г. Пермь |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А60-15455/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой Л.В.,
судей Балдина Р.А., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Субботиной Е.Е.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Бета-К",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 августа 2022 года
по делу N А60-15455/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТБО "Экосервис" (ОГРН 1156684003629, ИНН 6684021751)
к обществу с ограниченной ответственностью "Бета-К" (ОГРН 1046601693005, ИНН 6627014973)
о взыскании задолженности, неустойки по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
в отсутствие представителей сторон,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТБО Экосервис" (далее - общество "ТБО Экосервис", истец) обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Бета-К" (далее - общество "Бета-К", ответчик) с требованием о взыскании задолженности за оказанную услугу по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.01.2022 по договору N 2112/ЮЛ от 01.01.2019 в размере 46 070,20 руб.; 28 887,48 руб. пени за просрочку оплаты за период с 11.06.2019 по 31.03.2022 (с учетом принятия судом первой инстанции уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.08.2022 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 46 070,20 руб. долга, 28 887,48 руб. неустойки, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 826 руб. С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 172 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просил обжалуемое решение отменить, отказав в удовлетворении иска.
Ответчик указывает, что истец несвоевременно приступил к выполнению обязанностей регионального оператора, что подтверждено представленной в материалы дела публикацией Ревда-инфо.ру., REVDA09. При этом истец представил корректирующие документы, согласно которых услуги за период с 01.01.2019 по 30.04.2019 сторнированы истцом, ввиду того, что истцом не оказывались. Документы об оказании услуг за период с 01.01.2019 по 31.05.2019 были направлены через 3 года. Счета-фактуры суду представлены не были, не представлены доказательства, свидетельствующие об оказании региональным оператором услуг. Суд не учел, что ответчик самостоятельно обратился к истцу с заявлением о заключении договора. Ответчик полагает, что суду первой инстанции следовало применить срок исковой давности за период по февраль 2019 года. Также ответчик считает неверным расчет неустойки. В случае удовлетворения требований истца, ответчик просит произвести начисление неустойки с момента, когда документы были фактически предоставлены ответчику.
Истец направил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором, ссылаясь на несостоятельность доводов апеллянта, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
До судебного заседания от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей, которое судом рассмотрено в порядке статьи 159 АПК РФ и, в отсутствие возражений, удовлетворено.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, и верно установлено судом первой инстанции, с 01.01.2019 общество "ТБО "Экосервис" является региональным оператором по обращению с отходами в зоне Западного АПО-2.
Между обществом "ТБО "Экосервис" (региональный оператор) и обществом "Бета-К" заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 N 2112/ЮЛ (далее - договор).
В соответствии с п.1. договора региональный оператор принимает твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, обеспечивает их сбор, транспортировку, обработку и обезвреживание, а также захоронение, а потребитель оплачивает эти услуги по утвержденному в установленном порядке тарифу на услугу Регионального оператора.
Норматив накопления твердых коммунальных отходов установлен Постановлением Региональной энергетической комиссии по Свердловской области от 30.08.2017 N 77-ПК "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области (за исключением муниципального образования "город Екатеринбург")". Тарифы по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020 год утверждены Постановлением РЭК Свердловской области от 05.12.2018 N 200-ПК (в редакции Постановления РЭК Свердловской области от 14.03.2019 N 21-ПК).
При заключении договора ответчик предоставил в адрес истца сведения для определения единицы расчета (приложение N 1).
Объем твердых коммунальных отходов, место их сбора и накопления, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к настоящему договору, являющемуся его неотъемлемой частью (пункт 2 Договора).
В приложении N 2 к договору указано наименование объекта, объем и место сбора и накопления ТКО, а также периодичность их вывоза, объем принимаемых ТКО в месяц. Место накопления ТКО согласно договора общая контейнерная площадка в зоне деятельности западного АПО-2 (близлежащая общая контейнерная площадка согласно схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01 января 2019 года (п. 4 типового договора).
Договор действует до 31.12.2019 г. в случае если за один месяц до истечения срока действия договора ни одна из сторон не заявит о прекращении, об изменении или о заключении указанного договора на иных условиях, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, срок его действия продлевается на тот же срок и на тех же условиях, не более чем на срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.
Ссылаясь, что в период с 01.01.2019 по 31.01.2022 региональный оператор оказал услуги по вывозу ТКО, при этом у потребителя образовалась задолженность по оплате оказанных услуг в размере 46 070,20 руб., общество "ТБО Экосервис" обратилось в суд с настоящим иском о взыскании задолженности и пени.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался статьями 307, 309, 779, 781 ГК РФ и исходил из того, что договор между сторонами заключен по типовой форме, ответчиком доказательств погашения задолженности не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждена Правилами N 1156.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Частью 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В силу пунктов 8(4) - 8(5) Правил N 1156, договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе, путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель, в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, направляет региональному оператору заявку потребителя и документы, в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил N 1156.
Пунктом 8.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В случае не заключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
Судом первой инстанции установлено, что потребителем направлена заявка на заключение договора. Истцом в соответствии с Правилами N 1156 на основании заявки ответчика направлен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 2112/ЮЛ от 01.01.2019 с приложениями.
При этом вопреки приведенному ответчиком доводу апелляционной жалобы, суд первой инстанции верно указал, что договор был заключен на основании заявки ответчика. Выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Указание ответчика на то, что заявка направлена в апреле 2019 года, не опровергает тот факт, что договором стороны подтвердили, что дата начала оказания услуг согласно условиям договора (пункт 4) - 01.01.2019. Договор подписан сторонами без разногласий.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным и как собственник ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором.
Согласно статье 1 Закона N 89 к ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
К таким отходам относится различного рода бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц. Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий" (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
Любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов. Следовательно, ответчик, введя свою деятельность, образовывал ТКО. Иного из материалов дела не следует.
Пунктами 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156) потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В случае отсутствия мест накопления в территориальной схеме обращения с отходами и реестре мест накопления, потребитель обязан создать свое место накопления в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1039 от 31.08.2018 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" с последующим внесением данных о месте накопления в территориальную схему обращения с отходами и реестр мест накопления, утверждаемый органом местного самоуправления.
Оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается, что не исключает возможность представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг. К таким доказательствам можно отнести как акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленный в порядке, предусмотренном типовым договором, так и иные доказательства, из которых очевидно следует факт нарушения региональным оператором исполнения его обязательств.
Кроме того, потребитель может быть освобожден от внесения платы за услуги по обращению с ТКО региональному оператору при предоставлении доказательств, что последний транспортировку ТКО фактически не осуществлял, в связи с чем потребитель был вынужден обратиться за оказанием соответствующих услуг к иному лицу.
Однако заявителем жалобы не представлено в материалы дела доказательств, опровергающих факт оказания истцом соответствующих услуг по вывозу ТКО с ближайшей контейнерной площадки.
Доказательств составления ответчиком и направления региональному оператору актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору, материалы дела не содержат, равно как и сведений о том, что потребитель был вынужден обратиться за оказанием услуг по вывозу ТКО к иному лицу в связи с неоказанием соответствующих услуг региональным оператором.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что представленными в материалы дела документами подтверждается исполнение региональным оператором своих обязательств.
Поскольку оплата оказанных услуг ответчиком не произведена, расчет стоимости услуги по обращению с ТКО ответчиком документально не опровергнут, требование истца о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Приведенные ответчиком доводы о том, что до апреля 2019 года услуги не оказывались, что подтверждено газетными публикациями, не свидетельствуют об отсутствии задолженности, поскольку как указывает сам ответчик, истцом направлены корректирующие документы, которыми сторнированы истцом, ввиду того, что истцом не оказывались. При этом данные доводы не опровергают наличие неоплаченной задолженности.
Апелляционный суд при этом принимает во внимание, что положения части 3 статьи 319 ГК РФ, согласно которой если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон, в случаях, когда должник не указал, в счет какого из однородных обязательств осуществлено исполнение, преимущество имеет то обязательство, срок исполнения которого наступил или наступит раньше, либо, когда обязательство не имеет срока исполнения, то обязательство, которое возникло раньше.
В отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что ответчик указывал при оплате, за какой период им производятся оплаты, в отсутствие доказательств нарушения региональным оператором обязательств по договору, невозможно признать доводы ответчика о неоказании услуг обоснованными. В силу чего суд первой инстанции обоснованно их отклонил.
Довод о позднем направлении актов и счетов фактур сам по себе факт получения потребителем услуг по вывозу ТКО также не опровергает.
Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям также подлежит отклонению, поскольку ответчик при рассмотрении дела в суде первой инстанции соответствующего ходатайства о применении срока исковой давности не заявил, в то время как в соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Так как требования истца в части основного дола признаны обоснованными, руководствуясь статьей 332 ГК РФ и пунктом 24 договора, суд первой инстанции также обоснованно удовлетворил требования истца о начислении неустойки.
Согласно пункту 24 договора, стороны определили, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
По расчету истца, признанному судом обоснованным, размер неустойки составил 28 887,48 руб. за период с 11.06.2019 по 31.03.2022 (с учетом уточнений).
В отсутствие заявления о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
При этом приведенный ответчиком довод об исчислении неустойки за период после направления соответствующих актов не может быть принят апелляционным судом, поскольку в таком случае ответчик будет освобожден от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств, прямо установленных договором, что недопустимо и нарушает баланс интересов сторон.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства имеющие значение для дела, указанные обстоятельства исследованы полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 августа 2022 года по делу N А60-15455/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.В. Дружинина |
Судьи |
Р.А. Балдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-15455/2022
Истец: ООО ТБО ЭКОСЕРВИС
Ответчик: ООО БЕТА-К