г. Хабаровск |
|
30 ноября 2022 г. |
А73-8219/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Брагиной Т.Г., Жолондзь Ж.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.,
при участии в заседании:
от Администрации г. Хабаровска: Бакурей В.А., представитель по доверенности от 08.11.2022 N 1.129-280,
от ИП Платонова Виктора Владимировича: Клецкина Е.Г., представитель по доверенности от 15.12.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Платонова Виктора Владимировича
на решение от 25.08.2022
по делу N А73-8219/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Комитета администрации города Хабаровска по управлению Железнодорожным районом (ОГРН 1162724090616, ИНН 2724217900)
к индивидуальному предпринимателю Платонову Виктору Владимировичу (ОГРНИП 305272403200127, ИНН 272417739729)
об освобождении земельного участка
третьи лица: Администрация города Хабаровска в лице Управления торговли, питания и бытового обслуживания, Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска,
УСТАНОВИЛ:
Комитет администрации города Хабаровска по управлению Железнодорожным районом (Комитет) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к индивидуальному предпринимателю Платонову Виктору Владимировичу (ИП Платонов В.В.) об освобождении в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу земельного участка, расположенного в районе дома N 7 по улице Гагарина города Хабаровска (согласно схеме), ориентировочной площадью 6,0 кв.м, от нестационарного торгового объекта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (Департамент), Администрация города Хабаровска в лице Управления торговли, питания и бытового обслуживания (Управление торговли).
Решением от 25.08.2022 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ИП Платонов В.В. считает судебный акт подлежащим отмене, ссылаясь на то, что суд не указал способ, обеспечивающий возможность исполнения решения суда без причинения ущерба назначению спорного НТО; нестационарный торговый объект является частью остановочного комплекса, включающего в себя два торговых павильона, объединенных общим навесом над и между ними, оценки данному факту судом не дано, в то время как обязанность по освобождению земельного участка от НТО, установленная судом, ставится в прямую зависимость от наличия у ответчика такой возможности, решение выводов о наличии у ответчика возможности не содержит.
При этом, судом установлен неразумный срок для исполнения обязанности в натуре.
Кроме того, судом не дана оценка предложению ответчика от 24.02.2022 о внесении изменений в договор аренды земельного участка, письму истца от 18.03.2022, из которых следует возможность альтернативного способа урегулирования спора.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет выразил несогласие с ее доводами, ссылаясь на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали каждый свою позицию, дав соответствующие пояснения.
Иные участвующие в деле лица явку своих представителей не обеспечили; апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Согласно материалам дела в ходе проверки Управлением торговли, питания и бытового обслуживания администрации города Хабаровска на земельном участке, государственность собственность на который не разграничена, в районе дома N 7 по ул. Гагарина города Хабаровска выявлен нестационарный торговый объект (НТО) - киоск "Отличные наличные", принадлежащий ИП Платонову В.В., как неправомерно размещенный; сведения о павильоне внесены в Единый реестр неправомерно размещенных НТО, выявленных на территории городского округа "Город Хабаровск".
В соответствии с информацией Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска от 02.11.2021 N 15-22/13876 нестационарный торговый объект - киоск "Отличные наличные" используется без правоустанавливающих документов на земельный участок.
16.11.2021 Управлением торговли составлен акт N 265 о выявлении неправомерно размещенного НТО, выдано требование N 265 от 16.11.2022 о демонтаже неправомерно размещенного НТО в срок до 16.12.2021.
21.12.2021 составлен акт N 265 о неисполнении требования о демонтаже неправомерно размещенного НТО на территории города Хабаровска.
Указанный НТО в добровольном порядке собственником не демонтирован, земельный участок от НТО не освобожден.
К акту представлены фотоснимки с указанием даты съемки.
Разрешение на размещение торгового объекта, правоустанавливающие документы на право пользования земельным под данным объектом не оформлены.
Ссылаясь на отсутствие у ответчика законных оснований для размещения НТО на земельном участке, собственность на который не разграничена, Комитет обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьей 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301-304 данного Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором; это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
В силу предписаний Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава городского округа "Город Хабаровск" к вопросам местного значения отнесено осуществление земельного контроля за использованием земель города Хабаровска.
Согласно пунктам 1.1, 2.4, 2.4.3 Положения о Комитете администрации города Хабаровска по управлению районом, утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 N 464, Комитет является органом администрации города Хабаровска, обладающим компетенцией в сфере землепользования, в том числе по организации работы по демонтажу и вывозу самовольно установленных или с истекшим сроком размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка взаимодействия структурных подразделений администрации города Хабаровска по выявлению и демонтажу неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного Постановлением администрации города Хабаровска от 17.06.2020 N 1926, Управление торговли, питания и бытового обслуживания администрации города Хабаровска наделено полномочиями по выявлению неправомерно размещенных НТО на территории города Хабаровска.
Пунктом 3.3 Порядка предусмотрено, что Управление торговли в течение трех рабочих дней со дня окончания срока, отведенного на добровольный демонтаж неправомерно размещенного НТО, проверяет исполнение требования о демонтаже путем выезда на место размещения, составляет акт об исполнении/неисполнении требования о демонтаже неправомерно размещенного НТО с приложением соответствующих фотоматериалов.
Согласно пункту 3.4 Порядка Управление торговли в течение трех рабочих дней со дня составления направляет акт неисполнения в Комитет. Комитет на основании акта неисполнения в течение 15 календарных дней со дня получения готовит и направляет исковое заявление о понуждении правообладателя НТО к освобождению земельного участка от НТО.
Пунктом 5.3 вышеуказанного Положения председателю Комитета предоставлены полномочия на подписание исковых заявлений об освобождении земельных участков от самовольно установленных некапитальных объектов.
Таким образом, Комитет является субъектом, обладающим полномочиями по инициированию судебных разбирательств по вопросу о демонтаже НТО.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа местного самоуправления или договора.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса.
Статьей 11 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ в случаях размещения НТО использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (Федеральный закон N 381-ФЗ).
Согласно статье 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, согласно которым включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.
Порядок и условия размещения НТО на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено размещение НТО в соответствии со схемой размещения НТО как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе, с оформлением договора или иных разрешительных документов на функционирование объектов (договоров аренды земельного участка или на право размещения нестационарного торгового объекта, иных договоров или разрешений) и без оформления таковых.
Постановлением администрации города Хабаровска от 21.12.2020 N 4225 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск".
Спорный НТО ответчика в данную Схему не включен.
Постановление администрации города Хабаровска от 21.12.2020 N 4225, которым утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск", в судебном порядке не оспорено и незаконным не признано.
Судом установлено отсутствие надлежащего оформления собственником НТО прав на занимаемый данным объектом земельный участок.
В рамках дела N А73-19911/2021 ИП Платонов В.В. обращался в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене требования Управления торговли, питания и бытового обслуживания Администрации города Хабаровска от 16.11.2021 N 265 "О демонтаже неправомерно размещенного НТО на территории городского округа "Город Хабаровск".
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.02.2022 по делу N А73-19911/2021, имеющим преюдициальное значение для настоящего спора, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.08.2022 N Ф03-3598/2022 решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.02.2022 по делу N А73-19911/2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 оставлены без изменения, кассационная жалоба ИП Платонова В.В. - без удовлетворения.
Договор аренды в целях эксплуатации некапитального объекта не заключался, согласие на размещение НТО в границах земельного участка, принадлежащего истцу, не получено.
Спорный НТО включен в единый реестр неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов, выявленных на территории городского округа "Город Хабаровск".
Согласно акту осмотра специалистами отдела по землепользованию Комитета администрации г. Хабаровска по управлению Железнодорожным районом земельного участка в районе дома N 7 по ул. Гагарина от 20.06.2022 - земельный участок от нестационарного торгового объекта не освобожден. К акту представлены фотоснимки объекта с указанием даты производства фотосъемки.
Таким образом, в отсутствие правоустанавливающих документов на использование земельного участка под размещение НТО, размещение ответчиком спорного павильона является самовольным.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные выше нормы права, удовлетворение иска является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о неуказании судом способа, обеспечивающего возможность исполнения решения суда без причинения ущерба назначению спорного НТО, со ссылкой на то, что нестационарный торговый объект является частью остановочного комплекса, включающего в себя два торговых павильона, объединенных общим навесом, отсутствие в решении суда выводов о наличии у ответчика возможности освободить земельный участок без причинения ущерба НТО, неразумности срока для исполнения обязанности в натуре подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе в случае самовольного занятия земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62, пунктом 2 статьи 76 Земельного кодекса РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими участками.
Как следует из материалов дела, принадлежащий ответчику нестационарный торговый объект (павильон) представляет собой конструкцию нежилого назначения, является движимой вещью.
Доказательств, свидетельствующих о недвижимом характере спорного объекта, не представлено.
Таким образом, поскольку спорный объект, подлежащий демонтажу, имеет некапитальный характер, являясь движимым имуществом, вывод суда о том, что его перемещение возможно без причинения ущерба его назначению является обоснованным.
Установление судом срока для демонтажа НТО в 10 дней является разумным. При этом, учитывая оспаривание ответчиком решения, указанный срок фактически продлился.
Доводы жалобы о том, что судом не дана оценка предложению ответчика от 24.02.2022 о внесении изменений в договор аренды земельного участка, письму истца от 18.03.2022, из которых следует возможность альтернативного способа урегулирования спора, не могут быть приняты во внимание.
В рамках дела N А73-19911/2021, имеющего преюдициальное значение для настоящего спора, установлено, что в схему размещения НТО, утвержденную постановлением администрации города Хабаровска от 21.12.2020 N 4225 (пункт 316), включен киоск, совмещенный с навесом для ожидания общественного транспорта, площадью 12 кв.м, расположенный на земельном участке по адресу ул. Гагарина, в районе дома N 7 с кадастровым номером 27:23:041433:38.
Под размещение указанного киоска 17.02.2012 между департаментом (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 73.
Между тем, требование от 16.11.2021 N 265 о демонтаже НТО и освобождении земельного участка выдано в отношении объекта, отличного от обозначенного в схеме размещения НТО и в договоре аренды от 17.02.2012 N 73; спорный НТО в данную схему не включен.
При этом, договор аренды земельного участка от 19.11.2009 N 1013, договор аренды земельного участка от 17.02.2012 N 73 заключались в отношении земельного участка, площадью 12 кв.м, для установки и дальнейшей эксплуатации одного торгового киоска с остановочным навесом, в то время как фактически навес установлен над двумя НТО.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
В этой связи решение отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.08.2022 по делу N А73-8219/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8219/2022
Истец: Комитет администрации г.Хабаровска по управлению Железнодорожным районом
Ответчик: ИП Платонов В.В.
Третье лицо: Администрация города Хабаровска в лице Управления торговли, питания и бытового обслуживания, Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска