город Воронеж |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А14-10702/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от закрытого акционерного общества "СВТ-СЕРВИС": Новиковой О.Б., представителя по доверенности от 10.01.2022;
от Воронежской таможни: Бородина Д.С., представителя по доверенности N 07-49/15 от 08.04.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Воронежской таможни (ОГРН 1023601540830, ИНН 3664021807) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2022 по делу N А14-10702/2022 по заявлению закрытого акционерного общества "СВТ-СЕРВИС" (ОГРН 1023601553975, ИНН 3666030860) к Воронежской таможне (ОГРН 1023601540830, ИНН 3664021807) о признании незаконным и отмене постановления от 14.06.2022 по делу об административном правонарушении N 10104000- 658/2022,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "СВТ-СЕРВИС" (далее - заявитель, ЗАО "СВТ-СЕРВИС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением от 28.06.2022 N 28/06-22 к Воронежской таможне, (далее - административный орган, таможенный орган) об отмене постановления от 14.06.2022 о назначении административного наказания по ст. 16.15 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 6000 руб. по делу об административном правонарушении N 10104000- 658/2022.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 04.07.2022 заявление принято судом в порядке упрощенного производства.
Определением от 29.08.2022 суд области перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2022 удовлетворены заявленные ЗАО "СВТ-СЕРВИС" требования от 28.06.2022 N 28/06-22 к Воронежской таможне об отмене постановления от 14.06.2022 о назначении административного наказания по ст. 16.15 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 6000 руб. по делу об административном правонарушении N 10104000-658/2022.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Воронежская таможня обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просила обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Воронежской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ЗАО "СВТ-СЕРВИС" возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы не состоятельными, просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя лиц, участвующих в деле, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что 26.01.2022 в адрес ООО "БЕТАСИД РУС" из Германии по транзитной декларации N 11209103/230122/0118323 от 23.01.2022, транспортной накладной (CMR) N 81116886 TRUCK 12 от 13/01/2022, INVOICE N 1600005932 от 11.01.2022 прибыл товар - семена сахарной свеклы (далее - Товар).
26.01.2022 Товар размещен на временное хранение на склад временного хранения (далее - СВХ) ЗАО "СВТ-СЕРВИС".
Отчет о выдаче товаров с территории СВХ по форме ДО-2 N 0000111 (регистрационный номер 10104030/020222/0000108) заполнен и представлен в Воронежскую таможню 02.02.2022.
В связи с указанием в графе 18 "Наименование получателя" Отчета о по форме ДО-2 N 0000111 ООО "БЕТАСИД" вместо ООО "БЕТАСИД РУС", Постановлением Воронежской таможни от 14.06.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10104000-658/2022 Общество было привлечено к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ за представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Не согласившись с вынесенным постановлением ЗАО "СВТ-СЕРВИС" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд, оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, признает заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении не иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 16.15 КоАП РФ установлено, что непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, связанные с предоставлением в таможенный орган отчетности. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 КоАП РФ, выражается, в частности, в непредставлении или нарушении срока предоставления в таможенный орган отчетности, либо предоставления отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, на которое в силу действующего законодательства возложена обязанность по представлению отчетности в таможенный орган.
В силу пункта 1 статьи 99 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места, в которых в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи может осуществляться временное хранение товаров (далее - места временного хранения.
В соответствии со статьей 414 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения обязан вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.
Приказом ФТС России от 18.03.2019 N 444 "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности" (далее - Порядок) определены порядок помещения товаров на временное хранение, формы отчетности, представляемые владельцами складов временного хранения, порядок и сроки её предоставления, а также отражаемая в ней информация.
Согласно пункту 11 Порядка выдача товаров с СВХ (иного места временного хранения товаров) осуществляется, в частности, в случае помещения товаров под таможенную процедуру, предусмотренную ТК ЕАЭС.
В соответствии с вышеуказанными нормами ТК ЕАЭС, пункта 2 приложения N 5 к Приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ, отчетность об их хранении, по следующим формам:
ДО-1 - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение,
ДО-2 - отчетность, формируемая при выдаче товаров с территории СВХ,
ДОЗ - отчетность, предоставляемая по разовому требованию таможенного органа.
В силу пункта 4 приложения N 5 отчетность, формируемая при выдаче товаров с СВХ по форме ДО-2, предоставляется владельцем СВХ таможенному посту не позднее следующего рабочего дня, следующего за днем фактического вывоза товара с территории СВХ.
Согласно пункту 6 приложения N 5 заполнение отчета по форме ДО-2 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помещенных под таможенную процедуру, либо выданных с территории СВХ (иного места временного хранения, указанного в пункте 2 приложения N 4).
В приложении N 5 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 установлено, что отчетность предоставляется владельцами СВХ по структуре и форматах, определенных альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками ВЭД сведений таможенным органам в электронной форме.
Как следует из материалов дела, в поданном 02.02.2022 отчете о выдаче товаров с территории СВХ по форме ДО-2 N 0000111 (регистрационный номер 10104030/020222/0000108) в графе "Наименование получателя" заявителем указано ООО "БЕТАСИД" (л.д. 33).
При этом, таможенным органом не представлено доказательств, что данные сведения содержали недостоверные сведения.
Исходя из смысла пунктов 1, 2 статьи 64, пункта 3 статьи 71 АПК РФ достоверными являются сведения, соответствующие действительности, то есть способные служить средством формирования представления, знания об обстоятельствах, объекте либо субъекте.
Вместе с тем, недостоверные сведения - сведения не соответствующие действительности, противоречащие фактам и подтвержденным данным, то есть не соответствующие сведениям из подтвержденных официальных источников.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму.
В силу пункта 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
Согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц полное наименование на русском языке получателя груза общество с ограниченной ответственностью "БЕТАСИД РУС", сокращенное наименование на русском языке - ООО "БЕТАСИД РУС".
Таким образом, наименование получателя, указанное Обществом в отчете ДО-2 N 0000111 - ООО "БЕТАСИД", не противоречит наименованию получателя, включенному в единый государственный реестр юридических лиц, а является неполным.
Неполное наименование получателя в отчете ДО-2 за регистрационным номером 10104030/020222/0000108 не может квалифицироваться как недостоверные сведения либо искаженные.
Как установлено судом, данные обстоятельства не привели к искажению сведений о товаре и не являлись значимым для целей таможенного оформления.
Представленными в материалы дела доказательствами - уведомление о выпуске товаров по ДТ N 10104030/31012022/0000087 (л.д. 31), пропуск на выезд (л.д. 32), отчет N 0000111 от 02.02.2022 о выдаче товаров с СВХ (графа 17) (л.д. 112), декларация на товары N 10131010/310122/3057921 от 31.01.2022 (л.д. 108), письмо представителя ООО "БЕТАСИД РУС", подтверждается, что таможенные органы на момент направления Обществом отчета и фактической выдачи Товара обладали информацией о получателе груза и воспринимали ее как ООО "БЕТАСИД РУС".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие (недоказанность) состава административного правонарушения является обстоятельствами, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая изложенное, суд области правомерно признал оспариваемое постановление таможенного органа незаконным и отменил его.
Доводы жалобы, что при вынесении обжалуемого решения неправильно применены нормы материального права, сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, не нашли своего подтверждения.
Подлежат отклонению ссылки таможенного органа на судебную практику по вопросу применения ст.16.15 КоАП РФ, поскольку суд рассмотрел настоящее дело исходя из обстоятельств, установленных в настоящем деле, и не являющихся тождественными с обстоятельствами в спорах, приведенных таможенным органом.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2022 по делу N А14-10702/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Воронежской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-10702/2022
Истец: ЗАО "СВТ-СЕРВИС"
Ответчик: Воронежская таможня