город Ростов-на-Дону |
|
29 февраля 2024 г. |
дело N А32-42866/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Электросети Кубани"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.01.2024 по делу N А32-42866/2022
по заявлению акционерного общества "Электросети Кубани"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью
"Агрокомплекс "Новокубанский", открытого акционерного общества "Российские
железные дороги", открытого акционерного общества "Российские железные
дороги" в лице филиала Трансэнерго Северо-Кавказская дирекция по
энергообеспечению, открытого акционерного общества "Российские железные
дороги" в лице филиала "Желдорэнерго" ООО "Энергопромсбыт"
об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном
правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Электросети Кубани" (до смены наименования - акционерное общество "НЭСК-электросети") (далее - заявитель, общество, АО "Электросети Кубани") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС по Краснодарскому краю) об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 18.08.2022 по делу N 023/04/9.21-1489/2022.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.01.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Электросети Кубани" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в действиях общества отсутствует, поскольку заявителем (ООО "Агрокомплекс "Новокубанский") не предоставлены документы, предусмотренные подпунктами "в", "д" пункта 62 Правил N 861, право собственности на объекты ТП-26А, ТП-26Б, ТП-26В, КРУН-10кВ, ЛР-10 кВ, кабельная линия - КЛ-10 кВ, АСБ 3х120 мм2.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Агрокомплекс "Новокубанский" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали занимаемые правовые позиции по рассматриваемому спору.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, в УФАС по Краснодарскому краю поступило обращение (жалоба) ООО "Агрокомплекс "Новокубанский" на действия АО "Электросети Кубани" (сетевая организация), по результатам рассмотрения которого установлено следующее.
22.11.2021 в адрес сетевой организации поступило заявление (вх. от 22.11.2021 N 000061146) ООО "Агрокомплекс "Новокубанский" на (восстановление) переоформление документов о технологическом присоединении в отношении энергопринимающих устройств элеватора, расположенного по адресу: г. Курганинск, ул. Луговая, д. 1.
Рассмотрев заявку, сетевая организация письмом от 17.12.2021 N 42.1 НС-08/436 сообщено о ведении работы об уточнении собственника К-14 ПС "Курганная", письмом от 24.01.2022 N 42.1НС-08/22 затребовала правоустанавливающие документы на ТП-26, КРУН-10 кВ, КЛ-10, письмом от 02.02.2022 N 42.1.НС-08/45 (вх. заявителя от 03.02.2022 N КЭ/030222-1) сообщила о необходимости предоставления сведений в порядке, предусмотренном подпунктами "в", "д" пункта 62 Правил N 861.
Антимонопольным органом в действиях АО "Электросети Кубани" установлены нарушения требований пункта 69 Правил N 861.
04.08.2023 антимонопольным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 023/04/9.21-1489/2022 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
18.08.2023 антимонопольным органом в отношении общества принято постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-1489/2022, которым АО "Электросети Кубани" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Несогласие с принятым постановлением антимонопольного органа послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 статьи 9.21 КоАП РФ, составляет нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектом правонарушения является организация-субъект естественной монополии.
АО "Электросети Кубани" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - услуги по передачи электрической энергии.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
Услугой по передаче электрической энергии согласно статье 3 Федерального закона N 35-ФЗ признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
В пункте 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ определено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В соответствии с абзацем 15 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Порядок и процедура технологического присоединения, правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора, требования к выдаче технических условий определены Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила присоединения).
Вопросы восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении урегулированы разделом VIII "Восстановление и переоформление документов о технологическом присоединении" Правил N 861.
Согласно пункту 59 Правил N 861 заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств (далее - лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в следующих случаях:
а) восстановление утраченных документов о технологическом присоединении;
б) переоформление документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств;
в) переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
г) наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным присоединением.
В соответствии с пунктом 62 N 861 к заявлению о переоформлении документов прилагаются следующие документы: а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены объекты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (в случае если энергопринимающие устройства лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, расположены в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, представляет в сетевую организацию копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства);
б) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, в случае если заявление о переоформлении документов подается в сетевую организацию представителем заявителя;
в) копия технических условий, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);
г) копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта об осуществлении технологического присоединения, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);
д) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения, релейной защите и автоматике, телемеханике и связи (прилагаются при отсутствии технических условий или отсутствии в них и имеющихся документах о технологическом присоединении информации о максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, если при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации являлась обязательной);
е) копии иных документов, подтверждающих факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в том числе оформленных на предыдущего собственника энергопринимающих устройств) в случае отсутствия документов, предусмотренных подпунктом "г" настоящего пункта.
В силу пункта 69 Правил N 861, при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 настоящих Правил), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении, указанные в заявлении о переоформлении документов, с учетом особенностей, установленных пунктом 61 настоящих Правил технологического присоединения.
Как указано ранее, 22.11.2021 в адрес сетевой организации поступило заявление (вх. от 22.11.2021 N 000061146) ООО "Агрокомплекс "Новокубанский" на (восстановление) переоформление документов о технологическом присоединении в отношении энергопринимающих устройств элеватора, расположенного по адресу:
г. Курганинск, ул. Луговая, д. 1.
Рассмотрев заявку, сетевая организация письмом от 17.12.2021 N 42.1 НС-08/436 сообщено о ведении работы об уточнении собственника К-14 ПС "Курганная", письмом от 24.01.2022 N 42.1НС-08/22 затребовала правоустанавливающие документы на ТП-26, КРУН-10 кВ, КЛ-10, письмом от 02.02.2022 N 42.1.НС-08/45 (вх. заявителя от 03.02.2022 N КЭ/030222-1) сообщила о необходимости предоставления сведений в порядке, предусмотренном подпунктами "в", "д" пункта 62 Правил N 861.
Судом первой инстанции правомерно указано, что сетевой организацией не представлены сведения, подтверждающие основания для выяснения лица, эксплуатирующего К-14 ПС "Курганная", отраженные в письме от 17.12.2021 N 42.1 НС-08/436, как и не представлены сведения, указывающие на отсутствие оснований для распоряжения К-14 ПС "Курганная", посредством которой ранее осуществлено технологическое присоединение (акт разграничения балансовой принадлежности N 343-14 от 07.07.2014).
Как следует из пункта 74 Постановления N 861, при получении сетевой организацией заявления о переоформлении документов от лица, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которого состоялось после 01.01.2010 либо документы о технологическом присоединении энергопринимающих устройств которого составлены (переоформлены) после указанной даты, сетевая организация вне зависимости от наличия документов, указанных в подпунктах "в" - "е" пункта 62 настоящих Правил, прилагаемых к заявлению о переоформлении документов, не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает дубликаты ранее оформленных документов о технологическом присоединении либо восстановленные (переоформленные) документы о технологическом присоединении.
Таким образом, в случае, если документы о технологическом присоединении были переоформлены после 01.01.2010, то вне зависимости от представления документов, предусмотренных подпунктами "в" - "е", сетевая организация выдает дубликаты ранее оформленных документов о технологическом присоединении либо восстановленные (переоформленные) документы о технологическом присоединении не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов.
Из материалов дела следует, что предыдущий документ о технологическом присоединении (акт разграничения балансовой принадлежности) был составлен сетевой компанией и подписан 07.07.2014. Направленное заявление в сетевую организацию содержит требование по переоформлению технической документации, к заявлению приобщен, в том числе акт разграничения балансовой принадлежности N 343-14 от 07.07.2014.
Более того, в ходе рассмотрения дела сторонами осуществлен осмотр объектов электросетевого хозяйства, составлен акт 18.07.2022 б/н, которым не установлено изменение схемы электроснабжения объекта заявителя, схема составлена и подписана заявителем и сетевой организацией.
Заявляя о том, что во владении общества отсутствует оборудование ячейки 10 кВ "К-14" ПС 110/35/27,5/10 кВ "Курганная" (тяговая), а также КЛ-10 кВ, отходящей от ячейки 10 кВ "К-14" ПС 110/35/27,5/10 кВ "Курганная" (тяговая), АО "НЭСК-электросети" не указывает состав этого оборудования и то, каким образом наличие либо отсутствие права на него у общества, влияет на переоформление акта.
Между тем, ОАО "РЖД" письмом от 17.08.2022 N исх. -7282/с-кав нтэ (вх. от 17.08 N 12883-ЭП/22) представило акт разграничения балансовой принадлежности от 19.02.2016 N 1, в соответствии с которым в пункте 4 "перечень точек присоединения" отражена точка присоединения - 2с.ш. - 10 кВ фидер N К14 в источнике питания ПС 110/35/27,5/10кВ "Курганная тяговая", в пункте 8 отражена схема границ балансовой принадлежности сторон. Акт является действующим, сведений о его недействительности не представлено. Также не представлено сведений свидетельствующих о передаче вышеуказанной точки поставки иному лицу.
С учетом представленных документов, в отсутствии сведений, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, действия сетевой организации антимонопольного органа обоснованно квалифицированы как уклонение от обязанности по переоформлению технической документации, установленной разделом VIII Правил N 861.
Таким образом, в действиях АО "Электросети Кубани", выразившихся в нарушении требований пункта 69 Правил N 861, содержатся признаки нарушения, предусмотренные частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Срок давности привлечения АО "Электросети Кубани" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения постановления не истек.
Судом установлено, что общество ранее было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ Ф (N А32- 50595/2020, вступившее в силу 31.05.2021, оплачено 23.07.2021).
Учитывая характер совершенного правонарушения, его доминирующее положение общества на рынке оказания спорных услуг, суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб. соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, поскольку в сфере спорных правоотношений на стороне лиц, занимающих доминирующее положение, выступают, как правило, устойчивые и крупные с экономической точки зрения субъекты, от законности действий которых на рынке оказания спорных услуг во многом зависит возможность нормального осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности другими субъектами.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 600 000 руб.
Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ) судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений ст. 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ.
В ряде актов Верховного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 05.09.2018 N 303-АД18-5207 и N 303-АД18-5141) разъяснены особенности применения статьи 4.1.1 КоАП РФ. В том числе, помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
Рассматриваемое в настоящем деле правонарушение, совершенное обществом, не является впервые совершенным в силу норм статьи 4.6 КоАП РФ, поскольку ранее общество уже привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа. По этой причине замена штрафа на предупреждение по оспариваемому в настоящем деле постановлению невозможна.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Апелляционный суд, оценивая приведенные заявителем доводы, фактические обстоятельства совершения правонарушения, учитывая степень общественной опасности деяния, исходит из того, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества, как доминирующего субъекта на соответствующем товарном рынке, к исполнению публичноправовых обязанностей и к требованиям законодательства. Статус субъекта, занимающего доминирующее положение на том или ином рынке, придает действиям указанного субъекта характер особой значимости, поскольку затрагивает не только частный интерес конкретного лица, с которым взаимодействует, но и публичную сферу.
При указанных обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.01.2024 по делу N А32-42866/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42866/2022
Истец: АО "НЭСК", АО "Электросети Кубани"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС по КК
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Трансэнерго Северо-Кавказская дирекция по энергообеспечению, ОАО "РЖД" в лице филиала "Желдорэнерго" ООО "Энергопромсбыт", ОАО "РЖД" в лице филиала Трансэнерго Северо-Кавказская дирекция по энергообеспечению, ОАО РЖД, ООО "Агрокомплекс "Новокубанский", ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ", ООО "Агрокомлпекс "Новокубанский", открытое акционерное общество "Российские Железные Дороги" в лице филиала "Желдорэнерго" ООО "Энергопромсбыт"