город Самара |
|
29 ноября 2022 г. |
Дело N А55-12542/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Буртасовой О.И., Барковской О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Добычиной Е.А., с участием: от ответчика: представитель Лавренова Ю.А. (доверенность от 21.09.2022), от других лиц, участвующих в деле, представители не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2022 (судья Лигерман А.Ф.) по делу N А55-12542/2022 по иску акционерного общества "РН-Транс" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "РН-Транс" (далее - АО "РН-Транс", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 63 817,74 руб. (уточненные исковые требования).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2022 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 54 245, 08 руб. пени за просрочку доставки грузов, 2 518 руб. расходов по государственной пошлине, в остальной части иска отказано.
Ответчик обжаловал судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе ответчик просит решение Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2022 отменить, принять новый судебный акт, уменьшить размер неустойки на 50 %.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в октябре 2021 АО "РН-Транс" (истец) в адрес грузополучателей были отправлены вагоны по железнодорожным накладным: N ЭД651208, N ЭД651763, N ЭД651873, N ЭД726051, N ЭД751961, N ЭД757290, N 757405, N 771947, N 785984, N 821370, N 821436, N 829887, N 829985, N ЭЕ005476, N ЭЕ005536, N ЭЕ111555, N ЭЕ257437, N ЭЕ315054, N ЭЕ315420, N ЭЕ315822, N ЭЕ316348, N ЭЕ409118, N ЭЕ954985, N ЭЖ129001, N ЭЖ163407, которые ОАО "Российские железные дороги (ответчик), в соответствии со ст. 33, 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) и п. 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ N 245 от 07.08.2015 (далее - Правила), обязано было доставить к определенному сроку.
Принятое на себя обязательство по доставке вагонов к определенному сроку, Ответчик надлежащим образом не исполнил, вагоны прибыли в адрес грузополучателей с нарушением срока. Факт нарушения сроков доставки вагонов подтверждается выписками из АРМ "Этран" и железнодорожными накладными.
В процессе оказания услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом ОАО "Российские железные дороги" (ответчик), являясь перевозчиком, нарушило нормативный срок доставки груза, предусмотренный Правилами N 245.
Таким образом, Ответчиком не исполнены надлежащим образом обязательства по своевременной доставке груза, вагоны прибыли на станции назначения с нарушением нормативного срока доставки груза, что подтверждается железнодорожными накладными.
В связи с нарушением Ответчиком срока доставки груза, Истцом начислены пени в размере 63 817,74 руб.
В соответствии со ст. 120 УЖТ РФ, в целях соблюдения порядка урегулирования спора, Истцом в адрес Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" (далее - ТЦФТО) были направлены досудебные претензии N ПС-5265-У-2021 от 28.12.2021 с расчетами размера пени за просрочку доставки вагонов.
Претензионные требования Истца, Ответчиком не удовлетворены, что и послужило основанием для обращения истца в суд с иском к ответчику.
Ответчик представил отзыв на иск, в котором просил отказать в иске в части размера пени 41 909,50 руб. как необоснованно предъявленную.
Истец, с учетом доводов ответчика, изложенных в отзыве на иск, заявил ходатайство об уточнении исковых требований, просил взыскать с ответчика пени в размере 63 817,74 руб.
Ходатайство об уточнении исковых требований было принято судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ.
Исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Дата истечения срока доставки груза указывается перевозчиком в транспортной железнодорожной накладной.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки, перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнера с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Согласно ст. 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров).
Ответчик заявил об уменьшении неустойки на основании ст. 333 ГК РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.12.2000 N 263-О разъяснил, что предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть на реализацию требования статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
При таких обстоятельствах задача суда состоит в устранении явной несоразмерности договорной ответственности, следовательно, суд может лишь уменьшить размер неустойки до пределов, при которых она перестает быть явно несоразмерной, причем указанные пределы суд определяет в силу обстоятельств конкретного дела и по своему внутреннему убеждению.
Сведений о том, какие последствия имеют для истца нарушение ответчиком требований договора, истец не представил.
Принимая во внимание доводы сторон, а также размер пени, суд первой инстанции пришел к выводу, что размер начисленной истцом неустойки несоразмерен последствиям нарушения обязательства и может привести к получению истцом необоснованной выгоды.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции снизил общий размер пени на 15 % до 54 245,08 руб.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 330, 333, 785, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 65, 110, 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктам 73, 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил иск частично, взыскал с ответчика в пользу истца 54 245, 08 руб. пени за просрочку доставки грузов, 2 518 руб. расходов по государственной пошлине, а в остальной части иска отказал.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2022 по делу N А55-12542/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Кузнецов |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12542/2022
Истец: АО "РН-Транс"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице Куйбышевская железная дорога - филиал "РЖД", ОАО "РЖД", филиал "РЖД" Куйбышевская железная дорога