г. Москва |
|
28 ноября 2022 г. |
Дело N А40-99375/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: В.А.Свиридова,
судей: |
С.Л.Захарова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания П.С.Бурцевым, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "КГС" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.09.2022 по делу N А40-99375/22 (99-1930)
по заявлению ООО "КГС"
к ГУ - ГУ ПФР N 10 по г.Москве и Московской области
третье лицо: ИФНС N 10 по г. Москве
о возврате излишне уплаченных страховых взносов,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Давыдова Г.И. по дов. от 20.12.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "КГС" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ГУ - ГУ ПФР N 10 по г.Москве и Московской области об обязании ответчика вернуть излишне уплаченные страховые взносы на обязательное медицинское страхование работников населения за период январь-апрель 2016 г. В размере 97 695,08 руб.
Решением суда от 26.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступали.
Представитель ответчика в судебном заседании в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебное заседание заявитель и третье лицо своих представителей не направили, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы, а также заслушав позицию ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как следует из заявления, 29.01.2017 заявителем в адрес ответчика был представлен расчет РСВ-1 ПФР за 2016 год, а 13.12.2018 г. - корректирующий расчет РСВ1 ПФР за 2015 и 2016 год, с учетом пониженных тарифов страховых взносов.
При этом, как указывает заявитель, основным видом его деятельности в 2016 годах было строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения (ОКВЭД - 42.21).
При этом заявитель применял упрощенную систему налогообложения, в связи с чем, согласно пп.5 п.1 ст. 427 НК РФ он подпадал под преференции - пониженные тарифы по страховым взносам, начисляемые с заработной платы работников.
В то же время, как указывает заявитель, он узнал об излишне уплаченных страховых взносах на обязательное медицинское страхование работающего населения лишь 13.12.2018 г. при подаче корректирующего расчета РСВ-1 в ПФР, поэтому 17.05.2019 обратился в пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в общей сумме 606 359 рублей 22 копейки, в том числе страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения за период 2016 г. в размере 97 695,08 рублей 27 копеек.
По заявлению Общества ответчиком принято решение от 26.07.2019 N 087F07190010971 о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по расчетным периодам, истекшим до 01 января 2017 года в размере 181 904 рублей 87 копеек. Также указанным решением в возврате страховых взносов за период 2015, январь-апрель 2016 года в сумме 424 454 рублей 36 копеек заявителю отказано в связи с истечением трехлетнего срока со дня уплаты указанной суммы, о чем в адрес заявителя направлено уведомление от 04.09.2019 N 832 о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств.
При этом, как указывает заявитель, указанным выше решением ответчика ему в том числе было отказано в возврате страховых взносов в ФОМС в сумме 97 695,08 рублей в связи с истечением трехлетнего срока со дня уплаты указанной суммы.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, заявитель обратился в суд с требованием к заинтересованному лицу о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения за 2016 год в размере 97 695,08 рублей.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что им не пропущен срок обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, поскольку, по утверждению заявителя, платежи производились в 2016 г., и представленный 29.01.2017 истцом расчет РСВ-1 получен фондом 02.02.2017 г., также полагает, что в данном случае процессуальные сроки следует исчислять со дня, когда истец должен был узнать о нарушении права (ст. 200 ГК РФ).
В определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 N 173-0 разъяснено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (п. 7 ст. 78 НК РФ), которое может быть им подано в течении 3 лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 НК РФ), при этом данная норма не препятствует обществу в случае пропуска срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п.1 ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п.79 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08 указано, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Судебная практика, последовательно формируемая Верховным Судом РФ, исходит из того, что при обращении в суд с требованием об обязании инспекции вернуть суммы излишне уплаченного налога действуют общие правила исчисления срока исковой давности - три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2016 N 305-КГ16-12552, от 11.10.2017 N 305-КГ17- 6968), при этом указывается, что налогоплательщик должен был узнать о возникновении переплаты по налогу с даты представления налоговой декларации, поскольку в момент составления и представления отчетности плательщик имел возможность определить размер своей налоговой обязанности и соотнести его с реально уплаченными суммами.
Бремя доказывания обстоятельств, указанных в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08, в силу ст.65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.
При отсутствии иных причин (изменение законодательства, судебной практики) трехлетний срок исчисляется либо со дня последней уплаты налога по первоначальной декларации, либо даты представления первоначальной декларации.
С 01.01.2017 администрирование страховых взносов передано от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в Федеральную налоговую службу и соответствующие территориальные налоговые органы. Согласно ст.19 Закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, в редакции, действующей на момент обращения заявителя в пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года установлен в статье 21 Закона N 250-ФЗ, в редакции, действующей на момент обращения заявителя в пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, и предусматривающего, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя, при отсутствии у него задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, с последующим направлением решения в соответствующий налоговый орган для исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ, в редакции, действующей на момент обращения заявителя в пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 настоящей статьи срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, органом Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета (часть 2 статьи 21 Закона 250-ФЗ, в редакции, действующей на момент обращения заявителя в пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов).
Как предусмотрено частью 3 статьи 21 Закона N 250-ФЗ, в редакции, действующей на момент обращения заявителя в пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в период до 01.01.2017 регулировались положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, в редакции, действующей на момент обращения заявителя в пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам з правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном указанной статьей закона.
В силу пункта 3 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, в редакции, действующей на момент обращения заявителя в пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта в письменной форме или в форме электронного документа
В случае обнаружения факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате страховых взносов, по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов (пункт 4 статьи 26 Закона N 212-ФЗ).
Пунктом 11 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, в редакции, действующей на момент обращения заявителя в пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, предусмотрено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.
Одновременно пунктом 12 данной нормы установлено, что возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, в редакции, действующей на момент обращения заявителя в пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов).
Между тем, как указывает ответчик, при проведении анализа по страхователю ООО "КГС", выявлена переплата по страховым взносам в ФФОМС в размере 606 359,22 руб.
Данная переплата образовалась в связи с тем, что страхователь скорректировал начисления по 4 разделу в 120-ой строке (уменьшение начислений) путем предоставления корректировочных сведений в ежеквартальной отчетности N 087R03190001646 по форме РСВ-1 за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года, за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2016 года.
В то же время, как следует из материалов дела заявитель обратился к ответчику с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в сумме 97 695,08 руб. за 2016 год 17.05.2019.
Таким образом, как было установлено судом, с учетом того, что заявитель обратился к ответчику с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за 2016 в сумме 97 695,08 руб. 17.05.2019, тогда как платежи производились в 2016 году и расчет РСВ-1 представлен заявителем в пенсионный фонд 29.01.2017, предусмотренный ч.13 ст.26 Закона N 212-ФЗ срок обращения за возвратом излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, заявителем пропущен.
При этом суд отмечает, что о факте излишней уплаты плательщик в настоящем случае должен был узнать в срок, не позднее представления расчета по форме РСВ-1 за 2016 год, то есть 29.01.2017.
Конечный результат обязанности по уплате страховых взносов общество имело возможность определить согласно сведениям, отраженным в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Именно в момент составления и представления в фонд соответствующей отчетности плательщик имел возможность определить размер своей обязанности перед внебюджетными фондами и соотнести его с реально уплаченными суммами (указанный вывод соответствует правовой позиции изложенной в Определении Верховного Суда РФ N 305-КГ17-6968 от 11.10.2017.
Возможность продления указанного выше срока законом не предусмотрена.
Таким образом, срок обращения в пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения за период 2016 г. в размере 97 695,08 рублей, заявителем пропущен.
Доводы заявителя о том, что он узнал об излишне уплаченных страховых взносах на обязательное медицинское страхование лишь 13.12.2018 при подаче корректирующего расчета РСВ-1, отклоняются судом, поскольку, как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, первоначально он представил расчет РСВ1 ПФР за 2016 год 29.01.2017, соответственно, при подаче расчета РСВ-1 Общество знало о наличии переплаты по страховым взносам.
При этом суд учитывает, что ООО "КГС" ранее обращалось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов от 26.07.2019, N 087F07190010971, обязании ответчика возвратить излишне уплаченные страховые взносы в сумме 424 454, 36 руб. Решением Арбитражного суда г.Москвы от 07.12.2020 по делу N А40-319154/19- 115-8172 в удовлетворении заявленных требований заявителя было отказано в связи с пропуском заявителем срока обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 апреля 2021 г. N 09АП-4081/2021 решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Преюдициальная связь судебных актов арбитражных судов обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт.
Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 N 2-П). Преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 30-П).
При принятии судом противоположного решения, в распоряжении Общества будут два противоречащих друг другу судебных акта, что создаст недопустимую с точки зрения правосудия конкуренцию.
Таким образом, вывод суда по фактическим обстоятельствам дела, сопряженный с их правовой оценкой, не должен противоречить выводу другого суда по тем же обстоятельствам. Принятие судебного акта, посягающего на общеобязательность другого судебного акта, фактически представляло бы собой его скрытый пересмотр вне установленных законом процессуальных форм.
С учетом преюдициального значения указанных выводов, сделанных судами в ходе рассмотрения дела N А40-319154/19-115-8172, доводы заявителя в рамках рассмотрения данного дела, переоценке не подлежат.
Учитывая изложенное, заявленные требования удовлетворению не подлежат в полном объёме.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.09.2022 по делу N А40-99375/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-99375/2022
Истец: ООО "КГС"
Ответчик: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N10 ПО Г.МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО Г. МОСКВЕ