г. Пермь |
|
29 ноября 2022 г. |
Дело N А60-36458/2022 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Скромовой Ю.В.,
без проведения судебного заседания,
без вызова лиц, участвующих в деле,
в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
рассмотрел апелляционную жалобу истца, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области,
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 07 сентября 2022 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-36458/2022
по иску Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области
к акционерному обществу "Облкоммунэнерго" (ИНН 6671028735, ОГРН 1156658098266)
о взыскании задолженности, пени по договору аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с акционерного общества "ОБЛКОММУНЭНЕРГО" (далее - общество, ответчик) 399 350 руб. 24 коп., в том числе 90 369 руб. 14 коп. - долг по договору аренды земельных участков от 13.11.2009 N Т-210/0758 за период с 01.01.2010 по 31.05.2022, 308 981 руб. 10 коп. - пени за период с 10.12.2009 по 31.12.2021 (с учетом уточнения требований, заявленных истцом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 07.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство с решением суда не согласно, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы заявитель указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Как указывает министерство, оснований для прекращения договора аренды в части участков, не вошедших в план приватизации, не имеется, поскольку на них расположены объекты, переданные обществу по передаточному акту. В силу единства судьбы объектов и участка, участки, на которых имеются объекты общества, не могли быть изъяты собственником. Следовательно к обществу как правопреемнику предприятия перешло право аренды по договору от 13.11.2009 N Т210/0758. Поскольку договор аренды не расторгнут, оснований для применения п. 5 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 в обоснование отсутствия у общества обязанности вносить плату за фактическое пользование земельным участком, не имелось. С общества подлежит взысканию арендная плата в соответствии с договором.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между министерством (арендодатель) и ГУП СО "Облкоммунэнерго" заключен договор от 13.11.2009 N Т-210/0758 аренды 11-ти земельных участков, находящихся в собственности Свердловской области, категории земель - земли населенных пунктов.
Площадь, кадастровый номер, разрешенное использование указаны в п. 1.1 договора аренды.
В соответствии с Приказом Министерства от 30.07.2014 N 3221 утверждены условия приватизации имущественного комплекса ГУП СО "Облкоммунэнерго" путем преобразования в ОАО "Облкоммунэнерго". Утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса и перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса.
Согласно приложения N 2 к передаточному акту от 30.07.2021 не подлежали приватизации следующие земельные участки с кадастровыми номерами:
1. 66:29:2201018:140, площадью 6 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира трансформаторная подстанция, расположенного в границах участка, адрес ориентира Свердловской области, р-н Тугулымский, р.п. Тугулым, ул. Федюнинского, 86а с разрешенным использованием - под объект инженерной инфраструктуры (ТП-5562).
2. 66:29:2201003:126, площадью 4 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира трансформаторная подстанция, расположенного в границах участка, адрес ориентира Свердловской области, р-н Тугулымский, р.п. Тугулым, ул. Федюнинского, 28а с разрешенным использованием - под объект инженерной инфраструктуры (ТП-5451).
3. 66:29:2201001:30, площадью 2 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира трансформаторная подстанция, расположенного в границах участка, адрес ориентира Свердловской области, р-н Тугулымский, р.п. Тугулым, ул. Ленина, 230а, с разрешенным использованием - под объект инженерной инфраструктуры (ТП-5530).
4. 66:29:2201009:31, площадью 4 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира трансформаторная подстанция, расположенного в границах участка, адрес ориентира Свердловской области, р-н Тугулымский, р.п. Тугулым, ул. Ленина,90а с разрешенным использованием - под объект инженерной инфраструктуры (ТП-5529).
5. 66:29:2201006:211, площадью 2 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира трансформаторная подстанция, расположенного в границах участка, адрес ориентира Свердловской области, р-н Тугулымский, р.п. Тугулым, ул. Западная,11а с разрешенным использованием - под объект инженерной инфраструктуры (ТП-5458).
6. 66:29:2201009:33, площадью 4 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира трансформаторная подстанция, расположенного в границах участка, адрес ориентира Свердловской области, р-н Тугулымский, р.п. Тугулым, ул. Школьная,2а с разрешенным использованием - под объект инженерной инфраструктуры (ТП-5457).
7. 66:29:2201006:210, площадью 3 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира трансформаторная подстанция, расположенного в границах участка, адрес ориентира Свердловской области, р-н Тугулымский, р.п. Тугулым, ул. Новая, 19а с разрешенным использованием - под объект инженерной инфраструктуры (ТП-5532).
8. 66:29:2201015:43 категория - земли населенных пунктов, местоположения установлено относительно ориентира здание котельной, Свердловская обл., Тугулымский р.п., Тугулым, ул. Школьная, 30-А, площадью 1075 кв.м, разрешенное использование - под объект инженерной инфраструктуры (котельная).
Ссылаясь на то, что арендная плата за участки, не вошедшие в план приватизации, обществом не вносилась, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции признал, что по части требований пропущен срок исковой давности, за период, который в пределах срока исковой давности, оснований для взыскания арендной платы не имеется, поскольку право аренды к обществу не перешло, а оснований для взыскания неосновательного обогащения не имеется, поскольку в соответствии с действующим законодательством общество может использовать участок без предоставления и без внесения платы.
Апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, полагает решение не подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (пункт 5 статьи 58 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент приватизации).
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, установленном статьей 11 настоящего Федерального закона, со всеми изменениями состава и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
Статьей 11 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ предусмотрено, что состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.
Как разъяснено в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что спорные участки не вошли в состав приватизации имущественного комплекса, доказательств того, что права аренды переданы вновь образованному лицу по передаточному акту, не предоставлено.
Доказательств того, что расположенные на них объекты относятся к объектам недвижимого имущества, также не представлено. В подтверждение того, что объекты вошли в состав имущества, подлежащего приватизации, представлен передаточный акт, где эти объекты поименованы в разделе "машины, оборудование, инвентарь (объекты электросетевого хозяйства".
При таких обстоятельствах общество не может быть признано правопреемником предприятия по договору аренды ни в силу передачи прав арендатора по передаточному акту, ни в силу ст. 35 ЗК РФ.
Установив, что общество не является стороной договора аренды, суд правомерно отказал в удовлетворении требований о взыскании арендной платы по договору аренды и установленной договором неустойки.
Признавая, что у общества отсутствует обязанность по оплате за фактическое пользование участками, суд сослался на подп. 6 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в соответствии с пунктом 5 которого предусмотрена возможность размещения на земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитута линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Следовательно, общество имеет право на пользование земельными участками под ТП, класс напряжения которых до 35 кВ, без их предоставления в соответствии с действующим законодательством (в спорный период, находящийся в пределах срока исковой давности).
При таких обстоятельствах в удовлетворении иска отказано правомерно, доводы министерства рассмотрены апелляционным судом и отклонены как направленные на переоценку установленных судом обстоятельств, однако апелляционный суд оснований для переоценки не установил.
Оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, не имеется, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 сентября 2022 года,
принятое в порядке упрощенного производства по делу N А60-36458/2022, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Ю.В. Скромова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-36458/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "ОБЛКОММУНЭНЕРГО"