город Томск |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А27-5715/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.11.2022.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Назарова А.В.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Эльшайдт Г.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-9815/2022) комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка на решение от 14.09.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5715/2022 (судья Потапов А.Л.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (654006, Кемеровская область - Кузбасс, Новокузнецк город, Строителей (Центральный р-н) проспект, дом 98, ОГРН 1144217006966, ИНН 4217166136)
к муниципальному образованию Новокузнецкий городской округ в лице комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка (654006, Кемеровская область - Кузбасс, Новокузнецк город, Дружбы (Центральный р-н) проспект, 8, б, ОГРН 1114217000413, ИНН 4217131091),
третье лицо: Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса,
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Чикурова А.В., доверенность от 10.01.2022,
от ответчика: без участия,
от третьего лица: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ООО "Водоканал", общество) обратилось к муниципальному образованию Новокузнецкий муниципальный округ в лице комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка (далее - комитет) с иском о взыскании 21 548 021 руб. 81 коп. долга по соглашению от 02.04.2021 N 2-ВДК/2021-ВО за период январь - декабрь 2021 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса.
Решением от 14.09.2022 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, комитет в апелляционной жалобе просит его отменить. В обоснование подателем жалобы указано следующее: судом не дана правовая оценка доводам ответчика относительно нецелевого расходования бюджетных средств так как: согласно п. 1 ст. 3 Закона Кемеровской области - Кузбасса от 13.08.2020 N 90-ОЗ, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет субвенции, предоставленной местным бюджетам из областного бюджета; сумма задолженности составляет 1 064 382 руб.72 коп., суд первой инстанции неверно истолковал требования последнего абзаца п. 42 Правил N354, указанная правовая норма применяется при расчете размера платы за водоотведение только при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды, то есть при отсутствии всех приборов учета воды, при наличии хотя бы одного прибора учета объем водоотведения рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении, определенных по показаниям имеющегося прибора учета и норматива потребления того коммунального ресурса, прибор учета которого отсутствует. Судом не учтены показания общедомовых приборов учета по горячему и холодному водоснабжению.
ООО "Водоканал" в отзыве просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения как соответствующее законодательству.
Ответчик, третье лицо явку представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивал на оставлении решения суда без изменения.
Выслушав представителя истца, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Водоканал" является организацией, осуществляющей деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению на территории Новокузнецкого муниципального района.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 17.12.2020 N 596 "О внесении изменений в постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 19.12.2018 N 602 "Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения питьевой водой, водоотведения и об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение ООО "Водоканал" (г. Новокузнецк)" для ООО "Водоканал" установлены одноставочные тарифы на питьевую воду, водоотведение на период с 01.01.2019 по 31.12.2023 для населения согласно приложению N2 к постановлению.
Постановлением РЭК Кузбасса от 17.12.2020 N 596 установлены льготные тарифы на коммунальные услуги, оказываемые ООО "Водоканал" населению муниципального образования, в т.ч. на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, на период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области - Кузбасса "О льготных ценах (тарифах) на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, горячее, холодное водоснабжение, водоотведение, твердое топливо, сжиженный газ на территории Кемеровской области - Кузбасса" от 03.07.2020 N 69-03 финансирование расходов на компенсацию (возмещение) выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа населению, возникающих в результате установления льготных цен (тарифов), осуществляется за счет средств областного бюджета.
Порядок компенсации (возмещения) выпадающих доходов указанным организациям установлен постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 24.03.2021 N 124.
Согласно указанному Порядку компенсация (возмещение) выпадающих доходов, возникающих в результате разницы между утвержденным экономически обоснованным тарифом и установленной льготной ценой (тарифом) за коммунальную услугу для населения, предоставляется в виде субсидии из средств местного бюджета на основании муниципальных правовых актов.
Предоставление субсидии ресурсоснабжающим организациям осуществляется на основании соглашений, заключенных уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования с ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей оказание коммунальных услуг населению для бытовых нужд в границах муниципального образования.
На возмещение соответствующих потерь, возникающих в результате применения тарифов с учетом мер социальной поддержки, между Комитетом и истцом заключено соглашение от 02.04.2021 N 2-ВДК/2021-ВО о предоставлении из бюджета Новокузнецкого городского округа субсидий на возмещение недополученных доходов организациям, осуществляющим водоотведение, возникающих в результате установления льготных цен (тарифов).
Предметом соглашения является предоставление получателю субсидии из бюджета Новокузнецкого городского округа (местный бюджет) с целью возмещения недополученных доходов получателя, возникающих при применении льготных цен (тарифов), установленных в соответствии с законом Кемеровской области-Кузбасса от 13.08.2020 N 90-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области-Кузбасса по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа возникающих в результате установления льготных цен (тарифов)" Закон Кемеровской области-Кузбасса N9-ОЗ. Срок действия соглашения установлен с 01.01.2021 до 31.12.2021 (пункт 5.1).
Данное соглашение было заключено в рамках исполнения Постановления Администрации г. Новокузнецка N 79 от 29.03.2021 "Об утверждении порядка предоставления из бюджета Новокузнецкого городского округа субсидии на возмещение недополученных доходов теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа возникающих в результате установления льготных цен (тарифов)" (далее - Порядок).
Согласно данному постановлению п. 8.2 Фактические размеры субсидии рассчитываются получателем субсидии в рублях в следующем порядке:1) по услуге теплоснабжения (отопления) - как произведение объема потребления населением услуги теплоснабжения (отопления) в Гкал и разницы в тарифе, установленном в соответствии с законом Кемеровской области - Кузбасса N 90-ОЗ (с исключением из этих тарифов суммы НДС, если они утверждены с учетом НДС) на единицу объема потребления населением тепловой энергии; 2) по услуге горячего водоснабжения, в том числе по поставке коммунальных услуг (кроме коммунальных услуг, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме), - как произведение объема потребления населением горячей воды в куб. метрах и разницы в тарифе, установленном в соответствии с законом Кемеровской области - Кузбасса N 90-ОЗ (с исключением из этих тарифов суммы НДС, если они утверждены с учетом НДС) на единицу объема потребления населением горячей воды; 3) по услуге холодного водоснабжения, в том числе по поставке коммунальных услуг (кроме коммунальных услуг, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме), - как произведение объема потребления населением холодной воды в куб. метрах и разницы в тарифе, установленном в соответствии с законом Кемеровской области - Кузбасса N 90- ОЗ (с исключением из этих тарифов суммы НДС, если они утверждены с учетом НДС) на единицу объема потребления населением холодной воды; 4) по услуге водоотведения, в том числе по поставке коммунальных услуг (кроме коммунальных услуг, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме), - как произведение объема сброса населением сточных бытовых вод в куб. метрах и разницы в тарифе, установленном в соответствии с законом Кемеровской области - Кузбасса N 90- 4 ОЗ (с исключением из этих тарифов суммы НДС, если они утверждены с учетом НДС) на единицу объема сброса населением сточных бытовых вод; 5) по услуге реализации твердого топлива - как произведение объема отпущенного населению твердого топлива и разницы в тарифе, установленном в соответствии с законом Кемеровской области - Кузбасса N 90-ОЗ; 6) по услуге реализации сжиженного газа населению для бытовых нужд - как произведение объема отпущенного населению сжиженного газа и разницы в тарифе, установленном в соответствии с законом Кемеровской области - Кузбасса N 90- ОЗ.
В случае необходимости корректировки расчета размера субсидии, представленного получателем субсидии в соответствии с пунктом 18 настоящего Порядка, получатель субсидии в течение 1 месяца с даты окончания отчетного периода, подлежащего корректировке, вправе представить в Комитет корректировочный расчет субсидии по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку по видам коммунальной услуги с приложением документов, подтверждающих необходимость данной корректировки (п. 19 постановления).
Комитет в течение 15 календарных дней после получения документов, указанных в пункте 18 настоящего Порядка, осуществляет их рассмотрение, проверку правильности расчета размера субсидии и принимает решение о предоставлении субсидии (п. 20 в ред. постановления администрации г. Новокузнецка от 25.08.2021 N 213).
Субсидия предоставляется получателю субсидии в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный или корреспондентский счет получателя субсидии, открытый в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, не позднее 10-го рабочего дня, следующего за днем принятия решения о выплате субсидии (п. 21).
Размер субсидии на период с 01.01.2021 по 31.12.2021 согласно доведенной субвенции из средств бюджета Кемеровской области - Кузбасса составляет 21 548 021 руб. 81 коп. (п. 3.1 соглашения в редакции дополнительного соглашения N 2 от 12.01.2022).
Перечисление субсидии получателю производится по итогам месяца на основании акта о предоставлении субсидии, оформленного согласно приложению N 4 к настоящему соглашению по видам коммунальной услуги, и иных документов, указанных в пункте 18 Порядка.
Документы, указанные в настоящем пункте, ежемесячно, в срок до 12 числа месяца, следующего за месяцем предоставления субсидии (если иной срок не установлен соглашением), за декабрь месяц-в срок до 12 января года, следующего за отчетным, предоставляет в Комитет на бумажном и электронном носителях выполненные в программе EXСEL (п. 3.2 соглашения).
Согласно п. 3.3 соглашения в редакции протокола согласования разногласий от 05.10.2021 субсидия предоставляется получателю субсидии в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный или корреспондентские счет получателя субсидии, открытый в учреждениях ЦБ РФ или кредитных организациях, не позднее 10 рабочего дня, следующего за днем принятия решения о выплате субсидии. Источником финансирования обеспечения расходов местного бюджета является субвенция, направленная из средств областного бюджета
Судом установлено, из дела следует, в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 ООО "Водоканал", оказывая населению муниципального образования Новокузнецкий городской округ услуги по водоотведению, осуществляло расчет размера платы с учетом льготных тарифов, то есть ниже экономического обоснованного, в результате чего за указанный период у истца возникли потери (неполученный доход) в виде межтарифной разницы; все необходимые документы для возмещения понесенных затрат направлены истцом в адрес Комитета.
В свою очередь комитетом понесенные истцом потери за указанный период не возмещены, задолженность за период с января 2021 год по декабрь 2021 год составила 21 548 021 руб. 81 коп.
Предъявленные истцом комитету претензии от 16.02.2022, от 18.02.2022 (л.д. 28 - 29 т. 1) о компенсации понесенных затрат в добровольном порядке не исполнены, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Как указано в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
В то же время пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (производителям товаров, работ, услуг) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Из местного бюджета субсидии юридическим лицам (производителям товаров, работ, услуг) предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе, принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (пункт 1 статьи 86 БК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Организация в границах поселения водоотведения прямо отнесена к вопросам местного значения поселения (пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Поскольку услугами по водоснабжению и водоотведению, на компенсацию которых направлены исковые требования, в данном случае обеспечивалось население многоквартирных жилых домов, к спорным правоотношениям применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 7 п. 42 Правил N 354 (в редакции, действующей в спорный период) размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
При этом формула 4 Приложения N 2: "4. Размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению:
а) в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4:
Pi = N i х N j х Ткр,
где:
N i - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
N j - норматив потребления j-й коммунальной услуги;
Ткр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Судом первой инстанции верно указано, что из буквального толкования указанных положений законодательства следует, что объем коммунальной услуги по водоотведению в помещении, где отсутствует один из приборов учета, определяется исходя из норматива водоотведения. Иной формулы законодательством в спорный период не предусмотрено.
Ссылка ответчика на позицию Минстроя РФ, изложенную в письмах от 02.03.2015 N 5093-01704 и от 21.10.2015 N34131-ЛГ/04, с учетом принятия Минстроем позднее - 02.09.2016 письма N28483-АЧ/04 от 02.09.2016, содержащего изменение позиции - информацию о применении п. 42 Правил N 354, согласно которому (п.5) размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, обоснованно отклонена судом.
Подобный подход при толковании п. 42 Правил N 354, не предусматривающий при определении объема водоотведения возможности при отсутствии прибора учета холодной и (или) горячей воды складывать показания имеющегося прибора и норматива, а определение всего объема водоотведения исходя из норматива водоотведения, следует и из системного анализа судебной практики Верховного суда РФ, отраженной в апелляционном определении Верховного суда РФ NАПЛ 16-75 от 29.03.2016, определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2021 N 304-ЭС21-14973 по делу N А75-10884/2020.
Доводы подателя жалобы относительно изложения пункта 42 Правил N 354 с 1 сентября 2022 года в новой редакции подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, сведения о возможности распространения новой редакции к правоотношениям, имевшим место в 2021 году, отсутствуют.
Более того, в силу п. 1.4 Положения N 38 целью предоставления субсидий является возмещение исполнителям недополученных доходов, образующихся в связи с установлением категорий лиц, имеющих право на льготы в виде льготный цен (тарифов) на коммунальные услуги, то есть основным условием предоставления субсидий является факт оказания коммунальных услуг гражданам (п. 2.2. Положения N 38).
В рассматриваемом случае расчет субсидии к возмещению определен истцом исходя из фактически оказанных населению услуг и фактически выставленного потребителям к оплате объема услуг по водоотведению по льготному тарифу, что ни ответчиком, ни третьим лицом в ходе рассмотрения дела не опровергнуто.
При этом судом апелляционной инстанции учитывается, что услуга оказана истцом в 2021 году, соответствующие расходы понесены в 2021 году, и согласно норм законодательства и заключенного между сторонами соглашения расходы по нему должны быть компенсированы в соответствующем периоде, а не на текущий момент 2022 года, когда, по мнению ответчика, уже действуют иные правила исчисления объема услуг по водоотведению.
Из материалов дела следует, что между сторонами имеются разногласия относительно объема потребленного ресурса: истец производит расчет объема по правилам N 354, ответчик - в расчетах учитывает показания общедомового прибора учета.
Поскольку услугами по водоснабжению на компенсацию которых направлены исковые требования, в данном случае обеспечивалось население многоквартирных жилых домов, к спорным правоотношениям применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Как видно из приведенных в приложении N 2 к Правилам N 354 формул общедомовой прибор учета не участвует в расчете объёма фактически оказанных в жилых помещениях коммунальных услуг гражданам.
Как правильно указывает истец, действующим законодательством установлены условия использования показаний общедомового прибора учета в расчетах, которые в настоящем деле отсутствуют. Так, показания общедомового прибора учета используется только для определения объём ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества МКД (пункты 21, 21(1) Правил, утв. постановления Правительства РФ N 124 от 14.02.2012 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами".
Содержание общего имущества - жилищная услуга (ст. 156 ЖК РФ), объём которой оплачивается по экономически обоснованному тарифу, применение льготного тарифа для данной категории не предусмотрено.
Закон Кемеровской области - Кузбасса N 69-03 от 23.06.2020 "О льготных ценах (тарифах) на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, горячее, холодное водоснабжение, водоотведсние, твердое топливо на территории Кемеровской области -Кузбасса" устанавливает льготные цены (тарифы) для физических лиц - потребителей коммунальных услуг, к которым не относится объём ресурса потребляемый для целей СОИ.
Таким образом, расчета истца, оспоренный ответчиком лишь методологически, основан на нормах действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П отмечено, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
С учетом изложенного неоплаченная разница между экономически обоснованными затратами, обеспечивающим возмещение издержек, и льготным тарифом, является убытками истца, подлежащими компенсации за счет субсидии.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях реализации Закона Кемеровской области - Кузбасса "О льготных ценах (тарифах) на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, горячее, холодное водоснабжение, водоотведение, твердое топливо, сжиженный газ на территории Кемеровской области - Кузбасса" принят Закон Кемеровской области - Кузбасса от 13.08.2020 N 90-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области - Кузбасса по компенсации (возмещению) выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа, возникающих в результате установления льготных цен (тарифов)".
В силу ст. 1 Закона Кемеровской области - Кузбасса от 13.08.2020 N 90-ОЗ органы местного самоуправления городских, муниципальных округов и муниципальных районов в Кемеровской области - Кузбассе наделены отдельными государственными полномочиями Кемеровской области - Кузбасса по компенсации (возмещению) выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа, возникающих в результате установления льготных цен (тарифов).
Учитывая, что переданные полномочия являются расходными обязательствами муниципального образования, возмещение причиненных истцу убытков подлежит осуществлению соответствующим муниципальным образованием за счет казны муниципального образования, при этом исполнение судебного акта подлежит осуществлению финансовым органом муниципального образования за счет средств субвенции.
В ходе рассмотрения дела доказательств, объективно свидетельствующих об отсутствии оснований для возмещения истцу причиненных убытков (ст. 65 АПК РФ), в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.09.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5715/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
А.В. Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-5715/2022
Истец: ООО "Водоканал"
Ответчик: Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка