г. Москва |
|
28 ноября 2022 г. |
Дело N А40-91556/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: В.А.Свиридова,
судей: |
С.Л.Захарова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания П.С.Бурцевым, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по г.Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.09.2022 по делу N А40-91556/22 (149-668)
по заявлению АО "ЕПК Москва"
к Управления Росреестра по г. Москве
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Алешкин Д.В. по дов. от 26.07.2022; |
от ответчика: |
Соков И.А. по дов. от 17.01.2022; |
от третьего лица: |
Михнев М.П. по дов. от 29.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
АО "ЕПК Москва" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление), оформленного уведомлением от 10.03.2022 N КУВД001/2021-51476649/5 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001018:12423, расположенный по адресу: Москва, ул.Шарикоподшипниковская, вл.13, стр.1, 3, 5, общей площадью 95 170 кв.м., на основании договора купли-продажи земельного участка N М04-С02616 от 13.10.2021.
Решением суда от 08.09.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы ответчика.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из заявления и материалов дела, АО "ЕПК Москва", ранее именуемое ОАО "ЕПК Москва", а ещё ранее - ОАО "Московский подшипник", создано 28.01.1993 путём реорганизации арендного предприятия "Первый государственный подшипниковый завод", в акционерное общество открытого типа в соответствии с Законом РСФСР от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 14.10.1992 N 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду".
Заявитель является единственным правопреемником арендного предприятия "Первый государственный подшипниковый завод", несёт права и обязанности, возникшие у вышеуказанного предприятия до момента его преобразования в акционерное общество "Московский подшипник".
На основании решения годового общего собрания акционеров (Протокол от 28.06.2012) ОАО "Московский подшипник" сменило фирменное наименование на открытое акционерное общество "ЕПК Москва".
На основании решения внеочередного общего собрания акционеров (Протокол от 10.08.2015) открытое акционерное общество "ЕПК Москва" сменило фирменное наименование на Акционерное общество "ЕПК Москва".
В 2005 г. строения N 1, 3, 5, расположенные по адресу: г.Москва, ул.Шарикоподшипниковская, д.13 были внесены в уставный капитал ОАО "Европейская подшипниковая компания". После чего ОАО "Европейская подшипниковая компания" обратилась в Арбитражный суд г.Москвы о признании незаконным действий Правительства Москвы и Департамента с возложением на них обязанности по заключению договора купли-продажи Участка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2008 по делу N А40-43444/07, оставленным без изменений судами апелляционной и кассационной инстанций, было признано незаконным бездействие Правительства Москвы и Департамента, с возложением на них обязанности принять соответствующее решение и заключить договор купли-продажи Участка.
Указанным решением было установлено, что здания, расположенные по адресу: г.Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д.13, стр.1, 3, 5 находятся в собственности ОАО "Европейская подшипниковая компания" - в настоящем именуемое АО "ЕПК Москва".
Также, судом было установлено, что на земельном участке отсутствуют какиелибо здания и сооружения, не принадлежащие Заявителю.
На основании определения Арбитражного суда г. Москвы от 07.06.2012 по делу N А40-43444/07 ОАО "Европейская подшипниковая компания" было заменено в порядке процессуального правопреемства на ООО "Европейская подшипниковая компания".
Определением Арбитражного суда г.Москвы от 15.12.2016 по делу N А40- 43444/07 ООО "Европейская подшипниковая компания" было заменено в порядке процессуального правопреемства на АО "ЕПК Москва".
Во исполнении решения Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2008 по делу N А40-43444/07 между АО "ЕПК Москва" и Департаментом городского имущество города Москвы был заключён договор купли-продажи земельного участка N М-04- С02616 от 13.10.2021 (далее - Договор) с кадастровым номером 77:04:0001018:12423, расположенного по адресу: г. Москва, ул.Шарикоподшипниковская, вл.13, стр. 1, 3, 5, общей площадью 95 170 кв.м. (далее - Участок).
Кадастровый номер 77:04:0001018:12423 был присвоен Участку взамен ранее учтённого 77:04:0001018:188, что подтверждается выпиской из ЕГРН, которая является приложением к Договору, а также следует из предмета Договора (п. 1.1.).
Оплата выкупной стоимости за Участок Заявителем была произведена 10.11.2021, что подтверждается платёжным поручением N 441494.
03.12.2021 Заявителем в Управление (через Филиал ГБУ МФЦ города Москвы района Лефортово) был подан Договор со всеми необходимыми документами для осуществления государственной регистрации перехода права собственности на Участок в пользу АО "ЕПК Москва".
10.12.2021 Заявителем было получено уведомление о приостановлении государственной регистрации права КУВД-ОО1/2021-51476649/1.
24.12.2021 Заявителем в Департамент (через портал mos.ru) было направлено обращение с просьбой устранить причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации с приложением уведомления о приостановке.
Письмом от 13.01.2022 N ДГИ-Э-164668/21-1 Департамент уведомил Заявителя об устранении причин, послуживших основаниями для приостановки государственной регистрации.
01.04.2022 Заявителем было получено уведомление об отказе в государственной регистрации права N КУВД-001/2021-51476649/5 от 10.03.2022.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г.Москвы с настоящим заявлением.
В соответствии с п.12 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно п.1 ст.14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. 1-3 ст.15 Федерального закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.29 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст.29 Федерального закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом споре отказ регистрирующего органа был мотивирован следующим:
- Ввиду того, что информационные ресурсы не позволяют определить факт нахождения строений 1, 3, 5 д.13 по ул.Шарикоподшипниковская, г.Москва, на заявленном к регистрации Участке, в Департамент был направлен соответствующий запрос. Из ответа Департамента следует, что по адресу: г.Москва, ул.Шарикоподшипниковская, д.13 стр. 3 учтено нежилое здание общей площадью 162 629,3 кв.м. Однако согласно сведениям ЕГРН, а также представленному Договору купли-продажи, АО "ЕПК Москва" является собственником нежилых помещений с кадастровым N 77:04:0001018:10125 общей площадью 79 600,8 кв.м. и нежилого помещения с кадастровым N 77:04:0001018:10172 общей площадью 4 116 кв.м. Суммарная площадь данных помещений позволяет сделать вывод о том, что в здании по адресу: г.Москва, ул.Шарикоподшипниковская, д.13, стр.3 имеются иные помещения, принадлежащие на праве собственности третьим лицам.
- Кроме того, согласно ответу Департамента по адресу: г.Москва ул.Шарикоподшипниковская, д.13, стр.1 учтено нежилое здание общей площадью 6 897,1 кв.м., в том время как согласно сведениям ЕГРН площадь данного здания составляет 7 024,4 кв.м.
Вместе с тем, отказывая в испрашиваемых действиях по вышеназванным мотивам, Управление не учло следующее.
Так, признавая необоснованными доводы Управления о том, что в здании по адресу: г.Москва, ул.Шарикоподшипниковская, д.13, стр.3 имеются иные помещения, принадлежащие на праве собственности третьим лицам, суд исходит из следующего.
Согласно договору купли-продажи имущества от 12.10.1992 N 36, заключённому между Фондом имущества г.Москвы и арендным предприятием "Первый государственный подшипниковый завод", арендное предприятие приобрело (приватизировало) государственный имущественный комплекс, находящийся в арендном пользовании у арендного предприятия, расположенный по адресу: г.Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 13, путём его выкупа.
В подтверждение права собственности ОАО "Московский подшипник" на приватизированный имущественный комплекс было выдано свидетельство реестр N 6683 от 06.11.1992 к договору купли-продажи N 36 от 12.10.1992 с приложением перечня приватизационных объектов (нежилых помещениях) в редакции Дополнительного соглашения от 27.01.1999 к договору N 36 купли-продажи имущества от 12.10.1992.
В числе прочих под пунктом 3 перечня приватизационных объектов поименовано строение 3 по ул. Шарикоподшипниковская, д. 13 общей площадью 162 735 кв.м. (с учётом л/кл).
Согласно сведениям, имеющимся в ЕГРН общая площадь 3-го строения составляет 162 629,6 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 27.01.2017 N 77/ИСХ/12-137676.
Таким образом, право собственности на 3-е строение по ул.Шарикоподшипниковская, д.13 является ранее возникшим, которое целиком и полностью находится в собственности Заявителя.
В силу части 1 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Следовательно, доводы Управления о наличии прав третьих лиц на помещения в здании по адресу: г.Москва, ул.Шарикоподшипниковская, д.13, стр.3 являются необоснованными.
Относительно доводов Управления о расхождении сведений о площади нежилого здания по адресу: г. Москва ул.Шарикоподшипниковская, д. 13, стр. 1, суд указывает следующее.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме и графической форме.
В соответствии с п. 9 ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ площадь является одной из основных характеристик объекта недвижимости, которая вносится в ЕГРН.
Согласно выписке из ЕГРН здание с кадастровым N 77:04:0001018:1054, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 13, стр. 3, имеет общую площадь 7 024,4 кв.м.
Данное здание находится в собственности Заявителя, о чём в ЕГРН сделана запись от 23.11.2016 N 77-77/004-77/004/037/2016-1669/2.
Аналогичные сведения также указаны в п.1.4 Договора купли-продажи земельного участка, заключенного между АО "ЕПК Москва" и Департаментом, и представленном на регистрацию.
Следовательно, у Управления отсутствовали основания сомневаться в сведениях, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Исходя из изложенного, судом установлено, что АО "ЕПК Москва" при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий. Документы соответствуют требованиям законодательства РФ и отражают информацию, необходимую для осуществление регистрационных действий.
Исходя из изложенного, у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации, в связи с чем оспариваемый отказ является незаконным и необоснованным.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2022 по делу N А40-91556/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-91556/2022
Истец: АО "ЕПК МОСКВА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ