г. Москва |
|
28 ноября 2022 г. |
Дело N А41-47201/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Виткаловой Е.Н., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания Бикметова Д.Д.,
при участии в судебном заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области- Миронова С.Э., представитель по доверенности N 28ДОВ-470 от 22.12.2021, паспорт, диплом от 04.07.2003;
от ПАО "ФСК ЕЭС" в лице филиала Московское ПМЭС- представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "ФСК ЕЭС" в лице филиала Московское ПМЭС на решение Арбитражного суда Московской области от 07.09.2022 по делу N А41-47201/22 по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к ПАО "ФСК ЕЭС" в лице филиала Московское ПМЭС об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области к Публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС", общество, ответчик) с иском об обязании за свой счет в течение 30-ти (тридцати) календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу в выделе 32 квартала 112 (защитные леса, зеленые зоны) Белавинского участкового лесничества Орехово-Зуевского лесничества вблизи д. Софряково городского округа Орехово-Зуево Московской области, складировать древесину в штабеля, отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.09.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "ФСК ЕЭС" в лице филиала Московское ПМЭС обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Комитета лесного хозяйства Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04 июня 2021 года государственным лесным инспектором Московской области при патрулировании лесного участка, расположенного в выделе 32 квартала 112 (защитные леса, зеленые зоны) Белавинского участкового лесничества Орехово-Зуевского лесничества вблизи д. Софряково городского округа Орехово-Зуево Московской области выявлен факт нарушения лесного законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно, при эксплуатации ЛЭП ответчик допустил нарушение правил пожарной безопасности в лесах, которое выразилось в том, что просека, на которой находится линия электропередач 220 кВ "Шатура-Шибаново" не свободна от горючих материалов, а именно: заготовленная древесина, частично сложенная в штабеля в виде двух куч, не отделена противопожарной минерализованной полосой не менее 1,4 метра.
30.06.2021 в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" был составлен протокол об административном правонарушении N 9-148/2021.
30.06.2021 обществу было выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства и об обязании очистить земельный участок в охранной зоне воздушной линии электропередачи 220 кВ "Шатура-Шибаново" от горючих материалов: древесину сложить в штабеля и отделить противопожарной минерализованной полосой не менее 1,4 метра в срок до 09 августа 2021 года.
19.08.2021 заместителем начальника Шатурского территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области было вынесено постановление N 9-148/2021 о назначении обществу административного наказания. Согласно указанному постановлению, ПАО "ФСК ЕЭС" признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 80000 рублей.
Решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области по делу N 12-784/2021 постановление от 19.08.2021 N 9-148/2021 изменено в части назначенного административного наказания, штраф снижен до 60000 руб., в остальной части оставлено без изменения.
Платежным поручением N 12013 от 31.01.2022 обществом оплачен штраф в размере 60000 руб.
31.08.2021 государственным лесным инспектором Московской области в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" был составлен протокол N 9-287/2021 в связи с неисполнением предписания.
28.09.2021 постановлением мирового судьи судебного участка N 393 Обручевского района города Москвы ПАО "ФСК ЕЭС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 руб.
23.05.2022 должностными лицами лесной охраны государственными лесными инспекторами Московской области ГКУ МО "Мособллес" Орехово-Зуевский филиал Комитета лесного хозяйства Московской области было проведено патрулирование лесов в районе кварталов 112, 113 Белавинского участкового лесничества, в ходе которого установлено, что на лесном участке в квартале 112 выделе 32 Орехово-Зуевского участкового лесничества, по которому проходит просека линии электропередачи 220 кВ "Шатура-Шибаново", имеется оставленная заготовленная древесина, собранная в штабеля на расстоянии менее 20 метров от леса, не отделенная противопожарной полосой шириной менее 1,4 метров (л.д. 40-41).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтвержден факт наличия на спорной территории срубленной древесины в непосредственной близости к лесу, необходимая территория не очищена, противопожарный барьер в виде противопожарной минерализованной полосы отсутствует.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 21 Лесного кодекса в целях, предусмотренных п. п. 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Согласно ст. 51, ст. 53 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно п. 8 Приказа Минприроды России от 10.07.2020 N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута" (далее - правила N 434) в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов. Ширина просеки для линий электропередачи определяется в соответствии с требованиями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи, предусмотренными пунктом "а" приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160; б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки вертикальной проекции линейного объекта, увеличенное на 2 метра; в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута (п. 9 правил N 434).
В целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью (п. 11 правил N 434).
В силу п. 17 правил N 434, граждане, юридические лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий.
В силу п. 10 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с п. 23 Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон") (далее - правила N 160) сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Из материалов дела (представленных в дело актах, фотоснимках, материалов дела об административных правонарушениях) усматривается наличие на спорной территории срубленной древесины в непосредственной близости к лесу, необходимая территория не очищена, противопожарный барьер в виде противопожарной минерализованной полосы отсутствует.
То обстоятельство, что нарушение допущено ПАО "ФСК ЕЭС", подтверждается материалами дела об административном правонарушении и ответчиком не оспаривается. Факт неустранения нарушений подтверждается представленными в дело актами и ответчиком также не оспаривается.
Такое размещение горючих материалов может привести к возникновению лесного пожара.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что ответчику истцом уже выдано предписание об устранении допущенных нарушений, а обращение в суд с иском об обязании исполнить предписание закон не предусматривает, были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены по следующим основаниям.
Согласно статье 99 Лесного кодекса лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нарушение правил складирования древесины является причинением вреда лесному фонду. Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке, что следует из пункта 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации. В свою очередь в соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Таким образом, за нарушение требований лесного законодательства путем причинения вреда лесу или предполагаемого причинения действиями пользователя вреда в будущем, предусмотрена, в том числе, гражданско-правовая ответственность.
Комитет в соответствии с Положением о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 наделен полномочиями проводить государственную политику и осуществлять межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений. Основными задачами комитета, в соответствии с пунктом 11 Положения, являются устойчивое и эффективное управление лесами в целях сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении комитета. Перечень полномочий комитета перечислен в пункте 12 указанного Положения. Согласно пункту 14.5 указанного Положения комитет имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
В настоящем случае, комитет обратился в суд с исковым заявлением об обязании произвести работы, связанные с обеспечением противопожарной безопасности леса, а не за побуждением исполнить предписание, как считает общество. При этом, основанием заявленных исковых требований в данном случае является не неисполнение обществом законного предписания административного органа, а факт нарушения требований Лесного кодекса, Правил пожарной безопасности в лесах и иных нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с использованием и защитой лесного фонда.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 07.09.2022 по делу N А41-47201/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-47201/2022
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчик: ПАО "ФСК ЕЭС" в лице филиала Московское ПМЭС