город Ростов-на-Дону |
|
29 февраля 2024 г. |
дело N А32-53959/2023 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Соловьева М.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу Административной комиссии при администрации муниципального образования город Новороссийск
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.11.2023 по делу N А32-53959/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВУШ" (ИНН 9717068640, ОГРН 1187746542180)
к Административной комиссии при администрации муниципального образования город Новороссийск
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВУШ" (далее - ООО "ВУШ", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - административный орган, административная комиссия) от 15.08.2023 N 15-08-546 о привлечении к административной ответственности по статьи 3.15 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2023 признано незаконным и отменено постановление от 15.08.2023 N 15-08-546, вынесенное Административной комиссии при администрации муниципального образования город Новороссийск о привлечении ООО "ВУШ" к административной ответственности по статье 3.15 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Решение мотивировано тем, что размещение в одно время по одному адресу разных самокатов не свидетельствует о наличии нескольких правонарушений, число которых зависит от количества самокатов размещенных единовременно в конкретном месте, применены положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Административная комиссия при Администрации муниципального образования город Новороссийск обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение суда отменить, постановление административной комиссии от 15.08.2023 N 15-08-546 в отношении ООО "ВУШ" - признать законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что постановления N N 15-08-540 и 15-08-547 от 15.08.2023, на которые ссылается суд первой инстанции, указывая на повторность привлечения ООО "ВУШ", до настоящего времени не вступили в законную силу, поскольку были обжалованы и находятся на рассмотрении Арбитражного суда Краснодарского края (дела N А32-53958/2023, А32-53986/2023).
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ВУШ" просит решение суда оставить без изменений, а апелляционную жалобу - без рассмотрения, а также прикладывает Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2023 N 2147 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300"; Пояснительную записку к проекту изменений Постановления Правительства РФ N 1300.
Указанные документы представлены с нарушением правил частей 2, 3 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данные документы суду первой инстанции предоставлены не были, ходатайство об их приобщении не заявлялось.
В силу положений ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
В соответствии с ч. 2 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
В соответствии с абз. 2 п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" арбитражным судом при рассмотрении апелляционной жалобы могут быть приняты дополнительные доказательства только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 4 статьи 270 АПК РФ.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, суд апелляционной инстанции не переходил к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, таким образом, оснований для приобщения к материалам дела дополнительных документов не имеется.
Поскольку документы поданы в электронном виде, то указанные выше документы в соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в п. 10 постановления Пленума от 26.12.2017 N 57, фактическому возврату не подлежат. С учетом того, что дополнительные доказательства поступили в суд апелляционной инстанции в электронном виде, суд оставил их в материалах дела, но не будет учитывать в качестве доказательств по делу.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отмене обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11.07.2023 в 09-32 час. административной комиссией установлено, что ООО "ВУШ" допустило нарушение порядка и условий размещения пунктов проката самокатов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута на территории Краснодарского края по адресу: ул. Видова, д. 58А, г. Новороссийск.
08.08.2023 по указанному факту Административной комиссией администрации муниципального образования город Новороссийск в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 000640, на основании которого 15.08.2023 вынесено постановление N 15-08-546 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.15 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях". Указанным постановлением общество привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Статьей 3.15 Закона N 608-КЗ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного нормативными правовыми актами Краснодарского края порядка и условий размещения пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, велопарковок на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута на территории Краснодарского края.
В соответствии с положением о контрольно-ревизионном управлении администрации муниципального образования город Новороссийск, утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 31.01.2023 N 406 одной из функций отдела муниципального контроля в сфере благоустройства является осуществление мониторинга территории общего пользования муниципального образования город Новороссийск в сфере исполнения норм и правил комплексного благоустройства территорий общего пользования муниципального образования город Новороссийск. В полномочия специалистов входит составление протоколов об административных правонарушениях на граждан, юридических и должностных лиц, индивидуальных предпринимателей за правонарушения в сфере благоустройства и санитарного состояния территории общего пользования МО г. Новороссийск. Так же в соответствии со статьей 12.2 Краевого закона N 608-КЗ должностные лица органов местного самоуправления имеют право составлять протоколы по ст. 3.15 названного закона.
Согласно статье 11.3 Закона N 608-КЗ, статье 6 Закона Краснодарского края от 14.12.2006 N 1144-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности административных комиссий" административные комиссии - постоянно действующие в муниципальных образованиях коллегиальные органы, уполномоченные в соответствии с частью 5 статьи 11.3 Закона N 608-КЗ осуществлять подготовку к рассмотрению и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных вышеуказанным Законом и совершенных на территориях соответствующих муниципальных образований, а также выносить по этим делам решения в порядке, установленном федеральным законом.
Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг передвижения на средствах индивидуальной мобильности (СИМ) для поездок через приложение (кикшеринг), то есть по принципу каршеринга, в соответствии с которым пользователь оставляет электросамокат там, где завершает поездку.
Согласно условиям договора правообладатель обязуется предоставить пользователю мобильное приложение Whoosh на условиях настоящего договора, а Пользователь обязуется выплачивать правообладателю вознаграждение за предоставленное право в соответствии с условиями Договора.
По окончании использования СИМ (средство индивидуальной мобильности) и прекращении проката пользователь обязан корректно припарковать СИМ, чтобы он не создавал помех движению пешеходов и/или транспортных средств (например, СИМ должен быть расположен максимально близко к стене, забору, краю тротуара и ориентирован вдоль стены, забора, края тротуара, а не перпендикулярно к ним) (пункт 4.4.15.1 договора).
По договору правообладатель передает во временное владение и пользование пользователю электросамокат, а пользователь принимает электросамокат для использования в потребительских целях (для личных нужд), не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Передача электросамоката пользователю в аренду осуществляется посредством использования пользователем функционала Мобильного приложения в порядке, предусмотренном настоящей Офертой (пункт 2.2.1).
Материалами административного дела подтверждается, что общество 11.07.2023 допустило нарушение порядка и условий размещения пунктов проката самокатов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, велопарковок на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута на территории Краснодарского края по адресу: г. Новороссийск, ул. Героев Десантников, 39.
Судом первой инстанции правомерно не приняты доводы общества об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, вменяемого оспариваемым постановлением, со ссылкой на то, что деятельность осуществляется без использования пунктов проката (специальных конструкций) в связи с чем утвержденная органами местного самоуправления схема размещения пунктов проката не применима, законодательством не предусмотрены требования по оформлению земельно-имущественных отношений и установки каких-либо конструкций для стоянки и остановки электросамокатов в пределах улично-дорожной сети, по следующим основаниям.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень), в соответствии с пунктом 25 которого, к таким объектам относятся пункты проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велопарковки.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.07.2015 N 627 "Об установлении Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута на территории Краснодарского края" (далее по тексту -Порядок) определяет механизм и условия размещения на территории Краснодарского края объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации), виды которых определены в Перечне видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее соответственно - Перечень, объекты).
Согласно пункту 1.3 Порядка Заявление о заключении договора на размещение объекта на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута подается физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка размещение объектов, указанных в пунктах 19-30 Перечня, осуществляется в соответствии со схемой (схемами), разрабатываемой (разрабатываемыми) и утверждаемой (утверждаемыми) органами местного самоуправления городского округа, городских и сельских поселений (далее -уполномоченный орган местного самоуправления). Проект схемы (проекты схем) подлежит (подлежат) согласованию с уполномоченными органами, указанными в пункте 1.5 раздела 1 Порядка, а также в случае, если проект схемы (проекты схем) предусматривает (предусматривают) размещение объектов на землях или земельных участках, предоставление которых в рамках законодательства не отнесено к полномочиям органа, утверждающего схему (схемы), одновременно с соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление таких земельных участков.
Во исполнение вышеуказанного Порядка постановлением администрации МО г.Новороссийск от 24.01.2022 N 374 "Об утверждении схемы размещения пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, включенных в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на территории муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края схематично и графически определены допустимые места размещения пунктов проката самокатов и велопарковок.
Вышеуказанным постановлением не предусмотрено размещение пунктов прокатов велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, а также велопарковки на территории муниципального образования город Новороссийск, ул. Видова, д. 58А.
В нарушение пунктов 1.3, 4.1 Порядка Заявление о заключении договора на размещение пункта проката по адресу: 353913, Краснодарский край, г. Новороссийск Видова, д. 58А., обществом в администрацию МО г. Новороссийск не подавалось, при этом обществом допущено размещение электросамоката JE80, сдаваемого в прокат, вне специальных мест, указанных в Схеме размещения, что образует состав административного нарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 3.15Краевого закона N 608-КЗ.
Доводы общества о том, что Постановление правительства Российской Федерации от 14.12.2023 N 2147 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - постановление Правительства N 1300) отдельно не выделяет сами электросамокаты в качестве вида объектов, и распространяется исключительно на случаи установки (возведения) каких-либо объектов, не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В предыдущей редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2016 N 385 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300" в пункте 25 было указано следующее: "Пункты проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велопарковки".
В действующей редакции пункта 25 в постановлении Правительства Российской Федерации от 14.12.2023 N 2147 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300" указано, что к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, относятся временные сооружения и (или) временные конструкции, предназначенные для организации стоянки и (или) хранения (нахождения) велосипедов, средств индивидуальной мобильности, различного спортивного инвентаря в пределах таких сооружений и (или) конструкций, для размещения которых не требуется разрешение на строительство".
Данные изменения раскрывают определение "пункт проката", как временную конструкцию и (или) сооружение, а также исключительно устанавливают место, где могут хранится и (или) организовываться стоянки, в частности, средства индивидуальной мобильности (далее - СИМ).
На основании чего, расположение СИМ вне установленных конструкций или сооружений, вне утвержденной схемы размещения пунктов прокатов СИМ, влечет за собой состав административного правонарушения ст. 3.15 Закона N 608-КЗ, а именно, нарушение установленного нормативными правовыми актами Краснодарского края порядка и условий размещения пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, велопарковок на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута на территории Краснодарского края.
Документов, подтверждающих, что пункт проката на территории муниципального образования г. Новороссийск, ул. Видова, д. 58А внесен в схему, в материалы дела не представлено.
Общество, являясь оператором кикшеринга, располагая сведениями о треке движения электросамоката в аренде и сведениями о фактическом размещении указанного электросамоката вне установленного пункта размещения проката электросамокатов, не приняло надлежащих мер по недопущению нарушений действующего законодательства; причины объективного бездействия обществом не пояснены.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что возможность для соблюдения заявителем правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих мер по соблюдению законодательства, а также подтверждающих отсутствие реальной возможности для соблюдения требований законодательства по соблюдению установленного порядка электросамокатов, в материалах дела не имеется, и суду представлено не было.
Предоставление удаленного доступа к средству передвижения корреспондирует обязанности лица, предоставляющего такой вид услуги надлежаще контролировать места размещения электросамокатов, в том числе, после завершения его эксплуатации очередным получателем услуги.
Средства и способы такого контроля продавец услуги должен определить самостоятельно, в том числе, с учетом соблюдения действующего законодательства Российской Федерации.
Довод общества об отсутствии доказательств, свидетельствующих о размещении электросамокатов на земле или земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, обоснованно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что адрес размещения электросамокатов общества - ул. Героев Десантников, д. 39, в утвержденной постановлением N 374 схеме отсутствует.
Надлежащие доказательства нахождения земельного участка в чьей-либо частной собственности и получения права использования земельного участка по указанному адресу на каком-либо праве обществом в нарушение требований части 1 статьи 65 АПК РФ в материалы дела представлены не были.
Факт совершенного административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 08.08.2023 N 000634, фотоматериалом, схемой размещения.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению Обществом требований действующего законодательства в области осуществляемой деятельности, не представлены.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии у административной комиссии правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности по статье 3.15 Закона N 608-КЗ оспариваемым постановлением.
Судом первой инстанции также установлено, что административная комиссия 15.08.2023 вынесла три постановления N N 15-08-540, 15-08-546 и 15-08-547, которыми заявитель привлечен к административной ответственности за то же правонарушение по тому же адресу (353907, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Видова, д. 58А) и в тот же день за разные самокаты, таким образом, административная комиссия истолковала каждый самокат как отдельный пункт проката.
В связи с чем, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что размещение в одно время по одному адресу разных самокатов не свидетельствует о наличии нескольких правонарушений, число которых зависит от количества самокатов размещенных единовременно в конкретном месте.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда первой инстанции ошибочным, поскольку постановления N N 15-08-540 и 15-08-547 от 15.08.2023, на которые ссылается суд первой инстанции, указывая на повторность привлечения ООО "ВУШ", до настоящего времени не вступили в законную силу, обжалованы и находятся на рассмотрении Арбитражного суда Краснодарского края (дела N А32-53958/2023, А32-53986/2023).
Учитывая изложенное, решение суда в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства. Нарушений не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2023 по делу N А32-53959/2023 отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.
Судья |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-53959/2023
Истец: ООО "ВУШ"
Ответчик: Административная комиссия при администрации МО город Новороссийск, Административная комиссия при Администрации муниципального образования город Новороссийск