г. Томск |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А03-1624/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Подцепиловой М.Ю.
Судей: Молокшонова Д.В.
Сухотиной В.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаркези А.А. (до перерыва), помощником Сомовым Д.Ю. ( после перерыва) с применением средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу акционерного общества "Алтайская топливная компания" (N 07АП-8126/2022) на решение от 14.07.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1624/2022 (судья Янушкевич С.В.)
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва, к акционерному обществу "Алтайская топливная компания", г. Барнаул, об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 4/324 от 15.09.2021 на подачу и уборку вагонов АО "Алтайская топливная компания" при станции Шипуново Западно - Сибирской железной дороги, согласно протокола согласования разногласий от 13.10.2021, в редакции истца.
В судебном заседании приняли участие представители:
от истца (онлайн): Таранин В.В. по доверенности от 23.11.2020, паспорт, диплом 5552 от 06.07.2010,
от ответчика (онлайн): Пахомова Е.С. по доверенности N 1/2022 от 10.01.2022 (сроком до 31.12.2022), диплом N 088 от 30.06.2011, паспорт;
Путинцева И.С. по доверенности N 2 5/2022 от 10.01.2022 (сроком по 31.12.2022), паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к акционерному обществу "Алтайская топливная компания" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 4/324 от 15.09.2021.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 14.07.2022 года разногласия, возникшие между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и акционерным обществом "Алтайская топливная компания" при заключении договора N 4/324 от 15.09.2021 на подачу и уборку вагонов акционерному обществу "Алтайская топливная компания" при станции Шипуново Западно-Сибирской железной дороги урегулированы следующим образом:
Пункт 12 Договора изложен в следующей редакции: "Готовые к уборке вагоны убираются с места выгрузки Перевозчиком в течение 12 часов с момента передачи уведомления о времени завершения грузовой операции и готовности вагонов к уборке. В случае задержки окончания грузовой операции срок на уборку исчисляется с момента окончания приемосдаточных операций"
Вторая часть предложения первого абзаца подпункта "а" пункта 21 Договора изложена в следующей редакции: "и ежесуточную плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, протяженностью 0,28699 км, по тарифному плану "Базовый" по договорной цене 3375,0 руб. (без учета НДС) за 1 км в сутки".
Пятый абзац подпункта а) пункта 21 Договора изложен в следующей редакции:
"Тарифный план "Базовый" устанавливается на один календарный год с возможностью последующего продления, а также изменения по согласованию сторон. В случае, если ни одна из сторон за месяц по истечении календарного года не заявит об изменении Тарифного плана, Тарифный план "Базовый" считается продленным на следующий календарный год. Пересмотр платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", производится по результатам работы за предыдущий календарный год".
С акционерного общества "Алтайская топливная компания", г. Барнаул (ИНН 2221119456, ОГРН 1062221055478), взыскано в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) 6 000 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, акционерное общество "Алтайская топливная компания" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 14.07.2022 года по делу N А03-1624/2022 отменить в части, урегулировать разногласия в редакции предложенной АО "АТК":
Вторую часть предложения первого абзаца подпункта "а" пункта 21 Договора изложить в следующей редакции:
" и плату за фактическое использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, протяженностью 0,28699 км., с суток подачи вагонов на железнодорожный путь необщего пользования до суток подачи уведомления о готовности вагонов к уборке по договорной ставке в размере 3 375,0 рублей в сутки (без учета НДС) за 1 км".
Пятый абзац подпункта а) пункта 21 Договора - исключить.
В обоснование своих требований Ответчик ссылается на то, что арбитражным судом Алтайского края ненадлежащим образом дана оценка обстоятельствам имеющим значение для дела, а так же допущены нарушения норм материального права.
Как следует из доводов Ответчика, изложенных в апелляционной жалобы, установление Истцом ежесуточной платы противоречит статье 210 ГК РФ, поскольку фактически перекладывает бремя содержания принадлежащего Истцу имущества на иных лиц.
Взимание платы за пользование путем необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, вне зависимости от фактического использования пути, нормативно нигде не подтверждено.
Из буквального толкования части 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта РФ не следует, что плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, носит ежесуточных характер, вне зависимости от фактического использования пути.
Условие договора о необходимости внесения ежесуточной платы за пользование принадлежащим Перевозчику железнодорожным путем необщего пользования независимо от выхода локомотива является для Ответчика явно обременительным и существенным образом нарушает баланс интересов сторон.
Ответчик готов вносить плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, но не ежесуточно, а исходя из фактического использования им железнодорожного пути необщего пользования.
Ответчиком приведен сравнительный анализ взимания платы по использованию железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику за 2020 и 2021 год исходя из ежесуточного и фактического использования, а так же сравнительный анализ тарифных планов предлагаемых ОАО "РЖД" и применительно к Ответчику: тарифный план "Безлимитный" и тарифный план "Локомотивный" на примере 2021 года.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от отрытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-сибирская железная дорога поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оспариваемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец указал, что Ответчиком не доказан факт явной обременительности ежесуточной платы по использованию железнодорожного пути необщего пользования.
Заслушав представителей, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции в обжалуемой части ввиду следующего:
Как следует из материалов дела, между Истцом и Ответчиком заключен Договор от 15.09.2021 N 4/324 на подачу и уборку вагонов акционерному обществу "Алтайская топливная компания" при станции Шипуново Западно-Сибирской железной дороги.
Договор подписан с разногласиями.
Как следует из Протокола согласования разногласий к Договору, стороны не пришли к единому мнению по редакции нескольких пунктов Договора.
Так, истец просит пункт 12 Договора изложить в следующей редакции: "Готовые к уборке вагоны убираются с места выгрузки Перевозчиком в течение 24 часов с момента передачи уведомления о времени завершения грузовой операции и готовности вагонов к уборке. В случае задержки окончания грузовой операции срок на уборку исчисляется с момента окончания приемосдаточных операций".
Ответчик просит пункт 12 Договора изложить в следующей редакции: "Готовые к уборке вагоны убираются с места выгрузки Перевозчиком в течение 6 часов с момента передачи уведомления о времени завершения грузовой операции и готовности вагонов к уборке. В случае задержки окончания грузовой операции срок на уборку исчисляется с момента окончания приемосдаточных операций".
В процессе рассмотрения дела сторонами достигнута договоренность по времени уборки вагонов с места выгрузки - спорный пункт Договора изложен в следующей редакции:
"Готовые к уборке вагоны убираются с места выгрузки Перевозчиком в течение 12 часов с момента передачи уведомления о времени завершения грузовой операции и готовности вагонов к уборке. В случае задержки окончания грузовой операции срок на уборку исчисляется с момента окончания приемосдаточных операций".
Суд первой инстанции счел, что данная редакция ни в чем не противоречит закону, обеспечит баланс интересов сторон. Более того, в апелляционной жалобе Ответчика данный пункт не обжалуется, ввиду чего, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Вместе с тем, Ответчик категорически возражает против установления для него в Договоре ежесуточной платы за использование железнодорожного пути необщего пользования.
Стороны не достигли соглашения в отношении редакции второй части предложения первого абзаца подпункта "а" пункта 21 Договора.
Истец считает, что вторую часть предложения первого абзаца подпункта "а" пункта 21 Договора следует изложить в следующей редакции: "и ежесуточную плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, протяженностью 0,28699 км, по тарифному плану "Базовый" по договорной цене 3375,0 руб. (без учета НДС) за 1 км в сутки".
Ответчик считает, что вторую часть предложения первого абзаца подпункта "а" пункта 21 Договора следует изложить в следующей редакции: "и плату за фактическое использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, протяженностью 0,28699 км., с суток подачи вагонов на железнодорожный путь необщего пользования до суток подачи уведомления о готовности вагонов к уборке по договорной ставке в размере 3 375,0 рублей в сутки (без учета НДС) за 1 км".
Также между сторонами не достигнуто соглашение по редакции пятого абзаца подпункта а) пункта 21 Договора. Истец предлагает данный абзац изложить в следующей редакции:
"Тарифный план "Базовый" устанавливается на один календарный год с возможностью последующего продления, а также изменения по согласованию сторон.
В случае, если ни одна из сторон за месяц по истечении календарного года не заявит об изменении Тарифного плана, Тарифный план "Базовый" считается продленным на следующий календарный год. Пересмотр платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", производится по результатам работы за предыдущий календарный год".
Ответчик возражает против включения этого абзаца в текст Договора.
Так при рассмотрении дела в суде первой инстанции Ответчик не оспаривал необходимость уплаты перевозчику платы за использование железнодорожного пути.
Несогласие ответчика в апелляционной жалобе фактически имеется лишь о периодичности внесения платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" при осуществлении подачи и уборки вагонов и порядке расчетов, а также о периоде установления данной платы и порядке ее изменения или продления.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 14.07.2022 разрешены данные разногласия по договору от 15.09.2021 N 4/324 на подачу и уборку вагонов в редакции Истца.
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (пункт 1 статьи 435 ГК РФ).
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (пункт 1 статьи 432 ГК РФ).
В силу статей 445 и 446 ГК РФ, статьи 64 Федерального закона от 10.01.2003 N 18- ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при недостижении сторонами соглашения по всем существенным условиям договора, последние в случаях передачи любой из сторон разногласий на рассмотрение суда определяются в соответствии с решением суда.
Отношения по использованию железнодорожных путей необщего пользования между перевозчиком и контрагентами могут быть урегулированы договором на подачу и уборку вагонов, договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, а в ряде случаев иным договором, в том числе определяющим права и обязанности владельца железнодорожного пути необщего пользования и лица, использующего такой путь (статьи 55, 56, 60, 64 Устава).
Перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику (часть 3 статьи 58 УЖТ).
Если подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих перевозчику, осуществляются локомотивом, принадлежащим владельцу другого железнодорожного пути необщего пользования или иному лицу, с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) и указанных владельца железнодорожных путей необщего пользования или иного лица перевозчиком взимается плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику (часть 5 статьи 58 УЖТ).
Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, определяется по соглашению сторон.
В настоящее время законодательно размер платы не установлен.
Нормативного документа, которым были бы урегулированы порядок установления и порядок определения такой платы, не имеется.
Согласно статье 8 Федерального закона РФ от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ, относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила дарственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации
Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2009 г. N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы плата в отношении которых регулируются государством. Вместе с тем в указанном Перечне такая услуга как пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД" не поименована.
При этом, пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим железной дороге, носит самостоятельный характер, и должно оплачиваться наравне с работами локомотива за подачу и уборку вагонов по цене, определенной по правилам пункта 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что соответствующие сборы государственно не урегулированы федеральным органом исполнительной власти, то оплата за пользование путями необщего пользования может быть предусмотрена в рамках договорных отношений.
Ранее, договорные отношения сторон были урегулированы в судебном порядке (дело N А03-3305/2019) и взимание платы было установлено исходя из фактического использования железнодорожного пути необщего пользования. Расчет ежесуточной платы Истцом был основан на распоряжении ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р "Об утверждении Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов". И суды, следуя позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 22.04.2019 N 307-ЭС18-22127, исходили из того, что установление в договоре платы за использование пути необщего пользования, рассчитанной по ставке, утвержденной внутренним документом истца, не обладающим силой нормативного акта, с учетом монопольного положения ОАО "РЖД" не может быть принято в качестве обязательного условия для включения в договор.
На основании Методических рекомендаций по определению ставок договорных сборов за отдельные работы и услуги, предусмотренных Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов (приложение к протоколу правления ОАО РЖД" от 29.12.2020 N 83) утверждены новые ставки платы (тарифные планы) за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД" и порядок их применения, однако, ставки по данным тарифам изначально рассчитаны из ежесуточного характера взимания платы по использованию железнодорожных путей.
Так, с 01.01.2021 года договорная плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", определяется и взыскивается по одному из выбранных клиентом тарифных планов - безлимитный и локомотивный.
Безлимитный - базовый - взимание платы ежесуточно, независимо от выхода локомотива за длину пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", по ставкам, установленным за 1 км в сутки в размере 3375,0 руб.
Локомотивный - взимание платы за каждый выход локомотива в зависимости от длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД".
Взимание платы при отсутствии в течение календарного месяца фактической работы по подаче и уборке вагонов производится по ставке за выход локомотива один раз в месяц.
Локомотивный включает в себя следующие тарифные планы: Локомотивный - начальный в размере 8101 руб. за каждый выход локомотива - применяется в отношении клиентов, у которых по договорам на подачу и уборку вагонов и на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования число поданных и убранных вагонов составляет до 1,5 вагонов в сутки включительно.
Локомотивный - продвинутый в размере 6264 рублей за каждый выход локомотива - применяется в отношении клиентов, у которых по договорам на подачу и уборку вагонов и на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования число поданных и убранных вагонов составляет свыше 1,5 до 5 вагонов в сутки включительно.
Хоть и порядок взимания платы в данном тарифе зависит от выхода локомотива, однако в расчете ставки заложен ежесуточный характер взимания платы по использованию железнодорожных путей.
По состоянию на 01 января ежегодно договорные ставки и порядок их применения пересматриваются, с учетом среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за предшествующий календарный год и изменений в нормативно-правовые документы, регулирующие порядок определения платы.
Согласно пункту 2.7.1 Постановления ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/15 (ред. от 10.06.2009, с изм. от 10.12.2015) "Об утверждении Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3)" сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов:
в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы N 8 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и по ставкам таблицы N 9 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге;
за каждый выход локомотива по ставкам таблицы N 10 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей).
Согласно доводов Истца, указанная плата вносится в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, обусловлена необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент.
То есть, истец в круглосуточном режиме осуществляет предоставление грузоотправителям (грузополучателям) пути в состоянии надлежащего качества, а также осуществляет работы, связанные с поддержанием пути. Следовательно, услуга по предоставлению пути оказывается также каждый день (каждые сутки).
Однако, согласно п. 6 протокола согласования разногласий к договору от 15.09.2021 года N 4/324 на подачу и уборку вагонов, Пользователь (Ответчик) обеспечивает ритмичную выгрузку грузов, в том числе в выходные и праздничные дни, но не в круглосуточном режиме.
Установление Истцом ежесуточной платы в тарифах носит ежесуточный характер, противоречит статье 210 ГК РФ, поскольку фактически перекладывает бремя содержания принадлежащего Истцу имущества на иных лиц.
Взимание платы за пользование путем необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, вне зависимости от фактического использования пути, нормативно нигде не подтверждена и установлена внутренними документами Истца - Методическими рекомендациями по определению ставок договорных сборов за отдельные работы и услуги, предусмотренные Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов (приложение к протоколу правления ОАО РЖД" от 29.12.2020 N 83).
Данная позиция подтверждается предоставленными в материалы дела расчетами Ответчика.
Из буквального толкования части 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта РФ не следует, что плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, носит ежесуточных характер, вне зависимости от фактического использования пути.
Условие договора о необходимости внесения ежесуточной платы за пользование принадлежащим Перевозчику железнодорожным путем необщего пользования содержащееся в тарифном плане "Базовый" независимо от выхода локомотива является для Ответчика явно обременительным и существенным образом нарушает баланс интересов сторон.
Как пояснил Ответчик и сказанное следует из материалов дела, Ответчик готов вносить плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, но не ежесуточную, а исходя из фактического использования им железнодорожного пути необщего пользования.
На основании представленного в материалы дела Ответчиком и не оспариваемого Истцом анализа за 2020-2021 год по использованию Ответчиком железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, ст.Шипуново Западно-Сибирской железной дороги Ответчик использовал пути в 2020 году - 102 дня, в 2021 году - 136 дней.
Таким образом, анализируя взимание платы исходя из фактического использования железнодорожного пути необщего пользования и взимания платы с Ответчика ежесуточно, за 2020 год разница между ежесуточной и фактической оплатой составляет 253 284,24 рубля, а за 2021 год - 221 807,11 рублей.
Ежесуточное взимание платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования по проекту договора, предложенному ОАО "РЖД", в отсутствие его фактического использования АО "АТК", является для АО "АТК" обременительным, что подтверждается предоставленными расчетами.
АО "АТК" поставлено в положение затрудняющее согласование иного содержания договора (слабая сторона). Положения проекта договора сформулированы ОАО "РЖД" исходя из его положения более сильной стороны.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" указано, что, при определении содержания конкретного пункта договора стороны должны руководствоваться требованиями законности, разумности договорного условия и его справедливости для всех сторон договора, реальности исполнения договорного условия в расчете на добросовестность участников гражданского оборота.
Более того, Ответчиком приведен сравнительный анализ тарифных планов предлагаемых ОАО "РЖД": тарифный план "Безлимитный" и тарифный план "Локомотивный".
Так, в случае применения к Ответчику тарифного плана - Безлимитный - Базовый - взимание платы производится ежесуточно, независимо от выхода локомотива за длину пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", по ставкам, установленным за 1 км в сутки в размере 3 375,00 руб. развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 286,99 м, в том числе принадлежащая Пользователю - 0. Ежесуточная плата составит = 3 375,00*0,28699 (км)= 968,59 руб. Итого на примере 2021 года получится 365 дн*968,59 руб= 353 535,35 руб.
Локомотивный - взимание платы за каждый выход локомотива в зависимости от длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", а именно:
Локомотивный - Продвинутый - в размере 6 264,00 руб./км за каждый выход локомотива - применяется в отношении клиентов, у которых по договорам на подачу и уборку вагонов и на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования количество поданных и убранных вагонов составляет свыше 1,5 до 5 вагонов в сутки включительно. Выход локомотива ст. Шипуново равен 6 264,00 *0,28699 (км) =1 797,71 руб.
Итого на примере 2021 года при применении Локомотивного тарифного плана - Продвинутый - получится 377 519,10 рублей.
Размер платы исходя из фактического использования железнодорожного пути необщего пользования за 2021 год равен 136 дн*968,59 рублей =131 728,24 рублей (из расчета 3 375 рублей за 1 км (без учета НДС) в сутки, протяженность железнодорожного пути 0,28699 км = 968,59 руб.сутки) - расчет суммы исходя из фактического использования железнодорожного пути (в сутки подачи и в сутки уборки вагонов) за 2021 год, без учета НДС.
Сравнивая вышеуказанные результаты, наглядно видно, что применение тарифных планов ОАО "РЖД" явно обременительны для АО "АТК". АО "АТК" поставлено в положение затрудняющее согласование иного содержания договора (слабая сторона). Положения проекта договора сформулированы ОАО "РЖД" исходя из его положения более сильной стороны.
В обоснование обременительности предлагаемых условий договора Истцом, Ответчиком приведен анализ расходов на 1 тонну угля в случае применения в договоре "Базового" тарифного плана (который предполагает ежесуточное взимание платы) и фактического использования железнодорожного пути необщего пользования.
Из представленных доказательств можно увидеть рост расходов Ответчика на 1 тонну угля в 3-4 раза.
Невозможность при этом повышения цен на уголь, ответчик объяснил контролем ценообразования на уголь со стороны государственных органов и как следствие привлечение Ответчика к ответственности за нарушение в рамках действующего законодательства Российской Федерации.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы Ответчика признаются судом апелляционной инстанции убедительными.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение не соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела и подлежащим отмене в части, а апелляционную жалобу - подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, частью 2 статьи 269, пунктами 3,4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 14.07.2022 года по делу N А03-1624/2022 отменить в части пункта 21, урегулировать разногласия по данному пункту в редакции предложенной Ответчиком:
Вторую часть предложения первого абзаца подпункта "а" пункта 21 Договора в следующей редакции:
" и плату за фактическое использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, протяженностью 0,28699 км., с суток подачи вагонов на железнодорожный путь необщего пользования до суток подачи уведомления о готовности вагонов к уборке по договорной ставке в размере 3 375,0 рублей в сутки (без учета НДС) за 1 км".
Пятый абзац подпункта а) пункта 21 Договора - исключить.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу акционерного общества "Алтайская топливная компания" 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу и может быть обжаловано в арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев через арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
М.Ю. Подцепилова |
Судьи |
Д.В. Молокшонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-1624/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "Алтайская топливная компания"