29 ноября 2022 г. |
Дело N А83-20002/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Горбуновой Н.Ю., |
|
|
|
Рыбиной С.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каримовым А.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства транспорта Республики Крым Саакян А.И по доверенности от 17.03.2022 N До/244,
от Общества с ограниченной ответственностью "СКОБЖ" Морозова В.С. по доверенности от 08.02.2021 б/н;
в отсутствие представителей надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания: Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Крым и городу Севастополю, Общества с ограниченной ответственностью "УРБАНТЕХ", Управления Федеральной Налоговой службы по Краснодарскому краю;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Крым и городу Севастополю на решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.07.2022 по делу N А83-20002/2021
по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу к Министерству транспорта Республики Крым, Обществу с ограниченной ответственностью "СКОБЖ" о признании концессионного соглашения недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Министерству транспорта Республики Крым (далее - Министерство), Обществу с ограниченной ответственностью "СКОБЖ" (далее - Общество) с требованием о признании концессионного соглашения от 12.10.2020 недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий недействительности сделки.
Определениями суда первой инстанции от 14.12.2021, 24.03.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены: Общество с ограниченной ответственностью "УРБАНТЕХ", Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 29.07.2022 удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт и отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд необоснованно оставил без внимания доводы о том, что Минтранс Крыма как организатор торгов осознанно совершил действия по публикации информации о концессии не в той вкладке на сайте torgi.gov.ru. В связи с чем, вышеуказанные действия Министерства привели к угрозе наступления неблагоприятных последствий для конкуренции, и, соответственно, содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В представленном отзыве Общество "СКОБЖ", Министерство транспорта изложили свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание Общество с ограниченной ответственностью "УРБАНТЕХ", Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю представителей не направили, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 158 АПК РФ отложение судебного разбирательства является правом суда в случае признания причины неявки уважительной.
Апелляционной коллегией рассмотрено ходатайство, заявленное Крымским УФАС, об отложении судебного заседания со ссылкой на наличие у представителя признаков короновирусной инфекции, в удовлетворении которого отказано, поскольку причина неявки в судебное заседание представителей не признана уважительной.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 12.10.2020 между Министерством транспорта Республики Крым и Обществом с ограниченной ответственностью ООО "СКОБЖ" заключено Концессионное соглашение б/н от 12.10.2020.
По результатам проверки обращения ООО "Урбантех" и ООО "Открытые технические решения" Крымским УФАС России выдано предупреждение от 27.11.2020 N 07/2375, согласно которому Управлением установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившиеся "в ограничении, устранении конкуренции в виде ограничения доступа потенциальных заявителей к информации, подлежащей размещению в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, а также в незаконном отклонении заявления о готовности к участию в указанном конкурсе".
Так, Крымское УФАС России установило, что в личном кабинете Министерства транспорта Республики Крым на сайте torgi.gov.ru размещено Руководство организатора торгов Официального сайта Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов "Государственно-частное партнерство". Предложение инвестора о возможности заключения концессионных соглашений подлежит размещению в разделе "Государственно-частное партнерство (соглашения о ГЧП/МЧП, концессионные соглашения)"; в подразделе "Планирование концессии" поиск информации о таком предложении затруднен и практически невозможен, а, следовательно, ограничивает доступ хозяйствующих субъектов к информации. В случае отсутствия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения создало определенные преимущества для ООО "СКОБЖ".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с данным заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, а также обеспечением гарантий прав и законных интересов сторон концессионного соглашения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного п. 21 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения (часть 2 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).
В статьи 37 Закона N 115-ФЗ урегулирован порядок заключения концессионного соглашения без проведения конкурса.
В соответствии с частью 4.2 статьи 37 Закона N 115-ФЗ лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.
После поступления указанного предложения орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение тридцати календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения рассматривает такое предложение и принимает одно из решений, перечисленных в частью 4.4 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, о возможности заключения концессионного соглашения.
Согласно части 4.7 статьи 37 Закона N 115-ФЗ в случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 данной статьи к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.
Такая публичная процедура не является процедурой проведения торгов; эта процедура служит цели выявления иных лиц, заинтересованных в заключении концессионного соглашения в отношении отдельного объекта государственного имущества на определенных условиях, а потому положения статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ не применимы к процедуре инициативного порядка заключения концессионного соглашения, предусмотренной частью 4.7 статьи 37 Закона N 115-ФЗ. Аналогичное разъяснение приведено в письме ФАС России от 24.09.2019 N РП/83261/19 "Об отдельных вопросах применения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалоб на обязательные в силу законодательства Российской Федерации торги".
В соответствии с частью 4.10 статьи 37 Закона N 115-ФЗ в случае, если в сорокапятидневный срок со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым настоящим Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 данной статьи, и в случае, если в ценовых зонах теплоснабжения инициатором заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, выступает единая теплоснабжающая организация с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения (проекте концессионного соглашения с внесенными изменениями), без проведения конкурса в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Согласно материалам дела, 04.07.2019 в Совмин Крыма по форме N 300 поступила инициатива (предложение) ООО "СКОБЖ" о заключении концессионного соглашения о создании и эксплуатации системы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Республики Крым.
21 августа 2020 года предложение ООО "СКОБЖ" о заключении концессионного соглашения о создании и эксплуатации системы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Республики Крым размещено на официальном сайте для размещения в разделе "Концессионные соглашения".
После размещения на сайте https://torgi.gov.ru вышеназванной информации в Минтранс Крыма 01.10.2020 подана заявка о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения ООО "УРБАНТЕХ", которая признана несоответствующей, так как не представлена справка об отсутствии налоговой задолженности.
12 октября 2020 года Министерство (концедент) и Общество "СКОБЖ" (концессионер) заключили концессионное соглашение, предметом которого является создание системы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Республики Крым и осуществление эксплуатации системы в течение всего срока действия соглашения.
Заключению соглашения предшествовало издание Советом Министров Республики Крым распоряжения от 21.04.2020 N o 460-р и согласование условий концессионного соглашения на совещании 05.08.2020 в соответствии с проектом концессионного соглашения.
27 ноября 2020 года Управление выдало Министерству предупреждение N 07/2375 о недопустимости действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Названным предупреждением Управление предупредило Министерство о необходимости до 28.12.2020 прекратить действия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем Министерству необходимо принять исчерпывающие меры, направленные на обеспечение конкуренции.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 (далее - Постановление N 909) определен адрес сайта государственной информационной системы Официальный сайт Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт торгов) в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения: а) информации о проведении открытых конкурсов на право заключения концессионного соглашения; б) предложений о заключении концессионного соглашения; в) перечней объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.
Пунктом 2 Постановления N 909 (в редакции на момент размещения предложения о заключении концессионного соглашения) установлено, что Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой утверждает регламент официального сайта.
Регламент официального сайта утвержден Приказом Минкомсвязи России от 03.06.2015 N 195 (далее - Регламент N 195).
Пункт 5 Регламента N 195 устанавливает размещение следующей информации:
- основной информации (включая сведений об организации и проведении торгов, извещений и информационных сообщений);
- оперативной информации (в том числе сведений об изменениях федерального законодательства по вопросам организации и проведения торгов);
- справочной информации (включающей тексты нормативных правовых, распорядительных и иных актов и документов, методических рекомендаций, разъяснений);
- информации по реализации полномочий антимонопольным органом по контролю за проведением торгов.
Размещение основной информации на официальном сайте торгов осуществляется от имени организатора торгов (пункт 7 Регламента N 195).
Пункт 51 Регламента N 195 устанавливает, что для размещения информации об организации и проведении торгов на сайте торгов предусматриваются разделы, в том числе раздел "Концессионные соглашения".
Размещение информации об организации и проведении торгов в указанных разделах на официальном сайте торгов должно осуществляться в соответствии с приложением к Регламенту.
Из названного приложения к Регламенту следует, что информация об организации проведения процедуры заключения концессионного соглашения размещается в разделе "Концессионные соглашения", в этом разделе размещается информация:
1) информация о проведении открытых конкурсов на право заключения концессионного соглашения, предусмотренная Законом N 115-ФЗ;
2) предложения о заключении концессионного соглашения;
3) перечни объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.
Из подпункта 1 пункта 3 Регламента N 195 следует, что функционирование официального сайта торгов, включая предоставление доступа к информации, размещенной на официальном сайте торгов, осуществляется на основе (в том числе) принципа доступности информации о проведении конкурсов и аукционов, а также о продаже государственного и муниципального имущества в порядке приватизации (далее - торги) и к иной информации, размещенной на официальном сайте торгов, любому лицу, обращающемуся к официальному сайту торгов за получением указанной информации (далее - пользователь официального сайта торгов).
Суд установил, что вопрос надлежащего размещения информации был предметом рассмотрения судов.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22.11.2021 по делу N А83-81/2021 по заявлению Минтранса Крыма и ООО "СКОБЖ" предупреждение Крымского УФАС N 07/2375 от 27.11.2020 о недопустимости действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства признано незаконным и отменено.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2022 по делу N А32-47140/2021, оставленным без изменения вышестоящими инстанциями, в удовлетворении иска Общества "УРБАНТЕХ" к Обществу "СКОБЖ", Министерству транспорта Республики Крым о признании недействительным концессионного соглашения от 12.10.2020 - отказано.
Судами при рассмотрении дела N А32-47140/2021 отклонен довод истца о нарушении Минтрансом Крыма порядка публикации предложения о заключении концессионного соглашения.
Так, судами установлено, что Минтранс Крыма разместил предложение ООО "СКОБЖ" о заключении концессионного соглашения на официальном сайте торгов в разделе "Концессионные соглашения", что свидетельствует о надлежащем размещении предложения и отсутствии нарушения принципа доступности пользователям официального сайта торгов информации о предложении заключить концессионное соглашение.
Дополнительно на официальном сайте Минтранса Крыма в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена информация о принятии заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения со ссылкой на месторасположение информации на официальном сайте торгов.
Факт доступности данной информации подтверждается тем, что в течение 42 дней со дня публикации предложения на заключение концессионного соглашения (01.10.2020) заявку о готовности к участию в конкурсе подало ООО "УРБАНТЕХ", следовательно, истец не подтвердил доказательства нарушения своих прав.
Кроме того, регламент официального сайта, утвержденный Приказом Минкомсвязи России от 03.06.2015 N 195, не содержат каких-либо сведений относительно формирования вкладок сайта.
В силу статьи 69 АПК РФ факты, установленные по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, преюдициальным для настоящего дела вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2022 по делу N А32-47140/2021, установлено, что Министерство надлежащим образом разместило предложение компании о заключении концессионного соглашения на официальном сайте торгов (https://torgi.gov.ru); нарушения в действиях министерства в данной части отсутствуют. Суды отметили, что концессионное соглашение заключено без проведения конкурса по основанию, предусмотренному частью 4.10 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, и условий для перехода к процедуре конкурса не возникло.
На основании вышеизложенного судебная коллегия отклоняет довод истца о том, что Минтрансом Крыма нарушен порядок публикации предложения о заключении концессионного соглашения в части размещения предложения Министерства в подразделе "Планирование концессии", а не в разделе "Государственно-частное партнерство" в подразделе "Торги/Предложения инвесторов".
Учитывая изложенное, основания для признания концессионного соглашения от 12.10.2020 недействительным (ничтожным) не имеется.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.07.2022 по делу N А83-20002/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Крым и городу Севастополю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А Ольшанская |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-20002/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДУ СЕВАСТОПОЛЮ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ООО "СКОБЖ"
Третье лицо: ООО "Урбантех", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ