г. Самара |
|
29 ноября 2022 г. |
Дело N А72-6829/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корнилова А.Б.,
судей Некрасовой Е.Н. и Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А., с участием:
от ПАО "Федеральная сетевая компания - Россети" - до перерыва в зале суда и после перерыва путем веб-конференции Толкачева М.С., доверенность от 25.11.2019,
иные участники не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, 21.11 - 23.11.2022 объявлялся перерыв, апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" и общества с ограниченной ответственностью "Энергопром Групп"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 сентября 2022 года по делу N А72-6829/2021 (судья Ключникова М.Г.), принятое
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" (прежнее наименование - ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы")
к обществу с ограниченной ответственностью "Энергопром Групп",
третьи лица: публичное акционерное общество "Россети Волга", акционерное общество "Ульяновскэнерго", общество с ограниченной ответственностью "Новоульяновский завод ЖБИ", общество с ограниченной ответственностью "Поволжские электрические сети", Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Энергопром Групп" о взыскании задолженности в сумме 191 224 руб. 19 коп. - за декабрь 2018 г., 2 003 644 руб. 52 коп. - за январь-декабрь 2019 г., неустойки: за декабрь 2018 г. за период с 21.01.2019 по 18.07.2022 - 178 029 руб. 72 коп., за январь-декабрь 2019 г. за период с 21.02.2019 по 18.07.2022 - 1 493 360 руб. 14 коп., неустойки в соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 26 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ на сумму задолженности (191 224 руб. 19 коп. за декабрь 2018) с 19.07.2022 по дату фактического исполнения обязательства по оплате оказанных услуг, а также неустойку в соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 26 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ на сумму задолженности (2 003 644 руб. 52 коп. за январь-декабрь 2019) с 19.07.2022 по дату фактического исполнения обязательства по оплате оказанных услуг, с учетом принятых уточнений согласно ст. 49 АПК.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "Россети Волга", акционерное общество "Ульяновскэнерго", общество с ограниченной ответственностью "Новоульяновский завод ЖБИ", общество с ограниченной ответственностью "Поволжские электрические сети", Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22 сентября 2022 года исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Энергетическая промышленная группа" взыскано в пользу ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" 2 003 644 руб. 52 коп. - основной долг за январь 2019 г. - декабрь 2019 г., 1 307 175 руб. 32 коп. - неустойку за период с 21.02.2019 г. по 31.03.2022 г., 36 443 руб. 68 коп. - в возмещение расходов по госпошлине.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Федеральная сетевая компания - Россети" и ООО "Энергопром Групп" обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
ПАО "Федеральная сетевая компания - Россети" просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.09.2022 по делу N А72-6829/2021 в части отказа во взыскании задолженности и неустойки за период оказания услуг декабрь 2018, а также в части применения моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, и отказа в удовлетворении искового требования о взыскании неустойки с даты окончания моратория по дату фактического исполнения обязательства по оплате оказанных услуг: принять по делу в оспариваемой части новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
ООО "Энергопром Групп" просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
В судебном заседании представители ответчика и третьих лиц участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель ПАО "Федеральная сетевая компания - Россети" просил удовлетворить свою апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 29.09.2009 между ПАО "ФСК ЕЭС" (ФСК) и ПАО "Ульяновскэнерго" (ЭСО) заключен договор N 433/П, по которому ФСК обязуется оказывать услуги по передаче электроэнергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС) путем осуществления комплекса организационного и технологически связанных действий, в том числе - по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ФСК на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании, а ЭСО обязуется оплачивать эти услуги (п. 1.1).
Согласно пункту 1.2 ЭСО заключило настоящий Договор в интересах Потребителей ЭСО, которым в соответствии с ранее заключенными договорами энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) обязано организовывать передачу электроэнергии, а также в интересах Потребителей, заключивших договор энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии), предусматривающий обязанность ЭСО урегулировать за счете Потребителя отношения, связанные с передачей электроэнергии после заключения настоящего Договора.
Кроме того, 01.01.2008 между ПАО "Ульяновскэнерго" (Заказчик) и ПАО "МРСК Волги" (Исполнитель) был заключен договор оказания услуг по передаче электроэнергии N 27/041200/0661Ус/08-173Ул аналогичного содержания, по которому Исполнитель обязался оказывать Заказчику услуги по передаче электроэнергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электросетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином законном основании, а Заказчик обязуется оплачивать данные услуги.
Вышеуказанные договоры заключены, в том числе, в интересах следующих потребителей ПАО "Ульяновскэнерго": ООО "Новоульяновский завод ЖБИ", ИП Арутюнян Р.Э., ЗАО "Вента", ИП Ананян А.К., ИП Егоров В.А., ИП Картюков Н.П., ООО "Статут", ООО "Алеком".
С 24.12.2015 ООО "Энергопром Групп" включено в Реестр организаций энергетического и коммунального комплексов Ульяновской области, а с 01.01.2016 посредством объектов электросетевого комплекса, принадлежащих ему на праве собственности либо ином законном основании, осуществляет регулируемую деятельность по передаче и распределению электроэнергии в качестве территориальной сетевой организации на территории Ульяновской области.
В частности, в 2017-2019 гг. ООО "Энергопром Групп" являлась территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области (приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 26.12.2016 N 06-550).
11.02.2013 между ПАО "ФСК ЕЭС" (Исполнитель) и ООО "ИРЭС" (Заказчик) был заключен договор N 706/П, по которому Исполнитель обязался оказывать услуги по передаче электроэнергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС) путем осуществления комплекса организационного и технологически связанных действий, в том числе - по оперативно- технологическому управлению, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ФСК на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании, а Заказчик обязуется оплачивать эти услуги. Услуга предоставляется Исполнителем в пределах заявленной мощности в соответствующей точке поставки (точке технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства Заказчика к объектам Исполнителя).
Точками присоединения ООО "ИРЭС" к сетям ПАО "ФСК ЕЭС" являлись болтовые соединения кабельных наконечников кабельной вставки 6 кВ в ячейках N 222 и N 505 ЗРУ 6 кВ ПС 220 кВ "Кременки".
Установлено, что потребитель ООО "Новоульяновский завод ЖБИ" имеет технологическое присоединение к электросетям ПАО "ФСК ЕЭС" через ячейки N 222 и N 505 ПС "Кременки" 220/110/6 кВ, принадлежащие ООО "ИРЭС", а также через ячейку N 228 ПС "Кременки" 220/110/6 кВ, с 25.04.2017 находящуюся в собственности у ООО "Новоульяновский завод ЖБИ". При этом ООО "Новоульяновский завод ЖБИ" часть электроэнергии, поступающей из сетей ПАО "ФСК ЕЭС", потребляет на собственные нужды, а часть электроэнергии передается далее - потребителям ИП Арутюнян Р.Э., ЗАО "Вента", ИП Ананян А.К., ИП Егоров В.А., ИП Картюков Н.П., ООО "Статут", ООО "Алеком".
С 01.01.2016 между ООО "Энергопром Групп" и ООО "Новоульяновский завод ЖБИ" заключен договор аренды N 21Ул/2015-3/15-125 объектов электроэнергетики от 02.11.2015, в том числе - трансформаторных подстанций ТП N 1 (6/0,4 кВ 2х1000 кВА), ТП N 4 (6/0,4 кВ 630 кВА), ТП N 6 (6/0,4 кВ 1х630 кВА +1000 кВА) по адресу: г. Новоульяновск, проезд Промышленный, д. 5, а также кабельных и воздушных линий электропередач 6 кВ, предназначенных для оказания услуг по передаче электроэнергии.
Согласно акту о разграничении балансовой принадлежности от 01.01.2016 N 250/16- ЭПГ ООО "Энергопром Групп" имеет точки присоединения к объектам электросетевого хозяйства ООО "Новоульяновский завод ЖБИ" на нижних контактах разъединителя в РУ6кВ ячейка N 4, ячейка N 8 ТП N 1, и на нижних контактах разъединителя в РУ-6кВ ячейка N 3 ТП N 4. Указанные объекты электрических сетей технологически присоединены к электрическим сетям другой территориальной сетевой организации - ООО "ИРЭС" посредством воздушных линий электропередач (ВЛ) 6 кВ от ячеек N 222 и N 505 (совместная подвеска) от ПС "Кременки".
От данных электрических сетей ООО "Энергопром Групп" осуществляет электроснабжение потребителей гарантирующего поставщика ПАО "Ульяновскэнерго" - ИП Арутюнян Р.Э., ЗАО "Вента", ИП Ананян А.К., ИП Егоров В.А., ИП Картюков Н.П., ООО "Статут", ООО "Алеком", а также осуществляется переток электроэнергии в сети смежных сетевых организаций.
Со своей стороны, ПАО "Ульяновскэнерго" как гарантирующий поставщик в целях исполнения своих обязательств перед потребителями, заключившими с ним договоры энергоснабжения, оплату услуг по передаче электроэнергии в объеме потребления ООО "Новоульяновский завод ЖБИ" производит непосредственно в ПАО "ФСК ЕЭС", а в объеме потребления прочих потребителей - в котловую сетевую организацию ПАО "МРСК Волги", в том числе в отношении потребителей, присоединенных к электрическим сетям ООО "Энергопром Групп" (ИП Арутюнян Р.Э., ЗАО "Вента", ИП Ананян А.К., ИП Егоров В.А., ИП Картюков Н.П., ООО "Статут", ООО "Алеком").
Установлено, что до сентября 2017 года электроснабжение потребителя ООО "Новоульяновский завод ЖБИ" от сетей ПАО "ФСК ЕЭС" осуществлялось через ячейки 6 N 202 и N 505, принадлежащие ООО "ИРЭС" (в рамках договора N 706/П).
Как было указано выше, часть полученной электроэнергии ООО "Новоульяновский завод ЖБИ" потребляло на собственные нужды, а часть электроэнергии через сети ООО "ИРЭС" и далее - через сети ООО "Энергопром Групп" поступала потребителям ИП Арутюнян Р.Э., ЗАО "Вента", ИП Ананян А.К., ИП Егоров В.А., ИП Картюков Н.П., ООО "Статут", ООО "Алеком".
В сентябре 2017 г. ООО "Новоульяновский завод ЖБИ" в одностороннем порядке осуществило действия по изменению внутренней схемы электроснабжения завода путем переключения объектов электросетевого хозяйства ООО "Энергопром Групп" с ячеек N 505 и N 222 (сетевая организация ООО "ИРЭС") на иной источник энергоснабжения - ячейка N 228 ПС "Кременки" 220/110/6 кВ.
В связи с чем сети ООО "Энергопром Групп" оказались опосредованно (через объекты электросетевого хозяйства ООО "Новоульяновский завод ЖБИ") присоединены к сетям ПАО "ФСК ЕЭС". Однако при этом возможность обратных переключений сохранилась.
Письмом от 08.09.2017 исх. N 1237 ООО "Новоульяновский завод ЖБИ" уведомило ПАО "Ульяновскэнерго" об изменении схемы энергоснабжения своего предприятия в сентябре 2017 года.
Со своей стороны, ПАО "Ульяновскэнерго" письмом от 21.09.2017 исх. N 4052/27 уведомило об этом ПАО "ФСК ЕЭС".
С сентября 2017 года ПАО "ФСК ЕЭС" исключило из договора N 433/П с ПАО "Ульяновскэнерго" услуги по передаче электроэнергии в отношении потребителей ИП Арутюнян Р.Э., ЗАО "Вента", ИП Ананян А.К., ИП Егоров В.А., ИП Картюков Н.П., ООО "Статут", ООО "Алеком".
ООО "Энергопром Групп" не подписана оферта Договора от 04.12.2017 N 1360/П, однако не прекращено потребление услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, ООО "Энергопром Групп" является сетевой организацией оказывающей услуги по передаче электроэнергии на территории Ульяновской области, энергопринимающие устройства которой имеют опосредованное технологическое присоединение через объекты электросетевого хозяйства ООО "Новоульяновский завод ЖБИ" к объектам электросетевого хозяйства ПАО "ФСК ЕЭС", что подтверждается актами разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности от 01.01.2016 между ООО "Энергопром Групп" и ООО "Новоульяновский завод ЖБИ" и от 19.06.2013 (между ПАО "ФСК ЕЭС" и ООО "Новоульяновский шиферный завод").
В период с декабря 2018 по сентябрь 2020 ПАО "ФСК ЕЭС" в адрес ООО "Энергопром Групп" оказано услуг на общую стоимость 3 996 455,22 рублей.
ООО "Энергопром Групп" произвело частичную оплату услуг на общую сумму 848 916,02 руб. Сумма долга составляет 3 147 539,20 руб.
Истец, полагая, что ответчик исполнил обязательства по оплате указанных услуг по передаче электрической энергии ненадлежащим образом, направил в его адрес претензию от 02.11.2022 за N ОК-5314.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно п. 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Существенные условия договора об оказании услуг по передаче электрической энергии приведены в пункте 13 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Установлено, что оферту договора N 1360/П от 04.12.2017 ПАО "ФСК ЕЭС" направляло в адрес ООО "Энергопром Групп" заказной почтовой корреспонденцией 27.12.2017. Однако данная корреспонденция не была получена ООО "Энергопром Групп" и 1 3.02.2018 была возвращена обратно отправителю с почтовой отметкой "истечение срока хранения". Таким образом, указанный договор N 1360/П ответчиком получен не был и до настоящего времени им не подписан. Кроме того, как указывал в судебном заседании представитель ООО "Энергопром Групп", даже в случае получения ответчиком данного договора он не был бы подписан ответчиком по причине несогласия с его положениями. В связи с чем ООО "Энергопром Групп" отрицает наличие между сторонами договорных отношений как основание для взыскания задолженности за услуги по передаче электроэнергии.
Деятельность по передаче электрической энергии отнесена к сфере деятельности естественных монополий и подлежит государственному регулированию и контролю (ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях").
Согласно ст. 424 ГК РФ, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с п. 4 ст. 426 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Организация экономических отношений в сфере электроэнергетики строится на принципах соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечения недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики (статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Принцип недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии предусматривает равные условия предоставления указанных услуг их потребителям, расположенным в одном регионе и принадлежащим к одной группе (категории), и равные тарифы (пункты 3, 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861).
Реализация этого принципа осуществляется через котловую экономическую модель, в рамках которой потребитель услуг вступает в правоотношения с одной из сетевых организаций (котлодержателем) вне зависимости от того, сколько сетевых организаций фактически задействовано в передаче электроэнергии до этого потребителя.
Денежные средства, оплаченные потребителем по единому (котловому) тарифу, распределяются между участвующими в оказании услуг сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным для пар смежных сетевых организаций (пункты 8, 34-42 Правил N 861, пункт 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2).
При формировании тарифно-балансовых решений на 2018 год оплата ООО "Энергопром Групп" в адрес ПАО "ФСК ЕЭС" за услуги по передаче электроэнергии не учитывалась.
Данное обстоятельство подтверждается письмом департамента по регулированию цен и тарифов Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 22.11.2018 исх. N 06-1163, и не оспаривается истцом.
Вне рамок котловой модели каждая сетевая организация из тех, сети которых последовательно задействованы в передаче электроэнергии до конечного потребителя, участвует в правоотношениях с потребителем самостоятельно в пределах своего участка сетей.
Следовательно, объем услуг промежуточных сетевых организаций, участвующих в цепи передач, должен определяется в месте присоединения смежных сетей. Там же в данном случае будет находиться точка поставки услуг.
Оплата услуг осуществляется по тарифам, установленным для каждой сетевой организации, за объем, оказанный каждой из них.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, приведённой в Определении от 26.10.2015 N 304-ЭС15-5139 по делу N А27-18141/2013, при расчетах должен соблюдаться принцип компенсации затрат всем сетевым организациям, участвующим в оказании услуг в регионе, который реализуется через распределение котловой выручки посредством применения индивидуальных тарифов.
Тарифным решением, включающим котловой и индивидуальные тарифы и обосновывающие их данные, по существу утверждаются параметры экономического функционирования электросетевого комплекса региона на период регулирования.
Участие в регулируемой деятельности всех сетевых организаций и учет их интересов при принятии тарифного решения определяют обязанность сетевых организаций придерживаться в своей деятельности установленных параметров.
Следование этим величинам должно обеспечивать как формирование котловой валовой выручки, так и ее справедливое и безубыточное распределение между сетевыми организациями.
Таким образом, для сохранения баланса интересов всех сетевых организаций и потребителей услуг по общему правилу требования сетевой организации об оплате услуг должны основываться на тарифном решении.
На основании изложенного, истец и ответчик в своей деятельности обязаны руководствоваться тарифно-балансовым решением уполномоченных регулирующих органов на соответствующий год (период регулирования).
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на период регулирования исходя из характеристик объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации на момент принятия тарифного решения, и плановых объемов перетока электроэнергии через эти объекты.
Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов (статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункты 6, 46 - 48 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, пункт 3 "Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" и пункт 35 "Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике").
Тарифы устанавливаются по инициативе регулируемой организации и при её непосредственном участии, что позволяет ей своевременно отстаивать свои права и знать о принятом решении (пункты 12, 25 Правил регулирования тарифов).
Таким образом, в тарифном решении, представляющем собой по существу план экономической деятельности электросетевого хозяйства не только конкретного региона, но и Российской Федерации, и включающем как котловой, так и индивидуальные тарифы, устанавливается баланс интересов всех электросетевых организаций, входящих в "котел", а также учитываются все объекты электросетевого хозяйства, которые планируются к использованию сетевыми организациями в течение периода регулирования.
Разумные ожидания сетевых организаций в условиях добросовестного исполнения ими своей деятельности сводятся к получению той необходимой валовой выручки и тем способом, которые запланированы при утверждении тарифа.
Именно эти интересы подлежат судебной защите. Закон не запрещает сетевым организациям передавать друг другу сетевые объекты в течение периода регулирования, однако, как профессиональные участники рынка электроэнергетики они должны соотносить экономические последствия своих действий с установленной моделью взаиморасчетов, так как свобода их деятельности ограничена государственным регулированием.
Последствия указанных действий сетевых организаций должны относиться к их экономическим рискам, подлежащим оценке на предмет экономической обоснованности в последующих периодах регулирования.
Данная правовая позиция приведена в Определении Верховного суда РФ от 04.09.2017 N 307-ЭС17-5281 по делу N А26-9314/2013.
Судом первой инстанции установлено, что в данном случае какой-либо передачи объектов электросетевого хозяйства между смежными сетевыми организациями (ПАО "ФСК ЕЭС" и ООО "Энергопром Групп") в спорном периоде (декабрь 2018 года) не было, состав объектов электросетевого хозяйства данных лиц по спорным точкам поставки ПС "Кременки" 220/110/6 кВ не изменялся.
ПАО "ФСК ЕЭС" является регулируемой сетевой организацией, установление тарифов для которой осуществляется федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 12 постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
В соответствии с указанным постановлением тарифы для ПАО "ФСК ЕЭС" устанавливаются исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электроэнергии (мощности) на соответствующий расчетный период регулирования.
В связи с отсутствием в сводном прогнозном балансе производства и поставок электроэнергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России на 2018 год информации о величине оказываемых услуг ПАО "ФСК ЕЭС" по точке поставки ПС "Кременки" 220/110/6 кВ ячейка N 228 территориальной сетевой организации Ульяновской области ООО "Энергопром Групп", расходы данной сетевой организации на оплату услуг ПАО "ФСК ЕЭС" по данной точке поставки в расчет тарифов на услуги по передаче электроэнергии на 2018 год Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области не принимались.
Доказательств обратного истец в материалы дела не представил.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении исковых требований ПАО "ФСК ЕЭС" о взыскании с ответчика задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии за декабрь 2018 года в полном объеме.
Ввиду отказа в удовлетворении основного требования не подлежат удовлетворению и дополнительное (акцессорное) требование о взыскании процентов на задолженность за оказанные услуги, начисленную на сумму долга за декабрь 2018 года.
К аналогичным выводам пришел суд при рассмотрении дела N А72-14501/2018 по спору о взыскании с ООО "Энергопром Групп" в пользу ПАО "ФСК ЕЭС" задолженности за оказанные услуги за период с сентября 2017 года по ноябрь 2018 года.
Решение Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-14501/2018 от 03.12.2019 было предметом рассмотрения судов апелляционной и кассационной инстанции и вступило в законную силу.
Признавая обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании суммы задолженности за 2019 год (с учетом уточнений), суд исходил из следующего.
Величина заявленной мощности на 2019 год в размере 1,37 МВт включена Приказом ФАС России от 25.12.2018 N 1859/18 в Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ на 2019 год.
Данная величина установлена как сумма величины заявленной мощности 0,918 МВт по точке поставки ПС "Кременки" 220/110/6 кВ. яч. N 228 и 0,448 МВт по точке поставки ПС 220/110/6 кВ Ульяновская яч. 410 КПД1 (акт разграничения балансовой принадлежности от 11.10.2016 N 1 между ПАО "ФСК ЕЭС" и ООО "УВКС").
Как было отмечено выше, действующее законодательство о государственном тарифном регулировании исходит из того, что при расчете за услуги по передаче электрической энергии в части ставки на содержание электрических сетей между ПАО "ФСК ЕЭС" и территориальными сетевыми организациями подлежит применению величина мощности, учтенная в Сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России, при установлении ФАС России соответствующего тарифа для истца (заявленной мощности).
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 N 3327/11 по делу N А49-10034/2009, действующее законодательство о государственном тарифном регулировании исходит из того, что при расчете за услуги по передаче электрической энергии в части ставки на содержание электрических сетей подлежит применению величина мощности, учтенной при установлении соответствующего тарифа (заявленной мощности).
Арбитражным судом верно отмечено, что доводы ответчика о несогласовании с истцом величин заявленной мощности на 2019 год не свидетельствуют о недействительности такой величины, утвержденной в Сводном прогнозном балансе.
Как разъяснено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.11.2011 N 3327/11, применение в расчетах за услуги по передаче электрической энергии по двухставочному тарифу величины заявленной мощности является обоснованным. Влияющие на размер тарифа затраты сетевой организации на содержание сетей должны определяться исходя из необходимости обеспечить максимально возможную нагрузку на сети с учетом предельных величин заявленной потребителем электрической энергии мощности.
В материалах дела отсутствуют доказательства о направлении ответчиком в адрес истца писем, заявок, свидетельствующих о величине заявленной мощности по всем имеющимся точкам поставки, предполагаемой к включению в тариф на 2019 год.
Как указано в Определении ВС РФ N 305-ЭС20-67 от 03.04.2020 "Вопреки доводам заявителя, в силу нормативного регулирования право заказчика услуг на определение величины заявленной мощности не носит абсолютный характер, а требует ее согласования с исполнителем услуг".
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения дела истец уменьшал размер предъявленных ко взысканию требований за 2019 год, а именно за июль-декабрь 2019 г., с учетом уведомления ответчика по точке поставки ПС 220/110/6 кВ. Ульяновская яч. N 410 КПД1.
С учетом уточнения задолженность за январь - декабрь 2019 г. составила 2 003 644 руб. 52 коп.
Указанный расчет проверен ответчиком, арифметически не оспорен, контррасчет не представлен.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о взыскании основного долга в размере 2 003 644 руб. 52 коп. за январь 2019 г. - декабрь 2019 г.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки за нарушение сроков оплаты в январе - декабре 2019 г, за период с 21.02.2019 по 18.08.2022 в сумме 1 479 797 руб. 00 коп.
Статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение обязательств обеспечивается в том числе, неустойкой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Расчет размера неустойки произведен истцом на основании положений Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Ответчиком расчет не оспорен, контррасчет не представлен.
Между тем судом первой инстанции при проверке расчета неустойки учтено, что в соответствии с п.1 ст.9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.
Как разъяснено в п.10 в "Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020), подлежащего применению к данным правоотношениям по аналогии, одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Согласно п.7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория.
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Настоящее постановление вступило в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 месяцев.
Текст постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 опубликован на официальном интернет - портале правовой информации http://pravo.gov.ru 01.04.2022.
Следовательно, с 01.04.2022 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, то есть в отношении всех субъектов гражданско-правовых отношений.
Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд сделал правильный вывод, что заявленные требования о взыскании неустойки за период с 21.02.2019 по 18.08.2022 следует удовлетворить частично, ограничив период взыскания пени датой - 31.03.2022 г.
С учетом изложенного, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования о взыскании неустойки частично, взыскав с ответчика в пользу истца 1 307 175 руб. 32 коп. неустойки за период с 21.02.2019 г. по 31.03.2022 г.
Доводы ответчика о том, что величина заявленной мощности по спорным точкам поставки между истцом и ответчиком на 2019 год не была согласована, в связи с чем, расчет стоимости услуг по передаче электроэнергии в адрес ПАО "ФСК ЕЭС" по спорным точкам поставки должен определяться исходя из характеристик технологического присоединения ООО "Энергопром Групп" с учетом величин фактической мощности, присоединенных к нему потребителей, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку заявленный ко взысканию объем средств с ответчика был запланирован к получению ПАО "ФСК ЕЭС" в соответствующих тарифно-балансных решениях и учтен в необходимой валовой выручке истца, сформированной ФАС России при установлении тарифов на услуги истца.
Оплата оказанных истцом услуг по передаче электрической энергии подлежит исходя из мощности, учтенной в сводном прогнозном балансе, применение иной величины ведет к дисбалансу тарифного регулирования.
Плановые объемы услуг, оказываемых ответчику ПАО "ФСК ЕЭС", в том числе величины заявленной мощности, ежегодно утверждаются ФАС России в Сводном прогнозном балансе в соответствии с разделом V утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, а также Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12.04.2012 N 53-э/1.
В случае несогласия с величиной заявленной мощности, заявленной на 2019 год в Сводном прогнозном балансе, ответчик, являясь профессиональным участником рынка, не был лишен возможности обжалования в установленном законом порядке Сводного прогнозного баланса в части заявленной мощности потребителя ООО "Энергопром Групп".
Судом верно отмечено, что довод ответчика об изменении расчетной схемы в 2020 году не влияет на предмет доказывания в рамках настоящего дела в рассматриваемом спорном периоде (2019 год).
Указанные изменения обусловлены иным тарифно-балансовым решением на 2020 год и иными согласованными сторонами значениями заявленной мощности, что не оспаривалось сторонами.
В спорном периоде волеизъявление ответчика было направлено на получение услуг по передаче электрической энергии по спорным точкам поставки от сетевой организации ПАО "ФСК ЕЭС", ответчик не возражал по объему оказанных услуг и по стоимости оказанных услуг, не производил действий, направленных на оспаривание котловых и индивидуальных тарифов, действующих в 2019 году.
Субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности, не вправе игнорировать принятые в отношении них уполномоченными органами государственной власти тарифные решения и исчислять стоимость передаваемых ресурсов иным образом, нежели в соответствии с такими решениями (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015; определения Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2015 N 305-ЭС15-782, от 19.06.2015 N305-ЭС15-2617, от 19.06.2015 N305-ЭС15- 1689).
Необходимость соблюдения тарифно-балансового решения при действующем законодательном регулировании подтверждена судебной практикой: Определение Верховного суда РФ от 22.07.2016 N 306-ЭС16-4620, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.02.2016 по делу N А55-1825/2015, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.06.2016 по делу N А55-26077/2014.
Судебные расходы, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, распределены судом первой инстанции верно.
Доводы ПАО "Федеральная сетевая компания - Россети" о необоснованном применении судом первой инстанции моратория на начисление неустойки, отклоняются апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на срок действия моратория в отношении должников, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона, в частности не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
С учетом приведенных обстоятельств, с 01.04.2022 и до окончания срока моратория начисление неустойки на установленную судебным актом задолженность не производится, а довод ПАО "Федеральная сетевая компания - Россети" о том, что мораторий должен применяться только к "банкротным" должникам, основан на неверном понимании вышеуказанных норм права.
При определении размера неустойки, подлежащей взысканию с ответчика по день фактической оплаты долга, было учтено Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 месяцев.
С учетом приведенных обстоятельств, с 01.04.2022 до окончания срока моратория начисление неустойки на установленную судебным актом задолженность не производится.
Срок начисления неустойки по день фактической оплаты долга ограничивается периодом действия моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022.
Доводы жалобы ООО "Энергопром Групп" заключаются в том, что если на дату принятия резолютивной части решения размер действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации составляет менее 9,5% годовых, то законная неустойка по оплате потребления энергетических ресурсов и коммунальных услуг начисляется исходя из действующей в соответствующую дату ключевой ставки. Согласно Информационному сообщению Банка России от 16.09.2022, по состоянию на 19.09.2022 (день вынесения решения) действовала учетная ставка Банка России в размере 7.5% годовых.
Указанный довод является правильным, однако при расчете неустойки, истец, вопреки утверждениям ответчика, использовал ставку в ЦБ РФ в диапазоне от 7,5% до 8% и не использовал ставку 9,5% (последнее уточнение требований, с расчетом неустойки - т.3 л.д.131, 132).
При оглашении резолютивной части решения - 16 сентября 2022 года действовала ставка ЦБ РФ в размере 8% (Информационное сообщение Банка России от 22.07.2022 г.). Таким образом, требования истца о взыскании неустойки не превышают размер законной неустойки, установленной для договоров энергоснабжения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Несогласие подателей жалоб с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителей жалоб признаются необоснованными.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 сентября 2022 года по делу N А72-6829/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6829/2021
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ООО "ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА"
Третье лицо: АГЕНТСТВО ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЦЕН И ТАРИФОВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АО "УЛЬЯНОВСКЭНЕРГО", ООО "НОВОУЛЬЯНОВСКИЙ ЗАВОД ЖБИ", ООО "ПОВОЛЖСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ", ПАО "РОССЕТИ ВОЛГА", ПАО "Федеральная сетевая компания - Россети"