г. Вологда |
|
29 ноября 2022 г. |
Дело N А05-8614/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 ноября 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТК Северный проект" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 октября 2022 года по делу N А05-8614/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТК Северный проект" (ОГРН 1102901002885, ИНН 2901201732; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 71, корпус 1, офис 308; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району" (ОГРН 1155190003759, ИНН 5190046521; адрес: 183038, Мурманская область, город Мурманск, проспект Северный, дом 5; далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 15.07.2022 N 18900973860220004884, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 03 октября 2022 года постановление управления признано незаконным и изменено в части назначения наказания, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб., в удовлетворении остальной части требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части отказа в удовлетворении требований, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права, неполное исследование доказательств по делу. Указывает на малозначительность правонарушения, наличие оснований для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением, а также возможность назначения административного штрафа в размере менее минимального размера.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, общество является собственником судна "Сибирь" (свидетельство о праве собственности на судно от 20.08.2019 N 200784423). Кондрашов А.Ю., будучи в мае 2022 года работником общества, исполнял обязанности капитана судна "Сибирь".
От капитана судна "Сибирь" 13.05.2022 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 N 341 "Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море" в управление подано уведомление, согласно которому судно выходит из п. Сабетта участок N 2 "МТ Утренний" в 18 час 30 мин 13.05.2022 по маршруту: п. Сабетта участок N 2 "МТ Утренний" - акватории Карского, Баренцева морей - п. Мурманск. Расчетное время прибытия в п. Мурманск - 12 час 00 мин 18.05.2022.
В названное время судно в п. Мурманск не прибыло.
Как указал заявитель, что по причине задержки с ледокольной проводкой и неблагоприятных погодных условий (сниженная практически до нуля видимость и тяжелые ледовые условия) судно до 15.05.2022 простояло на рейде п. Сабетта N 2, 18.05.2022 находилось в районе мыса Желания в Баренцевом море. С 16.05.2022 04:15 до 21.05.2022 судно находилось в нейтральных водах за пределами территориальных вод Российской Федерации, государственную границу Российской Федерации не пересекало.
Дежурным оператором управления 19.05.2022 осуществлен звонок представителю судовладельца с целью получения сведений об изменении сроков деятельности судна и информирования об окончании сроков пересечения государственной границы, указанных в уведомлении от 13.05.2022. Представитель общества пояснил, что изменений плана перехода и (или) района осуществления деятельности судна, географических координат места пересечения судном государственной границы Российской Федерации в адрес управления не направлялось.
В дальнейшем 19.05.2022 в 10 час 32 мин, то есть по истечении срока действия уведомления от 13.05.2022, от капитана судна поступило уведомление об изменении расчетного времени прибытия и окончания деятельности, с указанием новых дат осуществления деятельности и даты прибытия в порт Мурманск.
В 10 час 30 мин 21.05.2022 после окончания срока пересечения государственной границы, указанного в уведомлении от 13.05.2022, судно пересекло государственную границу на вход в территориальное море Российской Федерации. О факте пересечения государственной границы капитан судна уведомил управление по электронной почте 21.05.2022.
Усмотрев в названных обстоятельствах нарушение требований статей 9, 9.1 Закона Российской Федерации от 01.01.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1), пунктов 3, 12, 13 Правил уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 N 341 (далее - Правила), управление составило в отношении заявителя протокол от 05.07.2022 N 1890097386022004884 об административном правонарушении по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Постановлением управления от 15.07.2022 по делу об административном правонарушении N 18900973860220004884 общество признано виновным в совершении административного правонарушения по названной норме Кодекса, заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично, признав постановление управления незаконным и изменив его в части назначения наказания, снизив размер штрафа до 300 000 руб.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Закона N 4730-1 государственная граница Российской Федерации (государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" внешняя граница территориального моря является государственной границей Российской Федерации.
Статьей 3 Закона N 4730-1 установлено, что защита государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.
Частью 4 статьи 9 указанного Закона установлено, что российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 9.1 Закона N 4730-1 в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля: российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации; российскими судами, прошедшими пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории Российской Федерации, прибывающими на территорию Российской Федерации без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 9.1 Закона N 4730-1 неоднократное пересечение государственной границы судами допускается при соблюдении следующих условий: выполнение требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судов, и другими техническими средствами контроля местоположения судов; передача в пограничные органы данных о местоположении таких судов; уведомление пограничных органов о каждом фактическом пересечении государственной границы.
На основании части 5 статьи 9.1 Закона N 4730-1 правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил уведомление пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море направляется однократно на весь период осуществления деятельности, указанной в уведомлении. Контактные данные пограничных органов для направления уведомления размещены на сайте ps.fsb.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу пункта 3 Правил российские суда, указанные в пункте 1 настоящих Правил (далее - суда), неоднократно пересекают государственную границу Российской Федерации на море в целях осуществления указанной в уведомлении деятельности в районе (районах) и сроки, которые заявлены в уведомлении.
Исходя из пункта 4 Правил уведомление для судов, указанных в подпункте "а" пункта 1 настоящих Правил, направляется по форме согласно приложению 1 капитаном судна, или судовладельцем, или уполномоченным им лицом не позднее чем за 4 часа до выхода судна из российского порта, из которого планируется убытие судна с намерением осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море.
В соответствии с пунктом 7 Правил к уведомлению для судов, указанных в подпунктах "а" и "в" пункта 1 настоящих Правил, прилагаются план перехода судна и (или) сведения о районе осуществления деятельности и планируемый маршрут следования судна в указанный район; судовая роль; список пассажиров (при наличии пассажиров).
На основании пункта 15 указанных Правил при фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации на море капитан судна по радиосвязи, факсимильной связи либо по электронной почте уведомляет пограничный орган (подразделение пограничного органа) о времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации на море.
Согласно пункту 10 Правил при изменении сведений, указанных в уведомлении, заявитель направляет новое уведомление в порядке, предусмотренном пунктами 4 и 6 настоящих Правил.
Пунктом 12 Правил определено, что повторное направление уведомления не требуется в случае изменения: а) судовой роли или списка пассажиров; б) времени выхода судна из порта; в) плана перехода судна и (или) района осуществления деятельности; г) планируемого маршрута следования судна в указанный в уведомлении район; д) географических координат места пересечения судном государственной границы Российской Федерации.
Об изменениях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, заявитель незамедлительно информирует пограничный орган, в который было направлено уведомление по телефонной, факсимильной связи, либо по электронной почте (абзац первый пункта 13 Правил).
В данном случае в 10 час 30 мин 21.05.2022, после окончания срока пересечения государственной границы, указанного в уведомлении от 13.05.2022, рассматриваемое судно пересекло государственную границу на вход в территориальное море Российской Федерации, о факте пересечения государственной границы капитан судна уведомил управление по электронной почте 21.05.2022.
При этом на момент уведомления об изменении плана перехода срок действия уведомления от 13.05.2022 (18.05.2022) истек.
Таким образом, нарушение требований статей 9, 9.1 Закона N 4730-1, пунктов 3, 12, 13 Правил подтверждается материалами дела.
Доводы заявителя об ином правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку по смыслу пунктов 12, 13 Правил изменения в уведомление должны быть поданы незамедлительно, возможность внесения изменений в уведомление, срок действия которого истек, Правилами не предусмотрена.
Ввиду изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в деянии заявителя события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших соблюдению установленных требований, а также подтверждающих принятие заявителем исчерпывающих мер по предотвращению совершения правонарушения, заявителем не представлено.
Не имеется в деле и документов, подтверждающих, что правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиям, находящимися вне контроля заявителя, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалось от него в целях надлежащего исполнения положений законодательства. Неустранимые сомнения в виновности заявителя в материалах дела не усматриваются.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии вины общества в совершении правонарушения.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции обоснованно заключил о наличии в деянии заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности не допущено.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Исключительных обстоятельств совершения правонарушения, которые бы свидетельствовали о наличии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, апелляционный суд не усматривает.
Доводы жалобы о наличии исключительных обстоятельств, которые бы подтверждали малозначительность правонарушения, не свидетельствуют.
С учетом взаимосвязанных положений частей 2, 3 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для замены назначенного обществу наказания в виде штрафа на предупреждение.
При этом судом верно учтено, что совершенное обществом административное правонарушение нарушает установленный порядок обеспечения безопасности государственной границы.
Наказание назначено обществу управлением в пределах санкции части 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Вместе с тем на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, приняв во внимание нахождение общества под прямыми санкциями США и отказ иностранных компаний от сотрудничества, тогда как основной деятельностью общества является деятельность морского грузового транспорта, что, в свою очередь, предполагает международное сотрудничество, суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер назначенного обществу штрафа до 300 000 руб.
Учитывая конкретные обстоятельства совершения правонарушения, объект посягательства, наличие угрозы безопасности государства, оснований для дополнительного снижения размера штрафа (до 200 000 руб.) в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не усматривает. Оснований считать определенную судом первой инстанции меру ответственности чрезмерной, несправедливой и несоразмерной тяжести совершенного правонарушения не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования частично.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, поэтому отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 октября 2022 года по делу N А05-8614/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТК Северный проект" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8614/2022
Истец: ООО "ТК Северный проект"
Ответчик: ФГКУ "Пограничное Управление Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Западному Арктическому Району"