г. Киров |
|
29 ноября 2022 г. |
Дело N А29-6930/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Великоредчанина О.Б.,
судей Бычихиной С.А. и Немчаниновой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Загоскиной М.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью Торговый центр "Содружество"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.08.2022 по делу N А29-6930/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью Торговый центр "Содружество" (ИНН: 1103019301; ОГРН: 1021100809157)
к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор севера" (ИНН: 1102055018; ОГРН: 1071102001695)
об урегулировании разногласий по договорам,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Торговый центр "Содружество" (далее - Общество, Истец, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми (далее - Суд) с иском (с учетом его уточнения) об обязании общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор севера" (далее - Региональный оператор, Ответчик) заключить с Обществом договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Услуги) от 01.01.2020 N 1963/РО-П/2020 (далее - Договор 2020 года) и от 11.01.2021 N 5830/РО-П/2021 (далее - Договор 2021 года), изложив пункты 12 названных договоров (далее - Договоры) в следующей редакции: стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила), следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО - 1 контейнер объемом 0,75 куб.м. один раз в неделю. При этом Истец просил взыскать с Ответчика 12 000 руб. судебных расходов (далее - Расходы), понесенных Истцом при рассмотрении настоящего дела в связи с оплатой услуг его представителя.
Решением Суда от 11.08.2022 (далее - Решение) в удовлетворении исковых требований Общества отказано и возникшие при заключении Договоров разногласия сторон урегулированы путем изложения пунктов 12 Договоров в следующей редакции: стороны согласились производить учёт объёма и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами следующим способом: п.п. 1, 2 (приложение N 1) исходя из нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов.
Не согласившись с Решением, Истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (далее - Жалоба), в которой просит отменить Решение и удовлетворить исковые требования Общества.
В обоснование Жалобы (с учетом её дополнений) Заявитель указывает, в частности, что в 2020 году Региональный оператор оказывал Обществу Услуги на основании заключенного сторонами договора от 09.01.2019 N 736/РО-П/2019 (далее - Договор 2019 года), согласно которому учет объема ТКО осуществлялся исходя из 1 контейнера объемом 0,75 куб.м. с периодичностью вывоза ТКО - 1 раз в неделю. Однако в мае 2021 года Региональный оператор незаконно откорректировал выставленные им Обществу за 2020 год счета-фактуры, определив объём ТКО исходя из нормативов их накопления. При этом Региональный оператор ссылается на отсутствие у Общества места (площадки) накопления ТКО, что не соответствует действительности, поскольку Управлением городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Управление) принято решение о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО, которое расположено по адресу: Республика Коми, город Воркута, улица Ленина, дом 53Б, в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
При этом Заявитель представил отсутствующие в материалах дела копии писем Управления от 25.06.2019 N 05-03/4-3373, от 04.06.2021 N 05-03/4-3094 и от 20.04.2022 N 05-03/4-1676, а также акта сверки взаимных расчетов Регионального оператора и Общества за 9 месяцев 2022 года.
Согласно абзацу 1 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Однако Общество не обосновало и не подтвердило соответствующими доказательствами уважительность причин, по которым упомянутые документы не могли быть представлены Истцом Суду, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для принятия данных документов к рассмотрению в качестве дополнительных доказательств.
Ответчик отзыв на Жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, явку своих представителей в это судебное заседание не обеспечили.
В связи с этим в соответствии со статьями 123, 156 и 268 АПК РФ Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность Решения проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 АПК РФ.
При этом суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность Решения только в обжалуемой части.
Из материалов дела следует, что Ответчик, обладающий статусом регионального оператора по обращению с ТКО, направил Обществу Договоры для подписания последних.
Согласно пункту 24 Договора 2020 года этот Договор вступает в силу при подписании его сторонами, заключается по 31.12.2020 и распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020, а в силу пункта 24 Договора 2021 года последний вступает в силу при подписании его сторонами, заключается по 31.12.2021 и распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2021.
В пунктах 12 Договоров и приложениях N 1 к Договорам указано, что учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами следующим способом: исходя из нормативов накопления ТКО (наименование объекта - "Торговый центр "Содружество", 169912, Республика Коми, городской округ Воркута, город Воркута, ул. Ленина, дом N 53Б; место накопления ТКО - (КПП) 169912, Республика Коми, город Воркута, ул. Ленина, дом N 53Б; объем принимаемых ТКО - 539,259 куб.м. (по Договору 2020 года) и 410,53332 куб.м. (по Договору 2021 года), периодичность вывоза ТКО - в соответствии с действующими нормами и правилами, не реже заявленной потребителем).
Письмом от 15.04.2020 N 25 Общество возвратило Региональному оператору Договор 2020 года без подписания последнего, указав на необходимость изменения условий этого Договора об объемах оказываемых Региональным оператором Услуг, а письмом от 13.04.2021 N 07 Общество направило Региональному оператору протокол разногласий к Договору 2021 года, предложив изложить пункт 12 данного Договора в следующей редакции: стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами следующим способом: исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Региональный оператор письмом от 02.07.2020 N РО-11226/ис сообщил Обществу об отсутствии возможности внесения изменений в Договор 2020 года, а письмом от 01.06.2021 N РО-8912/ис возвратил Обществу без рассмотрения протокол разногласий к Договору 2021 года.
Таким образом, стороны не урегулировали возникшие при заключении Договоров разногласия и последние сводятся к определению способа учета объема ТКО.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и при этом в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При этом в силу правовой позиции, изложенной в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 N АКПИ20-956, отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного (раздельного) накопления ТКО позволяет собственнику ТКО осуществлять их коммерческий учет в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил одним из альтернативных способов расчета.
В соответствии с правовой позицией, изложенной, в частности, в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54, от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152 и от 18.10.2022 N 301-ЭС22-12390, в силу принципа диспозитивности при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов учета объема ТКО: исходя из нормативов накопления ТКО либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил).
Согласно находящимся в свободном доступе сведениям сайта Администрации городского округа "Воркута" (http://www.xn--80adypkng.xn--p1ai/city/housing-and-communal-services/index.php) расположенная по адресу: Республика Коми, город Воркута, улица Ленина, дом 53Б контейнерная площадка включена в реестр и в схему мест (площадок) накопления ТКО.
При этом материалами дела подтверждено и не опровергается Ответчиком, что в 2019 году Региональный оператор оказывал Обществу Услуги на основании заключенного сторонами Договора 2019 года, в соответствии с пунктом 12 которого и приложением N 1 к екму учет объема ТКО осуществлялся исходя из 1 контейнера для складирования ТКО объемом 0,75 куб.м. (наименование объекта - торговый центр, 169912, Республика Коми, город Воркута, ул. Ленина, дом N 53Б; место накопления ТКО - контейнерная площадка на территории предприятия, объем принимаемых ТКО за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 - 33,750 куб.м.; периодичность вывоза ТКО - 1 раз в неделю).
Оказание Региональным оператором Обществу Услуг и определение объема ТКО в соответствии с названными условиями Договора 2019 года (исходя из 1 контейнера для накопления ТКО объемом 0,75 куб.м.) подтверждено также универсальными передаточными документами, которые Региональный оператор представлял Обществу в целях оплаты оказанных Услуг не только в течение 2019 года, но и в 2020 году.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Общество выбрало данный порядок оказания Услуг, Региональный оператор принял такой порядок, стороны согласовали его условия (в том числе место накопления ТКО и способ учета объема ТКО) и руководствовались этим порядком, являющиеся предметом настоящего дела исковые требования Общества подлежат удовлетворению (но с учетом того, что периодичность вывоза ТКО подлежит определению в соответствии с нормативно установленными требованиями СанПиН).
При рассмотрении данного дела Общество понесло Расходы, что подтверждено счетом от 01.06.2021 N 27, актом от 02.06.2021 N 27 и платежным поручением от 01.06.2021 N 114.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны и при этом расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Согласно пункту 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами, стоимость экономных транспортных услуг, время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов, имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг, продолжительность рассмотрения и сложность дела.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление) разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги, и при определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
В силу пункта 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, а другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
В дополнительном отзыве от 11.11.2021 N РО15732/ис на исковое заявление Общества Ответчик просил снизить размер Расходов, но не привел конкретных доводов относительно чрезмерности Расходов и не представил доказательства такой чрезмерности, а согласно пункту 11 Постановления, а также в силу правовых позиций, изложенных, в частности, в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.03.2012 N 16067/11 и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.01.2021 N 103-О, вынося решение о возмещении представительских расходов, суды не вправе уменьшать размер этих расходов произвольно, тем более если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
В связи с этим требование Истца о взыскании с Ответчика Расходов также подлежит удовлетворению.
Поэтому, изучив доводы Жалобы, исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, условия указанных выше договоров, а также обстоятельства данного дела и представленные по нему доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что Жалоба подлежит удовлетворению, Решение должно быть отменено на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ вследствие несоответствия выводов, изложенных в Решении, обстоятельствам дела, а исковые требования Общества подлежат удовлетворению.
Учитывая удовлетворение иска и Жалобы Общества, в соответствии со статьями 110 и 112 АПК РФ Расходы Истца по оплате услуг его представителя (12 000 руб.), а также расходы Общества по уплате государственной пошлины за рассмотрение его иска (6 000 руб.) и Жалобы (3 000 руб.) взыскиваются с Ответчика в пользу Истца, а излишне уплаченная Заявителем при подаче Жалобы государственная пошлина (3 000 руб.) подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статьёй 271 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый центр "Содружество" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.08.2022 по делу N А29-6930/2021 отменить и принять по данному делу новый судебный акт.
Иск общества с ограниченной ответственностью Торговый центр "Содружество" удовлетворить.
Урегулировать разногласия, возникшие при заключении обществом с ограниченной ответственностью "Региональный оператор севера" и обществом с ограниченной ответственностью Торговый центр "Содружество" договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2020 N 1963/РО-П/2020 и от 11.01.2021 N 5830/РО-П/2021, изложив пункт 12 данных договоров в следующей редакции:
"Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов (наименование объекта - "Торговый центр "Содружество", 169912, Республика Коми, городской округ Воркута, город Воркута, ул. Ленина, дом N 53Б, место накопления твердых коммунальных отходов - контейнерная площадка на территории предприятия, один контейнер объемом 0,75 куб.м., периодичность вывоза - в соответствии с пунктом 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19 и пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21)."
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор севера" (ИНН: 1102055018; ОГРН: 1071102001695) в пользу общества с ограниченной ответственностью Торговый центр "Содружество" (ИНН: 1103019301; ОГРН: 1021100809157) 21 000 (двадцать одну тысячу) руб. судебных расходов.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью Торговый центр "Содружество" (ИНН: 1103019301; ОГРН: 1021100809157) 3 000 (три тысячи) руб., которые излишне уплачены платежным поручением от 30.08.2022 N 186 в качестве государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
О.Б. Великоредчанин |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-6930/2021
Истец: ООО Торговый центр Содружество
Ответчик: ООО "Региональный оператор севера"
Третье лицо: В.Б.Бочаров