаров подлежат указанию в графе 17 ДТС (пункт 22 Порядка, утверждённого Решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376, а с 01.07.2019 - пункт 29 Порядка, утверждённого Решением Коллегии ЕЭК от 16.10.2018 N 160) в части: наименования места (географического пункта) прибытия товаров на таможенную территорию Союза либо места назначения товара на таможенной территории Союза, расходы до которого в соответствии с условиями поставки оплачиваются покупателем отдельно; величины расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза или до иного места, определённого ЕЭК.
Как указано в Решениях, проверяемые Товары ввезены Обществом на условиях поставки EXW и FCA.
При таможенном декларировании Товаров в ДТ Обществом в графе 17 ДТС заявлены суммы расходов по перевозке (транспортировке) Товаров до места их прибытия на таможенную территорию Союза на основании соответствующих договоров транспортной экспедиции, заключённых Обществом и транспортно-экспедиторскими организациями: Договора транспортной экспедиции от 15.02.2012 N ТГЛ20120215 с ООО "Трансгрупплогистик" (РБ, УНП 190682551, далее - Договор N ГГЛ20120215). Договора транспортной экспедиции от 01.08.0215 N 15-010815/04К с ООО "Крафттранс Атлас" (ИНН 7718877464, далее - Договор N 15-010815/04К).
Договора об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в международном сообщении от 23.05.2014 N 7696 с ЗАО "Рустранс-Спедишн" (ИНН 7729500163, далее - Договор N 7696). Договоров транспортной экспедиции от 21.09.2011 N TLC/m006. от 10.01.2012 N TLC/m022 с ООО "Теле Логистик" (ИНН 7733767307, далее - Договоры NN TLC/m006, TLC/m022).
Договора транспортной экспедиции от 01.12.2017 N 1446/17 с ООО "Саба Тренд" (ИНН 7722545126, далее - ДоговорN 1446/17).
При проведении таможенной проверки, а в дальнейшем при принятии Решений таможенный орган пришёл к выводу о заявлении Обществом в графе 17 проверяемых ДТ недостоверных сведений о расходах по доставке Товаров.
Указанные обстоятельства, послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
Во всех перечисленных договорах транспортно-экспедиторского обслуживания установлена обязанность экспедитора за вознаграждение и за счёт Общества организовывать выполнение определённых договором услуг, связанных с перевозкой груза Общества на основании заявок на перевозку груза и экспедиторских услуг.
Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счёт Клиента заключать от своего имени договоры перевозки, выполнения дополнительных услуг.
Заявка Клиента, является неотъемлемой частью договора, указывается ставка в у.е., в валюте евро, которая включает в себя вознаграждение Экспедитора и суммы расходов, произведённых при организации конкретной перевозки.
Экспедиторское вознаграждение является разницей между стоимостью услуг, согласованной сторонами в транспортном заказе, и расходами Экспедитора, понесёнными с целью исполнения договора.
Оплата производится на основании соответствующих счетов Экспедитора с перечислением перевозок, включая регистрационные номера автотранспортных средств и направления перевозок.
Вознаграждение экспедитора определяется как сумма, полученная от Клиента за оказываемые ему транспортно-экспедиционные услуги, за вычетом средств, перечисленных (подлежащих перечислению) субподрядчикам (перевозчикам, экспедиторам и иным третьим лицам), связанным с выполнением обязанностей Экспедитора по настоящему договору.
Ставка включает в себя вознаграждение Экспедитора за оказываемые Клиенту услуги.
При таможенном декларировании Товаров Обществом представлялись в форме электронных документов счет-фактуры, выставленные экспедиторами в рамках соответствующих договоров.
В решениях таможенный орган указывает, что по структуре затрат указанные счет-фактуры содержат разбивку на две составные части (до и после места прибытия на территорию Союза) маршрута и стоимости услуг, вознаграждение экспедитора за организацию доставки отдельной строкой в счет-фактурах, инвойсах не выделено.
Для целей определения стоимости перевозки до и после границы Союза экспедиторы высчитывают расстояние от места загрузки до границы и от границы до места выгрузки.
Полученная сумма, которая зафиксирована в заявке экспедитору, в процентном соотношении делится на количество километров.
Итого получается сумма до границы и после, в зависимости от километража.
Акты выполненных работ, подписанные Обществом и экспедиторами, содержат единый маршрут от места погрузки на иностранной территории до места выгрузки на территории Союза и, соответственно, единую стоимость услуг, оказанных экспедиторами (разбивка на составные части маршрута и стоимости доставки в актах отсутствует).
При проведении таможенной проверки Центральным таможенным управлением было установлено, что экспедиторами для доставки Товаров привлекались третьи лица -перевозчики.
Указанные обстоятельства по мнению таможенного органа свидетельствуют о том, что представленные Обществом при таможенном декларировании Товаров и при проведении таможенной проверки счета и акты выполненных работ экспедиторов подтверждают факты оказания экспедитором посреднических услуг по организации доставки товаров и, как следствие, не подтверждают фактически понесённые расходы по непосредственно перевозке (транспортировке) товаров в части структуры данных расходов.
Однако, при проведении таможенной проверки от фактических перевозчиков были получены договоры, инвойсы (счета, счет-фактуры), банковские платёжные документы, по результатам анализа которых установлено, что указанными договорами не предусмотрена система тарификации перевозок, счета за перевозки выставлены единой суммой по маршруту перевозки от места погрузки товаров на иностранной территории до места выгрузки на территории Союза, какую-либо разбивку маршрута перевозки и стоимости перевозки на отдельные части не содержат.
Исходя из анализа счет-фактур, выставленных экспедиторами и представленных Обществом при таможенном декларировании Товаров, таможенным органом установлено что транспортно-экспедиционные услуги структурированы по трём составляющим частям: транспортно- экспедиционные расходы до таможенной границы Союза, транспортно-экспедиционные расходы по маршруту от таможенной границы Союза до определённого места на территории Союза, экспедиторское вознаграждение.
Выделение стоимости перевозки товаров до границы Союза производилось с учётом километража маршрута, стоимости топлива на момент транспортировки и стоимости дорожных оплат и сборов по маршруту следования транспортного средства.
Указанные обстоятельства по мнению таможенного органа свидетельствуют о том, что представленные Обществом при таможенном декларировании Товаров и при проведении таможенной проверки счета и акты выполненных работ экспедитора подтверждают факты оказания экспедитором посреднических услуг по организации доставки товаров и, как следствие, не подтверждают фактически понесённые расходы по непосредственно перевозке (транспортировке) товаров в части структуры данных расходов.
Следовательно, как полагает таможенный орган, Общество в нарушение пунктов 9,10 статьи 38, пункта 3 статьи 40 ТК Союза при таможенном декларировании товаров в 97 ДТ заявило сведения о дополнительных начислениях к цене товара, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 40 ТК Союза, на основании документально неподтверждённой информации, что привело к занижению таможенной стоимости Товаров и, соответственно, к неверному исчислению таможенных пошлин, налогов.
Согласно положениям пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 ТК Союза выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом.
Единственным признаком недостоверности сведений согласно Решениям является факт отсутствия разбивки стоимости международной перевозки до пункта пропуска на границе Союза в: -актах выполненных работ экспедиторов, полученным от Общества в ответ на запрос Центрального Таможенного Управления; -счетах за выполненные перевозки от перевозчиков к Экспедиторам, полученным от Экспедиторов и перевозчиков в ответ на запросы Центрального Таможенного Управления.
Вместе с тем в оспариваемых решениях отсутствует информация о сведениях, подтверждающих выводы о заявлении Обществом недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров и об обстоятельствах, влияющих на таможенную стоимость товаров.
Таможенный орган принимая решения не обосновал выводы об обязанности предоставления Декларантом актов выполненных работ с разбивкой на участки до границы Союза и после, равно как не обосновал обязанности предоставления счетфактур, выставленных Белорусской стороной.
Кроме того, таможенный орган не указал каким образом, в соответствии с требованиями закона, должна была быть подтверждена стоимость перевозки, каких документов было бы достаточно для подтверждения структуры таможенной стоимости в части дополнительных начислений в виде расходов на транспортировку.
Помимо этого, Центральным таможенным управлением фактически устанавливается ограничение на возможность использования Декларантом в качестве подтверждения заявляемых сведений о величине транспортных расходов счетов от перевозчиков, выставляемых Экспедиторам, при условии, что все они составлены с соблюдением требований норм российского налогового законодательства, и в рамках установленных договорно-правовых отношений Декларанта с Экспедиторами.
В ходе проверки не были рассмотрены и учтены документальные доказательства, которые Общество представляло в ответ на запросы Центрального таможенного управления, а именно:
-Пояснения о том, что стоимость экспедиторских услуг определена договорами транспортной экспедиции.
Стоимость устанавливается в заявках в отношении каждой перевозки товаров, то есть в каждом экспедиторском договоре содержится количественно определённая сумма расходов на каждую перевозку согласно маршруту, указанному в договоре транспортной экспедиции;
-Пояснения Общества, что экспедиторы-резиденты Республики Беларусь не направляют и не могут направить в адрес Общества счета-фактуры, так как указанный документ не предусмотрен законодательством Республики Беларусь и не является обязательным согласно законодательству Российской Федерации.
Отсутствие данного документа у Общества соответствует коммерческой практике и обычаям делового оборота в сфере международных грузоперевозок, одной из сторон которой является экспедитор -резидент Республики Беларусь;
-Пояснения Общества, подтверждённые бухгалтерскими документами, о порядке оплаты дополнительных расходов на экспедиторские услуги, которые могут возникнуть у перевозчика на таможенной территории Союза.
Все дополнительные расходы, например, простои автотранспорта на складах временного хранения или при разгрузке на складе получателя оплачиваются на основании отдельных счетов Экспедиторов.
Данные расходы не могут быть включены в ставку за перевозку грузов, предусмотренную пп. 3.1 договоров транспортной экспедиции;
-Пояснения Общества о порядке расчёта стоимости транспортировки грузов до пунктов пропуска, расположенных на таможенной границе Таможенного Союза и после границы;
-Представленные Обществом по запросу ЦТУ бухгалтерские документы о принятии ввозимых товаров на учёт.
Относительно незаконности требований таможенного органа о предоставлении счетов-фактур от резидентов Республики Беларусь, а также актов выполненных работ с разбивкой услуг по транспортировке оказанных до границы Союза и после границы до места назначения на территории Российской Федерации суд отмечает, что с 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
В соответствии со ст. 72 Договора взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном Приложением N 18 к Договору ("Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг", далее -Протокол).
При этом применявшийся ранее в Таможенном союзе порядок определения места реализации услуг сохранился без изменений и применяется аналогичным образом в условиях вступившего в силу Договора о Евразийском экономическом союзе Согласно пункту 28 раздела IV Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляют в государстве - члене Евразийского экономического союза (далее - государство-член ЕАЭС), территория которого признается местом реализации работ, услуг.
При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с законодательством государства- члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ.
Местом реализации работ, услуг признают территорию государства - члена ЕАЭС, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства, если иное не предусмотрено подпунктами 1 - 4 пункта 29 раздела IV Протокола При этом указанными подпунктами не предусмотрены какие-либо особенности в определении места реализации транспортных услуг.
При реализации услуг по международной перевозке товаров в соответствии с пп. 2.1. п. 1 ст. 164 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрено применение ставки 0 процентов по НДС.
При этом под международной перевозкой для целей Налогового Кодекса Российской Федерации понимается перевозка в том числе автотранспортными средствами, при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
В акте КТП таможенный орган указывает на неделимость данной перевозки от пункта отправки за пределами Российской Федерации до места назначении на территории Российской Федерации.
Таким образом, требование таможенного органа о необходимости разделения счетов-фактур и актов выполненных работ, выставляемых непосредственными исполнителями международной перевозки прямо противоречит требованиям, Налогового кодекса Российской Федерации, Договора о Евразийском экономическом союзе.
Заявитель не может обладать такими документами не только в силу сложившейся коммерческой практики, но и в силу требований международного и национального законодательства.
Правила определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, установлены главой 5 ТК Союза и правовыми актами Евразийской экономической комиссии, принятыми в соответствии с пунктом 17 статьи 38 ТК Союза для обеспечения единообразного применения положений данной главы.
Указанные правила применяются с учётом принципов и правил, установленных статьёй VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее - ГАТТ 1994) и Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 года (пункт 1 статьи 38 ТК Союза).
Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная ТК Союза и основанная на статье VII ГАТТ 1994 года, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки.
При этом основой для оценки товаров в таможенных целях должна быть в максимально возможной степени цена сделки оцениваемых товаров (пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", далее - "Постановление 49").
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 40 ТК Союза при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляется ряд дополнительных начислений, в том числе расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза.
При таможенном оформлении до выпуска Общество представило в таможенный орган достаточные документы в подтверждение таможенной стоимости, включая расходы на перевозку.
Эти документы содержат сведения о стоимости транспортных услуг как по доставке груза по территории Союза, так и сведения о стоимости услуг по доставке груза вне территории Союза.
В отношении расходов на экспедиционные услуги, включённых Декларантом в состав расходов по перевозке, таможенный орган руководствовался положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 40 ТК Союза.
Вместе с тем Центральной таможенное управление не обосновало критерии, по которым отнесло вознаграждение за оказание транспортно-экспедиторских услуг к упомянутому в названной норме вознаграждению посредникам (агентам) и брокерам, и не опровергло доводы заявителя о том, что вознаграждение за организацию перевозки (транспортно-экспедиторские услуги) следует рассматривать как часть расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров.
Недостоверность указанных в счетах-фактуры сведений о стоимости транспортных услуг по доставке груза на территории Союза не выявлена таможенным органом на этапе таможенного контроля (соответствующие выводы в оспариваемых решениях отсутствуют), не установлена Центральным таможенным управлением и не подтверждается полученными таможенным органом письмами перевозчиков (которые лишь сообщили, что они не производили разделение расходов по стоимости доставки до места прибытия на территорию Союза и по таможенной территории Союза).
В рассматриваемом случае тот факт, что компания-экспедитор самостоятельно распределила расходы по перевозке, сам по себе о недостоверности заявленных сумм либо их произвольном заявлении не свидетельствует.
Такое распределение произведено экспедитором на основании тарифов, установленных на перевозку из расчёта протяжённости маршрута по спорным транспортно- экспедиторским договорам.
Таможенный орган, в свою очередь, документально не подтвердил, что не вошедшие в структуру таможенной стоимости суммы не соответствуют стоимости доставки товара по территории Союза, в том числе, при заключении транспортно-экспедиторских договоров, договоров перевозки на обычных условиях.
Непредставление при таможенном оформлении документов, перечисленных в Перечне Решения Комиссии Таможенной комиссии N 376 от 20.09.2010 (ред. от 27.03.2018) (договора по перевозке (транспортной экспедиции), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров; счет-фактуры (инвойса) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров; банковских документов, а также другие платёжные документы, отражающие стоимость товара), не лишает декларанта в силу положений статьи 108 ТК Союза, а также пункта 8 "Положения об особенностях проведения контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" (утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42; далее - Положение N 42), права подтвердить заявленные сведения иными документами, что прямо указано в Перечне Решения N 376.
В п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 разъяснено, что непредставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Таможенный орган не меняет избранный Декларантом метод определения таможенной стоимости, а лишь производит дополнительные начисления к заявленной таможенной стоимости в части расходов на транспортировку на основании документов представленных самим же Декларантом тем самым подтверждая их достоверность.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК Союза таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза при условии, что эти расходы выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально.
Таможенное законодательство не содержит заранее установленного (ограниченного) перечня документов, которые представляются при декларировании для целей подтверждения соблюдения условий подпункта 2 пункта 2 статьи 40 Таможенного кодекса.
Исходя из пункта 1 статьи 38 Таможенного кодекса и преамбулы Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 года, предъявляемые к декларанту требования по подтверждению таможенной стоимости должны быть совместимы с коммерческой практикой - от декларанта допустимо требовать предоставление документов, которые доступны для получения в условиях внешнеторгового оборота (пункт 12 Постановления 49).
Таким образом, соблюдение условий для вычета расходов на перевозку (транспортировку), обозначенных в подпункте 2 пункта 2 статьи 40 Таможенного кодекса, может подтверждаться различными доказательствами в зависимости от особенностей условий договоров, избранных поставщиком средств перевозки (транспортировки) товаров.
Согласно положениям пп 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (информация указана на стр. 27 Акта) оказываемые при организации международной перевозки товаров услуги (при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами территории Российской Федерации) признаются неделимыми для целей налогообложения НДС по ставке 0%.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции", определено, что лицом, отвечающим перед фактическим перевозчиком за оплату перевозки, является лицо, заключившее договор перевозки.
Если договор перевозки заключён экспедитором от своего имени, перевозчик не вправе требовать провозную плату с клиента экспедитора (пункт 3 статьи 308 ГК России).
Как было указано выше, таможенный орган произведя дополнительные начисления к расходам, связанным с транспортировкой товара на основании документов представленных самим же Декларантом фактически подтвердил их достоверность, но фактически лишил Общество установленного законом права на вычеты и таможенной стоимости расходов на транспортировку товаров по территории Союза.
Общество в подтверждение правомерности произведённых дополнительных начислений к стоимости сделки в части расходов на транспортировку до границы Союза представило в таможенный орган все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, содержащие необходимые сведения.
Таможенный орган, в свою очередь не опроверг достоверность сведений, содержащихся в указанных документах, а напротив подтвердил её.
Более того, в 97 Решениях, поименованных в Перечне, Центральным таможенным управлением указаны требования о порядке заполнения документов, которые не установлены ни российским, ни международным законодательством и противоречат коммерческой практике.
Дополнительно необходимо отметить, что при проведении КТП, а также при принятии 97 Решений, таможенным органом не учтена позиция относительно подтверждения транспортных расходов, изложенная в письме Министерства финансов Российской Федерации от 22.11.2018 N 01-02-01/03-84284.
Между тем, расходы на перевозку товаров по таможенной территории могут быть подтверждены не только документами, прямо поименованными в Порядке декларирования таможенной стоимости товаров, утверждённом Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, но и иными документами, в том числе полученными декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к экспедированию ввозимых товаров.
Таможенный орган не доказал, что представленные в подтверждение транспортных расходов счета за транспортно-экспедиционные услуги, в соответствии с заявками, к заключённым Обществом договорами содержат недостоверную информацию о стоимости перевозки товара по территории Союза.
При этом непредставление декларантом дополнительных документов, при наличии объективных препятствий для их получения, не может служить основанием для принятия таможенным органом решений, которыми скорректируется таможенная стоимость товаров.
Необоснованно посчитал, что транспортно-экспедиторские услуги относятся к услугам посредников и подлежат исключению из услуг, упомянутых в подпункте 2 пункта 2 статьи 40 ТК Союза, тогда как по смыслу таможенного законодательства расходы на организацию перевозки следует относить к расходам по перевозке (транспортировке) товаров.
Так же таможенный орган ошибочно посчитал, что в отсутствие в документах перевозчиков стоимости транспортировки товаров по территории Союза не включенных декларантом в структуру таможенной стоимости нельзя признать подтверждением отсутствия таких расходов, в связи с чем увеличил таможенную стоимость на указанную величину.
Указанные соотносятся с выводами судебной коллегии, изложенной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 01.04.2021 N 303-ЭС20-21700 по делу N А51-18634/2019.
Согласно позиции Верховного суда определение таможенной стоимости должно основываться на критериях, совместимых с коммерческой практикой, обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота.
В случае если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу, непредставление указанных документов не может являться единственным основанием для перерасчёта таможенной стоимости товара.
В соответствии с требованиями, установленными пунктами 9 - 10, 13 статьи 38 ТК Союза, таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к её определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтверждённой информации.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований ТК Союза следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза").
Таможенным органом в ходе проведения КТП и при принятии 97 Решений согласно Перечню, установлено, что в подтверждение таможенной стоимости товаров Декларантом были представлены счета-фактуры экспедитора, в которых стоимость перевозки до и после прибытия товаров на таможенную территорию Союза выделена отдельно.
Обязанность Экспедитора по представлению покупателю иных документов экспедиторские договоры не содержат.
В свою очередь, каких-либо доказательств, опровергающих соответствие действительности заявленных Обществом сведений о расходах на перевозку (транспортировку) товаров, а также относимость этих расходов к задекларированным товарам, таможенным органом при проведении КТП и при принятии 97 Решений согласно Перечню, не представлено.
При таких обстоятельствах сделанный окончательный расчёт таможенной стоимости товаров на основе стоимости сделки с ввозимыми товарами без вычета расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Союза привёл к произвольному определению таможенной стоимости поставленных товаров, что не отвечает принципам и правилам определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, установленным статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994, а также главой 5 ТК Союза, правовыми актами Евразийской экономической комиссии.
В связи с чем, сделанный таможенным органом вывод не соответствует положениям таможенного законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку декларант представил счета-фактуры экспедитора, в которых выделена стоимость транспортных услуг по доставке груза на территории Российской Федерации, а также информацию о тарифах на перевозку, подтвердил невозможность представления договора и счетов-фактур на транспортировку груза, при этом таможенным органом, проводившим камеральную таможенную проверку, не установлена недостоверность представленных Обществом сведений, подтверждающих обоснованность применённого им метода.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.09.2022 по делу N А40-86591/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-86591/2022
Истец: ООО "ГЕА ФАРМ ТЕХНОЛОДЖИЗ РУС"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ