г. Челябинск |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А76-27022/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Бабиной О.Е., Махровой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дроздовой К.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рециклинговая компания" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.07.2022 по делу N А76-27022/2021
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Златспецтранс": Дмитриев Р.С. (паспорт, доверенность N 11 от 01.02.2022 сроком действия на 31.12.2022, диплом);
Министерства экологии Челябинской области: Казанкина М.Н. (удостоверение N 4410, доверенность N 3 от 01.01.2022 сроком действия по 31.12.2022, диплом, свидетельство о заключении брака).
общество с ограниченной ответственностью "Рециклинговая компания" (далее - истец, ООО "РК", податель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Министерству экологии Челябинской области (далее - ответчик, Министерству), к обществу с ограниченной ответственностью "Златспецтранс" (далее - ответчик, ООО "Златспецтранс") в котором просит:
- признать недействительными торги - конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Горного кластера Челябинской области, оформленные протоколом от 30.06.2021 (сообщение N 280521/2238202/01);
- признать недействительным соглашение, заключенное по результатам торгов - конкурсного отбора в соответствии с протоколом от 30.06.2021 о результатах проведения конкурсного отбора, в связи с неправомерным отказом в допуске к участию в конкурсном отборе ООО "РК" протоколом от 29.06.2021;
- обязать Министерство экологии Челябинской области определить победителя конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территорию Горного кластера Челябинской области с учетом поданного ООО "РК" уведомления об участии во втором этапе оценки и сопоставления заявок (с учетом принятого судом уточнения исковых требований - т.3 л.д. 67).
Определением суда первой инстанции от 18.01.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, Федеральной антимонопольной службы.
Решением суда первой инстанции от 22.07.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, судом не дана надлежащая правовая оценка отклонению уведомления истца об участии во втором этапе конкурса, не допущению к участию во втором этапе конкурсного отбора.
В обоснование доводов податель жалобы ссылается на решения Комиссии ФАС России N 04/10/18.1-145/2021, N 04/10/18.1-155/2021 по результатам жалоб ООО "Златспецтранс" и ООО "РК", которыми установлено наличие нарушений при проведении конкурса.
Истец считает, что у конкурсной комиссии отсутствовали основания для отклонения его заявки.
От ответчиков в материалы дела поступили возражения на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.05.2021 г. Министерством экологии Челябинской области (далее - Ответчик 1) на официальном сайте torgi.gov.ru опубликовано сообщение N 280521/2238202/01 о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Горного кластера Челябинской области (далее -конкурсный отбор).
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками от 22.06.2021 г. на участие в конкурсном отборе поступило 2 конверта с заявками - ООО "РК" и ООО "Златспецтранс".
Конкурсной комиссией подтверждено наличие информации и документов, предусмотренных документацией о конкурсном отборе в обеих заявках.
Протоколом от 23.06.2021 г. конкурсная комиссия по результатам рассмотрения заявок приняла решение допустить к участию в конкурсном отборе и признать участниками конкурсного отбора, соответствующими требованиям к участникам конкурсного отбора, установленным документацией о конкурсном отборе и Правилам проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО" (далее - Правила N881).
23.06.2021 г. в соответствии с протоколом первого этапа оценки и сопоставления заявок конкурсного отбора конкурсная комиссия производила оценку и сопоставления условий исполнения соглашения, указанных в заявках участников, по результатам, которой признала победителем первого этапа оценки и сопоставления заявок конкурсного отбора ООО "Златспецтранс".
29.06.2021 г. по результатам вскрытия конвертов с уведомлениями об участии во втором этапе конкурсного отбора ООО "РК", ООО "Златспецтранс" конкурсной комиссией принято решение отклонить уведомления об участии во втором этапе конкурсного отбора, поступившие от участников конкурсного отбора ООО "Златспецтранс", ООО "Рециклинговая Компания"; не допускать участников конкурсного отбора ООО "Златспецтранс", ООО "Рециклинговая Компания" ко второму этапу оценки и сопоставления заявок.
30.06.2021 г. Протоколом о результатах проведения конкурсного отбора конкурсная комиссия приняла решение признать победителем конкурсного отбора ООО "Златспецтранс", направить победителю проект соглашения об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Горного кластера Челябинской области.
Конкурсная комиссия при проверке наличия информации и документов, предусмотренных документацией о конкурсном отборе, отклонила уведомления в виду следующего. В отношении участника конкурсного отбора ООО "Златспецтранс":
- в представленном договоре аренды мусоросортировочного комплекса отсутствуют сведения о мощности мобильного мусоросортировочного комплекса, а также его использовании на территории Горного кластера Челябинской области;
- ООО "Полигон", лицензия которого приложена в составе уведомления, не является участником конкурсного отбора;
- В лицензии ООО "Зтлатспецтранс" отсутствует вид деятельности как обработка отходов Г/класса опасности (в нарушение п. 9.6.1 Документации о конкурсном отборе).
В отношении участника конкурсного отбора ООО "РК":
- В соответствии с позицией Росприроднадзора отнесение мусоросортировочного комплекса к объекту по обработке ТКО в приложении N 1 к договору аренды мусоросортировочного комплекса от 11.05.2021 г. не представляется возможным;
- Представлены документы, подтверждающие только намерения о создании объекта обработки ТКО на территории Горного кластера Челябинской области, а не владение таким объектом:
- Согласно письму Минприроды России от 23.06.2021 г. N 25-29/17877 в случае отсутствия у участника конкурсного отбора объектов обработки ТКО участие в конкурсном отборе нецелесообразно;
С доводами, указанными в Протоколе от 29.06.2021 г. в части отклонения уведомления об участии во втором этапе конкурсного отбора ООО "РК", не допущению к участию во втором этапе конкурсного отбора ООО "РК", Истец не согласен по следующим основаниям.
ООО "РК" в составе уведомления об участии во втором этапа оценки и сопоставления заявок договора представило договор аренды мусоросортировочного комплекса от 11.05.2021 г.
В соответствии с пунктом 1.2. договора аренды мусоросортировочного комплекса, целью использования мусоросортировочного комплекса является сортировка (обработка) отходов, образующихся на территории Горного кластера Челябинской области.
Исходя из прямого толкования пункта а) 9.6.1. конкурсной документации: во втором этапе оценки и сопоставления заявок предоставляются документы, подтверждающие владение участником конкурсного отбора объектами по обработке и (или) обезвреживанию твердых коммунальных отходов, мощность которых позволяет обрабатывать и (или) обезвреживать более 50 процентов массы твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора в соответствии с Территориальной схемой (копия договора купли-продажи, аренды, иного договора, подтверждающего наличие законного права владения указанными объектами; документ, удостоверяющий возникновение или переход прав на недвижимое имущество в случаях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), т.е. Министерство экологии Челябинской области запрашивало документы, подтверждающие факт владения участником конкурсного отбора вышеуказанного оборудования.
Факт владения ООО "РК" мусоросортировочным комплексом (объект обработки отходов) подтверждается договором аренды мусоросортировочного комплекса с ООО "Экомашгрупп" от 11.05.2021.
ООО "РК" были направлены письма в Администрацию Ашинского муниципального района, Администрацию Катав-Ивановского муниципального района, Администрацию Саткинского муниципального района, Администрацию Трехгорного городского округа и Администрацию Усть-Катавского городского округа с просьбой о возможности предоставления, в предусмотренном законном порядке земельного участка для размещения объекта обработки отходов. Тем самым ООО "РК" заранее оповестило Администрации муниципальных районов и городских округов, входящих в зону деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Горного кластера Челябинской области о возможности предоставления земельных участков с целью размещения на одном из разрешенных участков мусоросортировочного комплекса для обработки отходов, в случае признания ООО "РК" победителем конкурса. Пояснительная записка с приложением указанных писем была представлена ООО "РК" конкурсной комиссии ООО "РК" в пояснительной записке гарантировало установку имеющегося в пользовании мусоросортировочного комплекса на одном из разрешенных участках, входящих в зону деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Горного кластера Челябинской области, в случае признания ООО "РК" победителем конкурса с соблюдением всех требования согласно постановления правительства Российской Федерации от 12.10.2020 г. N 1657 "О единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов".
В разделе 5.1. Территориальной схемы обращения с отходами Челябинской области, под объектами обработки, утилизации, обезвреживания размещения отходов понимаются следующие объекты:
- объекты обработки отходов - объекты, на которых осуществляется подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
- объекты утилизации отходов - оборудование, сооружения, предназначенные для переработки отходов и на которых используются отходы для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, за исключением объектов основных производств, на которых осуществляется возврат отходов в производственный цикл;
- объекты обезвреживания отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов;
- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
- объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
- объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Таким образом, в Территориальной схеме обращения с отходами Челябинской области, утвержденной Министерством экологии Челябинской области, приказом от 30.11.2020 г. N 797, четко разграничены понятия объекты обработки отходов, которые в отличие от объектов хранения, размещения, обезвреживания, утилизации не должны в обязательном порядке являться специальными сооружениями.
По мнению истца, письмо Минприроды России не является основанием для отклонения уведомления об участии во втором этапе конкурсного отбора ООО "РК", и недопущению к участию во втором этапе конкурсного отбора ООО "РК" ввиду следующего.
Минприроды России в письме от 23.06.2021 г. не были даны ответы на вопросы, указанные в запросе Заместителя Губернатора Челябинской области от 10.06.2021 г. о том, должны ли объекты по обработке на момент проведения конкурсного отбора располагаться на территории зоны регионального оператора, а также может ли оборудование по обработке ТКО являться объектом по обработке ТКО, Минприроды России лишь указало, что в отсутствие объекта обработки участие в конкурсном отборе нецелесообразно.
При направлении запроса не был представлен договор аренды мусоросортировочного комплекса, который подтверждает владение объектом по обработке ТКО. Письмо от 23.06.2021 г. не содержит разъяснение пунктов Постановления Правительства N 881, а также не содержит ссылок на обязательные требования к объектам обработки ТКО, местоположению таких объектов на момент проведения конкурсного отбора. Кроме того, ответы на запросы не являются нормативно-правовыми актами, и связи с этим не подлежат обязательному применению.
Истец считает, что договором аренды мусоросортировочного комплекса ООО "РК" подтвердило владение объектом по обработке ТКО. В конкурсной документации отсутствовало указание на срок введения объекта в эксплуатацию.
Подача уведомления об участии во втором этапе конкурсного отбора ограничена коротким сроком, который несоизмерим со сроком ввода объекта в эксплуатацию, получения санитарно-эпидемиологического заключения, которые необходимы непосредственно для начала осуществления обработки ТКО.
В обоснование правовой позиции о том, что заключенный договор мусоросортировочного комплекса от 11.05.2021 г. свидетельствует о владении объектом по сортировке отходов, истец сослался на выводы судов по делу N АЗ3-26233/2018 с аналогичными обстоятельствами.
20.07.2021 Комиссия ФАС России решением N 04/10/18.1-256/2021 признала жалобу ООО "РК" на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров обоснованной в части неправомерного отклонения уведомления ООО "РК" по следующим основаниям.
Согласно пункту 7 Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N 1657, объекты обработки твердых коммунальных отходов предназначены для выделения из твердых коммунальных отходов видов отходов, пригодных для дальнейшей утилизации. Объекты обработки твердых коммунальных отходов могут быть предназначены для обработки твердых коммунальных отходов, которые образуются при раздельном или совместном накоплении.
Отнесение того или иного объекта к объекту обработки твердых коммунальных отходов осуществляется с учетом того, что на данном объекте может производиться обработка отходов (то есть предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку).
Комиссией ФАС России установлено, что Организатором торгов не представлены доказательства и сведения, указывающие на несоответствие объекта по обработке и (или) обезвреживанию ТКО требованиям, установленным Правилами.
Таким образом, отклонение уведомления по указанному основанию является нарушением пункта 60 Правил, пункта 10.15 Конкурсной документации.
Указанные выводы неоднократно были изложены Комиссией ФАС России в решениях.
Так Решением N 04/10/18.1-145/2021 г. по результатам рассмотрения жалобы ООО "Златспецтранс", а также Решением N 04/10/18.1-155/2021 г. по результатам рассмотрения жалобы ООО "РК" на нарушение процедуры торгов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Горного кластера Челябинской области, который был проведен ранее (сообщение N010421/2238202/01), Комиссия ФАС России установила следующее.
- Требования к местонахождению объектов по обработке и (или) обезвреживанию ТКО ни Правилами, ни Конкурсной документацией не установлены;
- Организатором торгов не представлены доказательства и сведения, указывающие на несоответствие объекта по обработке и (или) обезвреживанию ТКО требованиям, установленным Правилам;
- Управление Росприроднадзора не является уполномоченным органом по вопросу предоставления разъяснений действующего законодательства;
- Отклонение уведомления по указанному основанию является нарушением пункта 60 Правил, пункта 10.15 Конкурсной документации.
Вместе с тем, ввиду отсутствия полномочий у ФАС России по признанию договора недействительным, а также по причине того, что соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Горного кластера Челябинской области по результатам нового конкурсного отбора между Министерством экологии Челябинской области и ООО "Зласпецтранс" заключено, ФАС России приняла решение предписание Организатору торгов не выдавать.
14.07.2021 г. на заседания комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению жалобы ООО "РК", представитель Министерства экологии Челябинской области пояснила, что соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО с ООО "Златспецтранс" было заключено 02.07.2021 г., т.е. спустя два дня с момента размещения результатов торгов.
Признав победителем конкурсного отбора ООО "Златспецтранс", отстранив уведомление об участии во втором этапе конкурсного отбора 000 "РК", поданное в соответствии с требованиями конкурсной документации, Постановления N 881, конкурсная комиссия лишила потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории Горного кластера Челябинской области более выгодных условий предоставления коммунальной услуги.
В соответствии с протоколом о результатах проведения конкурсного отбора от 30.06.2021 г. конкурсная комиссия признала победителем заявку ООО "Златспецтранс" на основании п. 10.20 Документации о конкурсном отборе, в котором указано, что победителем конкурсного отбора признается победитель второго этапа или победитель первого этапа оценки и сопоставления заявок, если второй этап оценки и сопоставления заявок не состоялся.
Приведенная стоимость услуги регионального оператора ООО "Златспецтранс" в первом этапе конкурсного обора составляет 2 269 601 259 руб.
При этом уведомление об участии во втором этапе конкурсного отбора ООО "РК", содержит приведенную стоимость услуги в размере 2 266 046 693,65 руб.
Расчет единого тарифа регионального оператора и необходимой валовой выручки регионального оператора осуществляется исходя из не превышения таких величин над стоимостью услуг регионального оператора по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной по результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на соответствующий год.
Истец, полагая, что необоснованное отстранение заявки ООО "РК", заключение соглашения об организации деятельности регионального оператора с ООО "Златспецтранс", исполнение соглашение ООО "Златспецтранс" в части получения тарифа регионального оператора влечет установление завышенного единого тарифа регионального оператора для потребителей на территории Горного кластера Челябинской, а также в связи с высокой социальной значимостью итогов спорного конкурсного отбора исполнение заключенного соглашения в части получения единого тарифа регионального оператора приведет к нарушению публичных интересов, интересов третьих лиц, затруднительности исполнения судебного акта, обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением
Суд первой инстанции оснований для признания недействительными результатов закупки и договора, заключенного по итогам конкурса, не усмотрел и оставил исковые требования без удовлетворения.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзывах на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом (пункт 1 статьи 449 ГК РФ).
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 449 ГК РФ).
В пункте 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" указано, что основанием для признания торгов недействительными могут выступать существенные нарушения процедуры (правил) их проведения, установленной законом, которые могли привести к неправильному определению результатов торгов. При обращении с заявлением о признании торгов недействительными заявитель должен доказать нарушение его прав и законных интересов допущенным нарушением установленного порядка проведения торгов.
В пунктах 73 и 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что действующее законодательство не предусматривает ничтожности торгов, поэтому у заинтересованного лица есть возможность оспаривать сами торги, ссылаясь на нарушения, допущенные при их проведении.
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки (абзац 7 пункта 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства").
На основании пункта 5 указанного информационного письма при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.07.2009 N 739-О-О указал, что торги, проведенные с нарушением установленных законодательством требований, могут быть признаны незаконными по иску заинтересованного лица только в случае, если признание их недействительными повлечет реальное восстановление нарушенных прав указанного лица.
Таким образом, требуя признания торгов недействительными, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), в силу статьи 1 которого региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В силу статьи 5 и пункта 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, требования к участникам конкурсного отбора, критерии конкурсного отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе установлены Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 (далее - Правила N 881).
Организатор конкурсного отбора разрабатывает и утверждает документацию об отборе. Требования к документации об отборе установлены разделом III Правил N 881.
Конкурсная комиссия рассматривает заявки на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об отборе, и осуществляет проверку соответствия заявителей требованиям, установленным пунктом 19 Правил N 881. Заявитель не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсном отборе в случае непредставления документов, указанных в пункте 26 настоящих Правил, наличия в таких документах недостоверных сведений и несоответствия указанных в заявке значений критериев конкурсного отбора установленным документацией об отборе предельным значениям критериев конкурсного отбора (подпункты а) и г) пункта 43 Правил N 881).
В соответствии с пунктом 48 Правил N 881 в случае установления факта недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником конкурсного отбора, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника конкурсного отбора от участия в конкурсном отборе на любом этапе проведения конкурсного отбора.
В соответствии с пунктом 9.6.1 Документации о конкурсном отборе в составе уведомления об участии во втором этапе Конкурсного отбора участником Конкурсного отбора должны быть предоставлены:
- либо документы, подтверждающие владение участником конкурсного отбора объектами по обработке и (или) обезвреживанию ТКО (копия договора купли-продажи, аренды, иного договора, подтверждающего наличие законного права владения указанными объектами; документ, удостоверяющий возникновение или переход прав на недвижимое имущество в случаях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости");
- либо копии договоров, соглашений с органами государственной власти Челябинской области или органами местного самоуправления с наличием обязательств участника конкурсного отбора по завершению строительства и (или) модернизации объектов по обработке и (или) обезвреживанию ТКО (концессионное соглашение, соглашение о государственно-частном партнерстве, соглашение о муниципально-частном партнерстве, инвестиционное соглашение).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 г. N 1657 "О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов" (далее - Постановление N 1657) утверждены Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО:
- на объектах обработки ТКО должны осуществляться меры по радиометрическому контролю поступающих ТКО в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 28),
- указанные объекты должны быть оборудованы системой весового контроля, автоматизированной системой учета и передачи в государственную информационную систему учета ТКО информации о количестве поступающих на объект отходов, количестве образуемых на объектах отходов, количестве получаемой из ТКО продукции (пункт 29),
- объекты обработки ТКО должны быть оборудованы системами фотосъемки и (или) видеосъемки для фиксации движения транспортных средств, доставляющих ТКО на такие объекты, в целях учета и передачи сведений в государственную информационную систему учета ТКО (пункт 30).
В составе уведомления об участии во втором этапе Конкурсного отбора ООО "РК" представлена копия договора аренды мусоросортировочного комплекса от 11.05.2021.
В составе мусоросортировочного комплекса, указанном в спецификации оборудования (Приложение N 1 к договору аренды мусоросортировочного комплекса от 11.05.2021 г.) не указаны:
- оборудование для осуществления радиометрического контроля,
- оборудование для осуществления весового контроля, а также автоматизированного учета и передачи в государственную информационную систему учета ТКО информации о количестве поступающих отходов, количестве образуемых отходов, количестве получаемой из ТКО продукции,
- оборудование для осуществления фотосъемки и (или) видеосъемки для фиксации движения транспортных средств, доставляющих ТКО, в целях учета и передачи сведений в государственную информационную систему учета ТКО.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, в соответствии с Постановлением N 1657 представленный договор аренды не мог быть признан подтверждением факта владения участником конкурсного отбора объектом обработки и (или) обезвреживания ТКО.
В ходе конкурсного отбора (номер сообщения N 010421/2238202/01 от 01.04.2021 г.) Министерством направлен запрос в адрес Уральского межрегионального управления Росприроднадзора (далее - Росприроднадзор) от 25.05.2021 г. N 01/4707 о предоставлении позиции о возможности отнесения мусоросортировочного комплекса в составе, указанном в спецификации оборудования (Приложение N 1 к договору аренды мусоросортировочного комплекса от 11.05.2021 г.), к объекту по обработке твердых коммунальных отходов.
Согласно ответу Росприроднадзора от 27.05.2021 г. N 09-05-07/10556, в отсутствие сведений о наличии оборудования, являющегося обязательной частью объекта по обработке отходов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 г. N 1657, отнесение мусоросортировочного комплекса к объекту по обработке ТКО в составе оборудования, приведённого в запросе, не представляется возможным.
Федеральная служба Росприроднадзора является уполномоченным органом на лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, то есть на проверку соответствия деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов требованиям законодательства.
Кроме этого, в ходе Конкурсного отбора направлен запрос в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (от 10.06.2021 г. г. N 05/2952) о разъяснении положений пункта 55 Правил N 881.
В соответствии с пунктом 6.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ведения Министерства.
Согласно ответу Минприроды России от 23.06.2021 г. N 25-29/17877, в случае отсутствия у участника конкурсного отбора объектов, мощность которых позволяет обрабатывать и (или) обезвреживать более 50 процентов массы ТКО, образующихся в зоне деятельности регионального оператора в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, а также отсутствия обязательств по завершению строительства и (или) модернизации таких объектов, участие такого участника конкурсного отбора нецелесообразно.
Как следует из материалов дела, ООО "РК" в составе уведомления об участии во втором этапе конкурсного отбора не были представлены документы, подтверждающие владение объектом обработки ТКО в соответствии с вышеуказанными критериями, а также возможность осуществления деятельности по обработке ТКО на территории Горного кластера Челябинской области.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось.
Оценивая доводы подателя жалобы, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
По смыслу статей 1, 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, указывал, что положение пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что торги, проведенные с нарушением закона могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, в системной связи с пунктом 2 этой статьи, предусматривающим, что такое признание влечет недействительность договора, заключенного с выигравшим торги лицом, - направлено на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица (определения от 16.07.2009 N 739-О-О, от 15.07.2010 N 948-О-О).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 информационного письма от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" отметил, что истец должен доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Из приведенных позиций следует, что возможность признания недействительными торгов в связи с нарушением правил, предусмотренных законом, влечет обязанность суда выяснить не только факт допущенных нарушений при проведении торгов, но также совокупность иных обстоятельств. В частности, выяснению подлежит, могут ли права и законные интересы конкретного лица быть защищены и восстановлены принятием судебного акта; возможно ли проведение повторных торгов; исполнены ли контракты, заключенные по итогам оспариваемых торгов; в чем выражается интерес лица, оспаривающего торги; насколько признание торгов недействительными отвечает общественным и государственным интересам.
Как усматривается из материалов дела, на день принятия решения заключенный ответчиками контракт исполняется. Таким образом, отмена торгов и признание недействительным заключенного контракта, в любом случае не приведет к восстановлению каких-либо прав истца.
Ссылки подателя жалобы на решения ФАС России не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку указанные решения сами по себе не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения иска.
Следует отметить, что признание судом результатов открытого конкурса не приведет к возложению на истца каких-либо обязанностей, не затронет его прав и законных интересов в области предпринимательской и иной экономической деятельности, не придаст ему статус победителя спорного конкурса и не обяжет Министерство заключить с истцом соответствующий контракт.
Соответственно, признание результатов открытого конкурса недействительным не восстанавливает каких-либо прав ООО "РК"
В этой связи оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
При указанных обстоятельствах доводы подателя жалобы подлежат отклонению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда. Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтом не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.07.2022 по делу N А76-27022/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рециклинговая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В. Лукьянова |
Судьи |
О.Е.Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-27022/2021
Истец: ООО "Рециклинговая Компания"
Ответчик: Министерство экологии Челябиской области, ООО "ЗЛАТСПЕЦТРАНС"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, Министерство экологии Челябинской области, Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральная антимонопольная служба