город Москва |
|
28 ноября 2022 г. |
дело N А40-106278/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.11.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - Общероссийское отраслевое объединение работодателей "национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.09.2022 по делу N А40-106278/22
по заявлению Союза "Саморегулируемая организация "Первая гильдия строителей"
к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
третье лицо: Ассоциация "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство"
о признании недействительным приказа;
при участии:
от заявителя - Горбачева М.И. по доверенности от 26.05.2022, Демура Д.А. по доверенности от 06.07.2022;
от заинтересованного лица - Бахмутов С.В. по доверенности от 21.12.2021;
от третьего лица - Тверетин А.Р. по доверенности от 01.03.2022;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.09.2022 признан недействительным приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.05.2022 N СП-3 и на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Союза "Саморегулируемая организация "Первая гильдия строителей" возложена обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке.
В качестве третьего лица в деле участвует Ассоциация "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство".
Административный орган и третье лицо, не согласившись с принятым решением, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Через канцелярию суда от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, который приобщен к материалам дела.
Из материалов дела следует, что в связи с поступлением в Ростехнадзор обращения заместителя руководителя генерального директора ООО "Комбинат "Гостарк" от 20.01.2022 N 23 Северо-Западным управлением Ростехнадзора в соответствии с поручением центрального аппарата Ростехнадзора в период с 04.02.2022 по 17.02.2022 в отношении Союза проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой установлено следующее.
Согласно протоколу общего собрания членов Союза от 24.08.2017 N 03- ОСЧ/24082017 для размещения средств компенсационных фондов Союза выбрано ПАО "Промсвязьбанк".
На общем собрании членов Союза 12.11.2021, протокол N ОЗОСЧ/12112021, вновь рассмотрен вопрос о выборе кредитных организаций для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.
Председательствующим (генеральный директор Союза) предложено выбрать для размещения средств АО "Альфа-Банк" и АО "Московский индустриальный банк".
Из 82 участвующих в собрании членов Союза 1 член Союза поддержал предложение, 81 - проголосовали против, 0 - воздержались.
В соответствии с представленными Союзом к проверке выписками о движении средств компенсационных фондов на специальных банковских счетах ПАО "Промсвязьбанк" остаток по специальному банковскому счету N 40703810006000000378, открытому для размещения денежных средств компенсационного фонда возмещения вреда, за период с 28.10.2016 по 04.02.2022 составляет 127.867.528, 27 руб., остаток по специальному банковскому счету N 40703810006000000433, открытому для размещения денежных средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, за период с 05.12.2016 по 04.02.2022 составляет 39.913.287, 68 руб.
Согласно указанным выпискам из ПАО "Промсвязьбанк", представленным Союзом, переводов денежных средств в иные кредитные организации не осуществлялось.
Ответчиком установлено, что в соответствии с представленными ПАО "Промсвязьбанк" по запросу Северо-Западного управления Ростехнадзора выписками о движении средств компенсационных фондов, остаток по специальному банковскому счету N 40703810006000000378, открытому для размещения денежных средств компенсационного фонда возмещения вреда, за период с 28.10.2016 по 09.02.2022 составляет 2.897.528, 27 руб., остаток по специальному банковскому счету N 40703810006000000433, открытому для размещения денежных средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, за период с 05.12.2016 по 09.02.2022 составляет 1.113.287, 68 руб.
23.11.2021, в нарушение пункта 8.2.6 Устава Союза, утвержденного решением общего собрания членов 06.03.2019, протокол N 01-ОСЧ/06032019, пункта 2.2.6 Положения об общем собрании членов, утвержденного решением общего собрания членов Союза 16.05.2017, протокол N 02-ОСЧ/16052017, а также принятого общим собранием членов Союза решения (протокол от 12.11.2021 N 03-ОСЧ/12112021) осуществлены переводы денежных средств в АО "Московский Индустриальный банк" на счет N 40703810800990000069 в сумме 125.170.000 руб., назначение платежа - перевод средств компенсационного фонда возмещения вреда на специальный банковский счет организации для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на счет N 40703810800990000068 в сумме 38.800.000 руб., назначение платежа перевод средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на специальный банковский счет организации для размещения средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
29.11.2021 денежные средства компенсационных фондов, размещенные на специальных банковских счетах в АО "Московский Индустриальный банк", переведены в ООО "ИК "Статус Финанс" с назначением платежей "перевод денежных средств на пополнение брокерского счета по договору N СФ/ДУ-71 от 26.11.2021" в сумме 162.970.000 руб., в том числе средства компенсационного фонда возмещения вреда в сумме 124.670.000 руб., средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в сумме 38.300.000 руб.
В связи с чем, административный орган пришел к выводу, что Союзом допущены нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях, которые в соответствии с ч. 5 ст. 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по мнению административного органа, являются основанием для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, а именно представление в Ростехнадзор недостоверных сведений о движении средств компенсационных фондов Союза, неисполнение Союзом требований ст. ст. 55.16-1 названного Кодекса, несоблюдение требований, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.
По результатам проведенной проверки Союза Северо-Западным управлением Ростехнадзора выдано предписание от 17.02.2022 N 05-68-262/ПР об устранении нарушений.
Информация о предоставлении Союзом документов с искаженными сведениями направлена Ростехнадзором в правоохранительные органы для принятия решения по компетенции (письмо от 15.03.2022 N 09-00-04/1658).
В судебном заседании представителем ответчика указано на то, что предоставление саморегулируемой организацией недостоверных сведений, нарушением требований ст. 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в соответствии с подп. 6 ч. 5 ст. 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации является самостоятельными основаниями для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра Ростехнадзор проинформировал Ассоциацию "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" о выявленных нарушениях.
Из фактических обстоятельств дела следует, что третьим лицом самостоятельно осуществлен мониторинг деятельности Союза на предмет соблюдения действующего законодательства о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях, по итогам которого установлено, что Союзом допущены нарушения, предусмотренные п. п. 1, 3 ч. 5 ст. 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно неисполнение Союзом требований ст. 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, несоблюдение требований, предусмотренных внутренними документами, утвержденными в соответствии со ст. 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в адрес Союза направлено уведомление о выявленных нарушениях от 23.03.2022 N 04-01/2-841/22.
В связи с заключением третьего лица, а также в связи с предоставлением недостоверных сведений, 13.05.2022, Ростехнадзором вынесен приказ N СП-3 об исключении сведений о Союзе из реестра саморегулируемых организаций.
Полагая приказ неправомерными и нарушающими права и законные интересы Союза, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ч. 6 ст. 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации исключение сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется на основании решения об исключении сведений о такой саморегулируемой организации из указанного государственного реестра, принятого органом надзора в соответствии с ч. 12 ст. 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или в судебном порядке в соответствии с ч. 13 ст. 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Ликвидация некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, осуществляется только после исключения сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций и зачисления в порядке и в срок, которые установлены ч. 14 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, средств ее компенсационного фонда (компенсационных фондов) на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация (ч. 7 ст. 55.2 ГрК РФ).
Пунктом 7 ч. 8 ст. 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации к основным функциям национальных объединений саморегулируемых организаций отнесено, в частности, подготовка и утверждение заключений о возможности исключения сведений о саморегулируемых организациях из государственного реестра саморегулируемых организаций, заключений об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемых организациях из государственного реестра саморегулируемых организаций.
В силу ч. 8.1 указанной статьи для осуществления своих функций национальные объединения саморегулируемых организаций вправе направлять саморегулируемым организациям обязательные к исполнению запросы и уведомления.
В соответствии с ч. 10 ст. 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае выявления Национальным объединением саморегулируемых организаций нарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами и допущенного саморегулируемой организацией, Национальное объединение направляет в такую саморегулируемую организацию обязательное к исполнению уведомление о выявленных нарушениях, содержащее предложение об их устранении в указанные в данном уведомлении сроки, а также направляет уведомление и копии документов, подтверждающих допущенное нарушение, в орган надзора за саморегулируемыми организациями.
В случае неисполнения саморегулируемой организацией содержащегося в предусмотренном ч. 10 настоящей статьи уведомлении предложения об устранении нарушения, установленного ч. 5 ст. 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, соответствующее Национальное объединение утверждает заключение о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций и направляет указанное заключение в орган надзора за саморегулируемыми организациями не позднее чем через пять рабочих дней со дня утверждения указанного заключения (ч. 11 ст. 55.20 Кодекса).
Согласно ч. 12 ст. 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации при поступлении в орган надзора за саморегулируемыми организациями заключения соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, подготовленного в соответствии с ч. 11 настоящей статьи или ч. 11 ст. 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган надзора в течение тридцати дней со дня поступления указанного заключения вправе принять во внесудебном порядке решение об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Таким образом, нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность исключения саморегулируемой организации из государственного реестра на основании одного лишь заключения третьего лица.
В настоящем случае основанием для исключения организации из государственного реестра саморегулируемых организаций явилось именно решение третьего лица, а также предоставление заявителем недостоверных сведений в отношении компенсационного фонда.
Из фактических обстоятельств дела следует, что согласно протоколу заседания Совета Ассоциации (Национальное объединение строителей" N 188 от 12.04.2022 по вопросу N 7 повестки дня было принято решение "Об утверждении заключения о возможности исключения сведений о Союзе "Саморегулируемая организация "Первая Гильдия Строителей" (СРО-С-140-23122009) из государственного реестра саморегулируемых организаций".
На основании указанного решения и утвержденного им заключения Ростехнадзор приказом от 13.05.2022 N СП-3 исключены сведения о Союзе "Саморегулируемая организация "Первая Гильдия Строителей" (СРО-С-140-23122009) из государственного реестра саморегулируемых организаций. Распоряжением Ростехнадзора N 05-68/Рк от 01.02.2022 принято решение провести внеплановую проверку в отношении Союза "СРО "ПГС".
Согласно письму N 240-1736 от 17.02.2022, Ростехнадзором направлены в адрес Союза "СРО "ПГС" акт проверки от 17.02.2022 N 05-68-503/А и предписание об устранении выявленных нарушений от 17.02.2022 N 05-68-262/ПР.
Согласно акту проверки от 17.02.2022 N 05-68-503/А установлено -формирование компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств осуществляется в соответствии со ст. ст. 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, размещение - в соответствии со ст. 55.16-1 Кодекса.
Согласно протоколу Общего собрания членов Союза от 24.08.2017 N 03- ОС/24082017 для размещения средств компенсационных фондов Союза выбрано ПАО "Промсвязьбанк".
Согласно выписке, представленной Союзом, о движении средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, размещенных на специальном банковском счете (специальных банковских счетах), а также об остатках средств на специальном банковском счете (специальных банковских счетах) Санкт-Петербургский филиал ПАО "Промсвязьбанк" по специальному банковскому счету N 40703810006000000378, за период с 28.10.2016 по 04.02.2022 остаток по счету составляет 127.867.528, 27 руб.
Согласно выписке, предоставленной Союзом, о движении средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, размещенных на специальном банковском счете (специальных банковских счетах), а также об остатках средств на специальном банковском счете (специальных банковских счетах) Cт-Петербургский ф-л ПАО "Промсвязьбанк" по специальному банковскому счету N 40703810006000000433 за период с 05.12.2016 по 04.02.2022 остаток по счету составляет 39.913.287, 68 руб.
В соответствии с выпиской, предоставленной по запросу Северо-Западного управления ПАО "Промсвязьбанк", о движении средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, размещенных на специальном банковском счете (специальных банковских счетах), а также об остатках средств на специальном банковском счете (специальных банковских счетах) Санкт-Петербургский филиал ПАО "Промсвязьбанк" по специальному банковскому счету N 40703810006000000378 за период с 28.10.2016 по 09.02.2022 остаток по счету составляет 2.897.528, 27 руб.
Согласно указанной выписке 23.11.2021 в нарушение принятого общим собранием членов Союза СРО "ПГС" решения (протокол от 12.11.2021 N ОЗОСЧ/12112021), осуществлен перевод денежных средств в АО "Московский Индустриальный Банк" на счет N 40703810800990000069 в сумме 125.170.000 руб., назначение платежа - перевод средств компенсационного фонда возмещения вреда на специальный счет организации для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Также в соответствии с выпиской, предоставленной по запросу Северо-Западного управления ПАО "Промсвязьбанк", о движении средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, размещенных на специальном банковском счете (специальных банковских счетах), а также об остатках средств на специальном банковском счете (специальных банковских счетах) Cанкт-Петербургский филиал ПАО "Промсвязьбанк" по специальному банковскому счету N 40703810006000000433, за период с 05.12.2016 по 09.02.2022 остаток по счету составляет 1.113.287, 68 руб.
Согласно указанной выписке 23.11.2021 в нарушение принятого общим собранием членов Союза СРО "ПГС" решения (протокол от 12.11.2021 N ОЗОСЧ/12112021), осуществлен перевод денежных средств в АО "Московский Индустриальный Банк" на счет N 40703810500990000068 в сумме 38.800.000 руб., назначение платежа - перевод средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на специальный счет организации для размещения средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при проведении внеплановой проверки, согласно акту проверки от 17.02.2022 N 05-68-503/А выявлено нарушение Союзом СРО "ПГС" положений ч. 5.1. ст. 55.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в нарушение принятого общим собранием членов Союза СРО "ПГС" решения (протокол от 12.11.2021 N ОЗ-ОСЧ/12112021) размещены в АО "Московский Индустриальный Банк" вместо ПАО "Промсвязьбанк".
Согласно предписанию N 05-68-262/ПР об устранении выявленных нарушений от 17.02.2022 Союзу СРО "ПГС" предписано устранить выявленное нарушение путем перечисления всех средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств со счетов АО "Московский Индустриальный Банк" на специальные счета ПАО "Промсвязьбанк", срок устранения нарушений до 16.04.2022.
12.04.2022 состоялось заседание Совета НОСТРОЙ, на котором принято решение об утверждении заключения о возможности исключения сведений о Союзе "Саморегулируемая организация "Первая Гильдия Строителей" из реестра саморегулируемых организаций (вопрос N 7 повестки дня).
В соответствии с ч. 12 ст. 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации при поступлении в орган надзора за саморегулируемыми организациями заключения соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, подготовленного в соответствии с ч. 11 указанной статьи или ч. 11 ст. 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган надзора за саморегулируемыми организациями в течение тридцати дней со дня поступления указанного заключения вправе принять во внесудебном порядке решение об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
На основании заключения Ростехнадзором 13.05.2022 издан приказ СП-3 об исключении сведений об СРО из реестра саморегулируемых организаций.
Факт издания приказа доведен до СРО уведомлением N 00-07-05/54 от 16.05.2022.
Согласно ч. 9 ст. 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при выявлении нарушений, указанных в ч. 5 ст. 55.2 Кодекса, орган надзора за саморегулируемыми организациями выдает предписание об устранении выявленных нарушения.
Согласно ч. 10 ст. 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае неисполнения предписания в установленный им срок орган надзора в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня истечения установленного срока вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций в целях получения заключения о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций или об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
В силу ч. 11 ст. 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации национальное объединение саморегулируемых организаций утверждает заключение о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций или об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, которое направляется в Ростехнадзор.
Из материалов дела следует, что 15.03.2022 в адрес СРО направлено уведомление N 04-01-841/22 о выявленных нарушениях, в котором указанно на наличие нарушений - п. 3 ч. 5 ст. 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: несоблюдение Союзом требований, предусмотренных его документами, утвержденными в соответствии со ст. 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации; Союзом допущено нарушение, предусмотренное п. 1 ч. 5 ст. 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно - неисполнение Союзом требования, предусмотренного ст. 55.16 Кодекса.
Согласно указанному уведомлению нарушения должны быть устранены до 14.04.2022.
23.03.2022 в адрес СРО поступило уведомление N 04-01/2-894/22 о выявленных нарушениях.
В указанном уведомлении указан перечень нарушений, среди которых ранее выявленные, Ростехнадзором и выявленные третьим лицом (отраженные в уведомлении 04-01/2-841/22).
Согласно уведомлению 04-01/2-841/22 нарушения должны быть устранены до 10.04.2022.
Согласно ч. 10 ст. 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае выявления Национальным объединением саморегулируемых организаций нарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 55.2 Кодекса, другими федеральными законами и допущенного саморегулируемой организацией, Национальное объединение саморегулируемых организаций направляет в такую саморегулируемую организацию обязательное к исполнению уведомление о выявленных нарушениях, содержащее предложение об их устранении в указанные в данном уведомлении сроки, а также направляет уведомление и копии документов, подтверждающих допущенное нарушение, в орган надзора за саморегулируемыми организациями.
Согласно ч. 11 ст. 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае неисполнения саморегулируемой организацией содержащегося в предусмотренном ч. 10 настоящей статьи уведомлении предложения об устранении нарушения, установленного ч. 5 ст. 55.2 Кодекса, соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций утверждает заключение о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций и направляет указанное заключение на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного Национальным объединением саморегулируемых организаций с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в орган надзора за саморегулируемыми организациями не позднее чем через 5 (пять) рабочих дней со дня утверждения указанного заключения.
Заявителем направлены в адрес ответчика заявления о продлении сроков исполнения уведомлений.
Письмом от 18.04.2022 N 240-4582 в ответ на ходатайство Союза СРО "ПГС" от 06.04.2022 N 069 (вх. от 07.04.2022 г. N 240/12128) о продлении сроков устранения выявленных нарушений, указанных в предписании N 05-68-262/ПР от 17.02.2022, указана ссылка на п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" срок исполнения предписаний, выданных до 10.03.2022 и действующих на 10.03.2022, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства контролируемого лица".
Таким образом, срок исполнения предписания N 05- 68-262/ПР об устранении выявленных нарушений от 17.02.2022 для Союза СРО "ПГС" продлен автоматически до 15.07.2022 (на 90 календарных дней с 16.04.2022).
Оспариваемый приказ издан 13.05.2022.
Из представленных доказательств следует, что на дату исключения СРО из реестра саморегулируемых организаций устранены обстоятельства, послужившие причиной для вынесения предписания Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и последующего утверждения заключения о возможности исключения Союза из реестра саморегулируемых организаций Ассоциацией "Национальное объединение строителей" - денежные средства компенсационных фондов в полном объеме возвращены на специальные счета надлежащей банковской организации (ПАО "Промсвязьбанк").
Данные обстоятельства подтверждаются выписками со специальных счетов ПАО "Промсвязьбанк", приложенным на настоящим дополнениям, из которых следуют, что на 13.05.2022 (дата вынесения приказа Ростехнадзором об исключении Союза) денежные средства компенсационных фондов СРО в полном объеме находятся на специальных счетах.
Материалами дела установлено, что предписание Союзом исполнено.
Заявителем допущено нарушение, предусмотренное п. 3 ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: несоблюдение Союзом требований, предусмотренных его документами, утвержденными в соответствии со ст. 555 Кодекса., выразившееся в нарушение порядка оплаты взносов, в части того, что 5 членов оплатили взносы в компенсационный фонд СРО до фактической даты их принятия в СРО.
Из заключения следует, что согласно информации и документам, размещенным на официальном сайте, а также представленным Союзом копиям выписок, Союз в нарушение установленного порядка принимает решения о приеме юридических лиц в члены Союза после уплаты взносов в КФ ВВ и КФ ОДО.
Данные действия по оплате взноса производят будущие члены Союза, а не сам заявитель.
Судом установлено, что оплата компенсационного фонда произведена будущими членами СРО заблаговременно исключительно по их собственной инициативе.
Все организации, указанные в заключении НОСТРОЙ приняты в члены Союза, информация об их принятии размещена на официальном сайте НОСТРОЙ, что следует из самого заключения.
Таким образом, со стороны Союза, не имело место нарушение, предусмотренное п. 3 ч. 5 ст. 552 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: несоблюдение требований, предусмотренных его документами, на которое указывает НОСТРОЙ.
Заявителем допущено нарушение, предусмотренное п. 1 ч. 5 ст. 552 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: неисполнение Союзом требования.
При этом НОСТРОЙ ссылается на ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой не допускается уплата взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 16 ст. 55.16 и ч. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из представленных доказательств и пояснений заявителя следует, что указанные члены Союза внесли в Союз взносы по доверенности, что прямо следует из текста заключения и подтверждается, имеющейся в материалах дела банковской выпиской о движении средств компенсационного фонда Санкт-Петербургский филиал ПАО "Промсвязьбанк".
Согласно п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Согласно п. 1 ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Фактически взносы за ООО "Лакерамика" и за ООО "Радуга" внесены на банковский счет Союза уполномоченными представителя указанных организаций, действующими на основании доверенностей, а не третьими лицами, как указывает НОСТРОЙ.
Внесение взносов за ООО "Лакерамика" и за ООО "Радуга" по доверенности подтверждается назначениями платежа по операциям N 241 и N 242, содержащимся в выписке о движении средств компенсационного фонда Санкт-Петербургский филиал ПАО "Промсвязьбанк".
Исходя из положений ст. ст. 185, 182 Гражданского кодекса Российской Федерации уполномоченное лицо, действующее на основании доверенности, по отношению к представляемому члену Союза третьим лицом не является, равно как и доверенное лицо члена Союза не может рассматриваться Союзом как третье лицо, так как оно действует от имени члена Союза на основании письменного уполномочия - доверенности.
Исключение сведений об СРО из реестра саморегулируемых организаций является крайней мерой и должно быть осуществлено с неукоснительным соблюдением норм действующего законодательства.
Ответчик 27.04.2022 обладал сведениями, что денежные средства компенсационных фондов в полном объеме возвращены на специальные счета надлежащей банковской организации (ПАО "Промсвязьбанк").
О факте устранения нарушения Ростехнадзор уведомлен письмом от 27.04.2022 до даты вынесения оспариваемого приказа, к данному письму приложены выписки, содержащие достоверные сведения о движении денежных средств по счетам Союза и подтверждающие факт устранения нарушения.
Приведенная в обоснование своих доводов Ростехнадзором судебная практика по аналогичным делам не соответствует обстоятельствам настоящего спора, поскольку в данном деле судом установлено, что организацией своевременно предпринимались все зависящие от нее меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства.
Исключение сведений об организации из государственного реестра саморегулируемых организаций фактически представляет собой меру ответственности за допущенные организацией нарушения, данная мера наказания приводит к полному прекращению деятельности организации, а следовательно, подлежит применению как крайняя (исключительная) мера для достижения цели принудительного прекращения противоправной деятельности лица.
Во исполнение требований ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Ростехнадзором не предоставлено доказательств законности принятия оспариваемого приказа от 13.05.2022 N СП-3, а также обстоятельств, послуживших законным основанием для принятия указанного приказа.
Доводы апелляционных жалоб проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.09.2022 по делу N А40-106278/22 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-106278/2022
Истец: СОЮЗ "САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ПЕРВАЯ ГИЛЬДИЯ СТРОИТЕЛЕЙ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Третье лицо: АССОЦИАЦИЯ "ОБЩЕРОССИЙСКАЯ НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ОТРАСЛЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ "НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СТРОИТЕЛЬСТВО"
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3868/2023
28.11.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-75179/2022
13.09.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-106278/2022
18.07.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44357/2022