город Томск |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А02-716/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сорокиной Е.А., |
судей |
|
Афанасьевой Е.В., Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семененко И.Г., рассмотрев апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "Чемал Развитие" (07АП-8993/2022) на решение от 11.08.2022 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-716/2022 (судья Амургушев С. В.) по исковому заявлению Министерство сельского хозяйства Республики Алтай (ОГРН 1020400735662, ИНН 0411006231, ул. Северная, д. 12, г. Горно-Алтайск, Респ. Алтай) к Сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив "Чемал Развитие" (ОГРН 1190400002253, ИНН 0400012032, ул. Энергетиков, д. 4, кв. 9, с. Толгоек, р-н. Чемальский, Респ. Алтай) о взыскании 17248081 рубля 22 копеек,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Перевал Про",
СУД УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Алтай (далее - истец, Минсельхоз РА) обратилось в арбитражный суд с иском к сельскохозяйственного потребительскому перерабатывающему кооперативу "Чемал Развитие" (далее - ответчик, СППК "Чемал Развитие") о взыскании 17248081 рубля 22 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 11.08.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, указывая, что судом не учтены обстоятельства того, что ответчик не мог до монтажа оборудования на его территории предоставить его для осмотра истцом. После проведения согласованных действий по договору поставки оборудования, у ответчика будет возможность исполнения требований истца.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу истец полагает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Судом установлено и следует из материалов дела, 12 октября 2020 года на основании решения региональной конкурсной комиссии по отбору претендентов для получения субсидии на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (протокол от 12.10.2020 г.), между Минсельхозом РА и СППК "Чемал Развитие" (Получатель) заключено Соглашение о предоставлении из республиканского бюджета Республики Алтай субсидии на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов N 3-СПоК (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктами 1.1 - 1.1.3 Соглашения предметом Соглашения является предоставление Минсельхозом РА Получателю из республиканского бюджета Республики Алтай субсидии:
в целях финансового обеспечения затрат Получателя, связанных с развитием материально-технической базы сельскохозяйственных перерабатывающих и сбытовых кооперативов (далее - Субсидия); в целях: реализации Получателем мероприятий государственной программы Республики Алтай "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28 сентября 2012 года N 242, соглашения о предоставлении субсидии бюджету Республики Алтай из федерального бюджета, заключенного между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Алтай от 23 декабря 2019 года N 082-09-2020-003; развития на территории сельских поселений и межселенных территориях Республики Алтай сельскохозяйственной потребительской кооперации; на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса Республики Алтай.
Согласно пункту 2.1 Соглашения, сумма субсидии на цели, указанные в разделе Соглашения, составила 17248081 рубль 22 копейки.
Сумма субсидии перечислена на лицевой счет Ответчика, открытый в Управлении Федерального казначейства по Республике Алтай, 16 и 19 октября 2020 г., платежными поручениями N 734361 (16263588 рублей 60 копеек) и N 735821 (984492 рублей 62 копейки), соответственно.
На основании пункта 3.4 Соглашения расходование средств субсидий осуществляется в соответствии с календарным планом работ (Приложение N 1 к Соглашению) и сметой расходов средств (Приложение N 2 к Соглашению).
В подтверждение расходования средств субсидии СППК "Чемал Развитие" представил в Минсельхоз РА копию договора N 9, заключенного 17.02.2021 с ООО "Си-Про Красноярск" на поставку оборудования, указанного в Приложении N 2 к Соглашению, всего 21 позиция, на общую сумму 24 830 981 рубль (далее - Договор N 9).
Согласно копиям товарных накладных от 18.02.2021 N N 11-31, оборудование получено СППК "Чемал-Развитие" от поставщика 18.02.2021.
Средства субсидии были перечислены СППК "Чемал Развитие" на расчетный счет ООО "Си-Про Красноярск" в размере 15800452 рубля 93 копейки, в счет оплаты собственных денежных средств - 9 030528 рублей 07 копеек.
После получения 18.02.2021 Ответчиком товара по Договору N 9, данный товар до договору 01.03.2021 передан ООО "Си-Про Красноярск" по договору ответственного хранения оборудования (ТМЦ) N ТОБ (далее - договор N 2/0Б), согласно которому, СППК "Чемал-Развитие" передал ООО "Си-Про Красноярск" на ответственное хранение сроком с 01.03.2021 по 15.09.2022 товарно-материальные ценности, поименованные в актах приема-передачи от 1 и З марта 2021 года.
Из копии договора N ТОБ не усматривается место (адрес) где должно храниться оборудование, приобретенное ответчиком с использованием средств субсидии. Также установлено, что ООО "Си-Про Красноярск" переименовано в ООО "Перевал-Про", а 08.04.2021 сменило регион места нахождения на г. Новосибирск (ул. Терешковой, д. 36 А, кв. 9).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, 29.12.2021 сведения об адресе ООО "Перевал Про" признаны органом Федеральной налоговой службы недостоверными.
Согласно акту проверки исполнения соглашения в рамках предоставления государственной грантовой поддержки по мероприятию развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов от 14.10.2021, имущество, указанное в договоре N ТОБ находится на хранении с 01.02.2021 по 15.09.2022, то есть для осмотра комиссии Министерства не представлено.
В запросе от 02.02.2022 N 320 Минсельхоз РА, в соответствии с пунктами 4.1.7, 4.3.10 Соглашения, потребовал от ответчика предоставить сведения о месте нахождения (адресе) хранения оборудования, переданного СППК "Чемал-Развитие" ООО "Си-Про Красноярск" по договору N 2/0Б.
СППК "Чемал-Развитие" в ответе от 14.02.2022 N 8/22 на запрос Минсельхоза РА уклонился от исполнения возложенных Соглашением обязанностей и требуемые сведения в Министерство не представил.
"22" февраля 2022 г. Минсельхоз РА направил в адрес Ответчика уведомление (претензию) N 554, в котором потребовало:
1)не позднее 10 рабочего дня со дня получения уведомления (претензии) представить в Минсельхоз РА информацию о месте нахождения (адресе) хранения оборудования, переданного СППК "Чемал-Развитие" ООО "Си-Про Красноярск" по договору N 2/0Б, обеспечить доступ представителей Министерства к месту хранения для осмотра оборудования;
2) в случае неисполнения требования, указанного в пункте первом, в течение 30 календарных дней с момента получения настоящего уведомления (претензии) произвести возврат гранта в полном размере (17248081 (семнадцать миллионов двести сорок восемь тысяч восемьдесят один) рубль 22 копейки) в республиканский бюджет Республики Алтай, согласно прилагаемым платежным реквизитам. Также разъяснены последствия неисполнения уведомления (претензии).
Уведомление получено ответчиком 17.03.2022, что подтверждается уведомлением о вручении.
СППК "Чемал Развитие" в ответе от 28.03.2022 N 14 (вх. от 08.04.2022 N 1361) на указанную претензию, требуемые Минсельхозом РА сведения не представил, указав, что сведения о месте нахождения (адресе) хранения оборудования, переданного СППК "Чемал-Развитие" ООО "Си-Про Красноярск" по договору N 20Б запрошены от ООО "Перевал Про" и будут представлены в Министерство после получения ответа.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления, направленного ответчиком в адрес ООО "Перевал Про", со 02.04.2022 не вручено адресату, при этом как указано выше, сведения об адресе ООО "Перевал Про" признаны органом Федеральной налоговой службы недостоверными.
Представленный Минсельхозом РА ответчику срок для исполнения уведомления (претензии) Министерства от 22.02.2022 N 554 истек 18 апреля 2022 г.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в том числе в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 18.02.2020 N 41 (далее - Порядок), субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные настоящим Порядком.
Согласно п. 4.1.7 Соглашения от 12.10.2020 Министерство обязано осуществлять контроль за соблюдением Получателем и поставщиком порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением, путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок:
4.1.7.1. по месту нахождения Министерства на основании:
4.1.7.1.1. отчетов о расходах Получателя, источником финансового обеспечения которых является Субсидия, по формам, установленным в приложениях N 4, 5, 6 к Соглашению;
4.1.7.1.2. иных документов, представленных Получателем по запросу Министерства в соответствии с пунктом 4.3.10 Соглашения.
4.1.7.2. по месту нахождения Получателя путем документального и фактического анализа операций, связанных с использованием Субсидии, произведенных Получателем.
На основании п. 4.1.8 Соглашения, в случае установления Министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения Получателем условий, целей и Порядка предоставления субсидии и настоящего Соглашения, в том числе указания в документах, представленных Получателем в соответствии с настоящим Соглашением, недостоверных сведений, направлять Получателю требование (уведомление) об обеспечении возврата Субсидии в республиканский бюджет Республики Алтай в размере и в сроки, определенные в указанном требовании (уведомлении).
Согласно пункту 2.1 Соглашения, сумма субсидии на цели, указанные в разделе Соглашения, составила 17248081 рубль 22 копейки.
Сумма субсидии перечислена на лицевой счет Ответчика, открытый в Управлении Федерального казначейства по Республике Алтай, 16 и 19 октября 2020 г., платежными поручениями N 734361 (16263588 рублей 60 копеек) и N 735821 (984492 рублей 62 копейки), соответственно.
Согласно копиям товарных накладных от 18.02.2021 N N 11-31, оборудование получено СППК "Чемал-Развитие" от поставщика 18.02.2021.
Средства субсидии были перечислены СППК "Чемал Развитие" на расчетный счет ООО "Си-Про Красноярск" в размере 15800452 рубля 93 копейки, в счет оплаты собственных денежных средств - 9 030528 рублей 07 копеек.
После подписания СППК "Чемал Развитие" и ООО "Си-Про Красноярск" товарных накладных в получении 18.02.2021 ответчиком оборудования по договору N 9, стороны заключили договор ответственного хранения оборудования от 01.03.2022 N 2/ОБ, согласно которому, СППК "Чемал-Развитие" передал ООО "Си-Про Красноярск" на ответственное хранение сроком с 01.03.2021 по 15.09.2022 оборудование, поименованное в актах приема-передачи.
Срок хранения оборудования выходит за пределы срока приобретения и монтажа нового оборудования для производственных объектов, установленного приложением N 1 к соглашению, который истекает 15.08.2022.
Из копии договора N ТОБ не усматривается место (адрес) где должно храниться оборудование, приобретенное ответчиком с использованием средств субсидии. Также установлено, что ООО "Си-Про Красноярск" переименовано в ООО "Перевал-Про", а 08.04.2021 сменило регион места нахождения на г. Новосибирск (ул. Терешковой, д. 36 А, кв. 9).
Согласно п. 4.3.12 Получатель обязан обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых в Министерство в соответствии с настоящим Соглашением.
На основании п. 4.3.10 Соглашения Получатель обязан направлять по запросу Министерства документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидии в соответствии с пунктом 4.2.3 Соглашения, в течение 10 рабочих дней со дня.
Из представленных ответчиком истцу копии руководств по эксплуатации морозильных ларей с глухой крышкой МЛК 350, МЛК 600 и МЛК 800, следует, что они изготовлены 01.03.2021, 13.03.2021 и 10.05.2021, то есть после даты получения оборудования по договору, что свидетельствует о том, что ответчиком данное оборудование не могло быть получено и передано на хранение.
В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 18.02.2020 N 41 (далее - Порядок), субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные настоящим Порядком
В соответствии с пунктом 10, пунктом 11 Порядка, Получатель в течение 30 календарных дней с момента получения уведомления (претензии) о необходимости возврата субсидии в республиканский бюджет Республики Алтай обязан произвести возврат суммы субсидии. В случае невозврата в установленный срок суммы субсидии в добровольном порядке сумма субсидии взыскивается в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ответчик не подтвердил целевое использование средств субсидии в размере 15800452 рубля 93 копейки, а поскольку, частичное исполнение обязательств по Соглашению не обеспечивает выполнение Ответчиком обязательств в объеме, предусмотренном этим соглашением, и достижение целей, предусмотренных бизнес-планом, сумма субсидии подлежит взысканию в полном размере в республиканский бюджет Республики Алтай, доказательств иного апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены/изменения решения не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на ее подателя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь статьёй 110, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 11.08.2022 по делу N А02-716/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "Чемал Развитие" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
Е.А. Сорокина |
Судьи |
Е.В.Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-716/2022
Истец: Министерство сельского хозяйства Республики Алтай
Ответчик: Сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив "Чемал Развитие"
Третье лицо: ООО "Перевал Про"