город Ростов-на-Дону |
|
30 ноября 2022 г. |
дело N А32-13087/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.
при участии:
от истца: представитель Пушкина Т.Э. по доверенности от 01.01.2022;
от ответчика: представителей не направил, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис" на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.09.2022 по делу N А32-13087/2021 по иску акционерного общества "НЭСК-электросети" (ИНН 2308139496, ОГРН 1072308013821) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис" (ИНН 2365025520, ОГРН 1162365050462) о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - истец, АО "НЭСК-электросети", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис" (далее - ответчик, ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис", компания) о взыскании расходов на установку общедомовых (коллективных) приборов учета за период с 21.07.2017 по 15.02.2021 в размере 50 337,39 руб. (с учетом уточнения первоначальных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на неправомерный отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО "НЭСК-Туапсеэнергосбыт". В адрес компании не поступал договор с определением стоимости и сроков выполнения работ; истцом не представлено доказательств необходимости оснащения МКД ОДПУ.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание ответчик, извещенный надлежащим образом, явку представителя не обеспечил, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцом были произведены работы по оснащению многоквартирных домов, расположенных в г. Туапсе по следующим адресам: ул. Гоголя, д. 7/3; ул. К. Маркса, д. 11; ул. Калинина, д. 28 (подъезды 1, 3, 5); ул. Б. Хмельницкого, д. 57, д. 77, д. 81; ул. Армавирская, д. 8; ул. Нахимова, д. 62; ул. Воровского, д. 4; ул. Нахимова, д. 64, общедомовыми приборами учета (ОДПУ), что подтверждается актами о проведении установки (замены) элементов узла учета электрической энергии и проверки схем их подключения в электроустановках до и выше 1000В от 31.07.2017 N 032844, от 30.06.2017 N 032106, от 28.04.2018 N 036765, от 28.04.2018 N 036763, от 28.04.2018 N 036764, от 23.04.2018 N 036826, от 27.04.2018 N 0368*9, от 28.04.2018 N 036771, от 27.03.2018 N 036437, от 22.03.2018 б/н, от 27.04.2018 N 0368*8, от 27.03.2018 N 036436.
Указанные многоквартирные дома находятся в управлении ответчика и находились в его управлении в период установки ОДПУ.
Ответчик расходы по установке общедомовых приборов учета не возместил.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 29.03.2019 с просьбой оплатить расходы за установку общедомовых приборов учета, которая ответчиком оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Пунктом 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в пункте 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из пункта 7 Правил N 491 следует, что в состав общего имущества включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
В подпункте "ж" пункта 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию, в том числе коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
В данном случае, управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, а также обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащую эксплуатацию.
Действия истца по осуществлению принудительной установки общедомовых (коллективных) приборов учета и последующий ввод их в эксплуатацию в соответствии с Законом N 261-ФЗ является вынужденной мерой реагирования ввиду неисполнения обязанности по оснащению МКД ОДПУ ни собственниками, ни компании.
Законом N 261-ФЗ предусмотрена обязанность собственников возместить ресурсоснабжающей организации расходы по установке ОДПУ в полном объеме. При этом законом не предусмотрен порядок согласования ресурсоснабжающей организацией с собственниками, не исполнившими своих обязанностей по установке ОДПУ, условий договора подряда на проведение работ по установке ОДПУ, в том числе стоимость таких работ (данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.03.2021 по делу N А56-137054/2019).
Согласно информации, размещенной на сайте "ГИС ЖКХ" (https://dom.gosuslugi.ru), спорные многоквартирные дома находятся в управлении ответчика и находились в его управлении в период установки ОДПУ.
Факт установки истцом ОДПУ в указанных домах подтверждается соответствующими актами о проведении установки (замены) элементов узла учета электрической энергии и проверки схем их подключения в электроустановках до и выше 1000В, подписанными представителями ответчика - энергетиками Вазиевым С.Я. и Кованевым Ю.А.
С учетом изложенного, у компании имеется обязанность возместить расходы общества, связанные с установкой приборов учета в спорных МКД.
Доводы ответчика со ссылкой на отсутствие заключенного между истцом и ответчиком договора на установку ОДПУ, а также представленных ответчику актов о приемке выполненных работ, рассмотрены судом первой инстанции и отклонены. В данном случае обязанность по оплате расходов истца на установку приборов учета возникла не в силу гражданско-правового договора, а в силу положений Закона N 261-ФЗ. В нарушение указанного закона ответчик самостоятельно не оснастил находящиеся в его управлении многоквартирные дома коллективными (общедомовыми) приборами учета, в связи с чем в силу приведенных выше норм права обязан возместить истцу расходы по установке приборов учета.
Довод ответчика о завышенной стоимости установленных истцом приборов учета также отклонен судом первой инстанции как документально не подтвержденный. Ответчик не доказал, что истец в 2017-2018 годах имел возможность приобрести установленные ответчику модели счетчиков по более низкой цене. В отношении установленных истцом конкретных моделей счетчиков судом отмечано, что ответчик не воспользовался своим правом установить другие модели по своему выбору, в связи с чем истцом были установлены те приборы учета, которые, по мнению истца, наиболее подходят для использования в качестве ОДПУ. При этом доказательства неразумности действий истца при установке счетчиков ответчиком не представлены. Ответчик не доказал, что истцом установлены не те модели приборов учета, которые обычно используются в качестве общедомовых. Кроме того, при подписании актов допуска приборов учета представители ответчика не возражали против установленных истцом моделей приборов учета, акты допуска подписаны ответчиком без возражений.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств установки самим ответчиком ранее в спорных МКД общедомовых приборов учета электроэнергии; в актах допуска приборов учета, подписанных представителями ответчика, отсутствуют сведения о заменяемых приборах учета.
При указанных обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании расходов на установку общедомовых (коллективных) приборов учета в размере 50 337,39 руб.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2022 по делу N А32-13087/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13087/2021
Истец: АО "НЭСК-лектросети"в лице филиала "НЭСК-электросети "Туапсеэлектросеть", АО "НЭСК-электросети"
Ответчик: ООО "УК "Жилкомсервис", ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис"