г. Санкт-Петербург |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А21-2949/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Чечеткой С.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32013/2022) Муниципального унитарного предприятия "Водоканал-Теплосеть" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.08.2022 по делу N А21-2949/2022 (судья Ершова Ю.А.), принятое
по заявлению МУП "Водоканал-Теплосеть"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал-Теплосеть" (далее - Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) от 19.01.2022 N ЖК2/29/КАС/30200-вх (далее - Предписание).
Решением суда от 17.08.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Предприятие направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, признать недействительным оспариваемое предписание Министерства. Податель жалобы ссылается на то, что у МУП "Водоканал-Теплосеть" были все основания производить начисления расчетным методом, поскольку никаких документов, подтверждающих факт ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии в многоквартирных домах нет, техническая документация на узлы учета тепловой энергии отсутствует.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Министерством в отношении МУЛ "Водоканал-Теплосеть", в рамках регионального государственного жилищного надзора (реестровый номер 3900000000161612793), проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки доводов, содержащихся в мотивированном представлении должностного лица департамента жилищного контроля (надзора) Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области - заместителя начальника отдела контроля по начислению платы Климашевич Анастасии Сергеевны по результатам предварительной проверки поступившего обращения физического лица, проживающего по адресу: Багратионовский район, п. Долгоруково, ул. Шанина, д. 7 по вопросу правильности начисления платы за отопление.
В ходе проверки, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 19.01.2022 9/30200-вх, установлено следующее.
Исполнителем коммунальной услуги отопление по адресу: Багратионовский район, пос. Долгоруково, ул. Шанина, дом N 7 является поставщик коммунальной услуги - МУП "Водоканал-Теплосеть", что не оспаривается Заявителем.
Согласно представленной в ходе предварительной проверки МУП "ВодоканалТеплосеть" информации, по адресу: Багратионовский район, пос. Долгоруково, ул. Шанина, дом N 7 в многоквартирном доме установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии.
Согласно пояснениям МУП "Водоканал-Теплосеть", плата за отопление за прошлый отопительный период 2020/2021 рассчитывалась по указанному многоквартирному дому исходя из показаний общедомовых приборов учёта тепловой энергии, установленных в МКД.
Однако в связи с тем, что в соответствии с п. 73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034) перед началом отопительного периода 2021-2022 управляющими организациями не произведена проверка готовности узла учета к эксплуатации, плата за отопление произведена за проверяемый период - октябрь 2021 и ноябрь 2021 года (частично) исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
При этом проверкой установлено, что акты вывода из коммерческого учета общедомовых приборов учета, установленных в вышеуказанных многоквартирных домах, отсутствуют.
По информации проверяемого лица такие акты не составлялись ни поставщиком услуги, ни управляющей организацией.
Вместе с тем, в ходе предварительной проверки представлены акты периодической проверки узла учета перед отопительным периодом от ноября 2021 по спорному многоквартирному дому, что подтверждает работоспособность ОДНУ. Кроме того, в ходе предварительной проверки представлены акты технического состояния узлов учета, также подтверждающих работоспособность ОДПУ и необоснованность неприменения их показаний при начислении размера платы за коммунальную услугу "отопление".
Предприятием не представлены доказательства непригодности для коммерческого учета тепловой энергии ОДПУ спорных МКД и невозможности применения их показаний при осуществлении расчетов за коммунальную услугу.
Требование о проведении проверки ОДПУ перед началом отопительного периода установлено п. 73 Правил N 1034, в котором указано о составлении акта проверки узла учета тепловой энергии в порядке, установленном п. 62-72 Правил N 1034, но не акта ввода прибора учета в эксплуатацию. Акт ввода в эксплуатацию оформляется только после очередной поверки или ремонта прибора учета (п. 73 Правил N 1034).
Соответственно при проверке ранее введенного в эксплуатацию прибора учета, такой прибор учета признается принятым к коммерческому расчету в установленном порядке.
Таким образом, если ранее расчеты за тепловую энергию осуществлялись исходя из показаний ОДПУ, и фактически ОДПУ были приняты к коммерческому расчету, и не признаны вышедшими из строя, как в рассматриваемом случае, то при таких обстоятельствах у Предприятия отсутствовали правовые основания для неиспользования показаний таких ОДПУ в расчётах за коммунальную услугу по отоплению с потребителями.
Также, по информации управляющей организации МУП "ЖСК - г.Багратионовск" расчет платы за отопление за весь 2020/2021 отопительный период по вышеуказанным многоквартирным домам производились исходя из показаний ОДПУ тепловой энергии, установленных в МКД, которые ежемесячно передавались поставщику коммунальной услуги МУП "Водоканал-Теплосеть" и принимались к расчетам, что подтверждается представленными ответами о суточных параметрах с отметкой МУП "Водоканал-Теплосеть" о получении.
Таким образом, Министерством было установлено, что применяемый расчетным способом МУП "Водоканал- Теплосеть" порядок определения размера платы за отопление за октябрь, ноябрь 2021 года по адресу: Багратионовский район, пос. Долгоруково, ул. Шанина, дом N 7 противоречат требованиям действующего законодательства.
Учитывая вышеизложенное, Министерство пришло к выводу, что Заявителем допущено нарушение пунктов 42 (1), 59 (1), 60 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, выразившееся в расчете размера платы за отопление за октябрь, ноябрь (частично) 2021 исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
По результатам проверки Министерство выдало Предприятию оспариваемое предписание по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства от 19.01.2022 N ЖК-2/29/КАС/30200-вх (далее - предписание), согласно которому установлено нарушение Предприятием пунктов 42 (1), 59 (1), 60 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 (далее - Правила N 354) в части нарушения порядка расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги по отоплению.
В соответствии с Предписанием Предприятию в срок до 20.03.2022 следовало произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь, ноябрь 2021 года всем собственникам/нанимателям помещений в многоквартирном доме, применив в расчетах объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определённый по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного в соответствующем многоквартирном доме, в связи с отсутствием актов вывода общедомовых теплосчетчиков из эксплуатации.
Этим же предписанием Предприятию в срок до 20.03.2022 года надлежало представить в Министерство копии документов, подтверждающих ввод прибора учета в эксплуатацию.
Не согласившись с указанным предписанием Министерства, Предприятие оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354, в многоквартирном доме, который оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, при отсутствии общедомового прибора учета - исходя из норматива потребления.
Пунктом 59 (1) Правил N 354 установлено, что плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Согласно пункту 60 (1) Правил N 354, по истечении указанного в пункте 59 (1) предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается а коммунальную услугу по отоплению в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42 (1) - исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом N 7 по ул. Шанина в п. Долгоруково Багратионовского района находится в реестре лицензий Калининградской области в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет МУП "ЖКС -г. Багратионовск".
Исполнителем коммунальной услуги отопление по адресу: Багратионовский район, пос. Долгоруково, ул. Шанина, дом N 7 является поставщик коммунальной услуги - МУП "Водоканал-Теплосеть".
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что по адресу: Багратионовский район, пос. Долгоруково, ул. Шанина, дом N 7 в многоквартирном доме установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии. По данным адресам имеются акты периодической проверки узла учета перед отопительным периодом, а именно акты допуска к эксплуатации узла учета тепловой энергии, а также акты поверки общедомовых приборов учета, которые подтверждаю рабочее состояние данных приборов учета
Согласно позиции Предприятия, поскольку в соответствии с пунктом 73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034) перед началом отопительного периода 2021-2022 управляющими организациями не произведена проверка готовности узла учета к эксплуатации, то плата за отопление произведена за проверяемый период - октябрь 2021 и ноябрь 2021 года (частично) исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
При этом судом первой инстанции установлено, что акты вывода из коммерческого учета общедомовых приборов учета, установленных в вышеуказанных многоквартирных домах, отсутствуют.
В материалах дела отсутствуют доказательства непригодности для коммерческого учета тепловой энергии ОДПУ спорных МКД и невозможности применения их показаний при осуществлении расчетов за коммунальную услугу.
МУП "Водоканал - Теплосеть" представлен акт периодической проверки узла учета перед отопительным периодом от ноября 2021 года по спорному многоквартирному дому, что подтверждает работоспособность ОДПУ и необоснованность неприменения их показаний при начислении размера платы за коммунальную услугу "отопление".
Требование о проведении проверки ОДПУ перед началом отопительного периода установлено пунктом 73 Правил N 1034, в котором указано о составлении акта проверки узла учета тепловой энергии в порядке, установленном пунктами 62-72 Правил N 1034.
Акт ввода в эксплуатацию оформляется только после очередной поверки или ремонта прибора учета (пункт 73 Правил N 1034). Соответственно при проверке ранее введенного в эксплуатацию прибора учета, такой прибор учета признается принятым к коммерческому расчету в установленном порядке.
Таким образом, если ранее расчеты за тепловую энергию осуществлялись исходя из показаний ОДПУ, и фактически ОДПУ были приняты к коммерческому расчету, и не признаны вышедшими из строя, как в рассматриваемом случае, то при таких обстоятельствах у Предприятия отсутствовали правовые основания для неиспользования показаний таких ОДПУ в расчетах за коммунальную услугу по отоплению с потребителями.
Правила N 354 не содержат среди оснований для неиспользования показаний ОДПУ в расчетах с потребителями коммунальных услуг случай не проведения проверки ОДПУ перед началом отопительного периода, на что в рассматриваемом случае ссылается Заявитель.
Таким образом, Министерством установлено, что применяемый расчетным способом МУП "Водоканал-Теплосеть" порядок определения размера платы за отопление за октябрь, ноябрь 2021 года по адресу: Багратионовский район, п. Долгоруково, ул. Шанина, д. 7 противоречат требованиям действующего законодательства.
Учитывая вышеизложенное, Министерство пришло к обоснованному выводу, что Предприятием допущено нарушение пунктов 42 (1), 59 (1), 60 (1) Правил N 354, выразившееся в расчете размера платы за отопление за октябрь, ноябрь (частично) 2021 исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Доводы Предприятия о том, что ОДПУ не были введены в установленном порядке в эксплуатацию, в связи с чем, по мнению заявителя, их показания не подлежат учету, не соответствуют фактическим обстоятельствам и подлежат отклонению.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции указанные доводы заявлены не были, претензий относительно их первоначального ввода в эксплуатацию Предприятия не заявляло. Напротив, с момента их установки и ввода в эксплуатацию показания ОДПУ применялись в расчетах Заявителем.
Кроме того, в материалах дела содержатся акты допусков к эксплуатации узлов учета тепловой энергии по спорным домам, которые составлены МУП "Водоканал-Теплосеть", что свидетельствует об их фактическом вводе в эксплуатацию и отсутствии претензий к их работоспособности со стороны Предприятия.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности выданного Министерством в адрес Предприятия предписания.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Предприятием требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17 августа 2022 года по делу N А21-2949/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Водоканал-Теплосеть" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2949/2022
Истец: МУП "Водоканал-Теплосеть"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ