г. Санкт-Петербург |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А26-1354/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Антипина З.А., по доверенности от 01.02.2022; Пастарс Ю.Ю., по доверенности от 01.02.2022;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27006/2022) общества с ограниченной ответственностью "Новая управляющая компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.07.2022 по делу N А26-1354/2022, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новая управляющая компания"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новая управляющая компания" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - Комитет) от 03.02.2022 N ЛК 090/007/4398 об устранении выявленных нарушений.
Решением суда от 01.07.2022 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что требование по очистке кровли МКД от снега и снежных навесов является незаконным, поскольку инспектор, проводивший проверку, на кровлю спорного МКД не поднимался, необходимость сброса снега с кровли МКД не установил. Предписание в части выполнения работ по очистке козырьков балконов МКД от снега и снежных навесов в части козырьков с облицовкой мягкой кровли без соответствующего железобетонного перекрытия не основано на нормах действующего законодательства. Комитетом в представлении не указано конкретные козырьки балконов, которые необходимо очистить от снега и снежных навесов в виду наличия в доме козырьков, которые входят в состав общего имущества (козырьки виде железобетонных перекрытий) и на наличия козырьков, выполненных из профлиста -металлического сайдинга (без железобетонных перекрытий), которые являются личным имуществом собственников.
Податель жалобы считаете также неисполнимым пункт 2 предписания, поскольку в МКД отсутствует крыша паркинга, на крыше паркинга водосточная система отсутствует и спроектирована раннее не была.
Комитет извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, н а основании распоряжения N ЛК 090/Р/3138 от 29.12.2021 должностным лицом Комитета в период с 30.12.2021 по 03.02.2022 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества.
Основанием для проведения проверки послужило обращение гражданина N 6520 от 09.12.2021 о принятии мер административного реагирования.
Результаты проверки отражены в акте N ЛК090/А/3138 от 03.02.2022.
По итогам проверки должностным лицом Комитета было внесено предписание N ЛК 090/007/4398 от 03.02.2022 об устранении Обществом выявленных нарушений.
В предписании указано на нарушение Обществом пунктов 3.6.23, 3.6.8, 3.6.1, 3.6.14, 4.6.1.23, 4.10.2.1, 4.6.4.1, 4.6.1.26 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) и пунктов 7, 18, 24 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290).
Обществу предписано в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Муезерская, д.5Г (далее - МКД), в течение одного рабочего дня с момента получения предписания выполнить работы по очистке кровли МКД, козырьков балконов МКД от снега, снежных навесов, устранению обледенений водосточных труб и дренажа, отводящих талую воду с крыши паркинга и паркинга МКД, восстановлению их работоспособности, обеспечения отвода талых вод с кровли паркинга и паркинга МКД, уборке территории паркинга МКД от льда, обработке скользких участков указанной территории противогололедными материалами.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции рассмотрел заявленные Обществом требования по существу, пришел к выводу о правомерности вынесенного предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в силу следующего.
Частью 1 статьи 162 ЖК РФ установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре юридических лиц ООО "Новая управляющая компания" зарегистрировано за N 1091001009054. Обществу выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 10.04.2015 N 11.
С 15 августа 2019 года Общество оказывает услуги по управлению общим имуществом многоквартирного дома N 5Г по улице Муезерской в г.Петрозаводске Республики Карелия на основании договора управления многоквартирным домом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Пунктом 16 Правил N 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ.
Пунктом 11(1) Правил N 491 установлено, что Правительством Российской Федерации устанавливаются Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 устанавливают правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, то есть определяют требования, порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда (далее - Правила N 170).
Правила N 170 изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, и являются обязательными для исполнения.
Таким образом, следует признать, что Общество является лицом, ответственным за нормальную эксплуатацию жилого дома, содержание общего имущества и предоставление жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с установленными требованиями законодательства, в том числе, Правилами N 170.
Правилами N 170 предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций, в том числе содержание в исправном состоянии внутренних водостоков, обеспечение бесперебойной работы дренажей, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др. (пункт 4.10.2.1);
неисправности системы внутреннего водоотвода, в том числе засорение и обледенение воронок и открытых выпусков следует устранять по мере выявления дефектов, не допуская ухудшения работы системы (пункт 4.6.4.1).
очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью. Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком; снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине) (пункт 4.6.1.23);
очистку внутреннего водостока и водоприемных воронок до выпуска со стороны воронок производить проволочными щетками диаметром, равным диаметру трубы стояка. Водосточные воронки необходимо очищать скребками и щетками, после чего промывать водой (пункт 4.6.1.26);
накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю и перемещаться в прилотковую полосу, а на широких тротуарах - формироваться в валы (пункт 3.6.14);
при возникновении скользкости обработка дорожных покрытий пескосоляной смесью должна производиться по норме 0,2-0,3 кг/м при помощи распределителей (пункт 3.6.23);
уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами (пункт 3.6.1);
уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности: вначале убирать, а в случае гололеда и скользкости - посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории (пункт 3.6.8).
В Минимальный перечень N 290 входят работы:
по проверке и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи (пункт 7);
контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации (пункт 18);
работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года: очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд (пункт 24).
Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определено, что строительная конструкция - это часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ закреплено, что к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно подпункту "в" пункта 2 раздела 1 Правил N 491 в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Как указал Верховный суд Российской Федерации в определении от 17.01.2012 N КАС11-789 балконные плиты, отнесенные к ограждающим несущим конструкциям, включаются в состав общего имущества как конструктивные части здания, обеспечивающие его прочность и устойчивость. С учетом технических особенностей этих конструкций балконные плиты отвечают основному признаку общего имущества как предназначенного для обслуживания нескольких или всех помещений в доме.
Таким образом, довод Общества об отнесении козырьков балконов верхнего этажа МКД, являющихся плитами лоджий, к частной собственности и отсутствии оснований для очистки козырьков от снежных навесов, правомерно признано судом первой инстанции несостоятельным.
Общество, ссылаясь на неправомерность применения Комитетом положений пункта 4.6.1.23 Правил N 170 не учитывает, что данный пункт содержит, в том числе требование "удаление наледей и сосулек - по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком; снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков".
Аналогичные требования содержаться в пункте 7 Минимального перечня: проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи.
Доводы Общества о том, что у спорного МКД нет крыши паркинга, в связи, с чем обязанность по устранению данного нарушения у Общества отсутствует, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
При проведении проверки должностным лицом Комитета было выявлено обледенение водосточных труб и дренажа, отводящих талую воду с крыши, что и было отражено им в акте и подтверждено фотоматериалами, а обязанность должностного лица Комитета приводить в соответствие с проектной и технической документацией на МКД те или иные термины законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
В соответствии с технической документацией в состав МКД входит вспомогательное здание гаража-стоянки (паркинг). "Крыша паркинга" - это часть железобетонного перекрытия цокольного этажа, выходящее за пределы жилой части здания и имеющее гидроизоляционное покрытие. Указанное согласуется с пунктом 3.1.16 "СП 17.13330.2017. Свод правил. Кровли. Актуализированная редакция СНиП П-26-76", утвержденного Приказом Минстроя России от 31.05.2017 N 827/пр.
Пунктами 10, 11 Правил N 491 определено, что общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, а также сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации.
Указание Обществом на отсутствие снежных навесов при осмотре МКД 16.02.2022 необоснованно, поскольку осмотр проведен спустя 13 календарных дней после проведения проверки и фиксации нарушений.
Ссылка Общества на неисполнимость пункта 2 предписания судом отклоняется, поскольку указанный пункт направлен на устранение зафиксированных нарушений, формулировка мероприятий, подлежащих исполнению, предоставляет Обществу право выбора способа устранения нарушений, в пределах возложенных на него обязательств по содержанию МКД, указывает на возможность самостоятельного определения перечня мер, которые Общество считает необходимыми к проведению в целях исполнения предписанных требований.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 N 307-АД16-13243.
Верховный Суд Российской Федерации установил, что лицензионными требованиями является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает соблюдение Правил N 170 и Минимального перечня.
Следует отметить, что фактически меры для устранения выявленных нарушений Обществом до вынесения оспариваемого предписания не принимались.
С учетом вышеизложенного является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание содержит только законные требования, то есть на юридическое лицо возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу правовых норм, в связи, с чем оспариваемое предписание не нарушает права и законные интересы заявителя, является законным и обоснованным.
Отсутствие в решении суда первой инстанции, оценки всех доводов Общества не является существенным нарушением норм процессуального права, если такое нарушение не привело к вынесению неправильного судебного акта.
В решении суда первой инстанции содержится обоснование принятого судом решения со ссылками на фактические обстоятельства дела и нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.07.2022 по делу N А26-1354/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1354/2022
Истец: ООО "НОВАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору