г. Ессентуки |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А20-445/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Джамбулатова С.И., судей: Белова Д.А., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Нальчик" на определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.07.2022 по делу N А20-445/2016, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Нальчик" к муниципальному предприятию "Местная администрация Урванского муниципального района КБР", о привлечении к субсидиарной ответственности, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ОАО "Урвантеплосервис" (ОГРН 1090724000102, ИНН 07240000140), при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Нальчик" - Кулиева М.М. (доверенность от 02.09.2022), в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпроммежрегионгаз" (далее - конкурсный кредитор, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) открытое акционерное общество "Урвантеплосервис" (далее - должник).
Решением суда от 19.11.2016 должник признан банкротом, открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Сафронова Елена Викторовна.
ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" обратилось в суд с заявлением о привлечении муниципального предприятия "Местная администрация Урванского муниципального района КБР" к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
Определением суда от 25.07.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым определением, ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несвоевременное обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом.
В судебном заседании представитель апеллянта просил определение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя апеллянта и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что учредителем должника является Местная администрация Урванского муниципального района КБР, которая владеет по 100% долей в уставном капитале ОАО "Урвантеплосервис".
Дело о признании несостоятельным (банкротом) ОАО "Урвантеплосервис", возбуждено определением от 01.03.2016 на основании заявления конкурсного кредитора общества с ограниченной ответственностью "Газпроммежрегионгаз".
Определением суда от 19.05.2016 заявление признано обоснованным, в отношении должника введено наблюдение.
Решением суда 19.11.2016 должник признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство; конкурсным управляющим утверждена Сафронова Елена Викторовна.
В реестр требований кредиторов должника включен один кредитор ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" с общей суммой требования в размере 115 690 914 рублей.
По данным конкурсного управляющего следует, что размер непогашенных текущих обязательств должника по состоянию на дату подачи заявления составляет 163 019 032,47 рублей, расходы на проведение конкурсного производства за период с 19.11.2016 по 05.05.2022 составляет 660 714 050,45 рублей, конкурсная масса сформирована по результатам инвентаризации и оценке имущества должника составляет на сумму 146 537 214, 89 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", статья 10 Закона о банкротстве исключена, введена в действие глава III.2 Закона о банкротстве "Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве".
Переходные положения изложены в статьи 4 Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ, согласно которым рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона о банкротстве, которые поданы с 01.07.2017, производится по правилам Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ; положения подпункта 1 пункта 12 статьи 61.11, пунктов 3 - 6 статьи 61.14, статей 61.19 и 61.20 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ применяются к заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в случае, если определение о завершении или прекращении процедуры конкурсного производства в отношении таких должников либо определение о возврате заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом вынесены после 01.09.2017.
Порядок введения в действие соответствующих изменений в Закон о банкротстве с учетом Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 137 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Информационное письмо ВАС РФ от 27.04.2010 N 137) означает следующее.
Правила действия процессуального закона во времени приведены в пункте 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, где закреплено, что судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
Между тем, действие норм материального права во времени, подчиняется иным правилам, а именно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие; действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, в частности изложенных в постановлениях от 22.04.2014 N 12-П и от 15.02.2016 N 3-П, преобразование отношения в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки общему (основному) принципу действия закона во времени, нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данный принцип имеет своей целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его действий; только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу, либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм.
При этом согласно части 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Этот принцип является общеправовым и имеет универсальное значение, в связи с чем, акты, в том числе изменяющие ответственность или порядок привлечения к ней (круг потенциально ответственных лиц, состав правонарушения и размер ответственности), должны соответствовать конституционным правилам действия правовых норм во времени.
Таким образом, подлежит применению подход, изложенный в пункте 2 Информационного письма ВАС РФ от 27.04.2010 N 137, согласно которому к правоотношениям между должником и контролирующими лицами подлежит применению та редакция Закона о банкротстве, которая действовала на момент возникновения обстоятельств, являющихся основанием для их привлечения к такой ответственности.
Вместе с тем, следует принимать во внимание то, что запрет на применение новелл к ранее возникшим обстоятельствам (отношениям) не действует, если такие обстоятельства, хоть и были впервые поименованы в законе, но по своей сути не ухудшают положение лиц, а являются изложением ранее выработанных подходов, сложившихся в практике рассмотрения соответствующих споров.
Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности подано после вступления в законную силу ФЗ N 266-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве установлено, что нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 названного Закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых Законом о банкротстве возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 названного Закона.
Согласно Закону о банкротстве к указанным лицам относятся руководитель должника - юридического лица, должник - индивидуальный предприниматель и ликвидационная комиссия (ликвидатор) должника - юридического лица.
Собственник имущества муниципального предприятия, а также его учредители в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве не относятся к субъектам ответственности за неисполнение обязанности по обращению в арбитражный суд с заявлением о банкротстве.
Также суд учитывает, что Урванский муниципальный район является дотационным, что подтверждается справкой УФ местной администрации о размере ежегодных дотаций с 2013 г. по 2021 из республиканского (КБР) бюджета.
С учетом дотационности, объемы финансирования того или иного направления в районе определяются исходя из уровня бюджетной обеспеченности представительным органом муниципального образования (Советом местного самоуправления Урванского муниципального района КБР) с обязательным согласованием с Правительством КБР в лице Министерства финансов, при формировании и утверждении бюджета муниципального образования на очередной финансовый год. В связи с чем, ежегодно с последним заключаются соглашения "О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов", что подтверждается представленными в материалы дела их заверенными копиями за 2020 г. Таким образом, администрация не могла выделить должнику субсидии из местного бюджета, в соответствии со ст.78 БК РФ, для расчетов с кредиторами.
Деятельность предприятий, отвечающих за предоставление коммунальных услуг населению, достаточно часто находится на грани убыточности, поскольку существенно зависит от государственных и муниципальных регуляторов данной деятельности, технического состояния обслуживаемого жилого фонда, бюджетных дотаций и платежеспособности потребителей коммунальных услуг, в том числе граждан. Данная деятельность не может быть прекращена при обнаружении убытков по итогам отчетного периода деятельности одномоментно, без определенного переходного периода до момента осуществления данной деятельности другим лицом.
Доводы и доказательства о том, что администрация давала указания или совершала иные действия, которые бы довели предприятие до несостоятельности (банкротства), в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, оснований для привлечения к субсидиарной ответственности не имеется.
Доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были учтены, проверены судом при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что определение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены определения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.07.2022 по делу N А20-445/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-445/2016
Должник: ОАО "Урвантеплосервис"
Кредитор: ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик", ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск"
Третье лицо: АУ Сафронова Е.В., ГКЭТиЖН в КБР, МП "Местная администрация Урванского муниципального района КБР", НП "Союз менеджеров и антикризисных управляющих", ОАО КУ "Урвантеплосервис" Сафрановой Е.В., ОАО "Урвантеплоэнерго" в лице конкурсного управляющего Дорошина М.С., ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик", Росреестр по г.Нальчик, Сбербанк России, УФАС по КБР, УФНС РФ по КБР, ФАС России, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд