г. Саратов |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А12-7850/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 28.11.2022 года.
Полный текст постановления изготовлен - 30.11.2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Степуры С.М., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 августа 2022 года по делу N А12-7850/2022 (судья Муравьев А.А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" (400011, г. Волгоград, ул. Краснопресненская, д. 1А, ОГРН: 1113460000060, ИНН: 3446040768)
к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (ранее Управлением "Жилищная инспекция Волгограда")
третье лицо: Администрации Кировского района города Волгограда (400059, г. Волгоград, ул. им. Кирова, д. 106А, ОГРН: 1023404289281, ИНН: 3447010212),
о признании незаконными и отмене предписаний
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" (далее - заявитель, ООО "ГК "Южные районы Волгограда", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными и отмене предписаний выданных Управлением "Жилищная инспекция Волгограда" Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (ранее - Управление "Жилищная инспекция Волгограда", Управление) N N 3337-р-1, 3337-р-2 от 17.12.2021 г. об устранении выявленных нарушений многоквартирного дома по ул. Козака, 3 г. Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30 августа 2022 года ООО "ГК "Южные районы Волгограда" отказано в удовлетворении заявленных требований.
ООО "ГК "Южные районы Волгограда" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение о признании незаконным и отмене предписаний Управления "Жилищная инспекция г. Волгограда" N N 3337-р-1, 3337-р-2 от 17.12.2021.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 21.10.2022, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с целью рассмотрения информации, размещенной в сети интернет https://vl02.ru/news/101657, о неисполнении лицензиатом лицензионных требований в части технического состояния фасада, ограждающих конструкций, балконов многоквартирного дома N 3 по ул. Козака, содержания внутридомового газового оборудования, организации технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов, должностным лицом Управления проведена внеплановая выездная проверка в отношении лица, осуществляющего деятельность по управлению названным домом ООО "ГК "Южные районы Волгограда".
В ходе проведения проверки установлено, что техническое состояние фасада в
границах квартиры N 44 ненадлежащее, наблюдаются трещины на несущей плите
многоквартирного дома и отклонения стен от вертикали. Стыки панелей не отвечают требованиям. При осмотре квартир установлено следующее: ограждающие конструкции квартиры N 44 находятся в ненадлежащем техническом состоянии, наблюдаются трещины, отклонение конструкций от вертикали. Перегородка между квартирами NN 43 и 44 находится в ненадлежащем техническом состоянии, наблюдаются сквозные трещины и выпучивание. Ограждающие конструкции квартиры N 48 находятся в надлежащем
техническом состоянии, наблюдаются нитевидные трещины штукатурного слоя ограждающих конструкций. Ограждающие конструкции квартиры N 40 находятся в ненадлежащем техническом состоянии, наблюдаются трещины и выкрашивание бетона из тела плиты.
Управляющей организацией к проверке представлен договор на техническое
обслуживание вентиляционных каналов и дымоходов в многоквартирном доме N 3 по ул. Козака от 01.03.2018 N 367, заключенный с ООО "Волговент".
Согласно акту периодической проверки дымоотводящих каналов от газовых печей (аппаратов) и вентиляционных каналов по адресу: г. Волгоград, ул. Козака, д. 3 от 15.03.2021, проверка дымовентиляционных каналов в квартирах N N 1, 3, 4, 5, 9, 11-14, 16, 18, 19, 21-25, 27, 29, 30, 31, 33, 34, 35, 37, 38, 40, 42, 45, 48 не состоялась по причине отсутствия доступа в жилые помещения. Доступ в квартиры NN 17, 32, 36, 43 не предоставлен, в связи с отказом. Дымовые и вентиляционные каналы квартир NN 2, 7, 15 не могут быть допущены к эксплуатации.
Согласно акту периодической проверки дымоотводящих каналов от газовых печей (аппаратов) и вентиляционных каналов по адресу: г. Волгоград, ул. Козака, д. 3 от 30.05.2021, проверка дымовентиляционных каналов в квартирах N N 1, 3, 5, 6, 9, 11-14, 19, 23-25, 27, 31, 33, 36-38, 40, 42, 44-48 не состоялась по причине отсутствия доступа в жилые помещения. Доступ в квартиры NN 2, 15, 17 не предоставлен, в связи с отказом. Дымовые и вентиляционные каналы квартир NN 4, 8, 12, 16, 21, 35, 39 не могут быть допущены к эксплуатации.
Согласно акту периодической проверки дымоотводящих каналов от газовых печей (аппаратов) и вентиляционных каналов по адресу: г. Волгоград, ул. Козака, д. 3 от 16.11.2021, проверка дымовентиляционных каналов в квартирах N N 1-3, 5, 8, 9, 11, 13-15, 18, 19, 21, 23-25, 27, 28, 31-34, 36-38, 40-44, 46-48 не состоялась по причине отсутствия доступа в жилые помещения. Доступ в квартиры NN 17, 29 не предоставлен, в связи с отказом. Дымовые и вентиляционные каналы квартир NN 4, 8, 12, 16, 35, 39 не могут быть допущены к эксплуатации.
Согласно акту периодической проверки дымоотводящих каналов от газовых печей (аппаратов) и вентиляционных каналов по адресу: г. Волгоград, ул. Козака, д. 3 от 08.12.2021, проверка дымовентиляционных каналов в квартирах N N 2, 3, 5. 9. 18. 19, 20, 25, 27, 31 не состоялась по причине отсутствия доступа в жилые помещения. Дымовые и вентиляционные каналы квартир NN 4, 8, 10, 12, 16, 17, 29, 30, 32 35 36 42, 43, 47, 48 не могут быть допущены к эксплуатации.
В ходе анализа представленных документов установлено, что периодическая
проверка дымовых и вентиляционных каналов на наличие нормальной тяги и отсутствия засорений в квартирах N N 3, 5, 9, 19, 25, 27, 31 в 2021 году не проводилась. Мер по повторной проверке дымовых и вентиляционных каналов на наличие нормальной тяги и отсутствия засорений в вышеуказанных квартирах, принято не было.
Названные обстоятельства свидетельствуют о нарушении управляющей организацией пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктов 3, 15, 16 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), подпунктов "в", "д" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), пунктов 5, 11, 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410) и пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.14, 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила от 27.09.2003 N 170).
Подробно результаты проверки отражены в акте от 17.12.2021 N 3337-р.
По результатам внеплановой выездной проверки, ООО "ГК "Южные районы Волгограда", как лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом N 3 по ул. Козака, выданы предписания от 17.12.2021 N 3337-р-1 со сроком выполнения до 31.12.2021 и требованиями: с целью обеспечения благоприятного и комфортного проживания граждан, провести внеочередную проверку дымовентиляционных каналов квартир, предоставить акт специализированной организации, подтверждающий пригодность дымовентиляционных каналов квартир NN 3, 4, 5, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19, 25, 27, 29, 30, 31, 32, 35, 36, 42, 43, 47, 48 к дальнейшей эксплуатации; N 3337-р-2 со сроком выполнения до 01.02.2022 и требованиями: для обеспечения безопасности и комфортности проживания, принять все необходимые меры по приведению в надлежащее техническое состояние фасада в границах квартиры N 44; для обеспечения безопасности и комфортности проживания, принять все необходимые меры по приведению в надлежащее техническое состояние ограждающих конструкций и перегородок в границах квартир NN 40, 43, 44.
Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда", полагая, что предписания N 3337-Р-1 и N 3337-р-2 от 17.12.2021 являются незаконными и нарушают права и законные интересы Общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые предписания законны и обоснованны, не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Закон Волгоградской области от 10.01.2014 N 12-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" (далее - Закон Волгоградской области от 10.01.2014 N 12-ОД) устанавливает правовые основания для реализации органами местного самоуправления городских округов Волгоградской области государственных полномочий Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля.
Законом Волгоградской области от 10.01.2014 N 12-ОД органам местного самоуправления городских округов Волгоградской области переданы государственные полномочия по государственному жилищному надзору.
На основании постановления администрации Волгограда от 30.12.2015 N 1865 "Об управлении "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда" на территории Волгограда данные полномочия осуществляет администрация Волгограда в лице управления "Жилищная инспекция Волгограда" (далее - Управление).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые предписания выданы уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий.
Пунктом 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией именно она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 данного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 данного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2 статьи 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных названным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, заявитель оспаривает предписание N 3337-р-1 от 17.12.2021, которым на Общество возложена обязанность в срок до 31.12.2022 с целью обеспечения благоприятного и комфортного проживания граждан, провести внеочередную проверку дымовентиляционных каналов квартир предоставить акт специализированной организации, подтверждающий пригодность дымовентиляционных каналов квартир N 3, 5, 9, 19, 25, 27, 31, 29, 43, 48, 36, 42, 35, 32, 4, 8, 12, 16, 10, 30, 47, 17 многоквартирного дома N 3 по ул. Козака к дальнейшей эксплуатации.
Из акта проверки N 3337-Р от 17.12.2021 (по многоквартирному дому N 3 по ул. Козака) следует, что техническое состояние фасада в границах квартиры N 44 ненадлежащее, наблюдаются трещины на несущей плите многоквартирного дома и отклонения стен от вертикали. Стыки панелей не отвечают требованиям (т. 2 л.д. 2-7).
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ, подпунктов "а", "в", "ж" пункта 2 Правил N 491, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений, встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты
перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, являются общим имуществом собственников помещений и принадлежат им на праве общей долевой собственности.
Пункт 10 Правил N 491 предусматривает, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
При управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией (пункт 16 Правил N 491).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила от 27.09.2003 N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В соответствии с гл. 2 Правил от 27.09.2003 N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Техническое обслуживание жилищного фонда также включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и так далее. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме") утвержден минимальный перечень (далее - минимальный перечень N 290), который применяется к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу названного постановления.
С учетом изложенного, судом верно сделан вывод о том, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта, должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. При этом положения ст. 162 ЖК РФ с учетом системного их толкования регламентируют лишь работы и услуги сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Аналогичная позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, в постановлении Президиума от 29.09.2010 N 6464/10, в соответствии с которой, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме и обязательно при рассмотрении данного спора ввиду аналогичности дел.
Пунктом 7 Правил от 13.08.2006 N 491 предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 названных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с подп. "е" п. 11 Правил от 13.08.2006 N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Пунктом 15 Минимального перечня N 290 предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов, в том числе: техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах, устранение засоров в каналах, устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов, замена дефективных вытяжных решеток и их креплений; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Обязанность управляющей организации содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы предусмотрена абз. 2 п. 5.5.6, п. 5.5.12 Правил от 27.09.2003 N 170.
В силу пункта 16 Минимального перечня N 290 к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания печей, каминов и очагов в многоквартирных домах относится: определение целостности конструкций и проверка работоспособности дымоходов печей, каминов и очагов; устранение неисправностей печей, каминов и очагов, влекущих к нарушению противопожарных требований и утечке газа, а также обледенение оголовков дымовых труб (дымоходов); очистка от сажи дымоходов и труб печей; устранение завалов в дымовых каналах.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному вводу о том, что восстановление работоспособности вентиляционных каналов в многоквартирном доме относится к работам по текущему ремонту многоквартирного дома. Обязанность по содержанию жилфонда в пригодном для проживания состоянии не зависит от принятия или непринятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о проведении ремонтных работ и фиксации их в тексте договора управления. Если такое решение не принято, это не считается препятствием для выполнения текущих работ, направленных на поддержание установленного уровня содержания общего имущества в многоквартирном доме. Такие работы должны выполняться управляющей организацией независимо от решения общего собрания.
Также, из материалов дела, заявитель оспаривает предписание N 3337-р-2 от 17.12.2021, которым на Общество возложена обязанность в срок до 01.02.2022 для обеспечения безопасности и комфортности проживания принять все необходимые меры по приведению в надлежащее техническое состояние фасада в границах квартиры N 44 (п.1); для обеспечения безопасности и комфортности проживания принять все необходимые меры по приведению в надлежащее техническое состояние ограждающих конструкций и перегородок в границах квартир NN 43, 44, 40 (п. 2).
Из акта проверки N 3337-Р от 17.12.2021 (по многоквартирному дому N 3 по ул. Козака) следует, что при осмотре квартиры N 40 установлено, что ограждающие конструкции находятся в ненадлежащем техническом состоянии, наблюдаются трещины, отклонение конструкций от вертикали. Перегородка между квартирами N 44, 43 находится в ненадлежащем состоянии, наблюдаются сквозные трещины и выпучивания. При осмотре квартиры N 48 установлено, что ограждающие конструкции находятся в ненадлежащем техническом состоянии, наблюдаются нитевидные трещины штукатурного слоя ограждающих конструкций. При осмотре квартиры N 40 установлено, что ограждающие конструкции находятся в ненадлежащем техническом состоянии наблюдаются трещины и выкрашивание бетона из тела плиты (т. 2 л.д. 2-7).
На основании пункта 9 Минимального перечня N 290 к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, относится, в числе прочего, выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Пунктом 4.2.1.14 Правил от 27.09.2003 N 170 установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.
Из пункта 3 Минимального перечня N 290 следует, что работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов: выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств; выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков; выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней; в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
Согласно пункту 4.3.1 Правил от 27.09.2003 N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; звукоизоляцию; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
В соответствии с пунктом 4.3.2 Правил от 27.09.2003 N 170 местные отслоения штукатурки и трещины должны устраняться по мере их обнаружения, не допуская их дальнейшего развития.
В силу пункта 4.3.3 Правил от 27.09.2003 N 170 усиление перекрытий, устранение сверхнормативных прогибов перекрытий, устранение смещения несущих конструкций от стен или прогонов в кирпичных сводах или выпадение отдельных кирпичей (недостаточной глубины опирания элементов), трещин и других деформаций, снижающих несущую способность и устойчивость перекрытия, должны производиться по проекту. При обнаружении указанных деформаций перекрытий должны быть приняты срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
Таким образом, Правилами от 27.09.2003 N 170 прямо установлены обязанности управляющих организаций по обеспечению исправного состояния и надлежащего содержания общего имущества, управляемых ими многоквартирных домов.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что приведение фасада и стен многоквартирного дома в надлежащее состояние (независимо от объема проводимых работ) относится к работам текущего, а не капитального характера и входит в обязанности управляющей организации.
Кроме того, из вышеназванных требований нормативных правовых актов не
следует, что проведение капитального ремонта является единственным способом устранения выявленных нарушений. Более того, в оспариваемых предписаниях не указано на необходимость проведения Обществом работ именно капитального характера.
Таким образом, обязанность организации, с которой собственниками помещений многоквартирного дома заключен договор управлении многоквартирным домом, по обеспечению надлежащего содержания и использования общего имущества соответствующего дома, прямо установлена положениями действующего законодательства.
Исходя из статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость является важным требованием к предписанию и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от контролирующего органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения; содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Апелляционным судом установлено, что оспариваемые предписания содержат перечень выявленных Управлением нарушений. Во исполнение вынесенных предписаний заявителю необходимо принять все необходимые меры по приведению в надлежащее техническое состояние фасада в границах квартиры N 44, привести в надлежащее состояние ограждающие конструкции и перегородки в границах квартир NN 43, 44, 40, а также провести внеочередную проверку дымовентиляционных каналов квартир и предоставить акт специализированной организации, подтверждающий пригодность дымовентиляционных каналов N 3, 5, 9, 19, 25, 27, 31, 29, 43, 48, 36, 42, 35, 32, 4, 8, 12, 16, 10, 30, 47, 17 многоквартирного дома N 3 по ул. Козака к дальнейшей эксплуатации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, содержащиеся в предписаниях формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю.
Судебная коллегия отмечает, что отсутствие указания на конкретный способ исполнения предписания не свидетельствует о неисполнимости, следовательно, незаконности.
Каким способом Общество будет исполнять выданное предписание, оно должно определить само в соответствии с принятыми на себя обязательствами по договору управления; контролирующий орган должен указать в предписании только свое требование, подлежащее выполнению в целях устранения допущенного нарушения законодательства, но не способ его исполнения.
Таким образом, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" удовлетворению не подлежит.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относится на заявителя.
При подаче апелляционной жалобы Общество по платежному поручению от 14.10.2022 N 892 уплатило государственную пошлину в размере 3000 рублей, в связи с чем, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 августа 2022 года по делу N А12-7850/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" (ОГРН 1113460000060, ИНН 3446040768) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 рублей 00 копеек. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-7850/2022
Истец: ООО ГРУППА КОМПАНИЙ "ЮЖНЫЕ РАЙОНЫ ВОЛГОГРАДА"
Ответчик: Управление "Жилищная инспекция Волгограда" департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА