г. Тула |
|
29 ноября 2022 г. |
Дело N А54-7955/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.11.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Рязанская энергетическая сбытовая компания" (г. Рязань, ОГРН 1056204000049, ИНН 6229049014) - Роенко К.В. (доверенность от 25.12.2020), от заинтересованного лица - управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201269269, ИНН 6231010720) - Лукуткиной О.В. (доверенность от 12.01.2022 N 25), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального казенного предприятия "Касимовсервис" муниципального образования - городской округ город Касимов (Рязанская область, г. Касимов, ОГРН 1166234073928, ИНН 6226013002), акционерного общества "Рязанская областная электросетевая компания" (г. Рязань, ОГРН 1096234008936, ИНН 6234073260), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Рязанская энергетическая сбытовая компания" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.08.2022 по делу N А54-7955/2021 (судья Стрельникова И.А.),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Рязанская энергетическая сбытовая компания" (далее - ПАО "РЭСК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее - Рязанское УФАС России, управление) о признании незаконным решения от 26.07.2021 по делу N 062/01/10-522/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное предприятие "Касимовсервис" муниципального образования - городской округ город Касимов (далее - МКП "Касимовсервис", предприятие) и акционерное общество "Рязанская областная электросетевая компания" (далее - АО "РОЭК").
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "РЭСК" обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что ПАО "РЭСК" в полном объеме выполнены все требования, предусмотренные Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, для проведения соответствующего вида ограничений. Настаивает на том, что у ПАО "РЭСК" имелись основания для направления в адрес МКП "Касимовсервис" уведомлений об ограничении режима электропотребления, так как потребителем были допущены нарушения договора и накоплена значительная сумма задолженности. При этом фактическое ограничение режима электроснабжения объектов МКП "Касимовсервис" по уведомлению от 25.02.2021 N 345-0-2634 не вводилось. Более того, 01.03.2021 ПАО "РЭСК" в адрес АО "РОЭК" направлено уведомление об отмене процедуры ограничения подачи электроэнергии указанному потребителю. По мнению заявителя, действия ПАО "РЭСК" в рассматриваемом случае не свидетельствуют о злоупотреблении доминирующим положением в смысле, придаваемом этому понятию в части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Более того, действия общества не повлекли за собой фактического ограничения поставки электроэнергии на социально-значимые объекты. Полагает, что дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежало прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 48 Закона N 135-ФЗ.
Рязанское УФАС России возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании обращения МКП "Касимовсервис" от 24.05.2021 (вх. N 2850) приказом Рязанского УФАС России от 28.05.2021 N 53 в отношении ПАО "РЭСК" возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 062/01/10-522/2021 и создана комиссия для его рассмотрения.
МКП "Касимовсервис" указало на признаки нарушения обществом запретов части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, выразившиеся в действиях гарантирующего поставщика, связанных с инициированием 25.02.2021 (уведомление N 345-0-2634) введения режима полного ограничении энергопотребления в отношении объектов, прекращение поставки электрической энергии на которые может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
Решением комиссии управления от 26.07.2021 по делу N 062/01/10-522/2021 о нарушении антимонопольного законодательства ПАО "РЭСК" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ путем инициирования 25.02.2021 процедуры введения режима полного ограничения энергопотребления на объекты, полное прекращение поставки электрической энергии на которые приводит к экологическим, экономическим и социальным последствиям в порядке, не предусмотренном действующим законодательством (уведомление от 25.02.2021 N 345-0-2634).
Кроме того, на основании вынесенного решения ПАО "РЭСК" выдано предписание от 26.07.2021 по делу N 062/01/10-522/2021 о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Не согласившись с решением от 26.07.2021 по делу N 062/01/10-522/2021, ПАО "РЭСК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями названного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона N 135-ФЗ).
Согласно статье 22 Закона N 135-ФЗ к числу основных функций антимонопольного органа отнесено: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечению к ответственности за такие нарушения.
В силу части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона N 135-ФЗ необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
В силу части 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.
Согласно части 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу частью 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Как следует из материалов дела, ПАО "РЭСК" занимает доминирующее положение на рынке поставки электрической энергии в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика.
В этой связи на общество возлагается обязанность по соблюдению запретов, установленных частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Правовые основы в сфере электроэнергетики, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии, определены Федеральным Законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 25 Закона N 35-ФЗ антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.
На оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и /или пресечение действий/бездействия, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и/или ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе злоупотребление доминирующим положением на оптовом и розничных рынках (часть 2 статьи 25 Закон N 35-ФЗ ).
Согласно части 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Согласно пункту 7 статьи 38 Закона N 35-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает в том числе: обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления; обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня; запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня.
В силу пункта 48 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), гарантирующий поставщик в связи с наступлением обстоятельств, указанных в данных Правилах, вправе инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил N 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившимся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.
Следовательно, введение ограничения режима потребления электрической энергии является допускаемой законом мерой оперативного воздействия гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) на потребителя, не исполняющего свои обязательства по оплате потребленной электроэнергии.
Вместе с тем, ограничение режима потребления должно осуществляться в соответствии с установленным нормативно-правовыми актами порядком, обеспечивающим баланс интересов инициатора ограничения и потребителя, а также соблюдение прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации, интересов неопределенного круга лица и публичных интересов.
Как следует из материалов дела, МКП "Касимовсервис" является предприятием, оказывающим услуги отопления, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, на территории муниципального образования - городской округ город Касимов Рязанской области.
Между ПАО "РЭСК" и МКП "Касимовсервис" 11.01.2021 заключен договор энергоснабжения N 311792, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
По состоянию на 25.02.2021 у МКП "Касимовсервис" в рамках договора энергоснабжения от 11.01.2021 N 311792 образовалась задолженность по оплате электрической энергии (мощности) в размере 2067,46 тыс. руб.
В адрес МКП "Касимовсервис" 25.02.2021 поступило уведомление ПАО "РЭСК" (исх. N 345-0-2634) о планируемом ограничении электропотребления.
Из уведомления ПАО "РЭСК" (N 345-0-2634) следует, что в случае неоплаты возникшей задолженности предприятию необходимо до 12 час. 00 мин 09.03.2021 в соответствии с Правилами N 442 самостоятельно в присутствии представителей энергосбытовой компании и сетевой организации ввести режим частичного ограничения электропотребления до уровня технологической брони, путем сокращения потребления электроэнергии на следующие объекты: гараж ул. Советская 226а ТП58 ф. N10 N113345647, кот. ул. Комарова ф. N20 ТП24 N0708270502800544, ф. N21 ТП24 N50815675, Котельная Советская 199 N1102130147, N1112122138 ФN10 ТПN60, Котельная Ленина N352903 ФN5 ТП N91, N0747770903273453 ФN21, ТПN91, N007467014000748 ФN21 ТП91, N21198341 ФN5 ТПN91, Котельная N00093559024003882, N009359024003812 ФN9 ТПN110, Котельная ул. Чижова ф. N21 ТП N9 N009071031003464, фN10 ТП N8 N007856028000839, Котельная N1 50 лет СССР N124401695 ФN5 ТПN76, N113346143 ФN10 ТП N76, Теплопункт Д/сад N6 ф. N2, ТП N1 N009073023012612, Теплопункт Ленина 48 а ф. N10 ТП-92 N0712980903677197, Теплопункт Лесок фN20 ТП-31 N007468024000977, Теплоп. Пл. Победы фN21 ТПN28 N009130059007890, Теплоп. Пл. Соборная ф.N20 ТП-29 N34884191, теплопункт Д/сад N10 ф. N21 ТП N28 N009072031002894, Теплоп. "Ветеран" ул. Крылова, Ф.N9, ТП N10 N0746881006075415, ЦТП Приокский ПС Ашуково ф. N22 ТП-2 N 0708270409873429, N34290278, Насос MPS40-80 ул. Дзержинского ПС Касимов ФN2 ТП4 N007791059008888, Котельная ул. Советская д. 226а Пс Касимов ФN10 ТПN58 N009072031003629, Контора ул. Советская 226а ПС Касимов ФN10 ТП58 N007856028000297, Мастерские ул. Советская 226 ПС Касимов ФN10 ТП58 N007856028000276, Автоном. газ. котельная п. Фабрика ПС Касимов ФN9 ТПN10 N009131063038499, Автоном. газ. Котельная Затон ПС Касимов ФN9 ТП11 N369773-06.14, Котельная ул. Широкая д. 11 ПС Ашуково ф.28 ТПN9 N007791086013190, Котельная ул. Железнодорожная ПС Ашуково Ф28 ТПN6 N 403110, неж. пом. Советская 22 ФN21 ТПN56 N009360026002356.
Также общество указало, что в случае невыполнения действий по самостоятельному частичному ограничению до уровня технологической брони в указанный в уведомлении срок, частичное ограничение будет произведено после 12 час. 00 мин 09.03.2021 с питающих центров сетевой организации персоналом филиала АО "РОЭК" "Касимовский район электрических сетей" путем отключения/сокращения потребления электроэнергии по вышеуказанным точкам поставки.
В случае непогашения задолженности в течение 5 дней с даты частичного ограничения до уровня технологической брони, МКП "Касимовсервис" необходимо до 12 час. 00 мин 15.03.2021 самостоятельно в присутствии представителей энергосбытовой и сетевой организации ввести режим полного ограничения электропотребления путем отключения вышеуказанных объектов.
В случае невыполнения действий по самостоятельному полному ограничению режима потребления в указанный в уведомлении срок, полное ограничение будет произведено после 12 час. 00 мин. 15.03.2021 с питающих центров сетевой организации, персоналом филиала АО "РОЭК" "Касимовский район электрических сетей", путем отключения вышеуказанных точек поставки.
ПАО "РЭСК" 25.02.2021 направило в адрес АО "РОЭК" уведомление N 2634 на осуществление контроля проведения ограничения и (или) проведение ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) в отношении объектов МКП "Касимовсервис".
Согласно вышеуказанному уведомлению сетевой организации требовалось:
- в 12 час. 00 мин. 09.03.2021 осуществить контроль проведения ограничения подачи электрической энергии (мощности);
- в случае невыполнения действий по самостоятельному ограничению в срок, указанный в пункте 1 требуется после 12 час. 00 мин. 09.03.2021 ввести частичное ограничение подачи электрической энергии (мощности) потребителю, путем сокращения подачи электроэнергии: точек поставки, указанных в уведомлении N 345-0-2634 с питающих центров сетевой организации персоналом филиала АО "РОЭК" "Касимовский район электрических сетей", до уровня технологической брони;
- в 12 час. 00 мин. 15.03.2021 осуществить контроль проведения ограничения подачи электрической энергии (мощности), которое должно быть произведено самостоятельно персоналом потребителя, путем полного ограничения режима потребления точек поставки, указанных в уведомлении N 345-0-2634;
- после 12 час. 00 мин. 15.03.2021 ввести полное ограничение режима потребления путем отключения: точек поставки, указанных в уведомлении N 345-0-2634. Ограничение подачи электроэнергии производится с питающих центров персоналом филиала АО "РОЭК" "Касимовский район электрических сетей".
ПАО "РЭСК" 01.03.2021 направило в адрес АО "РОЭК" уведомление об отмене процедуры ограничения подачи электроэнергии в отношении объектов МКП "Касимовсервис" по заявке от 25.02.2021 N 345-0-2634.
Введение ограничения режима потребления электрической энергии является допускаемой законом мерой оперативного воздействия гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) на потребителя, не исполняющего свои обязательства по оплате потребленной электроэнергии.
Материалами дела подтверждается, что по состоянию на 25.02.2021 у предприятия имелась задолженность за поставленную электрическую энергию, следовательно, в рассматриваемом случае имелись основания для направления уведомления о планируемом ограничении электропотребления по заявке от 25.02.2021 N 345-0-2634.
Вместе с тем, ограничение режима потребления должно осуществляться в соответствии с установленным нормативно-правовыми актами порядком, обеспечивающим баланс интересов инициатора ограничения и потребителя, а также соблюдение прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации, интересов неопределенного круга лица и публичных интересов.
Правилами N 442 установлен особый порядок введения режима ограничения энергопотребления в отношении объектов, прекращение поставки электрической энергии на которые может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям; указанный порядок обязаны соблюдать как гарантирующий поставщик, так и сетевая организация.
Объекты МКП "Касимовсервис", поименованные в уведомлении ПАО "РЭСК" от 25.02.2021 N 345-0-2634, относятся к категории объектов, ограничение энергопотребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. В частности, согласно Приложению N 2 к Правилам N 442 организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, отнесены к категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
МКП "Касимовсервис" является единственной ресурсоснабжающей организацией на территории города Касимов, обеспечивающей население и социальные объекты теплоснабжением.
Постановлением главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области от 08.12.2020 N 260 установлены тарифы на горячую воду для потребителей МКП "Касимовсервис" города Касимов, постановлением от 08.12.2020 N 259 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей МКП "Касимовсервис" города Касимов.
При этом объекты, в отношении которых общество инициировало процедуру введения режима полного ограничения энергопотребления в марте 2021 года, эксплуатировались предприятием для оказания населению г. Касимов, а также учреждениям социальной сферы, коммунальных услуг отопления.
Таким образом, прекращение поставки электрической энергии на котельные и автономные тепловые пункты в отопительный сезон, может привести к перерывам в оказании коммунальных услуг отопления, что недопустимо в соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 121 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", части VI приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Кроме того, из письма МКП "Касимовсервис" от 07.06.2021 N 990 следует, что: котельная Советская 199 N1102130147, котельная Ленина N 352903 ФN5 ТП N91, котельная N 0009359024003882 N0093589024003812 ФN9 ТПN110, котельная N150 лет СССР N 124401695 ФN5 ТПN76, теплопункт Д/сад N6 фN2, теплопункт Д/сад N10 ф N21 ТП N28 N009072031002894, ЦТП Приокский ПС Ашуково фN22 ТП-2 N0708270409873439, автономная котельная п. Фабрика ПС Касимов фN9 ТПN10 N009131063038499, котельная ул. Широкая, д. 11 ПС Ашуково фN28 ТП N9 N007791086013190 используются для оказания населению услуг горячего водоснабжения.
Таким образом, прекращение поставки электрической энергии на указанные котельные, приводит к прекращению поставки горячей воды потребителям города Касимова Рязанской области.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 442 ограничения частичное ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителей, имеющих в отношении этих устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони.
В отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указаны уровни технологической и аварийной брони, частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, указанного в данном акте, вводится по истечении 5 дней (если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони) после дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони.
В отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором не указан уровень технологической брони, частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, указанного в данном акте, вводится не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления такого потребителя о введении ограничения режима потребления.
Между МКП "Касимовсервис" и АО "РОЭК" согласован акт технологической и (или) аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности), в котором согласован уровень технологической брони (допустимое время перерыва электроснабжения энергопринимающего устройства, подключенного к токоприемникам, в том числе технологической брони) в отношении следующих объектов: тепловой пункт д/сад N 6 (ТП-1), тепловой пункт "Ветеран" (ТП-108), автономным тепловой пункт (ТП-10), котельная фабрики (ТП-10), котельная Сиверка и котельная Сиверка 2 ввод (ТП-110), котельная Чижова (ТП-8), ЦТП (ТП-58), АТП д/сад (ТП-34), котельная 50 лет СССР (ТП-76), котельная КСК (ТП-60), котельная Ленина (ТП-91), котельная 50 лет СССР (ТП-76), тепловой пункт площадь Победы, 16 (ТП-9), котельная ул. Чижова (РП-24), котельная ул. Комарова (РП-24), котельная Комарова (ТП-31), теплопункт (ТП-31), котельная КСК (ТП-60), центральный тепловой пункт ЦТП (ТП-2), тепловой пункт Ленина, д. 48 (ТП-92), котельная затон (ТП-11).
Аварийная броня между МКП "Касимовсервис" и сетевой организацией не согласована.
Согласно пункту 7.1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
Состав указанных мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком и может включать мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, мероприятия по установке потребителями за свой счет автономных резервных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.
Потребитель электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан выполнить мероприятия, обеспечивающие его готовность к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, в течение шести месяцев со дня введения в отношении такого потребителя частичного ограничения потребления электрической энергии до уровня аварийной брони, если иной срок выполнения указанных мероприятий (но не более одного года) не установлен в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Проверка выполнения потребителем электрической энергии указанных мероприятий осуществляется в соответствии с порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Введение полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возможно только при устранении возможности наступления указанных последствий.
В соответствии с пунктом 8 (2) Правил N 442 уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю, отнесенному к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, дополнительно к информации, указанной в пункте 8 (1) данных Правил, должно содержать следующую информацию:
а) дата введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем аварийной брони;
б) уровень аварийной брони потребителя - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем аварийной брони;
в) информация о том, что полное ограничение режима потребления в отношении потребителя будет введено в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем (субисполнителем) от него уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
В случае если ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "б" пункта 2 Правил, и инициатором ведения ограничения режима потребления является энергосбытовая (энергоснабжающая) организация, к уведомлению о необходимости введения ограничения режима потребления прилагается выписка из договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), нарушение потребителем обязательств по которому послужило основанием для введения ограничения, содержащая сведения о наличии договорных отношений между инициатором введения ограничения и потребителем, о реквизитах лица, выступающего потребителем по этому договору, а также перечень точек поставки, в которых энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией по данному договору исполняются обязательства по продаже (поставке) электрической энергии (мощности).
В соответствии с требованиями Правил N 442 потребитель электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, должен направить гарантирующему поставщику план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима, затем выполнить мероприятия, указание в плане мероприятий, после чего направить инициатору уведомление о готовности к ведению режима ограничения потребления электрической энергии.
В силу пункта 10 (1) Правил N 442 введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается.
Согласно пункту 16 Правил N 442 потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Срок проведения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления не должен превышать 6 месяцев либо, если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони, - 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони, указанного в акте согласования технологической и (или) аварийной брони.
Согласно пункту 16 (1) Правил N 442 потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):
в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;
в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;
в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 данных Правил.
После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Таким образом, у потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, должно быть достаточно времени для предотвращения экономических, экологических или социальных последствий.
При этом, как верно отметил суд области, в уведомлении от 25.02.2021 N 345-0-2634 общество не предусмотрело возможность для МКП "Касимовсервис" составить план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления, а также не обеспечило соблюдение сроков введения полного ограничения режима потребления, установленных пунктами 16, 16(1) Правил ограничения.
Следовательно, предприятие было лишено возможности предпринять необходимые мероприятия для обеспечения безопасного функционирования энергопринимающих установок (котельных и автономных тепловых пунктов) и предотвращения перерыва в оказании коммунальных услуг горячего водоснабжения.
Вопреки утверждению общества направление уведомлений о введении ограничения режима энергопотребления в отсутствии на то правовых оснований в качестве нарушения части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ ему не вменяется.
Довод заявителя о том, что МКП "Касимовсервис" не включено в перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обоснованно не принят судом, как не имеющий правового значения для рассмотрения данного спора.
Действительно, МКП "Касимовсервис" на дату направления уведомления не было включено в перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, с соответствующим обращением к руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не обращалось.
Из положений пунктов 15, 15 (1), 15 (2) Правил N 442 следует, что в этот Перечень входят не все организации - потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, а только те, в отношении которых подано обращение.
Между тем, суд правомерно указал на то, что прекращение и ограничение подачи электроэнергии на объекты МКП "Касимовсервис", указанные в уведомлении ПАО "РЭСК" 25.02.2021 N 345-0-2634, исключает возможность обеспечения горячим водоснабжением большинства граждан, своевременно и добросовестно оплачивающих указанные коммунальные услуги, а также социально значимых объектов, что в целом создает угрозу возникновения и распространения различного рода заболеваний, то есть угрозу для жизни и здоровья граждан, причиняет вред публичным интересам и нарушает права неограниченного круга лиц на обеспечение нормативного уровня и режима обеспечения населения города Касимова Рязанской области (согласно точкам подключения коммунальными услугами по горячему водоснабжению).
Прекращение поставки электрической энергии на котельные и автономные тепловые пункты может привести к перерывам в оказании коммунальных услуг горячего водоснабжения, что недопустимо в соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 121 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", части VI приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Поскольку ПАО "РЭСК" и МКП "Касимовсервис" являются организациями, добровольно принявшими на себя публичный статус, и несут перед конечными потребителями ответственность за бесперебойную поставку ресурсов, вытекающих из публичных договоров, заключенных на соответствующих товарных рынках. Данные рынки образованы в целях надежного и гарантированного оказания услуг конечным потребителям, прежде всего населению. Законные права и права конечных потребителей не могут быть поставлены в зависимость от исполнения договорных отношений между энергоснабжающей и теплоснабжающей организациями. МКП "Касимовсервис" не может отказаться от закупки электрической энергии в необходимом количестве для водоснабжения и ввести требуемое гарантируемым поставщиком ограничение потребления электрической энергии, что, безусловно, может привести к ущемлению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Вопреки доводам заявителя добровольная отмена введения ограничения не является основанием, исключающим ответственность ПАО "РЭСК" по установленным обстоятельствам.
Доводы общества о том, что управление неправомерно отказало в удовлетворении ходатайства заявителя о прекращении рассмотрения дела N 062/01/10-522/2021, обоснованно не принят судом на основании следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 48 Закона N 135-ФЗ комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия).
В отношении действий общества по направлению уведомлений от 02.03.2021 N 345-0-2671 и от 15.03.2021 N 245-0-2712 возбуждено дело N 062/01/10-253/2021 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
При этом направление заявителем уведомления от 25.02.2021 N 345-0-2634 является самостоятельным нарушением требований антимонопольного законодательства, выразившимся в инициировании в отношении МКП "Касимовсервис" процедуры введения режима ограничения полного энергопотребления (уведомление).
В этой связи суд первой инстанции верно заключил об отсутствии у антимонопольного органа оснований для отказа в возбуждении или прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований ПАО "РЭСК" судом отказано правомерно.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.08.2022 по делу N А54-7955/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-7955/2021
Истец: ПАО "РЯЗАНСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области
Третье лицо: АО "Рязанская областная электросетевая компания", Муниципальное казенное предприятие "Касимовсервис" Муниципального образования - городской округ город Касимов