город Ростов-на-Дону |
|
30 ноября 2022 г. |
дело N А32-7374/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от Краснодарской таможни посредством веб-конференции: Романченко Н.В. по доверенности от 10.02.202022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2022 по делу N А32-7374/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Екимова Василия Михайловича (ИНН 233908372620, ОГРНИП 318237500028002)
к Краснодарской таможне
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Екимов Василий Михайлович (далее - ИП Екимов В.М., предприниматель) обратился с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Краснодарской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-4095/2021 от 08.02.2022 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 03.10.2022 постановление от 08.02.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-4095/2021 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы таможня ссылается на то, что ст. 19.7.13 КоАП РФ не устанавливает административную ответственность за непредставление статистической формы в установленный законодательством срок. С учетом правовой позиции Верховного Суда РФ при совершении деяния в форме действия (несвоевременное представление статистической формы учета перемещения товаров) датой (временем) совершения правонарушения является дата направления статистической формы (далее - СФ) в таможенный орган через личный кабинет. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, выражается в длительном не прекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Срок привлечения к административной ответственности за несвоевременное представление обществом СФ исчисляется с даты, когда она была представлена в таможенный орган - с 05.10.2021, которая является датой совершения рассматриваемого правонарушения.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
Определением суда от 22.11.2022 удовлетворено ходатайство Краснодарской таможни о проведении веб-конференции.
В судебном заседании представитель Краснодарской таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ИП Екимовым В.М. 05.10.2021 зарегистрирована на сайте ФТС России статистическая форма 10309204/051021/С342634 (системный номер ED20211005095702949) на товары в рамках договора поставки от 03.01.2019 N 1, по товарным накладным: N 30 от 02.08.2019, N31 от 06.08.2019, N32 от 12.08.2019, N33 от 12.08.2019, N34 от 19.08.2019, N35 от 20.08.2019.
Товары получены предпринимателем от ИП Сартаева А.Д. (Республика Казахстан, Западно-Казахстанская область, Казталовский район, пос. Жалпактал, ул. Анесова, 20) в августе 2019.
Поскольку ИП Екимов В.М. подал СФ 10309204/051021/С342634 на товары, переданные ему в августе 2019 года, 05.10.2021, то таможенный орган усмотрел в действиях предпринимателя нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329" (далее - Правила N 1329) о своевременном предоставлении статистической формы.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Краснодарской таможни в отношении ИП Екимова В.М. составлен протокол об административном правонарушении от 20.12.2021 N 10309000-4095/2021 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлением от 08.02.2022 N 10309000-4095/2021 ИП Екимова В.М. привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 30 000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 с. 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров (пункт 6 Правил N 1329).
В пункте 7 Правил N 1329 указано, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 10 Правил N 1329 непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела подтверждается факт представления обществом в таможенный орган в электронном виде 05.10.2021 статистической формы учета перемещения товаров за август 2019 года с системным номером ED ED20211005095702949 с нарушением установленного срока, то есть несвоевременно.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", КоАП РФ предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
Применительно к диспозиции статьи 19.7.13 КоАП РФ правонарушение в виде несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров выражается в том, что в установленный срок в таможенный орган статистическая форма учета перемещения товаров представлена не была, правонарушение совершено в форме бездействия.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Таким образом, в настоящем деле предельным сроком исполнения обязанности по представлению в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров являлось 11.09.2019, вследствие чего с 12.09.2019 срок являлся пропущенным и именно в эту дату правонарушение считается совершенным. Соответственно, с 12.09.2019 начал исчисляться годичный срок давности привлечения к ответственности, поэтому привлечение общества к ответственности 08.02.2022 незаконно.
В соответствии с разъяснениями, изложениями в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и положениями пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности привлечении к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, на дату принятия оспариваемого постановления общество уже не могло быть привлечено к административной ответственности за совершение спорного административного правонарушения.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
В силу статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности вопрос об административной ответственности, следовательно, и о вине лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, обсуждаться не может.
Принимая во внимание вышеуказанное, апелляционный суд полагает, что оспариваемое постановление Краснодарской таможни от 08.02.2022 по делу об административном правонарушении N 10309000-4095/2021 правомерно признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
Доводы таможенного органа об ином порядке исчисления срока давности привлечения отклоняется судебной коллегией, поскольку признается неверным пониманием норм права.
Иные доводы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждают позицию заявителя жалобы, а потому отклоняются апелляционным судом.
Доводы апелляционной жалобы таможни, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2022 по делу N А32-7374/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7374/2022
Истец: АО Россельхозбанк, Екимов В М
Ответчик: Краснодарская таможня