город Москва |
|
30 ноября 2022 г. |
дело N А40-108324/22 |
Резолютивная часть постановления от 24.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 30.11.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.09.2022
по делу N А40-108324/22
по заявлению ООО "Газораспределительные сети"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Смертин А.С. по доверенности от 11.03.2021, Кошурников И.А. по доверенности от 20.07.2022;
от заинтересованного лица - Стрелкова Н.И. по доверенности от 16.09.2022;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.09.2022 признано незаконным решение Федеральной антимонопольной службы, оформленное письмом от 13.04.2022 N ВК/36191/22 о возврате тарифного заявления ООО "Газораспределительные сети" от 10.12.2021 N 10/12/2021-1 А и на Федеральную антимонопольную службу возложена обязанность в 15-дневный срок с даты вступления судебного акта в законную силу устранить нарушения прав заявителя путем рассмотрения тарифного заявления ООО "Газораспределительные сети"; в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Антимонопольный орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители антимонопольного органа и общества поддержали свои доводы и возражения.
Через канцелярию суда от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, который приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 10.12.2021 ООО "Газораспределительные сети" обратилось в антимонопольный орган с заявлением об утверждении тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Письмом от 10.12.2021 (получено 13.12.2021) обществом представлены в РСТ Кировской области копия заявления с приложениями, направленного в антимонопольный орган.
Полномочия ООО "Газораспределительные сети" на подачу заявления об утверждении тарифа на услуги по транспортировке газа антимонопольным органом не оспариваются.
В соответствии с п. 19 методических рекомендаций (1021 ПП РФ) и приказом Федеральной антимонопольной службы от 11.02.2016 N 126/16 в антимонопольном органе по заявлению общества создана экспертная группа для оценки достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении (изменении) цен (тарифов), анализа указанных предложений исходя из всех факторов, принимаемых во внимание регулирующими органами при установлении (изменении) цен (тарифов), подготовки заключения по предложениям об установлении (изменении) цен (тарифов).
Письмом от 13.01.2022 N 27-66-01-02 РСТ Кировской области направлено в Федеральную антимонопольную службу заключение об обоснованности предложений обществом по установлению тарифа на транспортировку газа на 2022-2027 годы.
Пунктом 17 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 установлено, что при несоответствии заявления установленным требованиям регулирующий орган возвращает его на доработку в 7-дневный срок со дня получения.
Из материалов дела следует, что заявление общества в 7-дневный срок для доработки антимонопольным органом не возвращалось, оно соответствовало установленным требованиям как в части расчетов и документального обоснования тарифного предложения.
В соответствии с п. 22 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 решение об установлении (изменении) цен (тарифов) принимается правлением регулирующего органа в течение 40 рабочих дней с даты получения заявления об установлении (изменении) цен (тарифов).
Таким образом, у антимонопольного органа имелась обязанность по принятию решения об установлении тарифа на транспортировку газа по газораспределительным сетям заявителя в срок не позднее 15.02.2022.
Между тем, в установленный срок регулирующим органом в нарушение положений п. 22 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 такое решение не принято.
Ссылка антимонопольного органа о том, что данный срок рассмотрения тарифного предложения не является пресекательным, судом апелляционной инстанции отклоняется, так противоречит императивной норме, содержащейся в п. 22 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021.
Из материалов дела следует, что с 04.02.2022 по 22.03.2022 заявителю антимонопольным органом сообщалось о том, что заявление общества находится на рассмотрении.
22.03.2022 в адрес заявителя поступил проект экспертного заключения, из которого следовало, что на рассмотрение заседания Правления Федеральной антимонопольной службы планируется вынесение проекта тарифа в расчетном размере 1.724, 64 руб. / 1.000 куб.м. (2022 год).
Письмом от 29.03.2022 N 409-66-01-02 РСТ Кировской области проинформировало антимонопольный орган, что при установлении тарифа на транспортировку в указанном размере дополнительный рост розничных цен на газ, реализуемый населению, по всем направлениям потребления составит 0,1 %.
Вместе с тем, 13.04.2022, за пределами законодательно регламентированного срока рассмотрения заявления, антимонопольным органом направлено в адрес заявителя письмо N ВК/36091/22 о возврате тарифного заявления, по мотиву наличия судебного спора между заявителем и АО "Газпром газораспределение Киров" относительно права аренды 4-х газопроводов, расположенных в Кирово-Чепецком районе Кировской области.
Из материалов дела и тарифного предложения следукет, что 16.03.2021 между Администрацией муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области и ООО "Газораспределительные сети" по результатам проведения электронных аукционов заключены договоры аренды N 3, N 4, N 5, N 11 на аренду газопроводов низкого давления в целях оказания населению и иным потребителям услуг по газоснабжению.
По условиям п. 1.2, указанные договоры заключены сроком на 5 лет с момента их подписания.
Документально обосновывая тарифное предложение заявителем в составе имущественного комплекса, находящегося в его владении, представлены сведения об указанных газопроводах на праве аренды в Кирово-Чепецком районе Кировской области.
На момент рассмотрения тарифного заявления антимонопольным органом и к моменту возникновения обязанности по принятию решения об установлении тарифа (15.02.2022) судебного акта Арбитражным судом Кировской области по делу N А28-12487/2021 не принималось, сделка по передаче газопровода в аренду недействительной не признавалась, следовательно, недостоверных данных тарифное заявление не содержало.
При этом, в письме от 13.04.2022 антимонопольным органом не указано какие недостоверные данные представлены заявителем в тарифном заявлении от 10.12.2021, а также каким образом рассмотрение судебного спора влияет на рассмотрение тарифного предложения.
Антимонопольный орган, предрешая спор о владении газопроводами заявителя, вышел за пределы полномочий, данных ему нормативно-правовыми актами в сфере тарифного регулирования, нарушив сроки рассмотрения тарифного заявления и возвратив его по основаниям, не предусмотренным законом.
При этом основания для возврата тарифного заявления предусмотрены п. 17 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, однако антимонопольным органом возвращено заявление, не указав в чем заключается несоответствие тарифного заявления установленным требованиям.
Вместе с тем, основания для установления тарифа на транспортировку газа для заявителя у антимонопольного органа имелись, более того, все необходимые мероприятия, предусмотренные законом для утверждения тарифа, кроме принятия решения, ответчиком выполнены, препятствий к этому не имелось.
Ссылка на противоречие оспариваемого судебного акта решению Арбитражного суда Кировской области от 18.06.2022 по делу N А28-12487/2021 несостоятельна, поскольку постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.11.2022 по делу N А28-12487/2021 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об отказе АО "Газпром газораспределение Киров" в иске об оспаривании сделки по передаче в аренду ООО "Газораспределительные сети" газопроводов в Кирово-Чепецком районе Кировской области.
Следовательно, противоречий с иными судебными актами решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.09.2022 не содержит.
На момент рассмотрения заявления об утверждении тарифа и по настоящее время газопроводы находятся в аренде заявителя и из его владения не выбывали.
Ссылка антимонопольного органа на рассмотрение Арбитражным судом Кировской области дела N А28-10979/2021 подлежит отклонению, поскольку предмет данного спора не касается владения ООО "Газораспределительные сети" тех или иных газопроводов.
В обжалуемом решении от 13.04.2022 о возврате заявления об утверждении тарифа довод о наличии данного спора не приводился, предмет спора к существу рассмотрения тарифного предложения регулирующим органом отношения не имеет.
Антимонопольным органом не учтено, что согласно п. 18 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 при изменении тарифов по инициативе регулирующих органов последние выдают организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, предписание о представлении соответствующих предложений об изменении тарифов.
При этом, п. 25 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям регламентировано, что при пересмотре тарифов по инициативе антимонопольного органа субъект регулирования (ГРО) представляет соответствующее предложение об установлении тарифов путем направления в течение месяца с момента запроса антимонопольным органом документов, указанных в п. 24 Методических указаний.
Следовательно, в случае выбытия тех или иных газопроводов из владения газораспределительной организации, если это влияет на экономические показатели, учтенные ранее при утверждении тарифа на транспортировку газа, регулирующий орган наделен правом инициативы по изменению тарифов, в том числе в сторону уменьшения.
Таким образом, права и законные интересы заявителя нарушены, поскольку обществом соблюден установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.09.2022 по делу N А40-108324/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-108324/2022
Истец: ООО "ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16066/2024
18.12.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4037/2023
28.09.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-56465/2023
22.03.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4037/2023
30.11.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-74791/2022
06.09.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-108324/2022