город Омск |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А46-6397/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Коноваловой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный холдинг "Алтаур" (ОГРН 1055501002446, ИНН 5501083021, адрес: 644540, Омская область, Омский район, село Пушкино, Красноярский тракт, дом 40/1, помещение 18) к Администрации Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области (ОГРН 1055531005397, ИНН 5517008573, адрес: 646974, Омская область, Кормиловский район, село Георгиевка, улица Ленина, дом 4) при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ОГРН 1045504038524, ИНН 5503085391), общества с ограниченной ответственностью "РУСКОМ-Агро" (ОГРН 1105543034673, ИНН 5507220958), Велиткевич Михаила Геннадьевича, Велиткевич Ирины Анатольевны, Буякова Игоря Николаевича, общества с ограниченной ответственностью "Макта" (ОГРН 1095543012124, ИНН 551503395708) о незаконными действий, признании недействительным договора аренды.
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный холдинг "Алтаур" - Зародыш Кристины Сергеевны по доверенности 55АА 2521894 от 09.02.2021;
от общества с ограниченной ответственностью "РУСКОМ-Агро" - Малаева Андрея Евгеньевича по доверенности 55АА2878222 от 22.08.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленный холдинг "Алтаур" (далее - ООО "АПХ "Алтаур", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо), в котором просило:
- признать незаконными действия Администрации по отклонению заявлений общества о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков 55:09:040601:315 и 55:09:040501:260;
- признать недействительным договор аренды N АЗ-09-/2022 от 07.04.2022 на земельные участки 55:09:040601:315 и 55:09:040501:260, заключенный между Администрацией и обществом с ограниченной ответственностью "РУСКОМ-Агро" (далее - ООО "РУСКОМ-Агро"), дата регистрации 14.04.2022, номера государственной регистрации 55:09:040601:315-55/387/2022-3 и 55:09:04001:260-55/387/2022-3;
- применить последствия недействительности сделки путем прекращения регистрационных записей N N 55:09:040601:315-55/387/2022-3 и 55:09:04001:260-55/387/2022-3 от 14.04.2022 в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) права аренды ООО "Руском-агро" на земельные участки 55:09:040601:315 и 55:09:040501:260.
Определением Арбитражного суда Омской области от 14.04.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, ООО "Руском-агро".
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.07.2022 по делу N А46-6397/2022 заявленные ООО "АПХ "Алтаур" требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Руском-агро" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на отсутствие у других претендентов на земельные участки надлежащего статуса сельхозтоваропроизводителя, пользующегося мерами государственной поддержки, что является основополагающим признаком для предоставления спорных земельных участков, а также на то, что ООО "РУСКОМ-Агро" являлось первоначальным инициатором проведения конкурсной процедуры по предоставлению участков, поскольку ООО "РУСКОМ-Агро" обращалось в Администрацию с соответствующим заявлением и до момента подачи этого заявления Администрацией спорные земельные участки на торги не выставлялись и не были переданы в законное пользование иным сельскохозяйственным организациям.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022 апелляционная жалоба ООО "Руском-агро" принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 11.10.2022.
ООО "АПХ "Алтаур" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции,
Администрация, Управление Росреестра по Омской области надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
При проверке законности и обоснованности обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, судом апелляционной инстанции установлено наличие безусловного основания, предусмотренного пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, для перехода к рассмотрению данного дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции в связи со следующими обстоятельствами.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "АПХ "Алтаур" оспаривало в суде первой инстанции действия Администрации по отклонению двух заявлений от 14.03.2022 N 129, N130 о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельных участков 55:09:040601:315 и 55:09:040501:260 по причине отсутствия у заявителя документов, подтверждающих участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
Из материалов дела следует, что для участия в конкурсных процедурах на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:09:040601:315 поданы заявления Велиткевич М.Г., Велиткевич И.А., Буякова И.Н., ООО "Макта", которые были отклонены Администрацией; в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:09:040501:260 были поданы заявления Буяковым И.Н., ООО "Макта", которые также были отклонены.
07.04.2022 между Администрацией и ООО "Руском-Агро" заключены договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 55:09:040601:315 и 55:09:040501:260, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН по состоянию на 16.05.2022.
Вместе с тем согласно общим принципам земельного законодательства и исходя из содержания абзаца 2 пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), статьи 39.18 ЗК РФ, возможность предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данных земельных участков.
Следовательно, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ (пункт 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
При удовлетворении исковых требований ООО "АПХ "Алтаур", суд первой и инстанции пришел к выводу о наличии в Администрации нескольких заявлений о предоставлении спорных земельных участках в аренду, в связи с чем уполномоченный орган не вправе заключать договор аренды земельных участков без проведения торгов, а также исходил из того, что письма ООО "Руском-Агро" о предоставлении земельных участков не могут рассматриваться как заявки на участие в аукционе.
Таким образом, изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что Арбитражным судом Омской области принято решение о правах и обязанностях Велиткевич М.Г., Велиткевич И.А., Буякова И.Н., ООО "Макта" по отношению к сторонам рассматриваемого спора, которые также намеревались участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 55:09:040601:315 и 55:09:040501:260 и чьи заявки на участие в аукционе были отклонены.
В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ если судебный акт может повлиять на права или обязанности лица по отношению к истцу или ответчику, это лицо подлежит привлечению к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Вместе с тем из материалов дела N А46- 6397/2022 не следует, что Арбитражный суд Омской области привлек к участию в деле Велиткевич М.Г., Велиткевич И.А., Буякова И.Н., ООО "Макта", следовательно, суд первой инстанции принял судебный акт в отношении лиц, не привлеченных к участию в деле.
Допущенное процессуальное нарушение суд апелляционной инстанции рассматривает как безусловное основание к отмене судебного акта, предусмотренное пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ.
Учитывая изложенное, Восьмой арбитражный апелляционный суд на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ и в соответствии с пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" перешел к рассмотрению заявления ООО "АПХ "Алтаур" к Администрации о признании признать незаконными действий Администрации по отклонению заявлений общества о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков 55:09:040601:315 и 55:09:040501:260; о признании недействительным договорf аренды N АЗ-09-/2022 от 07.04.2022 на земельные участки 55:09:040601:315 и 55:09:040501:260, заключенный между Администрацией и ООО "РУСКОМ-Агро" (дата регистрации 14.04.2022, номера государственной регистрации 55:09:040601:315-55/387/2022-3 и 55:09:04001:260-55/387/2022-3) о применении последствий недействительности сделки путем прекращения регистрационных записей NN 55:09:040601:315-55/387/2022-3 и 55:09:04001:260-55/387/2022-3 от 14.04.2022 в ЕГРН права аренды ООО "Руском-агро" на земельные участки 55:09:040601:315 и 55:09:040501:260, по правилам, установленным АПК РФ, для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, о чем вынесено определение от 14.10.2022.
Этим же определением от 14.10.2022 Восьмой арбитражный апелляционный суд привлек к участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Велиткевич М.Г., Велиткевич И.А., Буякова И.Н., ООО "Макта" и назначил рассмотрение заявления ООО "АПХ "Алтаур" в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда на 10.11.2022 на 09 час. 45 мин.
ООО "АПХ "Алтаур" представлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов:
- соглашения о предоставлении субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием, услуг от 16.05.2022N 10-2022-035946;
- соглашения о предоставлении субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 17.05.2022N 10-2022-040770;
- соглашения о предоставлении субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу -производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 26.05.2022 N 10-2022-047422;
- соглашения о предоставлении субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу -производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг от 18.07.2022 N 10-2022-065200;
- соглашения о предоставлении субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу -производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 23.09.2022N 10-2022-081564.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2022 (резолютивная часть от 10.11.2022) ходатайство ООО "АПХ "Алтаур" удовлетворено, приложенные к ходатайству дополнительные документы приобщены к материалам дела. Этим же определением судебное заседание отложено на 24.11.2022 на 15 час. 55 мин.
В судебном заседании представитель ООО "АПХ "Алтаур" поддержал заявленные требования в полном объеме с учетом доводов, изложенных в отзыве на апелляционную жалобу ООО "РУСКОМ-Агро".
Представитель ООО "РУСКОМ-Агро" указал на незаконность требований заявителя, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на заявление и своей апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заявление, отзывы на заявление, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
05.04.2022 организатором торгов - Администрацией отклонены два заявления ООО "АПХ "Алтаур" о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 55:09:040601:315 и 55:09:040501:260 по причине отсутствия у заявителя документов, подтверждающих участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
По мнению заявителя, указанные действия Администрации являются необоснованными, совершенными без законных оснований на основании следующего.
02.03.2022 ООО "Руском-Агро" обратилось в адрес Главы Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области с заявлениями о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области, в аренду без проведения торгов.
04.03.2022 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о поведении торгов (https://torgi.gov.ru) Администрацией опубликованы два извещения N 040322/11832239/01 и 040322/11832239/02 о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе (далее - Извещения).
В указанных Извещениях Администрация проинформировала о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по адресу: Омская область, Кормиловский район. Георгиевское сельское поселение:
- 55:09:040601:315, площадью 593107 кв.м;
- 55:09:040501:260, площадью 117227 кв.м.
Согласно размешенным Извещениям, заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка должны были быть поданы по 04.04.2022 включительно в письменном виде лично или почтовым отправлением, к заявлениям необходимо приложить копии документов, подтверждающих соответствие заявителя следующим требованиям:
1) регистрация в качестве КФХ (ИП Главы КФХ), сельскохозяйственной организации;
2) участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
14.03.2022 ООО "АПХ "Алтаур" поданы два заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка (вх. N 129, 130 от 14.03.2022).
05.04.2022 Администрацией оба заявления отклонены по причине отсутствия у заявителя документов, подтверждающих участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
Кроме того, в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:09:040601:315 были поданы заявления Велиткевич М.Г., Велиткевич И.А., Буякова И.Н., ООО "Макта", которые были отклонены Администрацией; в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:09:040501:260 были поданы заявления Буяковым И.Н., ООО "Макта", которые Администрацией также были отклонены.
07.04.2022 между Администрацией и ООО "Руском-Агро" заключены договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 55:09:040601:315 и 55:09:040501:260, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН по состоянию на 16.05.2022.
С учетом вышеизложенных обстоятельств ООО "АПХ "Алтаур" считает, что в действиях Администрации имеются признаки нарушения земельного законодательства, что послужило основанием для обращения ООО "АПХ "Алтаур" в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает заявленные ООО "АПХ "Алтаур" требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Порядок и условия предоставления сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для осуществления сельскохозяйственного производства регламентируется ЗК РФ, Законом N 101-ФЗ, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Действующее земельное законодательство закрепляет общее правило о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность или аренду на торгах (пункт 1 статьи 39.3 ЗК РФ, пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ).
При этом предусмотрены случаи, когда договоры о предоставлении участка для сельскохозяйственного производства в собственность или в аренду заключаются без проведения торгов (в частности, подпункты 12, 17, 31 пункта 2 статьи 39.3, подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, статья 10 Закона N 101-ФЗ, статья 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, без проведения торгов.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, то соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.
Согласно правовому подходу, изложенному в пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию.
Исходя из приведенных положений предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц.
В целях выявления таких лиц статьей 39.18 ЗК РФ предусмотрено опубликование извещения о предоставлении земельного участка для соответствующих целей. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных лиц о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган вправе предоставить земельный участок в аренду без торгов.
Статьей 39.18 ЗК РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 ЗК РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 ЗК РФ.
Согласно части 7 статьи 39.18 ЗК РФ, в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Исходя из вышеприведенного правового регулирования возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данных земельных участков.
При этом ни ЗК РФ, ни Закон N 101-ФЗ не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 ЗК РФ, то есть путем опубликования извещения о предоставлении земельного участка.
Действующее земельное законодательство в силу пункта 3 статьи 3 ЗК РФ не исключает применение законодательства, регулирующего сходные отношения (аналогия закона).
Учитывая отсутствие порядка предоставления земель в порядке пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, а также то, что выявление иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка, урегулировано статьей 39.18 ЗК РФ, уполномоченным органом публичное информирование о предоставлении спорного земельного участка должно осуществляться в порядке, предусмотренном указанной нормой.
Следовательно, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ (пункт 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
При этом, то обстоятельство, что участники торгов участвуют в государственных программах поддержки сельского хозяйства не имеет специального правового значения при рассмотрении заявления в порядке статьи 39.18 ЗК РФ.
Данная позиция подтверждается Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.05.2017 N Д232-3022.
Даже принимая во внимание позицию ответчика, ООО "ФХ"Алтаур" представлены доказательства участия в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в 2022 году и наличия соглашений о предоставлении субсидий юридическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием, услуг, при этом, даты указанных соглашений свидетельствуют о заблаговременном обращении истца за заключением указанных соглашений.
Таким образом, при наличии нескольких заявлений уполномоченный орган неправомочен заключать договор аренды земельных участков без проведения торгов.
Право на участие в конкурсных процедурах не ограничено участием заявителей в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
В рассматриваемом случае Администрацией 04.03.2022 на официальном сайте Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района, на сайте www.torgi.gov.ru, а также в печатном издании "Официальный вестник" Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района опубликованы извещения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами: 55:09:040601:315, 55:09:040501:260.
Таким образом, опубликование извещений о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 55:09:040601:315, 55:09:040501:260 осуществлено Администрацией до обращения ООО "Руском-Агро" с заявлением о предоставлении земельных участков, зарегистрированным Администрацией 02.03.2022.
Следовательно, указанное заявление ООО "Руском-Агро" не может рассматриваться в качестве заявки на участие в аукционе.
Вместе с тем в пределах установленного статьей 39.18 ЗК РФ срока в Администрацию для участия в аукционе на право заключения договора аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:09:040601:315, 55:09:040501:260 поступили заявления ООО "АПХ "Алтаур"; в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:09:040601:315 - заявления Велиткевич М.Г., Велиткевич И.А., Буякова И.Н., ООО "Макта"; в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:09:040501:260 - заявления Буяковым И.Н., ООО "Макта".
Таким образом, Администрация обладала информацией о намерениях ООО "АПХ "Алтаур", Велиткевич М.Г., Велиткевич И.А., Буякова И.Н., ООО "Макта" приобрести право на спорные земельные участки, следовательно, не имела правовых оснований для заключения договора аренды земельных участков с ООО "Руском-Агро" без процедуры торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 1 статьи 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Пунктом 1 статьи 168 ГК РФ установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 166 ГК РФ требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Учитывая заявленные ООО "АПХ "Алтаур" требования и направленность интересов общества на получение спорных земельных участков в аренду, а также наличие иных заявлений на предоставление участков в аренду, принимая во внимание установленную статьей 39.18 ЗК РФ процедуру предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления сельскохозяйственной деятельности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что договор аренды земельных участков, заключенный 07.04.2022 между Администрацией (арендодатель) и ООО "Руском-Агро" (арендатор), без проведения торгов на основании пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ является недействительным в силу статьи 166, части 1 статьи 168 ГК РФ, как не соответствующий статье 39.18 ЗК РФ и абзацу 2 пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
При таких обстоятельствах требование о признании недействительным договора аренды следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" предусмотрено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН.
В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРН.
При таких обстоятельствах, с учетом указанных разъяснений суд приходит к выводу о том, что требование о прекращении в ЕРГН записи о государственной регистрации права аренды ООО "Руском-Агро" на спорные земельные участки подлежит удовлетворению.
Судебные расходы распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ, в связи с чем с Администрации в пользу заявителя подлежат взысканию с расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления. Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 06.07.2022 по делу N А46-6397/2022 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный холдинг "Алтаур" удовлетворить.
Признать незаконными действия Администрации Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области по отклонению заявлений общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный холдинг "Алтаур" о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков 55:09:040601:315 и 55:09:040501:260.
Признать недействительным договор аренды N АЗ-09-/2022 от 07.04.2022 на земельные участки 55:09:040601:315 и 55:09:040501:260, заключенный между Администрацией Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области и обществом с ограниченной ответственностью "Руском-агро" (ИНН 55035507220958, ОГРН 1105543034673), дата регистрации 14.04.2022, номер государственной регистрации 55:09:040601:315-55/387/2022-3 и 55:09:04001:260-55/387/2022-3.
Применить последствия недействительности сделки путем прекращения регистрационной записи 55:09:040601:315-55/387/2022-3 и 55:09:04001:260-55/387/2022-3 от 14.04.2022 в Едином государственном реестре прав недвижимости государственной регистрации права аренды общества с ограниченной ответственностью "Руском-агро" на земельные участки 55:09:040601:315 и 55:09:040501:260.
Взыскать с Администрации Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный холдинг "Алтаур" 3 000 рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6397/2022
Истец: ООО "АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ХОЛДИНГ "АЛТАУР"
Ответчик: Администрация Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области
Третье лицо: Буяков Игорь Николаевич, Велиткевич Ирина Анатольевна, Велиткевич Михаил Геннадьевич, ООО "Макта", ООО "РУСКОМ-АГРО", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области