30 ноября 2022 г. |
Дело N А84-1274/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 ноября 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зарубина А.В., судей Баукиной Е.А., Горбуновой Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гутник Г.В.,
в отсутствии лиц участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" на решение Арбитражного суда г. Севастополя от 08 февраля 2022 года по делу N А84-1274/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго"
к федеральному государственному унитарному предприятию "102 предприятие электрических сетей Министерства обороны Российской Федерации"
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "ГВЭМ"
о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" (далее - ООО "Севастопольэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "102 Предприятие электрических сетей Министерства обороны Российской Федерации" (далее - 102 ПЭС Министерства обороны) о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 426.398,68 руб. Неосновательное обогащение истец усматривает в том, что 102 ПЭС Министерства обороны присоединило нового потребителя, в результате чего оказалась превышенной максимально согласованная мощность. Превышение максимальной мощности должно было стать основанием для заключения с ООО "Севастопольэнерго" нового договора на технологическое присоединение и получения новых технических условий за плату. Невнесение платы является неосновательным обогащением (сбережением) 102 ПЭС Министерства обороны.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 08 февраля 2022 года в удовлетворении иска отказано. Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что новый потребитель к сетям 102 ПЭС Министерства обороны не подключен, а потому неосновательное обогащение на стороне ответчика не возникло.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "Севастопольэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объёме. В апелляционной жалобе ООО "Севастопольэнерго" приводит те же доводы, что и в исковом заявлении.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2022 года апелляционная жалоба принята к производству.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание 24 ноября 2022 года не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены в установленном порядке, надлежащим образом.
Поскольку лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте КАД (картотека арбитражных дел), что подтверждается материалами дела, коллегия судей апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено следующее.
В соответствии со статьёй 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N861 (далее - Правила технологического присоединения).
Пунктом 41 Правил технологического присоединения определены случаи, когда сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации: максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, превышает значения максимальной мощности, согласованной сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций; сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, и объем заявленной мощности присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее сетевым объектам, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных техническими регламентами или иными обязательными требованиями; для обеспечения присоединения объектов заявителя установлена необходимость усиления электрической сети смежных сетевых организаций и (или) установки нового оборудования на принадлежащих таким лицам энергопринимающих устройствах и (или) генерирующих объектах.
Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Правовым основанием возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения истец указал абзац 1 пункта 41 Правил технологического присоединения, в соответствии с которым сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случае, если сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, и (или) объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее объектам электросетевого хозяйства, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных обязательными требованиями.
Однако истец не представил надлежащие доказательства наличия оснований для подачи ответчиком соответствующей заявки и оплаты технологического присоединения.
Так, в исковом заявлении ООО "Севастопольэнерго" указывает, что максимальная мощность ТРП-60 для 102 ПЭС Министерства обороны составляет 2.200 кВт; максимальная мощность уже присоединенных потребителей 102 ПЭС Министерства обороны - 2.919 кВт; присоединяемая мощность ООО "СЗ "ГВЭМ"" - 492 кВт; соответственно, превышение максимальной мощности составляет 1.211 кВт. При этом расчёт мощности присоединенных потребителей сделан на основании сведений, содержащихся в пунктах 13-17 "Точки приема электрической энергии в Сеть исполнителя". В подтверждение своих расчётов истец 22 ноября 2021 г. ходатайствовал о приобщении реестра (Приложение N 2), а также справки начальника УТП "Севэнергосбыт".
Кроме того, в подтверждение факта превышения максимальной мощности ООО "Севастопольэнерго" сослалось на постановление о назначении административного наказания по делу N 082/04/9.21-1585/2020 (т. 1, л.д. 21) из которого видно, что присоединяемая мощность ЭПУ ООО "СЗ "ГВЭМ" составляет 492 кВт. Присоединение приводит к превышению максимальной мощности, согласованной между сметными сетевыми организациями в акте N П/0053/17-ТП от 30 июня 2017 года разграничения балансовой принадлежности сторон по точке присоединения в ПС-4 яч. 82. Превышение произойдёт вследствие того, что в акте N П/0053/17-ТП от 30 июня 2017 года согласована мощность 895,5 кВт. При этом максимальная мощность присоединенных потребителей 102 ПЭС Министерства обороны составляет 500,3 кВт, а планируемого к подключению ООО "СЗ "ГВЭМ" - 492 кВт. То есть превышение составляет 96,8 кВт.
Такого рода расчёты максимальной мощности не соответствует требованиям, изложенным в Правилах недискриминационного доступа.
Максимальной мощностью является наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах (абзац 7 пункта 2 Правил недискриминационного доступа).
Величина максимальной мощности определяется по каждой точке поставки и является существенным условием договора энергоснабжения (абзац 2 пункта 41, пункт 80 Основных положений N 442, пункты 2 и 13 Правил N 861).
Понятие "максимальная мощность" введено в Правила N 861 на основании изменений, которые были внесены в акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии в связи с принятием Основных положений N 442.
Согласно пункту 13 (1) Правил N 861 в редакции Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 г. N 442, вступившего в силу с 12 июня 2012 г., величина максимальной мощности энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства) указывается в документах о технологическом присоединении.
Соответственно, в документах о технологическом присоединении, оформленных до вступления в силу Основных положений N 442, не содержится сведений о величине максимальной мощности.
В тех случаях, когда в документах о технологическом присоединении величина максимальной мощности энергопринимающих устройств не указана, как и в тех случаях, когда документы о технологическом присоединении утеряны, величина максимальной мощности определяется в соответствии с абзацем 2 пункта 13.1, 77 Правил N 861.
Согласно пункту 77 Правил N 861, в случае если в документах о технологическом присоединении величина максимальной мощности энергопринимающих устройств не указана, величина максимальной мощности определяется, исходя из наибольшего из почасовых объемов потребления электрической энергии, определенных по результатам проведения контрольных замеров за последние 5 лет либо за срок, когда контрольные замеры проводились, если этот срок составляет меньше 5 лет или исходя из расчетной величины максимальной мощности, определяемой как максимальное значение из почасовых объемов потребления электрической энергии, полученных за последние 3 года, либо, в случае если с момента технологического присоединения (начала оказания услуг по передаче электрической энергии) прошло менее 3 лет, - с момента осуществления технологического присоединения (начала оказания услуг по передаче электрической энергии).
Таким образом, максимальная мощность, являясь объективной технической величиной, может быть определена только на основании технической документации, в том числе, документов о технологическом присоединении потребителей, технических условий, сведений о фактически потребляемой максимальной мощности за последние пять лет, иных достоверных данных об объемах ранее присоединенной в установленном порядке мощности.
Следовательно, и максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации, в целях применения пункта 41 Правил технологического присоединения, тоже может быть определена лишь на основании объективных данных о максимальной мощности энергопринимающих устройств всех потребителей, присоединенных к сетевой организации, и именно данная величина должна сопоставляться с максимальной мощностью, согласованной присоединенной сетевой организацией.
Поскольку надлежащих документов (документов о технологическом присоединении потребителей, технических условий, сведений о фактически потребляемой максимальной мощности за последние пять лет и других) истец не представил, а представленные реестры и справки (приложение к ходатайству от 22 ноября 2021 г.), а также постановление УФАС от 23 сентября 2020 г. требованиям достоверности и допустимости не соответствуют (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в иске.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 08 февраля 2022 года по делу N А84-1274/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А. В. Зарубин |
Судьи |
Е. А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1274/2021
Истец: ООО "Севастопольэнерго"
Ответчик: ФГУП "102 предприятие электрических сетей" Министерства Обороны Российской Федерации
Третье лицо: ООО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК ГВЭМ