г. Ессентуки |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А77-144/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.11.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании представителя Минобороны РФ - Чевергова С.В. (по доверенности от 03.10.2022, до перерыва), Журавлева Ю.С. (по доверенности от 17.11.2020, после перерыва), представителя ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ - Ухова В.И. (по доверенности от 10.01.2022 N 17), представителя Администрации Наурского муниципального района - Бисултанова А.Х. (по доверенности от 07.07.2022 N 10) представителя ООО "АГРО фирма "Рассвет" - Бисултанова А.Х. (по доверенности по доверенности от 02.08.2022), представителя Управления Росреестра ЧР - Мустаева М.М. (по доверенности от 10.01.2022 N 02/004-АСС), в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 01.07.2022 по делу N А77- 144/2021, принятое по иску Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ОГРН 1026103739892 от 23.12.2002 г., ИНН 6165035060, адрес: 344010, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пр-т Соколова,66 к Обществу с ограниченной ответственностью "Агро фирма Рассвет", ОГРН 1172036004612 от 28.07.2017, ИНН 2007006372, адрес: 366812 Чеченская Республика Надтеречный р-н, с. Верхний-Наур, ул. Чапаева, 40, и Администрации Наурского муниципального района Чеченской Республики (далее - Администрация), с учетом уточнения от 12.01.2021, о признании незаконными действий Администрации Наурского района Чеченской Республики, выразившихся в формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка с к.н. 20:08:4202000:322 площадью 9 360 056 кв.м, имеющего адрес (местоположение): Чеченская Республика, р-н Наурский, северная окраина станицы Калиновская; признании недействительным договора аренды земельного участка N101/2020 от 26.08.2020, заключенного между Администрацией Наурского муниципального района Чеченской Республики и Обществом с ограниченной ответственностью "Агро фирма "Рассвет"; признании отсутствующей и аннулировании в ЕГРН регистрационной записи N 20:08:4202000:322-20/030/2020-1 от 22.09.2020 об аренде ООО "Агро фирма "Рассвет" земельного участка с кадастровым номером с к.н. 20:08:4202000:322 площадью 9 360 056 кв.м, имеющего адрес (местоположение): Чеченская Республика, р-н Наурский, северная окраина станицы Калиновская; снятии с кадастрового учета земельного участка с к.н. 20:08:4202000:322 площадью 9 360 056 кв.м, имеющего адрес (местоположение): Чеченская Республика, р-н Наурский, северная окраина станицы Калиновская, с участием по делу третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чеченской Республике, ОГРН1092031003228 от 11.08.2009, ИНН 2013434680, адрес: 364024, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Сафонова, 20, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике, ОГРН 1042002611496 от 21.12.2004, ИНН 2027000989, адрес: 364020, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Моздокская, 35, Министерства обороны Российской Федерации, ОГРН 1037700255284 от 27.02.2003, ИНН 7704252261, адрес: 119160, г. Москва, Знаменка, д. 19., Министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики, адрес: 364020, Чеченская Республика, г. Грозный, Старопромысловское шоссе, д. 9А., Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики, адрес: 364013, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Кутузова, 5., Федерального агентства лесного хозяйства ОГРН: 1047796366298, Дата присвоения ОГРН 24.05.2004, ИНН 7705598840, адрес 113184, г. Москва, ул. Пятницкая 59/19", Администрация главы и Правительства Чеченской Республики, ИНН 2016080157, ОГРН 1072031002163 от 21.04.2007, адрес: 364024, Чеченская Республика, г. Грозный, пр. Путина 1 "б",
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ТУИО, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Агро фирма Рассвет" (далее - Общество, ООО "Агро фирма Рассвет") и Администрации Наурского муниципального района Чеченской Республики (далее - Администрация), с учетом уточнения от 12.01.2021, о:
- признании незаконными действий Администрации Наурского района Чеченской Республики, выразившихся в формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка с к.н. 20:08:4202000:322 площадью 9 360 056 кв.м, имеющего адрес (местоположение): Чеченская Республика, р-н Наурский, северная окраина станицы Калиновская;
- признании недействительным договора аренды земельного участка N 101/2020 от 26.08.2020, заключенного между Администрацией Наурского муниципального района Чеченской Республики и Обществом с ограниченной ответственностью "Агро фирма "Рассвет";
- признании отсутствующей и аннулировании в ЕГРН регистрационной записи N 20:08:4202000:322-20/030/2020-1 от 22.09.2020 об аренде ООО "Агро фирма "Рассвет" земельного участка с кадастровым номером с к.н. 20:08:4202000:322 площадью 9 360 056 кв.м, имеющего адрес (местоположение): Чеченская Республика, р-н Наурский, северная окраина станицы Калиновская;
- снятии с кадастрового учета земельного участка с к.н. 20:08:4202000:322 площадью 9 360 056 кв.м, имеющего адрес (местоположение): Чеченская Республика, р-н Наурский, северная окраина станицы Калиновская.
Администрацией заявлен встречный иск о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 20:08:0000066:21, аннулировании регистрационной записи от 15.02.2007 за N 20:20:01/004/2007-208, прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на данный земельный участок, аннулировании регистрационной записи от 16.02.2007 за N 20:20:01/004/2007-219 и снятии его с кадастрового учета.
Решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 01.07.2022 по делу N А77-144/2021 в удовлетворении исковых требований Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью "Агро фирма Рассвет" и Администрации Наурского муниципального района Чеченской Республики отказано. Встречный иск Администрации Наурского муниципального района Чеченской Республики удовлетворен. Суд прекратил право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 20:08:0000066:21. Регистрационную запись от 15.02.2007 за N20:20:01/004/2007-208 аннулировал. Прекратил право постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 20:08:0000066:21. Регистрационную запись от 16.02.2007 за N20:20:01/004/2007-219 аннулировал. Снял с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 20:08:0000066:21.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 01.07.2022 по делу N А77-144/2021 Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
Также не согласившись с решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 01.07.2022 по делу N А77-144/2021 Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование жалоб, апеллянты ссылаются на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Агро фирма Рассвет", ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционных жалоб.
Определением суда от 14.09.2022 судебное заседание отложено, суд обязал Правительство Чеченской Республики представить в суд распоряжение Правительства Чеченской Республики N 77-р от 22 февраля 2007 "Об отмене распоряжения Правительства Чеченской Республики от 29 декабря 2006 года N 590-р". Предложил сторонам обсудить вопрос о назначении судебной земельнотехнической экспертизы.
05.10.2022 от Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно заключение специалиста от 27.09.2022.
10.10.2022 от Правительства Чеченской Республики во исполнение определения суда от 14.09.2022 представлено распоряжение Правительства Чеченской Республики N 77-р от 22 февраля 2007 "Об отмене распоряжения Правительства Чеченской Республики от 29 декабря 2006 года N 590-р".
Определением суда от 12.10.2022 судебное заседание отложено на 16.11.2022.
В судебном заседании 16.11.2022 судом объявлен перерыв в порядке статьи 163 АПК РФ на 23.11.2022.
В судебном заседании представители Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации поддерживали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
Представители Администрации Наурского муниципального района, ООО "АГРО фирма "Рассвет", Управления Росреестра ЧР возражали против доводов, изложенных в апелляционных жалобах, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Чеченской Республики от 01.07.2022 по делу N А77-144/2021 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционным жалобам, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 01.07.2022 по делу N А77-144/2021 следует отменить, апелляционные жалобы удовлетворить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФГУ - "Ханкалинская КЭЧ района" на основании распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике от 02.06.2008 N 366-МШ (т.1 л.д.15- 17) был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с к.н. 20:08:0000066:0021 площадью 21830000 кв.м. Право ФГУ "Ханкалинская КЭЧ района" было зарегистрировано в ЕГРП 29.07.2008, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.07.2008, выданным Управлением Росреестра по ЧР.
До этого на том же праве указанный земельный участок находился у 326 Квартирно-эксплуатационного отдела квартирно-эксплуатационного управления СКВО.
15.02.2007 на земельный участок с к.н. 20:08:0000066:21 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается регистрационной записью N 20-20-01/004/2007-208. Категория земель - " земли промышленности,...обороны...".
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ" проведена реорганизация квартирно-эксплуатационных частей районов путем присоединения к ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России (т. л.д.25-31).
Согласно указанному приказу ФГУ "Ханкалинская КЭЧ района" Минобороны России прекратило свою деятельность как юридическое лицо путем реорганизации в форме присоединения к ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России.
На основании ст. 58 Гражданского кодекса РФ ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России перешли все права и обязанности в отношении ранее принадлежащих ФГУ "Ханкалинская КЭЧ района" Минобороны России объектов недвижимого имущества.
В соответствии с Передаточным актом от 01.04.2011 (т.1 л.д.32-35) при присоединении ФГУ "Ханкалинская КЭЧ района" Минобороны России на бюджетный (бухгалтерский) учет ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России земельный участок с к.н. 20:08:0000066:21, расположенный в ст. Калиновской Наурского района Чеченской Республики. Право постоянного (бессрочного) пользования Учреждения зарегистрировано 26.05.2014 в установленном порядке.
Войсковая часть 16544, в ведении которой находится полигон, расположенный на земельном участке с к.н. 20:08:0000066:21, своим письмом от 10.02.2021 исх. N 54/281 (т.1 л.д.18-19) проинформировала Учреждение (вх.1892 от 17.02.2021) о факте распашки территории полигона Обществом, вследствие чего из оперативного управления Учреждения выбыла часть земельного участка, равная площади земельного участка с к.н. 20:08:4202000:322, предоставленного Администрацией в аренду, а именно 9 360 056 кв.м.
Указанное юридическое лицо в качестве подтверждения прав на земельный участок под распашку предоставило договор аренды N 101/2020 от 26.08.2020, заключенный с Администрацией. С момента получения информации от в/ч 16544 ТУИО стало известно о нарушении его прав действиями Агрофирмы и Администрации.
Считая, что действия Администрации Наурского района Чеченской Республики незаконными и договор аренды земельного участка недействительной сделкой Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. В обоснование исковых требований Учреждение ссылается на то, что Администрацией по договору N 101/2020 от 26.08.2020 (т.1 л.д.20-24) незаконно передан в аренду Обществу земельный участок с кадастровым номером 20:08:4202000:322 площадью 9360056 кв.м. из земель полигона, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 20:08:0000066:21 площадью 21 830 000 кв.м., принадлежащем на праве собственности Российской Федерации (т.1 л.д.12) и находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании истца (т.1 л.д.13, 14).
В свою очередь, Администрацией заявлен встречный иск о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 20:08:0000066:21, аннулировании регистрационной записи от 15.02.2007 за N 20:20:01/004/2007-208, прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на данный земельный участок, аннулировании регистрационной записи от 16.02.2007 за N 20:20:01/004/2007-219 и снятии его с кадастрового учета. Встречный иск мотивирован тем, что при издании Распоряжения Председателя Правительства Чеченской Республики от 29.12.2006 N 590-р (далее - Распоряжение N590-р) (т.1 л.д.38-39) были нарушены нормы действовавшего законодательства.
Отказывая в удовлетворении требований Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и удовлетворяя требования Администрации Наурского муниципального района суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости признания государственной регистрации права недействительной в силу многочисленных нарушений установленного законом порядка такой регистрации и об отсутствии законных оснований для сохранения зарегистрированного права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования ТУИО на земельный участок с к.н. 20:08:0000066:21. Отклоняя заявление о пропуске исковой давности суд пришел к выводу, что доказательств, свидетельствующих о том, что распоряжение N 590-р доводилось до сведения Администрации, либо она участвовала в формировании спорного земельного участка, стороной, заявившей о пропуске срока исковой давности, не представлено.
Между тем суд первой инстанции не учел следующие.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
В силу статьи 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно статьей 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 1 раздела 2 приложения 1 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, относится исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" определено, что земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
На основании изложенного коллегия приходит к выводу, что с момента передачи земельных участков и участков леса для нужд обороны, они являются федеральной собственностью в силу закона.
Как следует из содержания оспариваемого договора аренды земельного участка, его сторонами являются орган местного самоуправления и ООО "Агро фирма Рассвет". Данный договор затрагивает интересы Российской Федерации как собственника спорного земельного участка в лице Министерства как органа, осуществляющего полномочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия собственника в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о государственной регистрации) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Администрация без согласования с Минобороны России сформировала и поставила на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 20:08:4202000:322. Сформированный земельный участок оказался на территории действующего полигона Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 20:08:0000066:21.
Земельный участок с кадастровым номером 20:08:0000066:21 является федеральной собственностью, отнесен к ведению Минобороны России. Собственность Российской Федерации зарегистрирована 15.02.2007 на основании Распоряжения Правительства Чеченской Республики от 29.12.2006 N 590-р, выдано свидетельство о государственной регистрации права от 15.02.2007 серии 20 АА N 007293.
На основании Распоряжения от 02.06.2008 N 366-МШ, выданного территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике, указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Ханкалинской квартирно-эксплуатационной части района. Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок зарегистрировано 29.07.2008.
Впоследствии, ввиду реорганизации учреждений Минобороны России, недвижимое имущество Ханкалинской квартирно-эксплуатационной части района перешло ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России. Право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России зарегистрировано 26.05.2014 в установленном порядке.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 20:08:0000066:21 отведен под объекты обороны, безопасности (для размещения воинских подразделений и учебных полигонов).
Часть земельного участка с кадастровым номером 20:08:0000066:21 в соответствии с целевым назначением земельного участка занята полигоном и на протяжении более 10 лет открыто и законно используется Вооруженными Силами Российской Федерации для повышения боевой подготовки войск.
Совместно с органами военного управления округа, Правительством Чеченской Республики, Министерством сельского хозяйства Чеченской Республики, Министерством имущественных и земельных отношений Чеченской Республики была согласована схема полигона, что подтверждается предоставленными в материалы дела картографическими материалами.
Учреждение установило, что в границах земельного участка с кадастровым номером 20:08:0000066:21, находящего в федеральной собственности, Администрацией Наурского муниципального района незаконно сформирован земельный участок с кадастровым номером 20:08:4202000:322 площадью 9 360 056 кв. м, расположенный по адресу: Чеченская Республика, Наурский район, северная окраина станицы Калиновская, который отведен для производства сельскохозяйственной продукции.
В результате действий местной администрации Вооруженные Силы Российской Федерации фактически не имеют возможности использовать часть территории земельного участка Минобороны России в качестве полигона для отработки боевых задач по обеспечению высокого уровня боевой подготовки личного состава расквартированных в Чеченской Республике войск.
В ч. 2 ст. 9 ЗК РФ установлено, что земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), управление и распоряжение осуществляет Российская Федерация.
В соответствии со ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику или управомоченному законом либо собственником лицу.
Администрация распорядилась частью земельного участка Минобороны России, предоставив ее в аренду ООО "Агро фирма Рассвет". Как было указано выше, участок был сформирован на территории действующего полигона Вооруженных Сил Российской Федерации. Минобороны России такая сделка не могла быть согласована.
Согласно п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Договор аренды от 26.08.2020 N 101/2020 нарушает указанные выше нормы закона, права и охраняемые законом интересы собственника имущества и обладателя вторичного вещного права, вследствие чего является ничтожной сделкой, более того, ставит под угрозу обеспечение боеготовности дислоцированных в Чеченской Республике воинских частей, основной задачей которых является обеспечение безопасности в Южном военном округе.
Отказывая в удовлетворении требований ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации к Администрации Наурского муниципального района Чеченской Республики, ООО "Агро фирма Рассвет" суд первой инстанции пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 20:08:0000066:21 незаконно сформирован из состава земель лесного фонда.
Вместе с тем, данный вывод суда первой инстанции сделан в отсутствие экспертного заключения по результатам судебной экспертизы, которая бы установила факт пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 20:08:0000066:21 на границы земель лесного фонда, а таюке при условии, что границы земельного участка с кадастровым номером 20:08:0000066:21 не установлены.
Апелляционная коллегия откладывала судебное заседание для обсуждения вопроса о назначении по делу судебный экспертизы.
Вместе с тем, с данным ходатайством лица участвующие в деле не обратились.
Отказывая в удовлетворении первоначального иска Учреждения и удовлетворяя встречные исковые требования Администрации, суд первой инстанции указал, что часть земельного участка с к.н. 20:08:0000066:21 площадью 550 га относится к землям лесного фонда и незаконно поставлены на кадастровый учет как "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" (стр. 8 оспариваемого решения). Земельный участок с к.н. 20:08:0000066:21 незаконно сформирован из состава земель лесного фонда, переведен в участок иной категории и поставлен на кадастровый учет незаконно, указанные действия нарушают право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда (стр. 11 оспариваемого решения).
Между тем, судом первой инстанции оставлено без внимания, что Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 29.12.2006 N 590-р (далее -Распоряжение N 590-р) земельные участки, в том числе спорный земельный участок площадью 2183 га (ст. Калиновская), переведены в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения.
Перевод земель из одной категории в другую находится, в том числе, в компетенции Правительства Чеченской Республики. Распоряжение N 590-р является распорядительным актом по вопросу предоставления земельных участков для нужд Минобороны России на территории Чеченской Республики, взамен земельных участков Минобороны России и, в том числе, решением о переводе земельных участков в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения.
В пункте 3 данного распоряжения указано на необходимость направить обращение в Правительство Российской Федерации произвести передачу земель лесного фонда Чеченской Республики, входящего в предполагаемые к отведению земельные участки учебных полигонов, от Агентства лесного хозяйства по Чеченской Республике к лесному отделу ГлавКЭУ Минобороны России.
Данный пункт предусматривал для Правительства Чеченской Республики (через его исполнительные органы) необходимость направления обращения в адрес Правительства Российской Федерации. Таким образом, именно Правительством Чеченской Республики и его исполнительными органами не был исполнен пункт 3 Распоряжения N 590-р.
Согласно части 1 и 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции, действовавшей на момент выхода Распоряжения N 590-р), заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства, а также, помимо иных перечисленных в указанной статье документов, выписка из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции, действовавшей на момент выхода Распоряжения N 590-р) для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
После получения прав на земельный участок площадью 2183 га 326 КЭО КЭУ СКВО была произведена постановка земельного участка на кадастровый учет, соответствующий государственный орган дал надлежащую оценку всем предъявленным документам и присвоил земельному участку кадастровый номер 20:08:0000066:21 с указанием категории земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и видом разрешенного использования - под объекты обороны, безопасности (для размещения воинских подразделений и учебных полигонов).
Суд первой инстанции не принял во внимание, что на стадии подготовки Распоряжения N 590-р Правительство Чеченской Республики не требовало от Минобороны России документы для перевода земель из одной категории в другую. Минобороны России на тот момент не имело оснований полагать, что такая процедура на момент издания Распоряжения N 590-р не была проведена в установленном законом порядке Правительством Чеченской Республики (через его исполнительные органы).
Таким образом, выводы суда первой инстанции о незаконности перевода земель из одной категории в другую, о незаконности постановки земельного участка с к.н. 20:08:0000066:21 на кадастровый учет не соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и основаны только на позиции Минприроды Чеченской Республики.
Земельный участок с к.н. 20:08:0000066:21 внесен в государственный кадастр недвижимости 08.02.2007 как ранее учтенный.
Действовавший в период действия государственной регистрации и кадастрового учета механизм позволял осуществлять учет и регистрацию прав на земельные участки, координаты границ которых не определены с достаточной точностью.
Нормы действовавшего в период издания Распоряжения N 590-р Федерального закона N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" предполагали, что для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка должен быть предоставлен правоустанавливающий документ (п. 2 ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре"). То есть в тот момент законодательные нормы предполагали вначале издание правоустанавливающего документа, а затем государственный кадастровый учет земельного участка на основании вышеуказанного правоустанавливающего документа.
Суд первой инстанции не учел характер Распоряжения Правительства Чеченской Республики от 29.12.2006 N 590-р, являющий фактически сделкой между Минобороны России и Правительством Чеченской Республики. По данному распоряжению одна сторона передает другой стороне земли в обмен на получаемые земли, а распоряжение есть формальное выражение воли сторон на обмен земельными участками.
Удовлетворяя встречный иск Администрации Наурского муниципального района Чеченской Республики о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 20:08:0000066:21, суд неправильно применил нормы материального права.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных указанной статьей.
Факт отмены Распоряжения N 590-р не имеет значения, поскольку право, уже зарегистрированное на его основании, может быть оспорено только в судебном порядке путем предъявления соответствующего заявления.
Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленума от 29.04.2010 N 10/22) в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
По смыслу данных выше разъяснений, предъявление иска о признании права отсутствующим возможно в случае, если нарушенное право не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.
В пункте 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения" - разъяснено, что иск о признании права отсутствующим может быть удовлетворен арбитражным судом в том случае, если он заявлен владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано ЕГРН.
Когда спорное имущество отсутствует во владении истца, его право может быть защищено исключительно с помощью иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения, удовлетворение которого влечет за собой не только восстановление владения спорной вещью, но и корректировку записей в ЕГРП о принадлежности имущества.
Лицо, предъявившее требование о признании права собственности отсутствующим, должно представить доказательства возникновения у него права собственности на спорное имущество и нахождения этого имущества в его владении, а также доказать незаконность возникновения права собственности другого лица на спорное имущество и то, что наличие зарегистрированного права нарушает права истца.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018, указано, что требование о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим может быть удовлетворено, если оно заявлено владеющим собственником в отношении не владеющего имуществом лица, право которого на это имущество было зарегистрировано незаконно, и данная регистрация нарушает право собственника, которое не может быть защищено предъявлением иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения
Возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена только лицу, которое в соответствии с данными ЕГРН является собственником этого имущества и одновременно им владеет, в том случае, если по каким-либо причинам на данное имущество одновременно зарегистрировано право собственности за другим лицом, и это другое лицо (ответчик) недвижимым имуществом не владеет.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в информационном письме от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения", когда спорное имущество отсутствует во владении истца, его право может быть защищено исключительно с помощью иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения, удовлетворение которого влечет за собой не только восстановление владения спорной вещью, но и корректировку записей в ЕГРН о принадлежности имущества (пункт 12).
Возможность обращения с требованием о признании права (обременения) на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, в чьем владении находится спорное имущество. Следовательно, удовлетворение такого требования возможно, если истец является владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРН (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2015 N 5-КГ15-36).
Соответствующие правовые позиции изложены в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11, определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2017 N306-ЭС 16-18443, определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.2016 N 308-ЭС15-8868, определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2017 N 306-ОС 16-18443, определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2017 N3 3-КГ 17-3.
В пункте 1 статьи 11.2 ЗК РФ закреплено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом, за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, установленных другими федеральными законами.
При этом согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Соблюдение установленной последовательности действий по образованию земельных участков, внесению сведений в ЕГРН направлено на защиту прав и законных интересов участников гражданского оборота, населения, проживающего на соответствующей территории.
В рассматриваемом случае судом установлено, что на момент заключения спорного договора аренды земельного участка, земельный участок с кадастровый номер 20:08:0000066:21, не был снят с государственного кадастрового учета. Согласно материалам дела свидетельство о государственной регистрации права от 15.02.2007 серии 20 АА N 07293 не отменено в установленном порядке.
Отказывая в пропуске срока исковой давности суд первой инстанции не учел следующие.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ. В пункте 1 статьи 200 ГК РФ определено, что, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
02.02.2006 326 КЭО КЭУ СКВО обращалось в адрес Администрации с заявлением о согласовании выделения земельного участка площадью 2183 га под нужды Минобороны России (для размещения полигона), на что был получен положительный ответ (письмо Администрации от 13.02.2006 N 108) (т.1, л.д. 36).
С указанной даты Администрация была уведомлена о намерении передать земли под нужды Минобороны России.
Кроме того, представитель Администрации утверждал, что о регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок и затем его закреплении на праве постоянного (бессрочного) пользования за подведомственными Минобороны России учреждениями, Администрации стало известно только в ходе начавшегося судебного разбирательства по настоящему делу.
Между тем, Администрация, являясь органом местного самоуправления, осуществляет муниципальный земельный контроль (надзор) на подконтрольной местному самоуправлению территории.
Учитывая то, что с 2006 года, когда глава Администрации согласовал выделение земельного участка площадью 2183 га для нужд обороны, а также то, что в силу действующего законодательства муниципальные органы осуществляют муниципальный земельный контроль на территории, входящей в границы соответствующего муниципального образования (ст. 72 ЗК РФ), органы местного самоуправления Наурского муниципального района должны были знать и знали о якобы "нарушении" своих прав в отношении спорного земельного участка, однако, не предпринимали никаких действий по защите или восстановлению своих прав, так как фактически и юридически не в праве распоряжаться спорным участком после 2006 года.
Учитывая изложенное, Администрацией пропущен срок исковой давности.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Также согласно ст. 10. Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в Федеральной собственности. Тем самым, с момента предоставления, учитывая наличие зарегистрированного права федеральной собственности на спорный земельный участок, он выбыл из ведения органов власти Чеченской Республики и перешел в ведение федерального собственника.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Частью 5 указанной статьи установлено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, сам по себе факт отмены постановления Правительства Чеченской Республики от 29J 2,2006 N 590-р не может влиять на правомочия федерального собственника в отношении принадлежащего ему на законных основаниях земельного участка и, вместе с тем, факт отмены постановления не может порождать права органа местного самоуправления на распоряжение не принадлежащим ему земельным участком, право на который зарегистрировано в установленном порядке за Российской Федерацией и Учреждением.
В соответствии с положениями части 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом судебные приказы, решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
На основании вышеизложенного Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 01.07.2022 по делу N А77-144/2021 следует отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования ФГК.У "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России удовлетворить в полном объеме, в удовлетворении встречных исковых требований Администрации Наурского муниципального района Чеченской Республики отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 01.07.2022 по делу N А77- 144/2021 отменить, апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Первоначальные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Администрации Наурского района Чеченской Республики, выразившихся в формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка с к.н. 20:08:4202000:322 площадью 9 360 056 кв.м, имеющего адрес (местоположение): Чеченская Республика, р-н Наурский, северная окраина станицы Калиновская.
Признать недействительным договор аренды земельного участка N 101/2020 от 26.08.2020, заключенного между Администрацией Наурского муниципального района Чеченской Республики и Обществом с ограниченной ответственностью "Агро фирма "Рассвет".
Признать отсутствующей и аннулировать в ЕГРН регистрационную запись N 20:08:4202000:322-20/030/2020-1 от 22.09.2020 об аренде ООО "Агро фирма "Рассвет" земельного участка с кадастровым номером с к.н. 20:08:4202000:322 площадью 9 360 056 кв.м, имеющего адрес (местоположение): Чеченская Республика, р-н Наурский, северная окраина станицы Калиновская.
Снять с кадастрового учета земельный участок с к.н. 20:08:4202000:322 площадью 9 360 056 кв.м, имеющего адрес (местоположение): Чеченская Республика, р-н Наурский, северная окраина станицы Калиновская.
В удовлетворении встречного искового заявления администрации Наурского муниципального района о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 20:08:0000066:21, аннулировании регистрационной записи от 15.02.2007 за N 20:20:01/004/2007-208, прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на данный земельный участок, аннулировании регистрационной записи от 16.02.2007 за N 20:20:01/004/2007-219 и снятии его с кадастрового учета отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-144/2021
Истец: ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Ответчик: Администрация Наурского муниципального района, ООО "АГРО фирма "Рассвет"
Третье лицо: Администрация Главы и Правительства Чеченской Республики, Арбитражный суд Ростовской области, МИЗО ЧР, Министерство Обороны РФ, Министерство природных ресурсов ЧР, Правительство Чеченской Республики, ТУ Росимущество в ЧР, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР, Федеральное агентство лесного хозяйства
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2144/2023
18.01.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3022/2022
30.11.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3022/2022
01.07.2022 Решение Арбитражного суда Чеченской Республики N А77-144/2021